Эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках в XX - первых десятилетиях XXI в. (на примере сельских библиотек Кожевниковского района Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках в XX - первых десятилетиях XXI в. (на примере сельских библиотек Кожевниковского района Томской области)

В статье рассматриваются формы массового и группового обслуживания пользователей в сельских библиотеках Кожевниковского района и их видоизменение под воздействием различных факторов на протяжении XX - первых десятилетий XXI в. Проводится анализ видов и тематики осуществленных мероприятий, целевой аудитории. Формы массового и группового обслуживания и тематика отдельных мероприятий отражают интересы и потребности общества.

The evolution of forms of mass and group services in the rural libraries in XX -the first decades XXI сenturies (on the example of the libraries of Kozhevnikovsky district of Tomsk region).pdf Библиотечное обслуживание изменяется под влиянием различных факторов, к которым можно отнести преобразование политических и социально-экономических условий в стране, информационных интересов и потребностей общества и отдельных пользователей, уровня библиотечного образования и наличия подготовленных специалистов, личностных качеств сотрудников библиотеки. Сельские библиотеки, будучи важными социокультурными, досуго-выми центрами, активно проводят массовые мероприятия, ориентированные на различные категории пользователей. Отсутствие или низкая активность группового и массового обслуживания влечет утрату сельской библиотекой своего статуса, падает интерес населения к ее деятельности. Проще говоря, снижается востребованность библиотечных услуг, интерес к библиотеке в целом. В данной статье рассмотрена эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках под воздействием изменений социокультурных условий, связанных с переходом от советского общества к современному. В качестве примера были взяты сельские библиотеки Кожевниковского района Томской области. Важным источником для изучения массовых мероприятий стала библиотечная документация, прежде всего ежегодные библиотечные отчеты. Не менее информативным источником стали публикации в местной газете, которая до 60-х гг. XX в. выходила под названием «Кожевниковский колхозник», а затем получила название «Знамя труда». Существование библиотек в Кожевниковском районе отмечается с начала XX в. Первые четыре библиотеки были открыты в 1905-1912 гг. Активное открытие изб-читален и библиотек началось в советский период и пришлось на 30-40-е гг. XX в. Зачастую они выполняли роль клубных учреждений и располагались при клубах. Для периодической печати 30-х гг. были характерны публикации критического характера о сельских библиотеках: не было специалистов, не всегда оказывалась надлежащая поддержка со стороны партийной организации, случалось, что избы-читальни простаивали закрытыми. Постепенно работа библиотек развивалась, приобретая выраженный пропагандистский характер. В управлении политпросветработы при Народном комиссариате просвещения находился Библиотечный отдел, что подразумевало, что библиотеки являются учреждениями, осуществляющими политико-просветительскую деятельность [1]. Народный комиссариат просвещения РСФСР требовал от районных отделов народного образования и райкомов ВКП(б) организации при районных партийных кабинетах семинаров для избачей (работников изб-читален) и сельских библиотекарей. На семинары в обязательном порядке вызывались заведующие избами-читальнями, колхозными клубами, сельские библиотекари. В повестки семинаров должны были включаться политические доклады, рекомендованные учебным планом Наркомпро-са. Таким образом, работники изб-читален, сельских библиотек, клубов должны были быть вооружены новейшей информацией, которую необходимо было донести до населения. Повышение квалификации библиотекарей было связано во многом с необходимостью организации политико-просветительной работы. Важность данного направления влияла на характер библиотечных мероприятий и развитие их видового многообразия [2]. Среди основных задач библиотечной работы советского периода можно выделить следующие: 1. Содействие развитию трудовой деятельности: не только поддержка социалистических соревнований, но и распространение среди сельских тружеников новых сведений об эффективных способах хозяйствования. 2. Патриотическое воспитание, направленное не только на детей и молодежь, но и на взрослое население. 3. Пропаганда книги и чтения. Библиотечные работники готовили стенные газеты, плакаты, «боевые листки», «молнии». Как формы оперативного информирования они были важны, прежде всего, во время осуществления основных сельскохозяйственных работ - сева, покоса и т.