Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек(из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района Томской областив 90-е гг. XX в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек(из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района Томской областив 90-е гг. XX в.)

Встатье рассматривается практика сельских библиотек Кожевниковского районаТомской области 90-х гг. XX в. по развитию и поддержке семейного чтения, когдаконкуренцию чтению составляло, прежде всего, телевидение. Раскрывается проблема библиотечного обслуживания, связанная с падением значимости семейного чтения. Характеризуется практическая деятельность сельских библиотек Кожевниковского района Томской области, направленная на привлечение к совместному чтениючленов семьи.

The support of family reading as direction of work of rural libraries(from the experience of activity of libraries of the Kozhevnikovsky district of the Tomsk regionin 90th of the XX century).pdf Развитие семейного чтения остается одной из актуальных проблем сего-дняшнего дня. Её решение имеет большое значение не только в плане при-влечения к чтению подрастающего поколения, но и в силу того, что создаётпредпосылки для воспитания у молодёжи уважительного отношения к чте-нию и книге, формирует представление о том, что книга является источникомсоциального опыта, ценностного самоопределения.Сложность решения проблем семейного чтения определяется целым ря-дом факторов, основными среди которых являются утрата существовавшейтрадиции семейного чтения, осознававшегося как важное звено семейноговоспитания подрастающего поколения, а также конкуренция компьютерныхтехнологий и телевидения, в значительной степени сокращающих время, ко-торое могло бы уделяться совместному чтению взрослых и детей.Упоминания о значении книги в воспитании встречаются еще в древне-русских источниках, таких как «Поучение Владимира Мономаха» и «Домо-строй». Как таковая, традиция семейного чтения в России, укоренившаяся вXVIII в. (когда чтение стало обязательным для светского человека, такжестало развиваться издание детской литературы), поддерживалась до началаXX в. Она подразумевала (прежде всего, в дворянских семьях) чтение другдругу вслух поучительных или понравившихся произведений (как поэтиче-ских, так и прозаических, как художественных, так и нехудожественных),обмен мнениями о прочитанном, передачу книг из поколения в поколение исовместное формирование домашних библиотек. Пополнение библиотек про-исходило при участии всех членов семьи, которые могли участвовать в обсу-ждении приобретения каждой новой книги [1. С. 135; 2. С. 6-7].Семейное чтение способствовало духовному воспитанию детей и начина-лось, когда дети еще не умели читать: в таком случае они выступали «пас-сивными читателями», слушателями сказок, поэтических произведений, ко-торые читали им взрослые. Чтение на ночь сказок, стихов, пение колыбель-ных - семейная традиция, которая позволяла взрослым и детям проводитьвремя вместе, общаться, а также способствовало формированию у детей ин-тереса к книге и стремления к самостоятельному чтению. Чтение рассматри-валось как источник социального опыта, который давал возможность обсу-дить деликатные проблемы. Таким образом, семейное чтение было эффек-тивным способом формирования читателя с малых лет.Пример читающих взрослых также способствовал поддержанию интересак чтению. Семейное чтение было важной формой воспитательной работы.Чтение ребенку вслух, обсуждение литературы развивало такое важное уме-ние, которым не всегда обладают люди, - умение слушать. Слушание обес-печивало возможность последующего обсуждения, что также было немало-важно и с точки зрения взаимопонимания взрослых и детей, и с воспитатель-ной точки зрения, потому что на основе обсуждения можно было сделать вы-воды о личностных качествах, о поведении в обществе, решать самые раз-личные проблемы, с которыми подрастающее поколение могло столкнуться вжизни. [1. С. 136; 2. С. 9; 3].Нельзя забывать и о том, что семейное чтение, взаимное обсуждениеобеспечивало и возможность совместного творчества, которое также моглоначаться еще на этапе чтения взрослыми маленьким детям сказок или же ис-пользовалось в качестве воспитательного приема1.Как указывает исследовательница Ю.И. Соловьева: «В книгах сосредото-чено веками накопленное духовное богатство нации. Читая книги, мы сопри-касаемся с историей, с традициями своего народа, перестаем быть «иванами,не помнящими родства» и начинаем ощущать сопричастность к общечелове-ческим идеалам. Книги хранят самое главное национальноевались произведения, предназначенные для чтения и обсуждения в семейномкругу [2. С. 8].В сельских библиотеках всегда значительное внимание уделялось нетолько детскому, но и семейному чтению, которое также способствовалоулучшению взаимопонимания между взрослыми и детьми или, по крайнеймере, давало возможность обеспечения диалога. Организация конкурсов, ме-роприятий, цель которых - объединение всех членов семьи на основе чтения,является важным аспектом библиотечного обслуживания и в настоящее вре-мя. Примером тому может служить опыт, накопленный в этом направлениибиблиотечной сетью Кожевниковского района Томской области. Деятель-ность библиотек района по работе с читающими семьями, работа по привле-чению семей к совместному чтению периодически отражались и на страни-цах районной газеты «Знамя труда». Многие заметки для газеты были подго-товлены старшим библиотекарем Кожевниковской детской библиотекиВ. Дурневой.В районной библиотеке Кожевниковского района в 1994 г. был открытсемейный клуб. Целью встреч в клубе было привлечение семей к активному,творческому совместному отдыху. Как правило, на встречах проводилисьразличные литературные игры. Например, конкурс «Бюро находок»: игрокампоказывали какую-либо вещь, которой нужно было найти «владельца» - ли-тературного персонажа. Еще один конкурс предполагал необходимость отга-дать литературного героя по его портрету и т. д. [8. С. 4].В 1996 г. этот клуб действовал уже под названием «Семья». Работа клубапо-прежнему проходила в игровой форме. Для детей устраивались театрали-зованные представления [9. С. 4].Сегодня говорят о разрушении складывавшейся долгое время традиции.Основная роль «корня зла» отводится современным технологиям - преждевсего, телевидению, сети Интернет, компьютерным играм. В более глобаль-ном плане говорят о кризисе семьи как социального института; характернойчертой кризиса семьи является ее атомарность - отсутствие точек «соприкос-новенияu1072 {»,получил особую популярность роман М. Митчелл «Унесенные ветром». Об-суждению этой книги, в частности, было посвящено заседание клуба «Книго-люб» Еловской библиотеки в марте 1991 г. Правда, сам фильм большинствуучастников заседания посмотреть перед обсуждением еще не довелось, пото-му что в то время его показывали только в Томске. И лишь одна из участниц,видевшая фильм до заседания, смогла поделиться своими впечатлениями отего просмотра. [11. С. 3].Телевидение стало основным конкурентом чтению. Свидетельством про-блемы отсутствия практики семейного чтения стала, в частности, невозмож-ность набрать большое количество участников при организации в 1992 г.традиционного конкурса на лучшую читающую семью «Мама, папа, я - чи-тающая семья». Темой конкурса стал «Удивительный мир приключений»; всезадания были посвящены фантастической и детективной литературе. В каче-стве участников выступили всего две семьи. По мнению организаторов кон-курса, основными причинами, вызвавшими сложности при наборе участни-ков, стали уже указанная конкуренция чтения и телевидения и отсутствиекультуры семейного чтения. В. Дурнева отмечала, что родители не читают сдетьми книги, которые были бы интересны всем поколениям, либо вообще нечитают, не воспитывают в детях любовь к чтению [12. С. 2].Работа, объединявшая всех членов семьи, отражалась в самых различныхконкурсах, не обязательно прямо подразумевавших выбор самой читающейсемьи. Так, в 1995 г. совместными усилиями районной Кожевниковской биб-лиотеки и школ района был проведен творческий конкурс на лучшее школь-ное сочинение по теме «Моя семья в Великой Отечественной войне». Настраницах «Знамени труда» были опубликованы выдержки из некоторых ра-бот; наиболее интересные сочинения приводились целиком. Ряд работ учени-ков Кожевниковской школы № 2 был отобран для областного литературногофестиваля. Победители фестиваля получили призы, значки и удостоверенияучастников [13. С. 2; 14. С. 4].Проводились є®ўїіи игры по образцу телевизионныхния, которое для всё большего числа реальных и потенциальных читателейвыступало в роли «отвлекающего фактора».Поддержка семейного чтения осуществлялась, прежде всего, посредствомработы при библиотеке семейного клуба, призванного создавать условия дляобъединения всех членов семьи на почве совместного чтения и обсужденияпрочитанного. Привлечению к семейному чтению способствовали и такиеформы работы с читателями сельских библиотек, как организация конкурсовс семейным участием, выявление самых читающих семей.

