Научно-практическая конференция «Школьные библиотеки в социокультурном пространстве Томской области» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 4 (8).

Научно-практическая конференция «Школьные библиотеки в социокультурном пространстве Томской области»

Scientifically-practical conference «School libraries in socio-culture space of Tomsk region.pdf 9 ноября 2012 г. кафедра библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ) провела научно-практическую конференцию «Школьные библиотеки в социокультурном пространстве Томской области». Конференция была подготовлена в рамках поддержанного РГНФ исследовательского проекта кафедры, посвященного библиотечному делу Томской области. В работе конференции приняли участие сотрудники и студенты кафедры библиотечно-информационной деятельности, библиотекари и заведующие библиотеками школ и лицеев г. Томска, сотрудники Томской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина и Томской областной детско-юношеской библиотеки. Программой конференции были заявлены 16 докладов. В центре внимания участников конференции оказался широкий круг вопросов, связанных с характером деятельности, задачами и функциями школьных библиотек, составляющих самую массовую сеть библиотек страны. В представленных докладах с учетом зарубежного, отечественного и регионального опыта были обозначены важные проблемы существования и функционирования современных школьных библиотек, рассмотрены неотложные задачи и перспективы их развития в условиях становления информационного общества. Среди наиболее актуальных вопросов были отмечены такие, как повышение уровня знаний библиотекарей в области информационных технологий; подготовка профессиональных кадров для школьных библиотек; определение статуса школьной библиотеки с учетом ее возрастающей роли как информационного центра в составе учебного учреждения; проблемы комплектования книжного фонда с целью эффективного осуществления не только образовательной, но и воспитательной, культурной функций школьной библиотеки; инновационные формы и методы работы с читателями -учащимися, их родителями, учителями. Тема школьных библиотек, несмотря на свою актуальность, связана со множеством острых вопросов, часть из которых была обозначена в ходе конференции. В первую очередь это проблемы комплектования книжного фонда, информатизации школьных библиотек, адаптации библиотечного обслуживания к потребностям учащихся и школы в целом; проблемы статуса школьных библиотек, заработной платы библиотекарей и мн. др. Конференция открылась вступительным докладом О.А. Жеравиной, заведующей кафедрой библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры ТГУ. Она рассмотрела феномен школьной библиотеки сквозь призму международного опыта, отметив практику деятельности школьных библиотек таких стран, как Великобритания, Испания, Португалия, Южная Корея. Сравнительный анализ результатов конкретного опыта позволил выявить особенности развития данного сектора библиотечной сферы в различных странах, показать степень вовлеченности государственных структур в решение насущных проблем функционирования современной школьной библиотеки. Приведенные в докладе данные наглядно показали, что наибольшего успеха в этом направлении страна добивается в том случае, когда планомерная широкомасштабная работа по поддержанию и развитию школьных библиотек и стимулированию интереса к чтению воспринимается на официальном и общественном уровнях как одна из важнейших в деле воспитания подрастающего поколения. Осознание мировым библиотечным сообществом значимости роли школьной библиотеки в современном мире выразилось в создании в 1971 г. Международной ассоциации школьных библиотек. Опыт мощных национальных библиотечных объединений, существующих уже на протяжении многих десятков лет, показывает, что они серьезно влияют на национальные приоритеты в образовании через укрепление школьных библиотек и социальную защиту их специалистов. В докладе было отмечено также значение созданной в 2004 г. Русской ассоциации школьных библиотек, представляющей интересы самой большой библиотечной сети России. Директор Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина Н.