д. В стенгазетах сообщалось об успехах, отмечались лучшие работники, критиковались нарушители трудовой дисциплины. Сотрудниками библиотек оформлялись также Доски почета и соцсоревнований, витрины последних новостей. В библиотеках читались лекции по агротехнике, осуществлялась кружковая работа, проводились громкие читки, беседы. Библиотечное обслуживание осуществлялось не только в стенах самой библиотеки, но и непосредственно на местах сельскохозяйственных работ -на молочных фермах, на полях. Внестационарная работа носила разнообразный характер, включая практически все формы агитационной работы, которые были предусмотрены в библиотеке: витрины последних новостей могли быть передвижными, библиотекари привозили колхозникам книги, свежие газеты, осуществляли громкие читки во время обеденных перерывов, вечернего отдыха, даже на паромных переправах [3]. Патриотическое воспитание предполагало работу не только с молодежью, но и со всеми жителями села. Одной из форм реализации этого направления был, например, сбор библиотекарями писем на фронт во время Великой Отечественной войны. В 70-х гг. в Кожевниковском районе в период посевных и уборочных работ действовал агитпоезд. В его задачи входило обеспечение тружеников во время сельскохозяйственных работ, оказание всевозможной помощи жителям удаленных поселений. В функции агитпоезда входила организация медицинской помощи, культурного обслуживания колхозников, предоставление им социальных услуг, таких как стрижка или фотографирование. В состав агитпоезда входил агитавтобус, в котором перевозили записи концертов, средства для показа диафильмов. Подготовка работы агитпоезда осуществлялась районными учреждениями культуры совместно с медицинскими и другими учреждениями. Планировалась также организация радиогазеты [8, 9, 10, 11]. Важной формой массовой библиотечной работы стали читательские конференции. На обсуждение выносились актуальные вопросы: отношение к труду, воспитание патриотизма, аспекты межличностных отношений. Так, в 1960 г. работниками центральной районной библиотеки (с. Кожевниково) были проведены в колхозе им. Калинина читательские конференции на темы «Больше молока Родине» и «Увеличим производство свинины», беседы о двухфляжном доении, бесстаночном содержании свиней и сухом откорме [12, 13]. В качестве примеров конференций, работа которых основывалась на обсуждении литературных произведений, можно привести следующие. В 1961 г. в Базойской библиотеке была проведена конференция для школьников по книге Е. Н. Кошевой «Повесть о сыне», в которой принимали участие 180 учащихся. В 1978 г. в районной библиотеке прошла читательская конференция по книге А. Иванова «Вечный зов». Причиной обращения к этому произведению стал возросший интерес читателей, спровоцированный, в свою очередь, вышедшей на экраны страны экранизацией романа. [14]. Читательские конференции для учащихся зачастую проводились совместно библиотеками и школами, требовали предварительной подготовки, прочтения литературы; конференции могли сопровождаться выставками. Так, например, к упомянутой конференции 1978 г. в районной библиотеке были подготовлены выставка произведений А. Иванова, подборка критической литературы [14]. В 1965 г. в Уртамской библиотеке прошла конференция на тему воспитания детей, которая собрала до 200 родителей. Конференция включала в себя лекцию «Задачи коммунистического воспитания детей», кинофильм и выступления участников [15]. В 60-х гг. в практику работы библиотек стали входить диспуты и устные журналы. В 1960 г. в с. Кожевниково совместными усилиями районной библиотеки и школы был проведен диспут на тему «Что значит быть культурным?». В диспуте изъявили желание участвовать около 50 человек разных возрастов, были представлены 10 докладов. Этот диспут стал первым для районной библиотеки и был признан важной и увлекательной формой работы. 18 января 1960 г. в читальном зале районной Кожевниковской библиотеки состоялся вечер-диспут для молодежи на тему «О любви и дружбе». Вечер начался с доклада заведующей библиотекой Т. Гончаровой, а затем слово было передано участникам мероприятия. Немаловажным было и оформление мероприятия. Так, на стенах были развешаны листы бумаги, на которых были записаны высказывания писателей о любви и дружбе, была подобрана рекомендательная литература [16, 17]. В 1960 г. в Вороновской библиотеке был проведен первый устный журнал на тему «Советская наука - самая передовая в мире». Это трудоемкое мероприятие было организованно Домом культуры при содействии учительского коллектива школы и библиотекаря сельской библиотеки с. Воронова. К сожалению, к необычному мероприятию не удалось привлечь большой аудитории (не было достаточно разъяснено, что такое устный журнал и как он будет проходить). Тем не менее устный журнал был признан одним из самых эффективных способов периодического