Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).

Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)

В статье предпринята попытка рассмотреть игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях ведущих этнографических музеев - Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). В процессе исследования была прослежена история формирования коллекций игрушек, описаны конструктивные характеристики игрушек, систематизированы в группы, проанализированы общие и различные черты в игрушках рассматриваемых народов, обозначены этнокультурные смыслы - векторы развития этнокультурных компетенций.

Toys Ob-Ugric peoples and the Altai in the collec-tionsof the Russian Ethnographic Museum and the Museum of Anthropology.pdf Игрушки в культуре обских угров и алтайцев выполняют важные функции социальной и мировоззренческой инкультурации [1]. В силу этого понятен интерес к играм и игрушкам в разных научных дисциплинах. Вместе с тем источниковая база для исследований незначительна из-за исчезновения традиционной игрушки из обихода, в этой связи особое значение приобретают музейные коллекции. Игрушки обских угров и алтайцев хранятся в этнографических музеях страны, в том числе и в Российском этнографическом музее (РЭМ) и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) (МАЭ РАН). Используя в качестве источников музейные предметы и коллекционные описи, попробуем проследить историю пополнения коллекций обозначенных музеев игрушками и выявить информативную значимость последних. Первое поступление хантыйских предметов в РЭМ произошло в 1910 г. Во время экспедиции в Березовский уезд сотрудник этнографического отдела Русского музея С.И. Руденко собрал 930 предметов (коллекция № 1711). Среди них находились 17 хантыйских кукол [2]. Классифицируем их на основе половозрастных и конструктивных характеристик. 1. Куклы-женщины: - Куклы с головой из гусиных (1711-303, 312, 322, 328) или утиных (1711-306, 307, 326, 330) клювов, с туловищем из суконных полос, в меховых шубах. - Куклы, основу которых составляет ткань. Одеты в меховые шубы (1711-304, 319) или бумазейный узорчатый костюм (1711-305). 2. Куклы-мужчины с головой из гусиного (1711-321, 327) или утиного (1711-325) клюва, с туловом из полосок сукна. Одеты в малицу. 3. Куклы-дети. Изготовлены из лоскутов и находятся в берестяной (1711302, 311) или жестяной (1711-310) люльке. Во время этой же экспедиции С.И. Руденко собрал 472 мансийских предмета (коллекция № 1710), среди них 11 кукол [3]. Их классификация выглядит следующим образом: 1. Куклы-женщины, сшиты из тряпочек, одеты в меховые шубы (1710311-313, 315, 318-320). Манси на р. Сыгва, Лозьва, Сосьва. 2. Куклы-мужчины с туловом из одной (1710-316, 322) или нескольких (1710-321) тряпочек, в меховой парке. Собраны у манси на р. Сыгва, Сосьва. 3. Кукла-ребенок из тряпочек, лежащая в колыбели (1710-317). Манси на р. Обь. Следующее поступление хантыйских предметов в музей датируется 1923 г. Во время экспедиции к хантам р. Аган сотрудница этнографического отдела Русского музея Р.П. Митусова собрала 376 предметов (коллекция № 4047), среди них 11 хантыйских кукол-женщин [4]. По конструктивным характеристикам можно выделить 3 типа кукол: 1. Куклы из клювика утки (4047-369) или лебедя (4047-365) с туловищем из полос сукна; или из птицы, шкурка которой, набита березовыми стружками (4047-367). Одеты в «сак». Понятие «сак» в описании многозначно: шуба, платье из ткани, распашная одежда. 2. Куклы из ткани. С головой из цветной материи (4047-362, 364, 368) или просто из ткани (4047-370-372). Одеты в «сак». 3. Куклы с основой из ткани и меха (4047-363, 4047-366). Одеты в платье из ситца (4047-363) или завернутые в лоскуток, имитирующий одежду (4047366). Во время командировки к манси в пос. Сосьва в 1968 г. научный сотрудник Государственного музея этнографии народов СССР (ГМЭ) М. С. Попова приобрела 23 мансийских предмета (коллекция № 7812), среди которых 1 кукла (7812-12) [5]. Основу куклы составляет ткань. Одета кукла в платье. Дальнейшее пополнение фондов мансийскими вещами произошло в 1977 г. Из экспедиции в пос. Сосьва младший научный сотрудник ГМЭ Е.