Новые материалы по этнографии русских Горного Алтая и опыт их популяризации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).

Новые материалы по этнографии русских Горного Алтая и опыт их популяризации

В статье дана краткая характеристика новых полевых этнографических материалов по зимней календарной обрядности русских, собранных автором на территории Чойского, Турочакского и Майминского районов Республики Алтай в 2012-2013 гг. В поисках путей популяризации знаний о традиционной русской культуре в полиэтничном регионе автор обращается к студенческой аудитории. В статье представлен опыт презентации новых этнографических сведений об обычаях и обрядах зимнего цикла в условиях библиотеки, атмосфера которой позволяет не только предложить теоретические сведения, но и разносторонне продемонстрировать синкретичное явление народной культуры, включая реконструкцию в соответствии с полевыми записями.

New ethnographical materials of the Russians of the Gorny Altai and experience of their popularization.pdf В 2012-2013 гг. автором работы впервые проводились специальные этнографические исследования русского населения Горного Алтая, точнее, той части региона, которую можно отнести к зоне низкогорного ландшафта (см., например: [1, 2]). Поскольку подобная тематика долгое время оставалась вне внимания ученых, возник существенный пробел в знаниях о русских традициях и региональной специфике русского этноса в общественном сознании жителей полиэтничного региона - Республики Алтай. По этой причине при получении нового регионального материала, прежде всего данных полевых этнографических исследований, возник вопрос и о его оперативной презентации не только в профессиональной научной среде, но и популяризации в общественной сфере. Как известно, обращение к теме популяризации и пропаганды русской народной культуры традиционно для работы библиотек. Во многих из них ведутся поиски новых путей приобщения молодежи к традициям русского народа (см., например: [3, 4]). Приведем в пример ставшие традиционными «Мельниковские чтения», посвященные памяти известного фольклориста-слависта М.Н. Мельникова. Организаторами мероприятия выступают Новосибирская областная государственная научная библиотека, Центр русского фольклора Новосибирской области, Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет [5]. В пространстве библиотеки в ходе «Мельниковских чтений» ученые, этнопе-дагоги, фольклорные коллективы, мастера народного творчества сотрудничают на одной площадке. Презентация полученных автором в ходе полевых исследований материалов по этнографии русских Республики Алтай была осуществлена в среде студентов и преподавателей Горно-Алтайского государственного университета на базе его научно-технической библиотеки. Тема русской традиционной культуры не является популярной в Республике Алтай. Поэтому особенно важно заинтересовать полиэтничную аудиторию. В библиотеке был проведен фольклорно-этнографический вечер «Скоро Святки», поскольку эта тематика представляется наиболее интересной для молодежи в силу специфики зимней обрядности, ведь время от Рождества до Крещения было и остается временем подъема религиозных чувств, радости, веселья, наилучших ожиданий, молодежных забав. В ходе полевых этнографических исследований автора был получен ряд интересных результатов. Так, установлено, что в Горном Алтае, как и в соседних регионах, была распространена традиция «шулика-нить», которая бытовала непрерывно вплоть до настоящего времени. Для региона были характерны варианты маскирования, распространенные в Западной Сибири, особенно зооморфные и антропоморфные костюмы. Христианское значение праздника выходило на первое место в Рождество, святочный разгул в это время был непозволителен. В Святки было принято гадать с кольцом и загадывать на сон (в различных вариантах), задавать вопросы под окнами, гадать при помощи домашней птицы, бросать валенки, жечь нитки. Распространены были гадания с использованием конской упряжи, на блюдце, на полешках, камешках, обхватывание забора. Принято считать, что гадали только девушки. Полевые материалы автора свидетельствуют о том, что этим занимались и парни. Мальчики-посевальщики в костюмах коляды и пирата, г. Горно-Алтайск, 2013 г. При популяризации народной культуры в условиях библиотеки возникает возможность разносторонне представить эти материалы. При этом можно предложить аудитории не только теоретические сведения, но и значимую информацию в форме фольклорного выступления, а также привлечения аудитории к непосредственному участию в демонстрации-реконструкции новых этнографических материалов, а также в традиционных народных играх. Наш фольклорно-этнографический вечер состоял из трех частей, которые условно можно обозначить как эстетическую (выступление фольклорного коллектива «Туматуриха»), теоретическую (лекция свободного формата, беседа) и практическую (участие студентов в реконструкции-демонстрации, народных играх). При этом при подаче информации были представлены как региональные особенности, так и характерные в целом для русских элементы культуры (календарно-обрядовые песни, гадания, игры). На наш взгляд, особое значение имеет демонстрация-реконструкция тех или иных действий, выполненная на основе новых полевых этнографических материалов. При сборе полевого этнографического материала иногда сущест -венную часть времени занимает подробный опрос информатора о том, как конкретно происходило то или иное действие, например гадание или игра, пока это не станет понятно собирателю в деталях. Стиль научных публикаций не всегда позволяет понять читателю-неспециалисту представленный подобным образом материал в его конкретности. Демонстрация-реконструкция позволяет донести эти сведения в максимально понятной и увлекательной форме для широкой неподготовленной аудитории. Так, например, в 2012 г. в с. Чоя автором был записан один из вариантов святочного гадания на нитках, относящийся ко второй половине ХХ в. Он представляет собой пример длительного бытования святочных традиций в Горном Алтае и их адаптации к новым условиям. Как известно, в Сибири было распространено святочное гадание на нитках, при котором нитки поджигались девушками. В какой последовательности сгорали нитки, в такой же последовательности девушки должны были выйти замуж. Обычно нитки подвешивали к потолку избы. Но в 50-е гг. ХХ в. это гадание вместе с молодежью переехало в студенческие общежития г. Горно-Алтайска, где было адаптировано к окружающим студенток условиям. Так, по рассказам информатора, собравшиеся девушки привязывали свои нитки к спинкам кроватей, стоящих рядами, а затем вместе одновременно их поджигали. Реконструкция и демонстрация такого варианта гадания с участием самих студенток позволяет наглядно представить, как оно происходило и вызывает неподдельный интерес к сфере русской традиционной культуры. Реконструкция -демонстрация гадания с нитками Готовимся играть Не менее интересно было женской части нашей полиэтничной аудитории принимать участие (в игровой форме) в ранее широко распространенном «подблюдном» гадании под пение подблюдных песен (в Г орном Алтае пока не зафиксировано). Даже в демонстрационной форме участие в таких действиях способно приблизить аудиторию к пониманию того, насколько сильна в народе была вера в «вещее слово». Полной неожиданностью для студентов, пришедших на вечер, явилось их собственное участие в молодежных играх, которые были популярны в Святки, и разучивание колядок-речитативов. Особое значение имеет популяризация этнографических знаний о крещенских обычаях. В настоящее время стали модными массовые крещенские купания. И хотя от священнослужителей регулярно доносятся призывы учитывать состояние здоровья и медицинские противопоказания при решении окунуться в холодную воду, случаи легкомысленного отношения купающихся к своему здоровью и здоровью своих детей встречаются. Полевые материалы свидетельствуют о том, что в Горном Алтае, вплоть до настоящего времени, непрерывно бытовали крещенские традиции. Зафиксирован ряд правил и представлений о правилах набора святой воды, особенности отношения к такой воде, набранной из реки или источника, колодца. Считается, что Крещение наступает в 12 часов ночи. С этого момента вода становится святой. Согласно традиционным представлениям, обязательно очиститься святой водой должны были «шуликаны», т.е. те, кто рядились, надевали «бесовские личины» в период Святок. Заметим, что традиция массового крещенского купания - новая. Те информаторы, с которыми нам удалось встретиться, о купании в проруби не рассказывают - не было принято. Соприкасались со святой водой, как правило, путем обливания или умывания: «Кто шуликался, это обязательно водой святой надо было облиться, хоть умыться». Как свидетельствуют информаторы, умывались, а не окунались в прорубь с целью избежать переохлаждения (особенно женщины). Заметим, что полученный опыт популяризации этнографических знаний на базе библиотеки еще раз дает основания убедиться в следующем: сотрудничество ученых, фольклористов и библиотекарей в целях популяризации народной культуры представляется плодотворным и востребованным. Условия и атмосфера библиотеки позволяют рельефно обозначить такое синкретичное явление, как традиционная культура, представив на одной площадке его различные аспекты.

