Формирование информационной культуры читателей в сельской библиотеке (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 1 (9).

Формирование информационной культуры читателей в сельской библиотеке (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области)

Статья посвящена деятельности муниципальных библиотек Верхнекетского, Тегуль-детского и Чаинского районов Томской области. Исследованы содержание, формы и особенности работы по формированию информационной культуры читателей. Рассмотрены возможности образовательной деятельности библиотек в области развития информационной грамотности детей и подростков. Обозначены цели и результаты работы сельских библиотек по формированию информационной культуры читателей.

Reader's informational culture formation in a rural library (by work experience of libraries of Verkhneketsky, Teguldetsky and Chainsky districts of Tomsk region.pdf Современное общество вступило в новую фазу своего развития, где главными продуктами производства являются информация и знания. Очевидно, что образование современного человека должно обеспечивать не только его профессиональные умения и навыки, но и возможность вести информационную деятельность, способность к социальной адаптации, повышение конкурентоспособности на рынке труда. Информационная деятельность человека регламентируется такими федеральными законами, как Закон об информации, информационных технологиях и защите информации, «Об образовании», Закон о библиотечном деле [1], а также региональным законодательством, в частности законом Томской области «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области» [2]. Учебная, научная и самообразовательная деятельность требуют постоянного обновления знаний и активного поиска информации. Искомая информация зачастую существует не в готовом виде, а генерируется в процессе поиска и аналитической переработки разнообразных сведений и фактов [3. С. 15]. В связи с этим актуальными становятся умения человека ориентироваться в современной информационной среде, вести информационный поиск, создавать и распространять новое знание, обладать информационной культурой. Понятие информационной культуры рассматривается специалистами многих отраслей знания и сфер деятельности, тем не менее в основе трактовок данного понятия лежат развернутые умения человека искать, перерабатывать, хранить и передавать информацию. В контексте данного исследования мы опираемся на определение Н.Б. Зиновьевой: «Информационная культура личности - это гармонизация всего внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации в целях удовлетворения профессиональных и самообразовательных информационных потребностей» [4. С. 141]. Формирование информационной культуры происходит на различных этапах личностного и профессионального становления человека: в семье, в учреждениях основного и дополнительного образования, в профессиональной и досуговой сфере. Особенная роль в этом процессе принадлежит библиотекам, хранящим и предоставляющим к использованию огромные информационные ресурсы. Исторически данная деятельность начиналась с обучения читателей основам библиотечно-библиографической грамотности, умению пользоваться каталогами, картотеками и справочно-библиографическим фондом библиотеки [5. С. 181]. С течением времени информационная деятельность общества изменялась и усложнялась, вследствие этого библиотека трансформировала и свою образовательную деятельность по формированию информационной культуры читателей. Появились новые цели, направления, формы и средства обучения, расширились категории читателей, желающих повысить свой уровень информационной культуры. Вопросы формирования информационной культуры личности средствами библиотек рассматриваются в работе таких конференций, как международные научно-практические конференции «Информационная культура личности» (Москва, 2006), «Библиотеки и образование» (Кострома, 2007), «Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразо-вание» (Москва, 2013), Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (Крым, Судак, 2012), на ежегодных конференциях Российской библиотечной ассоциации. Библиотеки Томской области также ведут активную информационно-образовательную работу в указанной сфере. Предметом внимания данной статьи является деятельность библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области по формированию информационной культуры читателей. Приоритетной читательской категорией для указанного вида деятельности в сельских библиотеках являются читатели школьного