Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).

Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области

В статье выявлены и описаны культурные зоны Томской области, сформированные вокруг музейных единиц. Тем самым доказано, что музеи являются опорными точками культурного ландшафта региона. В результате выработано определение культурного ландшафта как социокультурное пространство, развивающееся в зависимости от внешних и внутренних факторов, часто находящихся в противоречии.

Museums are reference points of the cultural landscape: the example of Tomsk region.pdf Культурный ландшафт в настоящее время признан универсальной моделью сохранения культурного наследия. Ландшафт представляет собой универсум, в котором аккумулируется разного рода наследие. Более того, презервация осуществляется не по принципу выборочности элементов для сохранения, а по принципу аккумулятивности восприятия всех объектов наследия в цельности. Имя этой цельности - территория, ландшафт [1]. Культурный ландшафт является специфической категорией объектов культурного наследия. В течение длительного времени проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия рассматривались узконаправленно и не системно, лишь отдельные элементы подлежали сохранению и актуализации. Дальнейшее последовательное осмысление ценности историко-культурного ландшафта привело к формированию комплексного подхода в деле изучения, сохранения и популяризации наследия, продиктованного в первую очередь взаимообусловленностью разных элементов наследия, будь то «культурное» - «природное», «материальное» - «нематериальное», «движимое» - «недвижимое» и т.д. Для эффективности нашего исследования под культурным ландшафтом мы будем понимать не «природный ландшафт, измененный человеческой деятельностью и дополненный ее артефактами», или «земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей, если это пространство одновременно цельно и структурировано, содержит природные и культурные компоненты, освоено утилитарно, семантически и символически» (оба определения довольно узкие), а социокультурное пространство, развивающееся в зависимости от внешних и внутренних факторов, часто находящихся в противоречии. Обращаясь к культурному пространству Томской области, следует отметить, что данная территория (площадь - 314,4 тыс. м9) имеет некоторое количество относительно самостоятельных культурных зон, являющихся примером целостных территорий, развивающихся в зависимости от противоречивых внешних и внутренних факторов и несущих историко-культурную и природную составляющие. Находятся данные зоны на территории различных районов области. 1. Парабельский район. Здесь, во-первых, еще в 1930 г. Парабельским райисполкомом было утверждено открытие музея краеведческой направленности. Данный музей был создан по инициативе ссыльного экономиста Б.А. Дмитриева. Идея создания музея была поддержана местной интеллигенцией - по преимуществу ссыльной либо направленной в Сибирь партийногосударственными органами. Значительную роль в развитии этого музея сыграли профессор Л.Н. Никонов (специалист в области методики естествознания), почвовед Р.С. Ильин, агроном Н.В. Биллевич, археолог П.И. Кутафьев. В 1935 г. музей, переросший местное значение, получил статус Нарымского окружного музея краеведения, а в октябре следующего года был переведен из отдаленной Парабели в центр Нарымского округа - с. Колпашево - и размещен в бывшем административном здании, построенном в 1932 г. Таким образом, в 1936 г. открывается Колпашевский краеведческий музей [2. С. 312]. Во-вторых, в 1948 г., спустя 10 лет после основания, Мемориальный музей И.В. Сталина в с. Нарым был открыт [3. Л. 87; 4]. При музее были открыты библиотека (6,5 тыс. экземпляров книг), гостиница на 50 мест для приезжавших экскурсантов, а также фотолаборатория [3. Л. 87, 91, 92]. Имея значительный опыт музейной работы, П.И. Кутафьев видел возможности повышения эффективности работы Нарымского музея И.В. Сталина в развитии инфраструктуры не только самого музея, но и населенного пункта, в котором он находился. В частности, в 1949 г. он предложил следующее: 1) для расширения музея - купить дом в с. Костарево (600 м от Парабе-ли), где в 1912 г. жил ссыльный большевик Я.М. Свердлов, и сделать в нем мемориальный музей Я.М. Свердлова как филиал музея И.В. Сталина; 2) для доставки экскурсантов с проходивших пароходов приобрести катер для музея; 3) для благоустройства с. Нарым решить вопрос о пожарной безопасности исторических памятников, находившихся в неудовлетворительном состоянии в связи с отсутствием огнетушителей, пожарных машин и осуществлением застройки без соблюдения мер пожарной безопасности [3. Л. 94-95]. Предложения о развитии инфраструктуры Нарыма и непосредственно музея были поддержаны первым секретарем Томского обкома ВКП(б) А.