информирования населения о мировых событиях, последних достижениях науки и техники, который должен проводиться в каждом учреждении культуры района [18]. В 1965 г. в Уртамской библиотеке был проведен устный журнал на тему «Каким будет завтрашний день». Он включал в себя ряд вопросов, таких как «Решения сентябрьского Пленума - в жизнь», «Что такое коммунизм?», «Почему труд является необходимостью?», «Может ли праздная жизнь быть честной?» и др. [19]. Такие формы работы, как читательская конференция или устный журнал, требовали длительной подготовки, а потому не могли проводиться часто. Более широко использовались в практике библиотек беседы по прочитанным книгам - один из важных методов пропаганды книги, не требующих подготовки каких-либо дополнительных материалов. Так, в 1960 г. библиотекарь Вороновской библиотеки Н. Толстикова проводила беседу по книге «Ветер в лицо» с доярками и скотниками местной молочно-товарной фермы [7]. Выставки, организуемые в библиотеках, были разнообразны и зачастую также носили агитационный характер. Так, в Вороновской библиотеке работала выставка, посвященная 90-летию со дня рождения В.И. Ленина, был оформлен монтаж, посвященный советской женщине. Также в помещении библиотеки, расположенном в местном Доме культуры, размещались красный уголок и уголок атеиста [7]. Еще одной распространенной формой массовой работы была подготовка обзоров книжных новинок, поступивших в библиотеку. Обзоры наиболее интересной и пользующейся спросом литературы делались и по местному радио [4]. Вообще, средства массовой информации активно использовались для трансляции информации о деятельности библиотек, повышении квалификации библиотечных работников. Следует отметить, что для библиотечного обслуживания районов характерна «цепная реакция» проведения тематических мероприятий, что объясняется взаимодействием библиотек в рамках централизованной библиотечной системы, а также осуществлением методической работы центральной библиотеки для библиотек отдельных сельских поселений. В 90-х гг. - под воздействием произошедших в обществе изменений -тематика массовых мероприятий стала меняться. Среди обсуждаемых книг стали появляться произведения зарубежных и запрещенных ранее авторов. Выставки были направлены, прежде всего, на расширение кругозора читателей. Кроме того, выставки отражали современные информационные потребности общества, имели целью отразить интересы читателей, а не только рекомендовать литературу, значимую с точки зрения реализации политико-просветительных задач. В апреле 1991 г. в районной Кожевниковской библиотеке также действовали три выставки: «Связующая нить» - о праздниках, традициях и обрядах русского народа; выставка объявлялась «вкладом библиотекарей в движение возрождения русской культуры, духовности, исторической памяти и традиций славянских народов»; «Жизнь без лекарств» - выставка, посвященная народной медицине и здоровому образу жизни; «Для вас, мастерицы» - выставка, на которой были представлены книги по рукоделию, редкие для библиотеки, потому выдававшиеся на руки только на основе платного абонемента [20]. Проводились и серии выставок: например, выставки на тему античной культуры [21]. Открывались даже платные выставки, связанные с введением платных библиотечных услуг. Так, в 1992 г. были подготовлены 2 выставки: «Все начинается с любви», на которой была представлена литература о взаимоотношениях мужчин и женщин, воспитании детей, и «Резная сказка», на которой были представлены фотоальбомы и литература о резьбе по дереву. Желающие могли познакомиться с книгами с этих выставок поближе, но уже за плату [22]. В публикациях 90-х гг. в районной газете значительное внимание уделяется работе библиотек по созданию различных кружков и клубов. Традиционными для библиотек были клубы книголюбов, заседания которых в основном базировались на обсуждении тех или иных книг. Причем в 90-х гг. круг чтения значительно расширялся за счет советских, русских и зарубежных авторов, чьи произведения ранее советскому читателю были неизвестны. Так, в начале 90-х гг. в связи с экранизацией получил особую популярность роман М. Митчелл «Унесенные ветром». Обсуждению этой книги, в частности, было посвящено заседание клуба «Книголюб» Еловской библиотеки в марте 1991 г. Правда, поскольку фильм демонстрировался только в Томске, большинство участников к моменту обсуждения не смогли его посмотреть. Лишь одна из участниц обсуждения романа поделилась своими впечатлениями о фильме [23]. Развитие получили различные конкурсы, в том числе организованные по типу телевизионных («Поле чудес», «Счастливый случай», КВН) [24, 25]. Характерной для 90-х гг. стала преемственность и других видов массовой работы, опыт проведения которых был накоплен еще в советский период, - читательские