возраста. Это связано прежде всего с территориальной удаленностью библиотек села от областных и федеральных центров, что формирует особенно сильную потребность в доступе к удаленной информации, а также в максимально эффективном использовании документных ресурсов, имеющихся в конкретной библиотеке, в целях успешного освоения материалов школьной программы. Помимо этого, работа с детьми и подростками является наиболее продуктивной, поскольку именно в детстве ребенок наиболее активно учится познавать мир, ориентироваться в разнообразных информационных ресурсах, вести информационный поиск, формируя и развивая свою личность. В изучаемых районах Томской области деятельность по формированию информационной культуры читателей ведут муниципальные библиотеки, в которых выделены детские подразделения, а также библиотеки школ. Объединяющим началом для работы столь разных библиотек является обучение детей и юношества основам грамотного информационного поиска в помощь освоению школьной программы и самообразованию. Деятельность по формированию информационной культуры регламентируется основными нормативными документами библиотек, например Положением об организации библиотечного обслуживания населения [6], а также отражается в системе планово-отчетных документов, в частности в информационно-аналитических отчетах, которые и послужили источниковой базой исследования. Так, Положение о библиотеке средней общеобразовательной школы с. Подгорное Чаинского района Томской области включает следующие пункты: • формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение работе с книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации; • информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению [7]. Формирование информационной культуры осуществляется в рамках справочно-библиографической работы. Данное направление деятельности является одним из основных в работе библиотеки и включает формирование и развитие справочно-библиографического фонда библиотеки, организацию и ведение справочного аппарата, раскрывающего фонд, а также выполнение информационных запросов читателей в индивидуальном и групповом режимах и активно реализуется практически в каждой библиотеке Томской области. Особое внимание библиотек к справочно-библиографической работе обусловлено тем, что информационно грамотный читатель умеет самостоятельно искать необходимую информацию, структурировать и преобразовывать ее, имеет возможность свободно ориентироваться не только в ресурсах конкретной библиотеки, но и готов к использованию мирового информационного ресурса. Все это в конечном итоге способствует повышению качества работы библиотеки в целом. Составляющие в информационной культуры в сельских библиотеках -это знание основ современной информационной деятельности; понимание целей и возможностей библиотеки как социального института, обладание читательской культурой; умение пользоваться справочно-библиогра-фическим аппаратом библиотеки и информационно-библиотечными ресурсами удаленного доступа; понимание сущности и назначения основных элементов книги; умение ориентироваться в современном документопотоке, составлять и использовать список литературы, а также вторичные документы (аннотацию, реферат); владение навыками рационального чтения и уверенное проведение всех видов информационного поиска в учебных и самообразовательных целях. Практическая деятельность по формированию информационной культуры читателей многообразна и реализуется в таких формах, как участие в целевых программах, библиотечные уроки с различными категориями читателей, медиауроки, циклы бесед, тематические выставки, рекомендательные обзоры литературы, информирование о новых поступлениях в библиотеку, работа с родителями юных читателей, игровые формы (викторины, конкур -сы), создание наглядной информации о правилах работы в библиотеке. Целевые библиотечные программы федерального, регионального и местного уровней направлены на оптимизацию отдельных направлений работы библиотеки и позволяют осуществить комплексный подход к организации, реализации и контролю над данной деятельностью. Сельские библиотеки Томской области реализуют различные целевые программы местного уровня по формированию информационной культуры. В частности, муниципальные библиотеки Чаинского района с 2005 г. работают по целевой программе «Основы информационной культуры», рассчитанной на учеников 9-11-х классов, а также студентов Подгорнского филиала Томского экономико-промышленного колледжа и Подгорнского профессионального училища № 26. Кроме