В. Семиным. В письме секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову в 1951 г. он просил выделить Нарымскому музею катер для перевозки экскурсантов. Дополнительно внес предложение о постройке пристани с типовым залом ожидания и об увеличении времени стоянки пароходов (с 3 до 4 часов). Также для значительного улучшения работы музея было предложено перевести его на партийный бюджет. Относительно благоустройства Нарыма А.В. Семин предлагал следующее: 1) построить грунтовую дорогу от пристани до с. Нарым и паромную переправу в самом Нарыме; 2) построить в Нарыме государственную электростанцию на твердом топливе мощностью 350-500 киловатт, с включением в сферу ее обслуживания всх поселков в радиусе 4-5 км; 3) обязать Управление малых рек Министерства речного флота выделить специальный катер-трамвай для курсирования между Нарымом и районным центром Парабель; 4) рассмотреть вопрос о выселении с территории Нарыма контингента, находящегося на учете комендатуры [5. Л. 9-10]. И.А. Сизова Высказанные П.И. Кутафьевым и поддержанные партийным руководством Томской области предложения интересны в том плане, что они показывают роль музея в социокультурном развитии региона. Судя по документам, хранящимся в Центре документации Новейшей истории Томской области, кое-что из предложенного было выполнено. В частности, в 1949 г. была построена и открыта средняя школа. Однако не были построены ни пристань, ни грунтовая дорога от нее в село. В 1956 г. данный музей переименован в Музей политических ссыльных-большевиков (в связи с событиями, последовавшими за ХХ съездом КПСС), а с 1990-х гг. - в Музей политической ссылки. В 1990 г. постановлениями коллегий Министерства культуры РСФСР, Госстроя РФ и Президиума Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры историкоархитектурный и этнографический комплекс в с. Нарым (он же - Музей) был включен в Список исторических населенных мест Российской Федерации. В-третьих, сегодня на территории Парабельского района создается общественный этнографический музей «Селькупская деревня - Чвороль-Эд». Основатели музея - активисты Общества возрождения селькупской культуры «Колта Куп» И.А. Тимонина и Л.Д. Шадрина (с. Нарым). Музей расположен в живописном месте у оз. Тюхтерево. На площади 30х30 метров расположены жилые и хозяйственные постройки селькупов, реконструировано древнее селькупское жилище-полуземлянка - карамо, устроена уличная глинобитная печь - шогор. Рядом находится селькупское кладбище [6]. В деревне никто постоянно не живет - сюда приезжают на рыбалку и принять участие в мероприятиях, связанных с возрождением национальных традиций по пошиву одежды, проведению праздников и пр. Музей уже в конце 1990-х гг. активно действовал, продолжая усовершенствование своей территории, и был включен в туристические маршруты [7]. 2. Верхнекетский район также включает в себя две историко-культурные зоны, одна из которых посвящена селькупскому населению - с. Максимкин Яр, где в 1938 г. был открыт Мемориальный музей Я.М. Свердлова, а вторая - уникальное гидротехническое сооружение, соединяющее на границе Томской области и Красноярского края бассейны рек Оби и Енисея, - «Обь-Енисейский канал» [8]. 3. Асиновский район, где реализуется проект по созданию историкокультурного комплекса в селе Ново-Кусково на основе сохранившегося ком -плекса построек волостной больницы, построенной Н.А. Лампсаковым в 1903 г. На сегодняшний день разработана научная концепция современного использования хорошо сохранившихся построек, ведется работа по присвоению им охранного статуса. В отдельных постройках разместились мастера народных промыслов, развёрнуты музейные экспозиции, в одном из домов устроена гостиница. В апреле 2011 г. комплекс стал центром празднования 100-летия известного писателя Георгия Маркова. Сегодня музей открыт и проводит различные мероприятия, связанные с региональной и общегосударственной спецификой. Кроме того, в 1980-х гг. по инициативе местных краеведов Геннадия Ивановича Игнатова, Василия Тимофеевича Кеменова и др. было решено создать музей. Их почин был поддержан районной администрацией. В результате 1 декабря 1985 г. в с. Новокусково был создан небольшой литературный музей, посвященный творчеству известного местного писателя Г.М. Маркова. Основой литературного музея послужили коллекции самого писателя, а также местных краеведов Г.