Г. Федорова привезла 37 мансийских предметов (коллекция № 8695) [6], среди них находились 2 куклы-женщины однотипного строения: голова сшита из ткани, туловище состоит из нескольких тряпочек. Одеты в платья, сшитые из сукна (8695-30) или ситца (8695-31). В 1988 г. в результате командировки сотрудницы музея И.А. Карапетовой в Сургутский район фонды музея пополнились 135 хантыйскими предметами (коллекция № 11116) [7], среди которых 1 кукла-женщина (11116-129), сшитая из ткани, одетая в сак из сукна. Как видим, фонды РЭМ систематически пополнялись обскоугорскими предметами на протяжении всего ХХ в. На основе выполненных классификаций можно сделать следующие выводы. В коллекциях РЭМ представлены куклы-дети, куклы-мужчины и куклы-женщины. Все куклы не имели лица, чтобы в них не вселились «духи». Согласно традиционному мировоззрению хантов и манси в изображение с лицом вселялась душа [8. С. 62]. Общими для хантов и манси являются куклы-дети, которые изготавливаются из ткани и помещены в люльку, и куклы-женщины, изготавливаемые из ткани. Основа для изготовления кукол-мужчин у хантов и манси разная: у хантов это гусиный или утиный клюв с полосками сукна, а у манси - ткань. Специфическими для хантов являются куклы-женщины, основу которых составляют гусиный или утиный клюв, ткань и мех. Куклы-женщины отличаются от кукол-мужчин одеждой, которая повторяет традиционный костюм. Если куклы-женщины одеты в меховую шубу, сак, бумазейный костюм, платье, лоскут ткани, имитирующий одежду, то куклы-мужчины - в малицу или парку. Далее перейдем к коллекциям МАЭ РАН. В 1887 г. в результате дара Ле-бедзинского и Кузнецова через Императорское Русское географическое общество коллекции музея пополнили 79 предметов быта и культа манси восточного склона Урала (коллекция № 338) [9]. Среди них имеется кукла в колыбели (338-26), собранная у манси р. Сосьва. Кукольная колыбель изготовлена из бересты, состоит из дна, бортика и невысокой спинки. По краям бортика пришиты кожаные ремешки и петли, которые в настоящей колыбели служат для привязывания ребенка. Внутри к спинке прикреплена низка бус и бисера. В колыбель вложена кукла, которая представляет собой кусочек шкурки с нашитой на него хлопчатобумажной тканью в красную и белую клетку. В 1901 г. у У.Т. Сирелиуса были куплены 53 обскоугорских предмета (коллекция № 592) [10]. Среди них имеется кукла-женщина (592-7), собранная у обдорских хантов. Ее основу составляет утиный клюв с пришитым к нему прямоугольным куском черного сукна, на который нашиты продольные чередующиеся красные и зеленые суконные полосы. Верх платья оторочен зеленой суконной полосой. Шуба сшита из кусочков меха белки, по подолу оторочена полоской меха и сукна, имитирующей меховую мозаику, надставлена полосой оленьего меха и окантована красным сукном. На полах имеется по одной ровдужной завязке. В 1907 г. у А.В. Журавкого были выкуплены 26 предметов, приобретенных им у хантов Тобольской губернии (коллекция № 1151) [11]. В их числе 22 куклы. Классифицируем их на основе половозрастных характеристик: 1. Куклы-женщины, основу которых составляет ткань (11511,2,3,5,6,7,9,10,11/1,11/2,13,15,17,19,20,21,22,23) или кусок белой замши (1151-14,18). У кукол имеются косы в виде матерчатых жгутов. Одеты куклы в шубы, на головы повязаны платки. 2. Куклы-мужчины (11/3,11/4) с головой из ткани, одетые в малицы. 3. Кукла-младенец в люльке из бересты (1151-4). Люлька сидячая, со спинкой и вставным дном, сшита и обвязана сухожильными нитками. Кукла-младенец представляет собой сверток красной материи, завернутый в синий платок. В 1914 г. в результате командировки И.Н. Шухова к хантам р. Казым фонды музея пополнили 172 предмета (коллекция № 2383) [12], среди которых имеются куклы, классифицируемые следующим образом: 1. Куклы-женщины (2383-101,103,104,107,131). Основу кукол составляет кусочек оленьей шкуры. У них имеются косы, обвитые шерстью и украшенные бисером. 