того, детская библиотека с 2009 г. реализует программу творческого чтения «Библионик», где дети учатся быть читателями, умеющими полноценно воспринимать искусство слова и анализировать художественный текст. Занятия по программе проходят регулярно, так, в 2009 г. было проведено 8 встреч. Усть-Бакчарский филиал Чаинской детской библиотеки проводит работу по программе «В мире книг» (в 2009 г. проведено 6 занятий), цель которой - развить интерес у дошкольников и первоклассников к чтению, к получению новой информации. Помимо этого, формирование информационной культуры регулярно ведется в рамках долгосрочной программы «Летний клуб чтения» [8]. Эффективности работы по формированию информационной культуры способствуют и конкурсы, проводимые в школьной библиотеке села Подгорное. Это конкурс «Лучший читатель», проводимый в рамках районного мероприятия «Читаем вместе», а также конкурс творческих работ, посвященный роли книги в жизни человека, «Чтение - праздник души» [9]. Детская библиотека Верхнекетского района (поселок Белый Яр) также осуществляет долгосрочную программу «Информационная культура дошкольников и учащихся с 1-го по 8-й класс». Помимо этого, ведется работа по локальной комплексной программе «Создаем книгу сами» в сотрудничестве с педагогом начальных классов. В рамках данной программы сотрудники детской библиотеки под руководством М.А. Сопыряевой изучали темы: «История книги», «Что может рассказать о себе книжка», «Путь книги: ее создатели». Юные читатели знакомились на примерах со структурой книги, рассматривали различные варианты книжных форм - от книжек-малюток до энциклопедий-великанов, книжки-игрушки, книжки-пищалки, книжки-рас-кладушки. Помимо этого, участники проекта познакомились с историей книги, узнали о библиотеках Древнего мира, о том, как создавались и где хранились первые книги. Потом дети принесли на урок книги, созданные своими руками, здесь же каждой книге была дана профессиональная оценка -учитывалась правильность оформления обложки и титульного листа, наличие выходных данных, шрифт, красочность иллюстраций и т.п. [10]. С октября 2010 г. началась работа по совместному с преподавателем истории проекту «Веков связующая нить». Задачи, которые решались в ходе реализации данного проекта, - ознакомить учащихся школы с фондом справочных изданий библиотеки и научить их самостоятельно искать необходимую информацию и готовиться к занятиям по курсу «История Отечества» [11]. Основой для формирования информационной культуры является библиотечный урок. Урок как классическая форма обучения характеризуется направленностью на обучение, развитие и воспитание; наличием дидактической структуры; строго обозначенными рамками учебного времени; постоянным составом учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки; нацеленностью на изучение одного предмета [12]. Уроки, проводимые силами библиотекарей, отвечают указанным характеристикам и имеют целью сформировать у учащихся основные знания, умения и компетенции в области информационной культуры. Библиотечные уроки рассчитаны на различные возрастные категории - от детей-дошкольников до читателей зрелого возраста. Сельские библиотеки Томской области работают преимущественно с детьми школьного возраста. Приятным исключением из этого правила стала работа детской библиотеки Верхнекетского района, где в качестве учеников выступают посетители детских садов и дошкольных отделений местных образовательных учреждений. Библиотечные уроки проводятся не только в учебное время, но и в группах продленного дня (на тему «Будем знакомы - библиотека») и в летнем профориентационном лагере «Эврика-развитие» (на тему «Справочно-библиографический аппарат библиотеки»). Темы для библиотечных уроков выбираются самые разнообразные: «Знакомство с библиотекой», «Работа с энциклопедиями, словарями и справочниками», «Книжкин дом ждет в гости вас!», «Путешествие по библиотеке», «Детские журналы и газеты» и др. Библиотека поселка Катайга в 2010 г. провела 4 библиотечных урока по направлениям «Выбор книг в библиотеке», «Твои первые словари и справочники» [11]. Библиотекарь села Клюквинка учила своих читателей, как пользоваться каталогами, картотеками, справочной литературой. Библиотека-филиал пос. Лисица провела библиотечные уроки «Планета Периодика» и «Страна Журналия» [13]. Детская библиотека Чаинского района в течение 2010 г. провела 21 библиотечный урок, рассмотрев следующие темы: «Умелый читатель» (работа с элементами книги), «Волшебный цветок» (структура книги), «Где у этой книги