М. Барабанщикова основное внимание сфокусировала на библиотечной ситуации в Томской области. В качестве одной из самых острых была рассмотрена проблема расхождения законодательной практики в области библиотечного дела и жизненных реалий, в условиях которых обязательные для каждого образовательного учреждения по закону библиотеки на практике часто оказываются объединенными с библиотеками публичными или фактически перестают действовать. Не представляется эффективным и объединение библиотек с учреждениями клубного типа, которое приводит к потере библиотеками их специфического пространства, самостоятельности, а главное - читателя. В качестве актуальных проблем развития регионального библиотечного дела была отмечена проблема подготовки профессиональных кадров для школьных библиотек. Старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности ТГУ Е.А. Масяйкина познакомила слушателей с практикой работы библиотеки школы села Подгорного Чаинского района Томской области. Особое внимание было уделено профориентационной работе библиотеки, а также отмечено, что библиотека школы играет важную роль не только в формировании уважительного отношения к книге, но и обеспечивает площадку для самореализации школьников, помогает повысить уверенность в себе тем из них, кто не особенно успешен. В качестве конкретных форм вовлечения читателей в духовно насыщенную деятельность школьной библиотеки был проанализирован опыт участия школьников в проведении библиотечных уроков. С помощью такой практики учащийся получает возможность выступить в роли учителя, что приводит к улучшению взаимопонимания, формированию ответственного отношения к работе, проявлению творческих способностей школьника. При этом обеспечивается снятие «эффекта урока»: младшеклассники, для которых занятия проводят ученики старших классов, с особым интересом воспринимают новую информацию. Выступления студентов третьего курса кафедры библиотечно-информационной деятельности ТГУ, которые в процессе подготовки к конференции имели возможность познакомиться со специальной литературой и научной периодикой, были посвящены актуальным проблемам и направлениям деятельности школьных библиотек. А. С. Ивановой были рассмотрены вопросы развития школьных библиотек в информационную эпоху. П.А. Караван показала роль школьных библиотек в развитии духовно-нравственной культуры современных школьников. О.Л. Родионова сфокусировала внимание на вопросах о сущности медиатеки, ее месте и функциях в пространстве современной школьной библиотеки. К проблемам подготовки профессиональных кадров для школьных библиотек обратилась А.Ю. Пучинина. С американским опытом создания современных моделей библиотечных уроков познакомила участников конференции М.Ю. Козлова. В выступлениях библиотечных работников нашла отражение практическая деятельность библиотек томских школ и лицеев; освещены основные направления инновационного поиска, трудности и возможные пути их преодоления. Е.В. Тихонова, заместитель директора по работе с читателями Томской областной детско-юношеской библиотеки, проанализировала сходство и специфику в деятельности публичных детско-юношеских и школьных библиотек. Было отмечено, что ввиду целого ряда причин (разная подведомственность и др.) далеко не всегда эти библиотеки координируют свою работу, тогда как такая координация видится эффективной и необходимой. Томская детско-юношеская библиотека при организации различных мероприятий, конкурсов приглашает к участию в них школьные библиотеки; ведет работу с педагогами, родителями. Е.О. Чувашова, главный библиотекарь отдела библиотечного развития Томской областной универсальной библиотеки им. А. С. Пушкина и выпускница кафедры библиотечно-информационной деятельности ТГУ, представила слушателям доклад об одном из перспективных направлений деятельности школьных библиотек - библиотерапевтической работе, эффективной, прежде всего, при работе с детьми из групп риска (дети из неблагополучных, неполных семей), а также с одаренными детьми. Е.О. Чувашова представила биб-лиотерапевтическое направление на примере работы школы села Уртам Ко-жевниковского района Томской области, где с 2007 г. начинают вводиться элементы библиотерапевтической деятельности, а с 2008 г. - специальные библиотерапевтические занятия. Такие занятия основываются на создании ситуаций чтения, позволяющих - при специальном подборе литературы -обсудить актуальные для школьников проблемы. Библиотерапия позволяет активизировать творческие способности учащихся, способствует пониманию школьниками своего поведения, формированию навыков социального поведения, позитивного общения. В числе наиболее актуальных, по мнению участников конференции, оказался вопрос, связанный с необходимостью для школьного библиотекаря владеть современными информационными технологиями, без которых невозможно организовать информационное пространство библиотеки, обеспечить обслуживание учащихся. В ходе обсуждения этого вопроса были обозначены конкретные потребности школьных библиотекарей в улучшении своих знаний в сфере овладения важными в практической деятельности компьютерными программами, предложения по организации смотра-конкурса для школьных библиотекарей и др. Так, И.