2. Кукла-мужчина в малице (2382-102). 3. Кукла в колыбели (2383-100). Колыбель выполнена из бересты, основу куклы-младенца составляет лоскут ткани. На основе выполненных классификаций можно сделать следующие выводы. В обскоугорских коллекциях МАЭ РАН имеются куклы-женщины, куклы-мужчины и куклы-младенцы. Общими для хантов и манси являются куклы-младенцы, которые находятся в берестяной люльке. Но основа у этих кукол разная: манси в качестве основы используют кусочек шкуры, а ханты -ткань. Более широко в коллекциях музея представлены хантыйские куклы. Кроме кукол младенцев есть куклы-женщины и куклы-мужчины. Общим материалом для изготовления данных кукол является ткань. Кроме того, основу кукол-женщин составляют утиный клюв, кусочек белой замши или оленьей шкуры. Куклы-женщины отличаются от кукол-мужчин одеждой, повторяющей традиционный костюм. Если куклы-женщины одеты в меховую шубу, то куклы-мужчины - в малицу. Теперь обратимся к коллекциям игрушек алтайцев РЭМ и МАЭ РАН. Коллекции были собраны в экспедициях: РЭМ - Д.А. Клеменца (1904), С.А. Токарева (1930-1932), Б.П. Сальмонта (1934), С.В. Романовой (2006); МАЭ РАН - А.В. Анохина (1913, 1931), А.Н. Липского (1915), Л.Э. Карунов-ской (1924, 1928), А.И. Новикова (1931). Во время экспедиций предметы преимущественно принимались в дар, также могли закупаться. Коллекции алтайских игрушек РЭМ и МАЭ отличаются большим разнообразием. В них представлены как куклы, так и разнотиповые игрушки. В коллекциях музеев встречаются куклы южных алтайцев - телеутов, телен-гитов и северных алтайцев - шорцев. Куклы южных алтайцев, в частности телеутов, в своей основе имеют бумажный или тряпичный сверток, головная часть которого покрыта тканью. Отсутствуют руки и ноги, черты лица не обозначены. Куклы различаются по половозрастным признакам. Основным маркером, идентифицирующим пол, является одежда: для женщин - платье (РЭМ:№ 6826-71, 6826-73; МАЭ: №3720-309, 3728-96, 3974-46), для мужчин - отсутствие головного убора и два лоскутка в качестве одеяния (МАЭ: № 3728-99). Имеются куклы-дети (№ 3720-311, 312). Они отличаются небольшим размером - 6-8 см. Для кукол теленгитов этнограф А.А. Малыгина [13. С. 131] предлагает следующую классификацию: 1. Куклы, сходные с телеутскими, - № 5068-90 (МАЭ). Единственное различие - наличие рук у куклы. 2. Деревянные куклы с матерчатой головой - № 5068-88 (МАЭ). Туловище вырезано из плоского куска дерева, имеются только ноги. Кукла замотана в оленью шкуру и одета в платье. 3. Деревянная кукла - № 5068-108 (МАЭ), 18666 т, 18660 т 1-3 (РЭМ). Куклы изготовлены из куска дерева. Представляют собой антропоморфные фигуры с руками и ногами. Черты лица не обозначены. Шорские куклы преимущественно женщины (6826-75, РЭМ). По конструктивным характеристикам напоминают телеутские. Однако у них имеется прическа - пучок кудели или пакли, заплетенный в косу. Возраст и семейный статус куклы определяются платьем. Имеется кукла с ребенком (№ 5072-387, МАЭ). Подобные куклы воспитывали в девочке хранительницу очага, мать и вместе с тем такие личные качества, как хозяйственность, доброта, терпение. Играя с куклой-дочкой, девочка познавала правила ухода за ребенком [14]. Другие встреченные нами игрушки можно систематизировать согласно следующей классификации: звуковые игрушки - трещотки, бубенцы, погремушки и т.д.; двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д; образные игрушки - изображения животных и куклы; творческие трудовые игрушки; моторно-спортивные - мячи, волчки и т.