дом?» (расстановка фонда), « Путешествие по книжным полкам» (выбор книг на абонементе), «Я прочитал и тебе советую» (приобщение к чтению), «Тайны под обложкой» (структура книги). Филиал библиотеки в селе Бундюр проводил уроки на тему «Древние библиотеки», Новоколоминский филиал - на темы «Знакомство с библиотекой», «Как правильно оформить реферат», «Библиографическое описание литературы». Библиотека в селе Гришкино выбрала темы уроков «Книжка - наш друг, без нее, как без рук», «Страна Лингвия» (знакомство со словарями). Варгатерский филиал библиотеки занимался с читателями по теме «К сокровищам родного слова». Студенты Подгорнского филиала Томского экономико-промышленного колледжа и Подгорнского профессионального училища № 26 знакомились с электронными каталогами библиотек [14]. Детская библиотека села Подгорное в рамках Летнего клуба чтения в 2011 г. провела уроки на темы «Умелый читатель», «Каталоги и картотеки» [15]. Необходимо отметить и преемственность в выборе тем для изучения -материал преподносится читателям с учетом их общей подготовки, особенностей школьной программы, пройденного материала. Библиотека средней школы села Подгорное Чаинского района также активно проводит библиотечные уроки. Темы выбираются в соответствии с разделами школьной программы по основным учебным предметам, а также с учетом возраста учеников. Так, например, в начальной школе изучаются темы «Экскурсия в библиотеку», «Структура книги», «Дневник чтения», «Гардероб книги», «Как беречь книгу». В средней школе более актуальными становятся такие направления, как «По страницам энциклопедии "Жизнь животных"», «Детская периодика (знакомство с журналами «Мурзилка», «Муравейник», «Миша», «Угадайка», «Трамвай» и др.)», «Мастерская библиотекаря», «Записи о прочитанном», «Отзыв о книге». Старшеклассников же больше интересует информация о правилах использования справочно-поискового аппарата библиотеки, основах библиотечной профессии, самодиагностике читательского мастерства, работе с современными энциклопедиями, словарями и справочниками [9]. В детской библиотеке Тегульдетского района библиотечные уроки различной тематики проводятся преимущественно с учениками начальной школы: «Периодические издания для детей» (для учеников 2-4-х классов), «Энциклопедии, словари, справочники» (для детей 3-4-х классов), «Экскурсия в библиотеку» (для первоклассников), «Как выбрать книгу библиотеке» (для учеников 1-4-х классов), «Береги книгу» (для 1-2-х классов) [13]. Одним из видов урока в современных условиях стал медиаурок, который представляет собой занятие с использованием мультимедийных приложений или построен на основе мультимедийной технологии, когда используются несколько информационных сред (графика, текст, видео, фотография, анимация, высококачественное звуковое сопровождение). Сельские библиотеки Томской области за последние годы существенно увеличили свой парк компьютерной и множительной техники, используя в повседневной работе доступ в Интернет, презентационное оборудование, музыкальные центры, сканеры, ксероксы и др. Материальное обеспечение школьных библиотек зачастую скромнее, но у них есть возможность пользоваться компьютерной техникой общешкольной принадлежности. В связи с этим значительная часть классических библиотечных уроков была преобразована в медиауроки и проводится на основе компьютерных презентаций, звукового и видеосопровождения. Не вызывает сомнений, что такая форма учебного занятия является более эффективной, позволяет заинтересовать слушателей и дает им возможность интерактивного участия в ходе урока. Возможности медиауроков позволяют сделать более зрелищными и наглядными занятия на традиционную библиотечную тематику (как, например, в Чаинском районе: «Чудо из чудес - книга», «От наскального рисунка до диска», «Где ты, интересная книга?», «Не говори шершавым языком», «Как написать реферат»), а также ввести в программу обучения новые темы, связанные с изучением удаленных информационных ресурсов. В частности, библиотеки Чаинского района проводят медиауроки по знакомству с Открытой электронной библиотекой и электронным каталогом Томской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, с электронным каталогом библиотечной системы района, с открытыми электронными интернет-библиотеками. Прекрасным дополнением к системе уроков, содействующим формированию информационной культуры, становятся тематические книжные выставки. Сопровождая библиотечные мероприятия различной направленности, выставки позволяют учащимся расширить круг