Н. Кожемякина, библиотекарь Томского гуманитарного лицея, рассказала о разработанном ею специально для школьных библиотекарей методическом пособии по изучению автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) Марк-SQL, а также подготовленном томскими школьными библиотекарями электронном учебном пособии, содержащем большое количество моделей школьных уроков. И.Н. Кожемякина говорила также о необходимости формирования у школьных библиотекарей навыков по составлению программ библиотечных уроков. В ее докладе был обозначен и ряд проблем, с которыми сталкиваются школьные библиотеки. В первую очередь это старение кадров; недостаточное комплектование фондов художественной литературой; рост круга обязанностей и видов работ, возлагающихся на школьных библиотекарей при отсутствии увеличения кадрового состава. Г.Ф. Фарышева, заведующая библиотекой школы № 42, обратила внимание слушателей на проблему статуса современной школьной библиотеки, которая должна выполнять функции информационного центра, объединяющего деятельность всего учебного заведения. И если фактически многие школьные библиотеки выполняют именно такие функции, далеко не всегда статус школьной библиотеки как библиотечно-информационного центра школы оформлен нормативно. Н.И. Бурлакова, заведующая библиотекой Академического лицея г. Томска, рассказала о библиотеке лицея, основных направлениях ее деятельности. Библиотека располагает основным фондом художественной и методической литературы в количестве 14 673 экземпляра и фондом учебной литературы, включающим 16 824 экземпляра. В рамках работы библиотеки лицея активно организовываются видеоконференции, направленные на удовлетворение запросов и интересов не только учащихся, но и всех жителей Академгородка. Библиотека активно работает с родителями: ведется родительский лекторий «Управляем вместе», работает родительская гостиная «Семейные истоки», составляются и выставляются на сайте лицея рекомендательные списки литературы для родителей. Также активно ведется работа с социальными партнерами. Л.П. Сивирилова, библиотекарь Сибирского лицея г. Томска, отметила интересные факты из практики работы библиотеки лицея. Так, сейчас среди учащихся наблюдается возвращение интереса к печатным изданиям и в ряде случаев - отход от «электронного» чтения. На этой волне библиотека пополнила свой фонд художественной литературой - трудами как отечественных, так и зарубежных авторов. По наблюдению докладчицы, сегодня заметно растет интерес школьников к зарубежной литературе. В ходе обсуждения итогов конференции за круглым столом его участниками были высоко оценены инициатива и роль кафедры в проведении подобного научно-практического мероприятия; была подтверждена необходимость взаимодействия библиотечных работников и университета в деле анализа и осмысления передового опыта в области школьной библиотечной деятельности, а также проблем и задач ее развития. Важными также были признаны совместные усилия, направленные на профессиональную ориентацию школьников в пользу выбора библиотечно-информационной деятельности. Будучи первой для кафедры библиотечно-информационной деятельности проведенной на тему школьных библиотек, конференция получилась сравнительно небольшой по формату, но весьма информативной и плодотворной. Она позволила наладить научные и практические контакты с рядом школьных библиотек г. Томска, обеспечила возможность научной коммуникации, базу для методического обмена, обмена идеями. Для студентов кафедры эта конференция стала одним из источников практических знаний о деятельности библиотек школ и лицеев города Томска.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жеравина Ольга АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыtoledo@mail.tomsknet.ru
Ляпкова Анна АлексеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности
Всего: 2

Ссылки

 Научно-практическая конференция «Школьные библиотеки в социокультурном пространстве Томской области» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 4 (8).

Научно-практическая конференция «Школьные библиотеки в социокультурном пространстве Томской области» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 4 (8).

Полнотекстовая версия