д.; театральные игрушки; настольные игры. К звуковым игрушкам относятся погремушки «шалтрак». Они обнаружены только в коллекции РЭМ - 6826-29, 6826-30, 12424-35, 12424-36, 1242437. Первые 2 предмета были привезены из экспедиции в начале XX в., последние - сравнительно недавно - в 2006 г. Подобно шалтраку функции погремушки выполняла игрушка из горла гуся, согнутого в кружок (4768-19). Также к этой же группе можно отнести птичку-свистульку (5897-1). Данные игрушки успокаивали ребенка, способствовали развитию у него мелкой моторики, выработке чувства ритма, могли служить амулетом-охранителем от злых духов. Обратимся ко второй группе. Для группы двигательных игрушек были отобраны лук со стрелами (РЭМ: 721-37, 8150 д; МАЭ: 3974-195 а,в, 5069-24 а,в,с), самострел (РЭМ: 8151 д; МАЭ: 3650-41а,в,с), пистолет (РЭМ: 5897-18), ружье (МАЭ: 5068-106), наган (РЭМ: 5897-41). Если первые две игрушки относятся к традиционной культуре, то последние - ближе к современной. Общим для всех предметов является то, что они выполнены из дерева. Указанные игрушки готовили мальчика к освоению основного промысла алтайцев - охоте. Перейдем к третьей группе. Здесь представлены игрушки, изображающие разные виды животных. Автором статьи зафиксированы игрушки со следующими изображениями животных: «бун» (РЭМ: 4227-67) - игрушка в виде домашнего козла, выполнена из дерева и декорирована примитивной резьбой; «куш» - птица, детская игрушка деревянная, коровка (РЭМ: 14534 Д) - игрушка детская, вырезанная из цельного куска дерева; конь (МАЭ: 5068-109) -игрушка из коры тополя, мышь, или сурок (РЭМ: 5897-44) - игрушка детская из необожженной глины; утка с утенком (РЭМ: 5897-38/1,2) - глиняная игрушка. По примитивности исполнения игрушек из глины можно предположить, что они изготовлены ребенком. Данные игрушки отражают фауну родного края и в то же время могли являться представлением ребенка о ней. К этой группе можно отнести игрушку в виде пятиконечной звезды (5068-104). Такая игрушка дополняла мировосприятие ребенка об окружающем мире. Для группы творческих трудовых игрушек характерны предметы, знакомящие ребенка с миром бытового уклада, с утварью. Таковыми являются следующие игрушки: ведерко (МАЭ: 5068-105), сосуд из необожженной глины (РЭМ: 5897-42) и деревянная чашка «кичик-аймак» (РЭМ: 4227-69). Также к этой группе относятся игрушки, ставшие результатом творческого процесса ребенка - лепки или вырезания из дерева. Моторно-спортивные игрушки представлены мячами, изготовленными из кожи или капа (РЭМ: 6826-76; МАЭ: 3153-1,2,3) и детским волчком («чар-чаткыш») (РЭМ: 4768-6 а, б; МАЭ: 3650-31). Данные игрушки способствуют развитию моторики и глазомера у ребенка. Театральные игрушки встречены только в коллекции МАЭ. Это маска старика сказочника и маска мальчика. Данные атрибуты применялись для оживления рассказов сказителя. К группе настольных игр относятся фигурки астрогалов «кажик» (РЭМ: 5897-II/ 1-6, 5897-14 (1-5), 5897-23, 8153 Д 1-2, 8761-8763/1-2, 12424-39/1-8). Астрогалы - это вид игральных костей, изготовлены из позвоночных костей барана. Игрушка использовалась не только детьми, но и взрослыми. Последняя группа предметов, привезенная из экспедиции 2006 г., свидетельствует о том, что данная игра все еще популярна в народной среде. В коллекции МАЭ обнаружены предметы для игры в «бабки» - чугунный диск (3728-11) и «бабка» (5068-107). Согласно правилам игры диском, или «бабкой», выбивают из круга другие кости, расставленные определенным образом. Таким образом, предметный мир детства у алтайцев довольно разнообразен. Выявленные предметы служили плавному вхождению ребенка в культуру, его адаптации в мире взрослых. Погремушка «шалтрак» и астрогалы до сих пор используются в повседневной жизни алтайцев, что свидетельствует о жизнеспособности некоторых традиций в области игры. Следует отметить, что в коллекции РЭМ представлены как развивающие игрушки, так и модели взрослой жизни в миниатюре. Функционально игрушки были направлены на формирование двух основных сфер компетенций: для мальчиков - охоты, для девочек - семейных отношений. Наиболее полно в фондах РЭМ и МАЭ РАН представлены куклы обских угров и алтайцев, в связи с этим можно провести их сравнительную характеристику. В коллекциях музеев имеются куклы-дети, куклы-мужчины и