Пластика звука. О студенческих работах, посвященных семи популярным произведениям Ф. Шопена (кафедра дизайна Института искусств и культуры Томского государственного университета). Типографика, искусство плаката | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Пластика звука. О студенческих работах, посвященных семи популярным произведениям Ф. Шопена (кафедра дизайна Института искусств и культуры Томского государственного университета). Типографика, искусство плаката

В статье представлены результаты экспериментального задания, выполненного в рамках изучения курса «Типографика» студентами-дизайнерами. Рассматривается влияние интеграции разных видов искусств а рамках художественного образования на становление творческого воображения, образного мышления студентов. О студенческих работах: плакатах, посвященных семи популярным произведениям Ф. Шопена.

Plastics of sound. About the student's posters devoted to seven popular musical compositions by F. Chopin.pdf В педагогике искусства известно, что человек изначально полихудо-жественнен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, это значит, что человек обладает потенциальными способностями к ним. Взаимодействие искусств в содержании учебного процесса, привлекающее возможности и средства различных видов искусств, способствует более цельному, гармоничному, полихудожественному развитию. Оно направлено на решение задач «раскрепощения», развитие образного мышления и самостоятельности в работе, взаимодействие искусств (зрительных и слуховых), развитие синестезии. Понимание и проявление синестезии в искусстве в общем и в дизайне в частности, есть проявление воображения, творчества, выражения впечатлений по признаку эмоционального подобия. Поэтому язык искусства - это та среда, где синестезия формируется и может проявляться наиболее полно. Мы привыкли к тому, что словами, сложенными из букв, можно передать историческое событие, научный факт или свои переживания по поводу увиденного зрительного образа или музыкального произведения, но оказывается буквы могут складываться не только в строчки, но и в сложные графические композиции со своей мелодией. Бурный научно-технический прогресс и развитие компьютерных технологий окончательно перевернули традиционное представление о типографике и печатном слове как о некоем упорядоченном расположении букв в строке, подобно солдатам, выстроенным в линейку. Впервые за многовековую историю полиграфии буква освободилась от строгих металлических оков стола наборщика и обрела крылья для вольного полета по белому листу бумаги. Теперь она привлекает еще большее внимание художников-дизайнеров. Буква стала самостоятельным и свободным графическим инструментом, способным передавать не только слово, но и эмоции, ритм и даже музыку... Случается так, что студенты увязают в рутинных методах работы: заливка цветом, добавление белого поля, рисование рамки не приводят к ожидаемым результатам. Пытаясь найти более интересное решение, студенты способны загнать себя в угол от обилия возможностей, мешающих прийти к правильному решению. В таком случае создание композиции на основе прослушивания музыкального произведения является действенной методикой, позволяющей вырваться из плена привычных приемов путем принуждения себя найти новое визуальное решение, замещая звуковую пластику графической. Одним из таких Фредерж_Ш°пен экспериментов по созданию абстракт- Курохтина Таня ного образа стала работа по выполнению плаката на музыкальное произведение с использованием ограниченного набора графических средств. В качестве источника для вдохновения было выбрано творчество Фредерика Шопена, точнее несколько его популярных произведений и образ самого композитора: Баллада № 1 g-moll. Соч. 23 Мазурка до-диез минор. Соч. 63, № 3 Ноктюрн Des-dur. Соч. 27, № 2 Вальс b-moll. Соч. 69, № 2 Большой бриллиантовый вальс. Op. 18 Вальс-минутка - Лондонский «Променадный» Этюд a-moll. Соч. 10, № 2 Немаловажную роль в выборе данных произведений сыграло то, что все они очень разные и по ритму, и по содержанию, и по своей эмоциональной наполненности. Этюд a-moll. Соч. 10, № 2 Сакулина Наташа Ноктюрн Des-dur. Соч. 27, № 2 Сакулина Наташа Ноктюрн Des-dur. Соч. 27, № 2 Сакулина Наташа Ноктюрн Des-dur. Соч. 27, № 2 Сакулина Наташа Ноктюрн Des-dur. Соч. 27, № 2 Лукъянчук Алена Ноктюрн Des-dur. Соч. 27, № 2 Власкина Ольга Мазурка до-диез минор. Соч.63 №, 3 Мазурка до-диез минор. Соч.63, № 3 Власкина Ольга Сакулина Наташа Мазурка до-диез минор. Соч. 63, № 3 Ахаева Кристина ш 1 ж. о £ А Ч' ' 3 € л у Л г®* ч Мазурка до-диез минор. Соч. 63, №3 Лукъянчук Алёна Вальс-минутка - Лондонский «Променадный» Власкина Ольга Вальс-минутка - Лондонский «Променадный» Караулова Ирина Баллада № 1 g-moll. Соч. 23 Сакулина Наташа Баллада № 1 g-moll. Соч. 23 Ахаева Кристина □ Вальс-минутка - Лондонский «Променадный» Ахаева Кристина Баллада № 1 g-moll. Соч. 23 Власкина Ольга Вальс b-moll. Соч. 69, №2 Сакулина Наташа Получившиеся в результате графические работы в первую очередь от -ражают различные субъективные впечатления художников-дизайнеров, их сугубо личные переживания и размышления и попытку передать эти впечатления, создавая неповторимые пластические композиции. Руководитель проекта: старший преподаватель кафедры дизайна Т.А. Завьялова. Студенты: Сакулина Наташа, Лукъянчук Алёна, Муравьева Наташа, Курохтина Таня, Караулова Ирина, Воротилкина Елена, Власкина Ольга, Ахаева Кристина.

Ключевые слова

композиция, образное мышление, ритм, пластика, абстрактный образ, типографика, composition, imaginative thinking, rhythm, plastics, abstract image, typography

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Долгих Николай А.Томский государственный университеткандидат педагогических наук, кафедра дизайна Института искусств и культуры
Завьялова Татьяна А.Томский государственный университетст. преподаватель, кафедра дизайна Института искусств и культуры
Всего: 2

Ссылки

 Пластика звука. О студенческих работах, посвященных семи популярным произведениям Ф. Шопена (кафедра дизайна Института искусств и культуры Томского государственного университета). Типографика, искусство плаката | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Пластика звука. О студенческих работах, посвященных семи популярным произведениям Ф. Шопена (кафедра дизайна Института искусств и культуры Томского государственного университета). Типографика, искусство плаката | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Полнотекстовая версия