Новые реалии и перспективы высшего библиотечно-информационного образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Новые реалии и перспективы высшего библиотечно-информационного образования

В статье анализируется нормативное поле высшего библиотечно-инфор-мационного образования в условиях действия Болонской системы; освещаются проблемные вопросы, возникающие в ходе реализации норм Федерального закона «Об образовании» (2012), а также новации, касающиеся структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, подготовки кадров в аспирантуре, отнесенной к третьемууровню высшего образования.

New realities and prospects of the higher library and information education.pdf В последней редакции (ФЗ № 185 от 02.07.2013) ст. 15 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994) с красноречивым названием «Обязанности государства по развитию библиотечного дела» в подпункте 4 пункта 1 оговорено «создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями» [1]. Данное положение фактически подтверждает законодательные гарантии сохранения и развития высшего библиотечно-информационного образования в нашей стране на федеральном уровне. В то же время пока в полной мере не урегулировано нормативное поле подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности, которое находится в стадии активного формирования и во многом противоречиво. В прежнем (действующем для завершающего этапа подготовки на спе-циалитете и в настоящее время) Перечне направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (2005) наши специальности однозначно входили в укрупнённую группу 070000 «Культура и искусство» -071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» (бакалавриат, магистратура) и 071201 «Библиотечно-информационная деятельность (специалитет). При всеохватывающем введении в России Болонской системы подготовки кадров Минобрнауки РФ были приняты «переходные» перечни направлений подготовки высшего профессионального образования (2009), в которых бакалавр и магистр библиотечно-информационной деятельности также относились к той же группе 070000 «Культура и искусство» (шифр профильного направления 071900). Однако при разработке Минобрнауки РФ весной 2013 г. проекта новых перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования в рамках реализации норм ФЗ «Об образовании» (2012) наше направление подготовки кадров попало в странно сформированную укрупнённую группу «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» (420300 - бакалавриат и 420400 - магистратура). Здесь мы соседствовали с рекламой и связями с общественностью, журналистикой, издательским делом, телевидением. В таком статусе мы сразу же становились бы непрофильным направлением подготовки кадров для учредителя (Мин-культуры РФ)! Туда же попадала и ставшая теперь третьим уровнем высшего образования аспирантура (42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» - вместо прежней научной специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»). По инициативе Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности отраслевое Учебно-методическое объединение обратилось в Минобрнауки РФ с ходатайством о возвращении библиотечно-информационной деятельности в укрупнённую группу направлений подготовки «Культура». В качестве оснований для такого решения предлагалось рассмотреть следующие аргументы: - все направления подготовки кадров в новой укрупнённой группе «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», за исключением собственно информационно-библиотечной деятельности, относятся к коммерческой сфере (реклама, журналистика, издательское дело, телевидение); - информационная функция - не основная для библиотеки, а одна из трёх законодательно закреплённых (наряду с культурной и просветительской); - помимо массовых коммуникаций библиотека полномасштабно осуществляет научные коммуникации; - библиотека - базовый элемент культуры (сущностная функция которой - сохранение культурного наследия); - в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» «библиотечное дело» регулируется как культурная деятельность [2]; - во многих территориальных образованиях страны библиотека - единственный и важнейший культурообразующий фактор (малые города, сельские поселения ит. д.); - статистика культуры ЮНЕСКО и международная статистика занятости в области культуры включают библиотеки и библиотекаря в область культуры; - наконец, известное авторитетное высказывание академика-гуманиста Д.С. Лихачёва - «Библиотеки важнее всего в культуре.» [3. С. 207]. В итоговых перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования (12.09.2013) Минобрнауки РФ принял во внимание нашу обоснованную позицию, возвратив библиотечно-информационную деятельность в укрупнённую (пятую) группу «Искусство и культура», поместив её в блоке 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» (51.03.06 - академический бакалавриат и 51.04.06 - магистратура). Профильная подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура) тоже была включена в эту же группу и соотнесена в Таблице соответствия отдельных направлений подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (2013) с направлением 51.06.01 «Культурология». На данном этапе нормотворчества восторжествовал здравый смысл, и