Библиотекарь XXI в.: проблема трансформации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Библиотекарь XXI в.: проблема трансформации

В конце XX е.библиотека вступает в новый сложный период своего развития, связанный как с инновационными социально-экономическими, культурными и технологическими изменениями в обществе, так и с внутренними динамическими процессами в организации самой библиотеки. В статье рассматриваются противоречия трансформации профессии библиотекаря в условиях инновационного, технологического, культурного развития социума и возможные пути решения данной проблемы. Охарактеризованорасширение функций библиотеки в XXI в.

Librarian of the XXI century: the problem of transformation.pdf Трансформация - это процесс, в результате которого проявляются при -знаки, не востребованные до определенного времени. Важно отметить, что в трансформации сущность не меняется, она только по-другому выражается, актуализируется, иначе объект трансформации разрушается и перестает быть таковым. В этом-то и проблема: трансформация не должна быть деструктивной, она должна помочь объекту по-новому проявиться, выжить и, изменяясь, укрепить свое место в картине мира. Под воздействием внешних и внутренних факторов трансформации подвергаются сложные, многоуровневые, динамические системы, к примеру система культуры, способная видоизменяться, адаптироваться и развиваться. В системе культуры библиотека занимает особое место, с одной стороны, она является меморативным объектом, способным сохранить, систематизировать знания предыдущих поколений, с другой стороны, библиотека - активный субъект продвижения культуры, требующий особой стратегии управления культурными изменениями. Являясь социокультурным институтом, библиотека была создана для выполнения следующих действий, предусмотренных ее назначением: сбор, обработка, хранение, предоставление во временное пользование читателям произведений письменности и печати. Кроме собственно библиотечных функций, библиотека выполняет социальные функции, которые исторически обусловлены. Как отмечает Н.Е. Добрынина: «В разные периоды истории менялось социальное предназначение библиотеки, что определяло требования к библиотекарю и формировало его профессиональный и гражданский облик» [1. С. 237]. В конце XX в. библиотека вступает в новый сложный период своего развития, связанный как с инновационными социально-экономическими, культурными и технологическими изменениями в обществе, так и с внутренними динамическими процессами в организации самой библиотеки. На сегодняшний день перспективной становится коммуникативная функция библиотек, подразумевающая различные форматы налаживания диалогов с читателями. Но перевес устной коммуникации в ущерб работе с библиотечными фондами может привести к превращению библиотеки в клубное учреждение. Подстраиваясь под предпочтения массовой культуры (визуальность, комфортность, доступность, мозаичность), библиотека старается стать «своей» в этом современном мире, открыться потенциальным пользователям, привлечь их внимание любыми культурными способами. Важно в этом процессе сохранить меру и не утратить сущность библиотеки. Но преобразить традиционный образ библиотеки и библиотекаря в сознании общественности с помощью грамотного формирования имиджа учреждения и профессии действительно необходимо. Так каким быть библиотекарю в XXI в., чтобы не потеряться и не прятаться за чуждым, делать свое дело достойно и смело? Культурная политика государства, национальные программы в поддержку продвижения чтения, изменение парадигмы высшего профессионального образования, ориентированность на профессиональную компетентность библиотекаря указывают на то, что профессия библиотекаря перспективна и востребована, но нужен библиотекарь новой формации, обладающий 41-й профессиональной компетенцией - креативный информационный навигатор и посредник в системе документальных коммуникаций, обладающий знаниями и умениями менеджера и маркетолога в области библиотечно-информационной деятельности, универсал, разбирающийся во многих полезных для библиотечного обслуживания областях знаний (психология, социология, политология, правоведение, педагогика и др.) [2. С. 12]. Работникам библиотеки требуется постоянно осваивать современные гуманитарные знания, учитывающие динамику рыночной экономики, инновационные процессы в сфере культуры. Укрепление профессионального образования, обеспечение профессиональной подготовки через различные формы реквалификации - переподготовку, повышение квалификации - являются важными составляющими библиотечной деятельности. От библиотекаря, прежде всего, требуются информационная грамотность и медиаобразован-ность, и все же его самоутверждение в современном информационном обществе может быть и другим. По мнению А.