Ключевые слова

семейное чтение, сельские библиотеки, библиотечное обслуживание, family reading, rural libraries, library service

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ляпкова Анна АлексеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыnechitala@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Глухова Л.В. Традиции семейного чтения / Л.В. Глухова, О.С. Либова // Homo legens - 3. Человек читающий : сборник статей памяти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936-2004) / под ред. Б.В. Бирюков. М., 2006. С. 135-146.
Зеткина И.А. Семейное чтение в России : в поисках утраченной традиции / И.А. Зеткина, Е.А. Николаева // Вестн. Челяб. Гос. акад. культуры и искусств. 2011. Т. 27. № 3. С. 6-10.
Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения // Библиотековедение. 2010. № 5. С. 59-62.
Цветаева М.И. Сказка матери // Автобиографическая проза / коммент. А.А. Саакянц. М., 1991. С. 128-135.
Чехов А.П. Дома // Тайный советник : Рассказы о детях. СПб., 2012. С. 66-76.
Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. 2005. Сер. IV : Педагогика. Психология. Вып. 1. С. 66-74.
История книги / О.В. Андреева, Л.Л. Волкова, А.А. Говоров и др. / под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М. : Светотон, 2001. 400 с.
Дурнева В. О книжках в шутку и всерьез // Знамя труда. 1994. 8 дек. С. 4.
Иванова В. На каникулах - в сказку // Знамя труда. 1996. 15 янв. С. 4.
Михайлова М.В. Книга и экран : классический текст в структуре семейных отношений // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2011. № 143. С. 33-44.
Разговор о книге // Знамя труда. 1991. 14 марта. С. 3.
Дурнева В. Через книги к духовному единению // Знамя труда. 1998. 8 дек. С. 2.
Дурнева В. «Моя бабушка больше не вышла замуж» // Знамя труда. 1995. 20 апр. С. 2.
Дурнева В. Благодарим за участие в конкурсе // Знамя труда. 1995. 25 мая. С. 4.
Иванова В. Отдохнуть с мамой и папой - это счастливый случай // Знамя труда. 1994. 19 апр. С. 4.
Михайлова О. Путь к читателям // Знамя труда. 1992. 25 янв. С. 3.
 Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек(из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района Томской областив 90-е гг. XX в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек(из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района Томской областив 90-е гг. XX в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Полнотекстовая версия