Миниатюра как основа формообразования в творчестве Ф. Шопена | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Миниатюра как основа формообразования в творчестве Ф. Шопена

В статье рассматривается миниатюра как перспективное для молодых композиторов формообразующее направление, нашедшее многоаспектное воплощение в творчестве Ф. Шопена, где происходит эмансипация миниатюры. Подчёркивается, что для творчества Шопена миниатюра имеет особое значение, там она наблюдается не только как форма, но и как жанр. Она коррелирует с тремя принципами формообразования, предлагаемыми в статье, как основной «строительный элемент» (экспозиционность).

Miniature as a basis of morphogenesis in F.Chopin's works.pdf В любом инструментальном жанре есть универсальные, общие закономерности строения и драматургии, восходящие к общефилософским закономерностям строения любой формы независимо от сферы, в которой эта форма функционирует. Музыкальные формы являются конкретизацией, отражением этих общих форм - так как и музыка, и живопись, и литература, и все другие области художественной деятельности можно трактовать как отражения, «проекции» в разных сферах одних и тех же законов. Подобная точка зрения, «угол наклона» актуальны в первую очередь для молодого композитора: ему предстоит строить форму «из ничего», самому проектировать и проверять надёжность «креплений», устойчивость архитектоники музыкальной формы. Ему изучение музыкальных форм необходимо для применения опыта, накопленного композиторами разных веков, в практике. Это его «арсенал», а не просто констатация тех или иных закономерностей, замеченных в чужом творчестве. Именно музыкальная форма как пространство объединения и взаимодействия всех используемых средств выразительности выступает в данном случае «мостиком», переходом от экстрамузыкальных образов (впечатлений) и структур, являющихся исходным моментом творчества, к сфере интрамузыкального организованного художественного текста, создаваемого композитором. Существует множество различных принципов классификации музыкальных форм, каждый из которых становится основой целостной концепции в различных работах, таких как учебники по анализу музыкальных форм В. Цуккермана, И. Способина, Л. Мазеля, В. Холоповой и т.д. Все данные классификации имеют неоспоримую теоретическую и историческую ценность, однако при создании новых произведений композитор руководствуется скорее не какой бы то ни было устойчивой формальной схемой, но общим принципом формообразования, общим принципом сопряжения частей в цельной драматургии. Б. Асафьев, например, говорит о формообразующих принципах тождества и контраста [1]. По сути дела, именно тождество и контраст составляют основу любой формы, так же как низменность и возвышенность являются основой земного рельефа. Поэтому перспективным -в отношении появления новых музыкальных произведений - направлением представляется классификация не музыкальных форм de facto, но общих принципов формообразования, действующих не только в сфере музыкального искусства, но во многих сферах художественного творчества и даже вообще жизни. Эти принципы можно отнести скорее к общефилософским, нежели к узкоспециальным. Таких принципов предлагается три: а) принцип вариаций; б) принцип рондо; в) сонатный принцип. Принцип вариаций отражает идею рассмотрения одного предмета с разных сторон либо постепенного развития («прорастания») интонационного зерна. Аналогом принципа вариаций в религии представляется древневосточное единобожие, в философии - монизм. Принцип вариаций отражает идею поступенности развития монообраза. Принцип рондо отражает идею контрастного чередования одного предмета (идеи, характера и т.д.) со множеством разнохарактерных, но мало на него влияющих других предметов (идей, характеров и т.д.). Аналогом принципа рондо в религии представляется античная множественность божеств, в философии - плюрализм. Принцип рондо отражает идею цикличности развития. Сонатный принцип отражает идею конфликта, «борьбы и единства противоположностей». Соната всегда биполярна и предполагает активное взаимодействие полярных сфер. Аналогом сонатного принципа в религии представляется христианская полярность мироздания, борьба Света и Тьмы -Бога и Дьявола, в философии - дуализм и связанная с ним диалектика. Сонатный принцип отражает идею «тезис - антитезис - синтез». Указанные три принципа формообразования предстают во множестве различных, порой совершенно неожиданных комбинаций. В каждом конкретном случае их выбор и специфика их сочетания определяются спецификой содержания и соответствующей драматургии произведения. Что же в рамках данной гипотезы представляет собой инструментальная (в частности, в творчестве Шопена - фортепианная) миниатюра? В миниатюре нельзя констатировать присутствие ни одного из обозначенных выше принципов, так как объём сочинения препятствует длительному разворачиванию мысли. Для миниатюры характерна экспозиционность изложения материала, с минимальными проявлениями элементов разработки и контраста (что, в принципе, характерно и для развёрнутой экспозиции темы в крупной форме). Теоретически - да и практически, в рамках творческого эксперимента - можно классическую сонату превратить в цикл миниатюр (отграничив и досочинив соответствующим образом экспозиции тем), а цикл миниатюр (или несколько пьес из цикла миниатюр) развить до связной крупной формы (трактуя каждую миниатюру как экспозицию