В. Соколова, вопреки дисфункции чтения, распространению массовых литературных предпочтений библиотека остается учреждением, способным осуществить социально-культурную миссию по приобщению к вечным ценностям философии, науки, искусства, литературы [3. С. 9]. Библиотекарь - это благородный проводник в мир великих людей прошлого. Интернет не может сегодня обеспечить все интеллектуальные запросы пользователей, поэтому без обращения к библиотечным фондам не обойтись. Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан пытается функционировать в новом качестве, сохраняя традиции и поощряя инновации в библиотечном деле. Национальная библиотека РБ является государственной, центральной, универсальной, научной, общедоступной библиотекой Республики Башкортостан, культурным центром республиканского значения, национальным хранилищем документов, республикан-ским центром научно-исследовательской работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. На сегодняшний день в структуре библиотеки 27 специализированных отделов и 2 самостоятельных сектора: Центр юношеского чтения и Центр детского чтения. Национальная библиотека РБ совместно с Министерством культуры РБ определяет республиканскую библиотечную политику во всех сферах библиотечно-информационной деятельности, в том числе и кадровой. Для оптимизации внутренних коммуникаций, собственно библиотечных функций, был создан Центр повышения квалификации специалистов, на базе которого проходят семинары, тренинги, курсы повышения квалификации для библиотекарей республики. Библиотека осуществляет выездные зональные семинары во все районы республики, поднимая актуальные проблемы модернизации библиотечно-информацион-ной деятельности. Национальная библиотека РБ также организовывает курсы повышения квалификации, в которых принимают участие ведущие теоретики и практики крупнейших российских библиотек и вузов. Расширение функций учреждения потребовало привлечения в библиотеку специалистов из других областей знаний, увеличения поля сотрудничества с заинтересованными организациями. Пересмотр многообразия позиций деятельности библиотеки привел к созданию новых активных практик, проектов, социологических опросов и маркетинговых исследований. К примеру, Национальная библиотека РБ является основным партнёром детского клуба ТРК МЕГА. На базе Центра детского чтения успешно функционирует театр. Сотрудники отдела рукописей и редких изданий активно осуществляют сотрудничество с Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН. Библиотека носит имя выдающегося востоковеда и общественного деятеля, что обязывает вести работу по сбору, хранению, переводу, популяризации наследия великого ученого, проводить международные конференции, объединять научную общественность России, Узбекистана, Турции, Германии вокруг имени Ах-мет-Заки Валиди. Библиотекарь XXI в., трансформируясь, способен уверенно вписаться в ритм социального времени, в непрерывные инновации, так как условия для этого создаются на всех уровнях библиотечной системы России.

Ключевые слова

трансформация, библиотекарь, профессиональная компетентность, инновация, квалификация, transformation, librarian, professional competence, innovation, skills development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бикбулатова Альбина РимовнаНациональная библиотека им. Ахмета-Заки Валиди Республики Башкортостан (Уфа)кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник центра повышения квалификацииar250973@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Добрынина Н.Е. Специалист библиотечного дела в контексте формирования образа библиотек XXI века // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. 2011. Вып. 2 (22). С. 236-249.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 - Библиотечно-информационная деятельность [Электронный ресурс] : квалификация (степень) Бакалавр / Министерство образования и науки Российской Федерации (М., 2010). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm3-1.pdf (дата обращения: 29.12.2014).
Соколов А.В. Миссия и мутация библиотек: Раздумья интеллигента-книжника // Библиотечное дело. 2009. № 14. С. 2-10.
 Библиотекарь XXI в.: проблема трансформации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Библиотекарь XXI в.: проблема трансформации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).