Ключевые слова

русские, традиционная культура, Святки, календарная обрядность, популяризация этнографических знаний, Russians, traditional culture, Christmastide, calendar-based rituals, popularization of ethnographical knowledge

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шитова Наталья ИвановнаГорно-Алтайский государственный университеткандидат исторических наук, методист Научно-технической библиотекиnatalja.sni2011@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Шитова Н.И. Особенности пищи русских низкогорной зоны Горного Алтая (первая половина XX в.) // Вестн. молодых ученых. № 9. Горно-Алтайск, 2012. С. 60-63.
Шитова Н.И. Старообрядцы г. Горно-Алтайска в современных условиях // Проблемы и перспективы социально-экономического развития города. Горно-Алтайск, 2013. С. 60-64.
Кравченко М. «Войди в мир с добром»: К вопросу о духовном воспитании // Библиотека. 2012. № 10. С. 32-38.
Листопадова Т. «Любо, братцы, любо!», или Казачьи посиделки // Библиотека. 2013. № 5.С. 5.
Талалова М. Фольклор и современность: быть иль не быть? (Заметки с круглого стола по итогам VI Мельниковских чтений) [Электронный ресурс]. URL: http://www.sib-culture.ru/news/detail/885 (дата обращения: 28.08.2013).
 Новые материалы по этнографии русских Горного Алтая и опыт их популяризации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).

Новые материалы по этнографии русских Горного Алтая и опыт их популяризации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 4(16).