чтения, получить дополнительную информацию по предмету, ознакомиться с многообразными информационными ресурсами, а также научиться делать квалифицированный и осознанный информационный выбор. Данные навыки являются особенно актуальными в условиях подготовки школьников к дальнейшему обучению в высших и средних специальных учебных заведениях. Помимо выставок, сопровождающих тематические и рекомендательные мероприятия (например: «Книги, которые потрясли мой мир: сверстники рекомендуют прочитать», «Книги, проверенные временем»), большим спросом пользуются разнообразные выставки новых поступлений, такие как «Все новое для вас», «Новые поступления справочной и методической литературы в школьную библиотеку». Большим успехом в школьной библиотеке Чаинского района традиционно пользуется выставка «Да здравствует книга!», разделы которой представляют «самые-самые» книги: самые старые, самые большие, самые красивые, самые необычные и др. Одним из направлений справочно-библиографической работы, также способствующим повышению уровня информационной культуры, является формирование тематических папок, включающих материалы из журналов и газет. Детская библиотека Верхнекетского района, ориентируясь на информационные запросы читателей, формирует такие папки, как «Здоровый образ жизни», «Очевидное-невероятное», «История вещей», «НЛО» и др. С помощью данных материалов школьники успешно пишут рефераты, контрольные работы, доклады, учатся систематизировать и структурировать найденную информацию. Традиционными библиотечными формами образовательной деятельности являются рекомендательные беседы и обзоры литературы. Так же, как и выставки, данные формы могут сопровождать разнообразные тематические мероприятия и иметь самостоятельное значение, ориентируя читателей библиотеки в многообразных информационных ресурсах. Так, в детской библиотеке Чаинского района в 2010 г. были проведены обзоры литературы: «Пестрые страницы журналов», «Ученье - свет, а неученье - тьма», обзор-беседы о жизни и творчестве писателей, ученых, художников и др., обзор-игры «Библиотечный город», «Элементы книги». Подгорнская школьная библиотека традиционно проводит обзоры детской периодики «Самые интересные выпуски года», которые привлекают большое внимание учащихся. Необходимо отметить, что обзоры и беседы в этой библиотеке проводятся не только со школьниками, но и с их родителями в рамках традиционных родительских собраний. Темами таких мероприятий становится обсуждение роли взрослых членов семьи в приобщении ребенка к чтению, рекомендация литературы для семейного чтения. Без сомнения, рекомендации дополнительной литературы, проводимые в любой доступной для библиотеки форме, имеют сильнейший образовательный и воспитательный эффект, учат читателей ориентироваться во все увеличивающихся потоках информации, формируют читательский вкус и потребность в новой информации. Учитывая особенности восприятия информации в детском возрасте, значительную часть образовательных мероприятий библиотеки проводят в игровой форме. Так, например, в Верхнекетской детской библиотеке в 2010 г. были проведены игра-викторина «Составь пословицу», праздник «Прощание с азбукой», уроки грамотеев «Секреты словарей», «Литературный дилижанс Даля», посвящение в читатели «Приходите в гости к нам!». В Чаинском районе проведены игра-путешествие по каталогам «Библиоград», библиографическая викторина «Корабль мысли», игра-поиск «Главный спутник любознательных - энциклопедия», литературно-познавательный час «Почему мы так говорим» (Варгатерский филиал). В общероссийский День библиотек 2011 г. Чаинская детская библиотека пригласила читателей на праздник «День читательских удовольствий». В 2009 г. в Обском филиале был проведен «Пресс-турнир», а также литературно-познавательная игра «Я люблю читать». Библиотека Подгорнской средней школы показала устный журнал «Что такое книга, для чего она?», посвященный Дню славянской письменности и культуры, который ежегодно празднуется 24 мая. Также библиотекари вместе с читательским активом «Улыбка» разработали в 2009 г. театрализованное представление «Суд книжки над неряхой-мальчишкой». Участники читательского библиотечного актива с удовольствием принимали участие в праздничных постановках «Посвящение в читатели», «Приглашение в Читалию», «Сказочные герои в библиотеке», «Праздник читательских удовольствий». И наконец, традиционная, но от этого не менее эффективная форма работы -стенгазета «Читать - престижно!». Содержанием этой газеты стали рубрики: «Человек читающий - человек успешный», «Век цифровых технологий - закон трех К: книга, культура, компьютер», «Друзья библиотеки: активисты из 3 «в» [9]. В детской библиотеке с. Тегульдет помимо традиционных экскурсий в библиотеку для первоклассников, успешно работает клуб «Почемучка» для учеников 4-го класса, занятия в котором проводятся ежемесячно. Темы занятий расширяют кругозор, помогают эффективнее усваивать школьную программу, лучше изучить фонд библиотеки [13]. Формирование информационной культуры читателей библиотек становится более эффективным при наличии разнообразных наглядных материалов. Так, во многих детских библиотеках Томской области оформлены информационные стенды, содержащие основные правила и советы по использованию библиотечных ресурсов, информацию о конкурсах и новых поступлениях в фонд. Библиотека Степановского филиала (Верхнекетский район) сотрудничает со школьной видеостудией «Звонок», регулярно информируя учащихся о библиотечных новостях. Студия телевидения поселка Белый Яр этого же района показала материал о библиотеке поселка Ягодный, о деятельности детско-юношеской газеты «Канареечки» и ее руководителе, библиотекаре И.В. Кукшинской. В библиотеках Чаинского района печатаются буклеты, памятки, закладки для читателей с информацией об особенностях работы справочно-поискового аппарата библиотеки, составе фонда, проводимых мероприятиях. Таким образом, мы можем видеть, что практически во всех муниципальных и школьных библиотеках Томской области ведется деятельность по формированию информационной культуры читателей, способствующая их адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям информационного общества.

Ключевые слова

информационная культура, сельские библиотеки, Томская область, informational culture, rural libraries, Tomsk region

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Масяйкина Евгения АнатольевнаТомский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры биб-лиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыeamasyaikina@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req (дата обращения: 18.02.2013).
О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области: закон Томской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.tsu.ru/index_about.php?id=808 (дата обращения: 18.02.2013).
Паршукова Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие. СПб.: Профессия, 2009. 224 с.
Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Краснодар, 1996. 182 с.
Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2001. 448 с.
Положение об организации библиотечного обслуживания населения Чаинского района Томской области [Электронный ресурс]. URL: http://libpg.tomsk.ru/files/pologenie (дата обращения: 18.02.2013).
Положение о библиотеке средней общеобразовательной школы села Подгорное Чаинского района Томской области / сост. Т.Ф. Отто. Подгорное, 2008. 20 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района Томской области» за 2009 год. Подгорное, 2010. 49 с.
Отчет о деятельности библиотеки средней общеобразовательной школы села Подгорное Чаинского района Томской области за 2008/09 учебный год / сост. Т.Ф. Отто. Подгорное, 2009. 22 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального автономного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Верхнекетского района Томской области» за 2009 год. Белый Яр, 2010. 28 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального автономного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Верхнекетского района Томской области» за 2010 год. Белый Яр, 2011. 32 с.
Педагогика: основные характеристики урока [Электронный ресурс]. URL: http://paidagogos.com/?p=84 (дата обращения: 18.02.2013).
Обслуживание детей и юношества в муниципальных библиотеках Томской области в 2010 году [Электронный ресурс] / сост. В.А. Небаева ; Томская обл. детско-юношеская б-ка. Томск, 2011. 26 с. URL: http://topreferat.znate.ru/docs/index-40261.html?page=6 (дата об
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района Томской области» за 2010 год. Подгорное, 2011. 48 с.
Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района Томской области» за 2011 год [Электронный ресурс]. Подгорное, 2012. 40 с. URL: http:// libpg.tomsk.ru/ documen
 Формирование информационной культуры читателей в сельской библиотеке (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 1 (9).

Формирование информационной культуры читателей в сельской библиотеке (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 1 (9).

Полнотекстовая версия