конференции, литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, обзоры литературы, беседы с читателями и др. В ежегодных библиотечных отчетах, как правило, присутствовал весь спектр мероприятий. Тематика их отличалась значительным разнообразием, обусловленным направлениями работы библиотек: патриотическое воспитание, экологическое образование, профориентационная работа, пропаганда чтения и книги, расширение читательского кругозора и др. Пример годовой активности массовой работы библиотек Кожевниковской централизованной библиотечной системы отражен в табл. 1 [26, 27, 28]. Таблица 1. Массовая работа библиотек Кожевниковской централизованной библиотечной системы в 1997-1999 гг. Год Количество библиотечных филиалов3 Литературные вечера Читательские конференции Обсуждения книг Книжные обзоры Беседы Массовые праздники Иировые программы Библиотечные уроки Книжные выставки Клубы по интересам 1997 25 1174 5 15 109 158 79 н/д н/д н/д 8 1998 25 68 н/д 11 110 112 53 101 42 281 8 1999 245 н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 3566 н/д В первых десятилетиях XXI в. сельские библиотеки испытывают трудности, связанные с конкуренцией чтения с телевидением и компьютерными технологиями, слабой оснащенностью информационными технологиями и пополнением фонда, недостаточным для удовлетворения потребностей и интересов читателей. Тем не менее сельские библиотеки сохранили статус социокультурных центров. Они продолжают осуществлять деятельность по сохранению культурных традиций, исторической памяти населенного пункта и региона за счет активного осуществления краеведческой работы. Пристальное внимание уделяется особым группам читателей, таким как пожилые люди, дети и подростки. Активно осуществляется работа по привлечению к чтению нечитающего населения. Так, в 2005 г. при Кожевниковской библиотеке создан клуб «Молодая семья». Также при центральной библиотеке начал действовать клуб «Золотой возраст» для пожилых людей, создаются детские кружки и клубы [29]. Одним из важных направлений работы остается формирование и поддержка семейного чтения. Библиотеки осуществляют помощь читающим семьям в подготовке к участию в различных конкурсах. Важными направлениями работы являются профориентационная работа, экологическое воспитание [30, 31]. В условиях развития информационных технологий важным направлением работы стала компьютеризация библиотек Кожевниковского района, обеспечившая актуализацию библиотечных продуктов и услуг. К 2011 г. компьютерной техникой были оснащены 14 филиалов Кожевниковского района. Выход в Интернет был только в двух библиотеках: центральной и Вороновской. В центральной библиотеке был открыт Центр правовой информации на основе баз данных «КонсультантПлюс» и «Кодекс» [32]. Таким образом, эволюция массовых и групповых форм библиотечного обслуживания в сельских библиотеках в XX - первых десятилетиях XXI в. зависела, прежде всего, от смены политических, экономических и социокультурных условий, которые повлекли за собой изменения информационных потребностей общества. Агитационная работа и пропаганда чтения, сохраняясь, приобрела новые характеристики и способы реализации. Тематика массовых мероприятий стала ориентироваться не столько на требования со стороны государства, сколько на интересы пользователей с учетом специфики интересов местного сельского населения. Не менее важным фактором стало развитие науки и техники, внедрение информационных технологий. Библиотека не только вынуждена конкурировать с телевидением, компьютерными играми, которые отвлекают население от чтения, но и получила широкие возможности по использованию информационных технологий для разнообразия и развития собственного библиотечного обслуживания, расширения круга пользователей.

Ключевые слова

сельские библиотеки, массовое библиотечное обслуживание, групповое библиотечное обслуживание, работа с читателями, rural libraries, the mass library services, group library services, work with readers

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ляпкова Анна АлексеевнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыnechitala@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Вступительная и заключительная речь на Всероссийском совещании заведующих областными (краевыми) отделами народного образования и наркомов просвещения АССР 2731 января 1941 г. [Электронный ресурс] // Академик В.П. Потемкин. Статьи и речи / под ред. И.А. Ка
Обращение к заведующим областными (краевыми) отделами народного образования народным комиссарам просвещения АССР Центрального института повышения квалификации политпросветработников. Кожевниково, 1943 // Из краеведческого фонда Центральной Кожев-никовской
Трампильцева Г. Лучше обслуживать хлеборобов // Кожевниковский колхозник. 1962. № 46 (2725). 14 апр. С. 2.