И. Игнатова и Н.Г. Шатохи-ной - краеведа и собирателя старины. Первая выставка была посвящена героям литературных произведений Г.М. Маркова и их местным прототипам [9]. После открытия в 1989 г. Асиновского краеведческого музея Литературный музей в с. Новокусково стал его филиалом [10]. 4. Томский район - в селе Зоркальцеве с 2008 г. проводится ежегодный областной фестиваль-конкурс «Праздник топора». Параллельно с конкурсом плотников здесь выступают лучшие творческие коллективы района и области, разбивается палаточный лагерь, работает ярмарка. Не менее интересный проект реализуется в селе Семилужном. Здесь пенсионер В. Ильин строит острог XVII в. по проекту, выполненному выпускниками Томского государственного архитектурно-строительного университета. Создаваемый комплекс пользуется популярностью не только у жителей областного центра, но и у многочисленных гостей. В июне 2011 г. на территории острога состоялся Всероссийский фольклорный фестиваль «Как во Томской во губерне...». 5. Кожевниковский район, на территории которого, во-первых, в с. Вороново создается комплекс традиционного производства «Сибирский музей хлеба», основу которого составляет сохранившаяся 4-этажная паровая деревянная мельница, построенная в 1905 г. На базе мельницы и прилегающей к ней территории будет отражена 400-летняя история хлебопашества в суровых условиях Сибири, показаны все типы существовавших мельниц (ветряные, водяные, ручные, паровые), сельскохозяйственные орудия, народные и обрядовые праздники. Во-вторых, по территории данного района проходит региональный фрагмент историко-культурного и природного заповедника «Московско-Сибирский тракт» (или «Чайный путь»), вбирающий в себя десятки достопримечательностей богатейшего наследия нашей области. 6. Чаинский район. Во-первых, в 1969 г. был открыт уникальный художественный музей - Чаинская картинная галерея, не имеющий аналогов в Томской области до сих пор [11]. Галерея была предложена местной интеллигенцией, художниками, общественностью, т.к. идея создания в Томской области художественного музея зрела уже давно, однако все упиралось в отсутствие помещения. В результате по инициативе художников Я.Я. Панова и А.Н. Либерова было предложено в одном из помещений строившегося Дома культуры в Подгорном открыть картинную галерею. Идею поддержали местные власти в лице председателя райисполкома Я.Ф. Коробенко, первого секретаря райкома КПСС Н.М. Лысанова и заведующего отделом культуры Ча -инского райисполкома А.К. Лызенко. В результате совместных усилий 15 января 1969 г. состоялось торжественное открытие галереи. Уже на первой выставке были представлены работы 25 художников из 11 городов страны: из Томска, Москвы, Казани, Рязани, Свердловска, Омска, Красноярска и др. Сейчас картинная галерея имеет более 500 живописных и графических работ. Галерея до 1984 г. являлась общественным музеем и находилась в структуре районного Дома культуры. В мае 1984 г. ей было присвоено почетное звание «Народный музей» (свидетельство Министерства культуры РСФСР № 148 от 18 мая 1984 г.). А через 10 лет галерея стала филиалом Томского областного художественного музея [12. С. 289; 13]. Во-вторых, в 2012-2013 гг. в области осуществлялся научно-исследовательский проект «Комплексное исследование историко-культурного памятника «Г ора Кулайка» и велась разработка научных основ для проекта му-зеефикации (село Подгорное Чаинского района Томской области)», результатом которого должна была стать музеефикация археологического памятника «Кулайская гора», что в свою очередь должно было способствовать развитию туризма на территории Томской области в целом и Чаинского района в частности. И.А. Сизова 7. Город Томск, включающий самостоятельный историко-культурный комплекс, связанный с первыми учебными заведениями высшего образования за Уралом на территории Российской империи (Томский Императорский университет и Томский технологический институт - современные Национальные исследовательские Томский государственный и Томский политехнический университеты соответственно), а также богатый примерами деревянного зодчества и каменными постройками начала ХХ в. В результате проведенного исследования нужно отметить, что ключевым звеном в формировании и развитии культурного ландшафта Томской области являются музеи. Более того, их в полной мере можно считать опорными точками культурного пространства региона, так как они являются центром духовной культуры, просвещения, а на современном этапе еще и туризма. Таким образом, выделены несколько базовых историко-культурных зон, охватывающих фактически всю территорию Томской области, в основе которых находятся музеи, нередко - целый комплекс. Их изучение с позиций культурного ландшафта сегодня наиболее актуально в связи с развитием программы внутреннего туризма. В данном моменте согласимся с Ю.