той или иной темы). Таким образом, инструментальную миниатюру11 предлагается рассматривать не как отдельный глобальный принцип формообразования наряду с сонатным или рондальным, а скорее как основополагающий строительный элемент («кирпичик»), без которого невозможно построение монументальной конструкции, но который обладает также потенциалом самостоятельного функционирования. В качестве аналогов такого «кирпичика» можно вспомнить, например, лирическое стихотворение (способное быть как самостоятельным произведением, так и частью более масштабного целого) или этюд в живописи (аналогичные функции). В исторической практике сложилась традиция априорного функционирования нескольких миниатюр в некоторой последовательности большего или меньшего масштаба. Например, сюиты танцев, переросшие затем в жанр инструментальной сюиты (блестящие образцы которого находим у Г.-Ф. Генделя, И.С. Баха, и др.). Другой пример - хоть и более спорный - минициклы прелюдия и фуга, фантазия и токката и т.д. Спорность этого примера в том, что части подобного миницикла связаны в первую очередь функционально и неравноправны в функциональном отношении, а также обладают значительно большей масштабностью, чем номера инструментальной сюиты. Автор статьи считает необходимым акцентировать в обоих примерах (сюита и миницикл) взаимозависимость и несамостоятельность составляющих их пьес, потребность во включении их в более масштабную структуру - по сути, цикл миниатюр. Мастера романтизма, а затем импрессионизма (с общей тенденцией, традиционно фиксируемой в музыкальном творчестве этих периодов - тенденцией к камерности и «размыванию» классической формы) немалое внимание уделяли циклу миниатюр. Миниатюра в этих циклах, можно сказать, функционально эволюционировала: в фортепианных циклах Р. Шумана видим сюжетную связанность, нежелательность разрыва связей между частями крупной последовательности (хотя практика исполнения циклов Р. Шумана регулярно демонстрирует обратное). Полную самостоятельность и независимость от включённости в более масштабные структуры миниатюра обретает именно в творчестве Ф. Шопена. Применительно к фортепианному творчеству Ф. Шопена можно говорить даже об эмансипации миниатюры, являющейся отличительной чертой творчества мастера и вместе с тем этапом развития и функционирования формы. Творчество Шопена преимущественно - почти исключительно - посвящено фортепианному искусству. «Львиная доля» творческого наследия мастера - фортепианная музыка; пианисты всех возрастов играют произведения Шопена на концертах, на конкурсах и т.д. Конечно, отнюдь не всё творчество Шопена сконцентрировано на миниатюре: достаточно упомянуть сонаты, баллады, полонезы; однако в этюдах, прелюдиях, мазурках, вальсах можем наблюдать рождение миниатюры как жанра, а не просто формы. Тональная выстроенность этюдов и прелюдий по принципу «ХТК» Баха в данном случае не является фактором связи между миниатюрами. Если в «ХТК» имеем дело с минициклами (прелюдия - фуга), здесь - с миниатюрами; об их несвязанности свидетельствуют: 1) их тематическая самостоятельность (отсутствие тематических связей с любыми другими миниатюрами сборника, что позволило бы говорить хотя бы о некоторых элементах повторности); 2) структурная завершённость каждой миниатюры; 3) образно-содержательная автономность каждой миниатюры: не только тематизм, но и образные сферы не имеют элементов повторности в других миниатюрах сборника. Если в названных сочинениях (этюды, прелюдии, мазурки, вальсы) наблюдается эмансипация миниатюры как жанра - миниатюру как форму, в другом функциональном значении, можно встретить в крупных произведениях, например в сонате (знаменитый финал сонаты b-moll). В целом миниатюра «пронизывает» всё творчество Шопена, что позволяет говорить о миниатюре как основе формообразования в его творчестве. Если говорить об историческом значении миниатюры в творчестве Шопена, можно заметить следующее: два великих «столпа» романтизма, его «Флорестан» и «Эвзебий» (ассоциации очевидны) - Ференц Лист и Фриде-рик Шопен - открыли музыкальному миру два новых направления формообразования: поэмность и миниатюру. Эти два направления, являясь новыми в отношении жанровой системы, вполне непротиворечиво коррелируют с изложенными выше принципами формообразования: рондальным, вариационным и сонатным. Поэмность использует все три данных принципа, в различных и более свободных комбинациях; миниатюра представляет собой воплощение элемента экспозиционности, задействуемого всеми принципами формообразования. Итак, миниатюра, являясь специфическим жанром и основой формообразования в творчестве Ф. Шопена, содержит богатый потенциал раскрытия и преобразования в творчестве современных и будущих композиторов.

Ключевые слова

эмансипация миниатюры, формообразование, экспозиционность, принцип, перспективность, emancipation of miniature, morphogenesis, expositionality, principle, prospectivity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Приходовская Екатерина АнатольевнаТомский государственный университетдоцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и культурыprihkatja@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Миниатюра как основа формообразования в творчестве Ф. Шопена | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Миниатюра как основа формообразования в творчестве Ф. Шопена | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Полнотекстовая версия