Постовалов А. Когда любишь свою работу // Кожевниковский колхозник. 1960. № 55 (2422). 5 мая. С. 3.
Опыт лучших агитаторов - всем агитаторам // Кожевниковский колхозник. 1960. № 75 (2442). 19 июня. С. 1.
Два года работы на свиноферме: Опытом работы делится агитатор фермы имени Калинина М.П. Левашова // Кожевниковский колхозник. 1960. 22 июня. № 76 (2443). С. 2.
Ющенко В. Библиотекарь-агитатор // Кожевниковский колхозник. 1960. 13 марта. № 33 (2400). С. 2.
Иванов С. В пути - агитпоезд // Знамя труда. 1976. 14 дек. № 149 (4497). С. 2.
Не хлебом единым // Знамя труда. 1979. 15 авг. № 124 (4386). С. 2.
Панкратова Г. Агитпоезд ждут в бригадах // Знамя труда. 1979. 28 авг. № 131 (4393). С. 2.
Татарникова Н. Улучшать работу учреждений культуры // Знамя труда. 1979. 10 окт. № 157 (4419). С. 2.
Левашова М. Рапортует районная библиотека // Кожевниковский колхозник. 1961. 20 янв. № (2532). С. 4.
Лукин Ф. Использовать все формы и методы культурно-просветительной работы // Кожевниковский колхозник. 1960. 2 окт. № 120 (2487). С. 3.
Читательская конференция // Знамя труда. 1978. 25 марта. № 48 (4753). С. 2.
Ванин А. В колхозной библиотеке // Кожевниковский колхозник. 1960. 5 февр. № 17 (2384). С. 4.
Ковалева Е. Что значит быть культурным? / Е. Ковалева, Д. Шишкин // Кожевниковский колхозник. 1960. 23 нояб. № 141 (2508). С. 4.
Хроника культурной жизни // Кожевниковский колхозник. 1960. 24 янв. № 12(2379). С. 4.
Кандурова Е. Как мы провели устный журнал // Кожевниковский колхозник. 1960. 6 марта. № 30(2397). С. 3.
Ижболдина З. Заслуженная награда // Знамя труда. 1966. 15 янв. № 7(2856). С. 2.
Кулагина О. И познавательно, и практично // Знамя труда. 1991. 26 апр. № 51 (5796). С. 3.
Сашина О. Легенды, мифы и история // Знамя труда. 1992. 27 июня. № 76 (5977). С. 2.
Михайлова О. Выгода - взаимная // Знамя труда. 1992. 20 февр. № 22 (5923). С. 3.
Разговор о книге // Знамя труда. 1991. 14 марта. № 32 (5777). С. 3.
Иванова В. Отдохнуть с мамой и папой - это счастливый случай // Знамя труда. 1994. 19 апр. С. 4.
Михайлова О. Путь к читателям // Знамя труда. 1992. 25 янв. № 11 (5912). С. 3.
Аналитическая справка Кожевниковской ЦБС за 1997 год. Кожевниково, 1997. 21 с.
Аналитическая справка о работе Кожевниковской централизованной библиотечной системы Томской области в 1998 году. Кожевниково, 1998. 18 с.
Аналитическая справка о работе Кожевниковской ЦБС Томской области за 1999 год. Кожевниково, 1999. 27 с.
Дурнева В. У нас у всех с войною счеты // Знамя труда. 2005. 17 мая. С. 2.
Дурнева В. Необычный урок // Знамя труда. 2004. 1 июля. С. 3.
Дурнева В. «Люби прекрасный этот мир» // Знамя труда. 2005. 24 июня. С. 2.
Аналитический обзор деятельности муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Томской области за 2011 г. [Электронный ресурс]. Томск: Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, 2012. 87 с. / Департамент по культуре Томской о
 Эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках в XX - первых десятилетиях XXI в. (на примере сельских библиотек Кожевниковского района Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках в XX - первых десятилетиях XXI в. (на примере сельских библиотек Кожевниковского района Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Полнотекстовая версия