А. Ведениным, выделившим и описавшим подходы к сохранению наследия: - генетический, когда наследие рассматривается как носитель исторической памяти, причем не одного народа, а совокупности этнических групп, проживающих на территории Томской области и определяющих сохранение самобытности национальной и интернациональной культуры региона. Наследие при этом выступает в роли своеобразного кода, с помощью которого историческая память включается в современные процессы жизнедеятельности общества; - экологический, когда бережное отношение к наследию рассматривается как необходимое условие устойчивого развития общества и биосферы. Культурное и природное наследие Томского региона выступают в качестве своеобразного ядра сложной социокультурной и природной системы «общество - окружающая среда», отягощенная процессами добычи углеводородного сырья, что влечет ряд проблем экологического характера. В этой связи должна быть разработана система профилактических мероприятий, определяющих стабильность территории и вместе с тем не препятствующих ее дальнейшему развитию; - территориальный, когда наследие выступает в роли фактора сохранения и преумножения культурного и природного разнообразия региона, этнических групп, его населяющих. Разнообразие томской территории может быть достигнуто только при условии сохранения и постоянного обновления всех пластов исторического культурного и природного слоя Земли, включающих самые разнообразные формы материальной и нематериальной культуры [14]. Таким образом, культурный ландшафт можно рассматривать как результат послойного освоения его территории, осуществлявшегося в разные времена, разными сообществами - носителями различных ценностных и смысловых кодов культуры. Фиксация данного процесса происходит в музеях, что способствует их становлению в качестве опорных точек культурного ландшафта. Комплексное изучение музейной жизни Томской области может способствовать не только изучению особенностей культурного ландшафта региона, но и более глубокому пониманию определенных исторических процессов и ее современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова

культурный ландшафт, Томская область, историко культурные зоны, музеи, cultural landscape, Tomsk region, historical and cultural areas, museums

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сизова Ирина АлексеевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыsizova_i@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Чалая И.П. Культурный ландшафт как объект наследия / И.П. Чалая, С.З. Чернов, П.М. Шульгин. М. : Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.
Рассамахин Ю.К. Колпашевский краеведческий музей // Энциклопедия Томской области: в 2 т. Томск, 2008. Т. 1: А-М. С. 312-313.
Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 607. Оп. 1. Д. 1196.
Открытие дома-музея И.В. Сталина в селе Нарым // Красное знамя. 1948. 29 июня.
ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 1494а.
Текущий архив Департамента по культуре Томской области. Оп. 1. Д. 1175. Л. 9.
Этнографический музей «Селькупская деревня - Чвороль-Эд» // Ле пти фюте : Томская область. Томск, 2004. С. 188-189.
Агеев И.А. Обь-Енисейский канал в транспортной системе Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 1 (9). С. 22-26.
Из опыта работы Асиновского краеведческого музея с детьми // Тр. Том. гос. объединенного историко-архитектурного музея: сб. статей / отв. ред. Я.А. Яковлев. Томск, 1996. Т. 9. С. 278.
Колеров О. Сохранить историю, сохранить память! // Причулымская правда. 1989. 28 июня.
Веснина Т. Нечаянная радость // Томский вестник. 2009. 3 нояб.
Пенькова Н.В. Единственные и неповторимые // Земля Чаинская: сб. науч.-поп. очерков к 100-летию с. Подгорного. Томск, 2001. С. 287-291
Амельянчик Н.А. Панов Яков Яковлевич // Энциклопедия Томской области: в 2 т. Томск, 2008. Т. 2. С. 552.
Веденин Ю.А. Роль географической науки в изучении, сохранении и актуализации наследия // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие. Четвертый выпуск научных трудов семинара «Культурный ландшафт» / отв. ред. Т.М. Красовская. М., 2009. С. 17-23.
 Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).

Музеи как опорные точки культурного ландшафта: на примере Томской области | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).