куклы-женщины. Куклы-дети обских угров представляют собой небольшой сверток, помещенный в берестяную люльку, а куклы-дети алтайцев повторяют кукол-взрослых и отличаются от них лишь меньшим размером. Общим материалом для изготовления кукол-детей у обских угров и алтайцев является ткань. В качестве особенного материала телеуты используют бумагу, манси -шкуру. Куклы-мужчины изготавливаются обскими уграми и алтайцами из ткани, кроме того в качестве материала для изготовления данных кукол ханты применяют гусиный или утиный клюв с полосками сукна, телеуты - бумагу. Основой для изготовления кукол-женщин у хантов, манси, телеутов, теленгитов, шорцев служит ткань. Кроме того, у телеутов имеются куклы-женщины с основой из бумаги, у теленгитов - из дерева, у хантов - из гусиного или утиного клюва, кусочка белой замши или оленьей шкуры, меха. Таким образом, общим материалом для изготовления всех видов кукол является ткань. Отличительный признак кукол обских угров и алтайцев - отсутствие лица. Это объясняется традиционными нормами мировоззрения, запрещающими его изображение. Кроме того, обскоугорские, телеутские куклы не имеют рук и ног, что отличает их от кукол теленгитов, у которых обозначенные признаки имеются. Куклы-женщины отличаются от кукол-мужчин одеждой, которая повторяет традиционный костюм. Общей одеждой для кукол-женщин у обских угров и алтайцев являются платье и лоскут ткани, имитирующий одежду. Кроме того, у кукол-женщин хантов и манси одеждой служат шуба, сак, бумазейный костюм. Информации об одежде кукол-мужчин у алтайцев в коллекционных описях не найдено. Куклы-мужчины обских угров одеты в малицу или парку. Как видим, благодаря информативности материала по куклам обских угров и алтайцев среди них можно выделить общее и особенное на этническом и субэтническом уровнях. Рассмотренные нами музейные предметы обладают высокой информативностью в силу их типичности для представляемых культур и повторяемости в коллекционных материалах. Данное обстоятельство обусловлено периодическими экспедиционными сборами, осуществляемыми профессиональными этнографами.

Ключевые слова

куклы, игрушки, музейные коллекции, обские угры, алтайцы, toys, museum collections, Ob Ugric, Altai

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Золотарева Наталья ВладимировнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, инженер-исследователь научно-инновационной лаборатории «Современные музейные и экскурсионно-туристические технологии»Natashik@sibmail.com
Курьянова Татьяна СергеевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, инженер-исследователь научно-инновационной лаборатории «Современные музейные и экскурсионно-туристические технологии»tanytka_88@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Золотарёва Н.В. Мир детства и традиционная игрушка народов Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета (МАЭС ТГУ) / Н.В. Золотарева, Т.С. Курьянова // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы 2-й Междунар. конф., Прага, 1-2 апреля, 2014 г. // Социосфера. 2014. № 21. С. 30-32.
РЭМ. Коллекционная опись № 141. 216 с.
РЭМ. Коллекционная опись № 115. 116 с.
РЭМ. Коллекционная опись № 141а. 386 с.
РЭМ. Коллекционная опись № 116. 41 с.
РЭМ. Коллекционная опись № 290. 25 с.
РЭМ. Книга поступлений № 36. 199 с.
Федорова Н.Н. Традиционная игрушка Обского Севера: куклы, олени. Синкретический характер игры и игрушки // Космос Севера. Екатеринбург, 2002. Вып. 3. С. 59-65.
9. МАЭ РАН. Оп. 338. 16 л.
10. МАЭ РАН. Оп. 592. 18 л.
11. МАЭ РАН. Оп. 1151. 6 л.
12. МАЭ РАН. Оп. 2383. 12 л.
Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ) // Материальная и духовная культура народов Сибири. Л., 1988. Т. 42. С. 129-139.
Тахтуева А.М. Игры и игрушки в традиционном воспитании хантыйской семьи // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1996. Вып. 3. С. 58-65.
 Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).

Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).