разноуровневая вузовская подготовка библиотечно-информа-ционных кадров традиционно продолжится в лоне культуры! Новый Федеральный закон «Об образовании» (2012), введённый в действие с сентября 2013 г., привнёс ряд изменений в действующие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОСы ВПО), в том числе по направлению подготовки «Биб-лиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат, магистратура) [4]. Руководством отраслевого Учебно-методического совета подготовлены адап-тированные редакции действующих (2010) ФГОСов - ФГОСы-3+. В них отражены следующие ключевые новации: - используется законодательно принятое словосочетание «высшее образование» (ВО) вместо прежнего «высшее профессиональное образование» (ВПО); - отражён законодательно предусмотренный организационно-правовой статус вузов - «образовательная организация», а не «образовательное учреждение»; - в соответствии с утверждёнными новыми номенклатурами направлений подготовки высшего образования изменён шифр направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (см. выше); - первому уровню нашего направления вузовской подготовки присвоен статус академического бакалавриата; - в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ (бакалавриата и магистратуры) централизованно заменены общекультурные компетенции, а в профессиональных предложено выделить отсутствовавшие ранее общепрофессиональные компетенции. При этом общекультурные компетенции заметно сокращены экспертами Минобрнауки РФ количественно: для бакалавриата на пять (было 16, а в новой редакции 11), для магистратуры - на четыре (было 7, стало 3). Обозначим их содержательно. Так, выпускник программы отраслевого бакалавриата теперь должен обладать общекулыурными компетенциями (ОК), которые включают: • способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); • способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); • способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); • способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-5); • способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6); • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7); • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8); • способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9); • способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (0К-10); • способность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11). В рамках магистерской подготовки студент получает следующие общекультурные компетенции: • способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); • готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); • готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3). Что касается впервые статуированного блока общепрофессионалъных компетенций (ОПК), то их, по рекомендации Минобрнауки РФ, мы выделили из ранее имевшегося блока профессиональных компетенций, исходя из общего и частного содержания формулировок. Для выпускника бакалаврской программы предусмотрены такие шесть общепрофессиональных компетенций, как: • готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1); • готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ОПК-2); • готовность использовать правовые и нормативные документы как объекты организационно-управленческой деятельности (ОПК-3); • готовность выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации (ОПК-4); • готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций (ОПК-5); • способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). В свою очередь, для выпускников отраслевой магистратуры в качестве общепрофессиональных компетенций выделены: • способность к выработке и проведению активной профессиональной политики в библиотечно-информационной сфере (ОПК-1); • способность к развитию организационной культуры и системы корпоративных коммуникаций (ОПК-2); • способность к исследованию библиотечно-информационной деятельности в контексте социально-экономического развития общества (ОПК-3); • готовность к организации и проведению комплексных научных исследований по проблемам библиотечно-информационной деятельности (ОПК-4); • готовность к разработке инновационных проектов развития библио-течно-информационной деятельности (ОПК-5); • способность к педагогической деятельности в сфере библиотечно-информационного образования (ОПК-6). В числе оставшихся собственно профессиональных компетенций для бакалавриата сохранилось 36, а для магистратуры - 21, которые, как и прежде, ранжированы (с различными приоритетными акцентировками) по видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская (и методическая), информационно-аналитическая, организационно-управленческая, проектная, психолого-педагогическая (и преподавательская), производственно-технологическая. Важной новацией является представление в соответствующих ФГОСах ВО структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры без конкретизации базовых дисциплин. В новых редакциях ФГОСов закреплено положение о том, что дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программ бакалавриата и магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимися независимо от профиля программы, которую они осваивают. А сам набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программ (как и к вариативной части), образовательная организация определяет самостоятельно (за исключением обозначенных в стандарте бакалавриата общенаучных дисциплин и физкультуры) в объёме, установленном ФГОСами, с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ (ПрО-ОП). Таким образом, заметно повышается роль ПрООПов в моделировании структуры и содержания высшего отраслевого образования. Ещё одной значимой позицией является более чёткое фиксирование в новых редакциях ФГОСов объёмно-количественных параметров материально-технической оснащённости учебного процесса и объективирование соотношения преподавателей и студентов по различным формам обучения, что принципиально важно при аттестации и аккредитации вузов, лицензировании образовательных программ. Полностью по-иному будет осуществляться подготовка кадров в аспирантуре, которая теперь по Федеральному закону «Об образовании» (2012) отнесена к четвёртому уровню профессионального образования (третьему уровню высшего образования) - подготовка кадров высшей квалификации (п. 5 ст. 10; ст. 69). В полномочия отраслевых Учебно-методических советов официально не входит разработка нормативно-технологических документов по аспирантуре, поэтому составлением проекта ФГОСа по реализации программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Культурология», где среди других профильных направлений образовательной программы представлена «библиотечно-информационная деятельность», занималась специальная межорганизационная рабочая группа. Вместе с тем нормативный подзаконный документ - приказ Минобрауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» /19.11.2013 № 1259/ предусматривает, что программы аспирантуры имеют направленность, характеризующую ориентацию на конкретные области знания и виды деятельности, определяющую предметно-тематическое содержание [5]. Они реализуются в целях создания аспирантам условий для приобретения необходимого для профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков и опыта деятельности, подготовки к защите научно-квалификационной работы на соискание ученой степени кандидата наук. Программа, как при обучении бакалавров и магистрантов, состоит из базовой части, которая является обязательной для освоения, и из вариативной, включающей установленные образовательной организацией дисциплины и практики, а также научно-исследовательскую работу. Образовательная деятельность в аспирантуре будет теперь полностью преемственной по отношению к другим уровням обучения, а организация учебного процесса предполагает обязательные стационарные учебные занятия по дисциплинам в форме лекций, семинаров, консультаций; выполнение научно-практических заданий и лабораторных работ; участие в коллоквиумах и т. п. Станут обязательными проведение практик, осуществление контроля качества освоения образовательной программы посредством текущего контроля успеваемости, а также промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. По итогам освоения этого уровня образования выпускники получат дипломы с квалификацией «исследователь, преподаватель-исследователь». С сентября 2014/15 уч. г. начался современный этап обучения научно-педагогических кадров - реализация новой модели аспирантуры и подготовки кандидатской диссертации. Отметим, что осенью 2013 г. исполнилось десять лет с начала вступления России в Болонский процесс. В 2014/15 уч. г. библиотечно-информационное образование практически полностью модернизируется: произойдёт последний выпуск дневного специалитета, и он же ознаменует первый выпуск очного бакалавриата, а с сентября 2015/16 уч. г. начнётся реальная преемственность подготовки отраслевых бакалавров в очной магистратуре. В течение же собственно 2015 г. предстоит разработать новые ФГОС-4, учитывающие требования Профессионального стандарта специалиста библиотечно-информа-ционной деятельности. Рубикон перейдён, и как бы ни относиться к происходящим процессам реформирования отечественного образования - обратного пути нет...

Ключевые слова

подготовка библиотечных кадров, модернизация библиотечно-информационного образования, новая модель аспирантуры, education of library specialists, modernization of library and information education, new model of postgraduate study

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Клюев Владимир КонстантиновичМосковский государственный институт культурыкандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью; председатель Учебно-методического совета вузов РФ по библиотечно-информа-ционному образованию, аккредитованный эксперт Рособрнадзора, Почётный работник высшего профессионального образования РФ.kluevvlad@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 01.12.2014) «О библиотечном деле» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148591/ (дата обращения: 10.02.2015).
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165970/ (дата обращения: 10.02.2015).
Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. 253 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) // Рос. газ. № 5976. 2012. 31 дек.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 ноября 2013 г. № 1259 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» // Рос. газ. № 6303. 2014. 12 февр. URL: http://www.rg.ru/2014/02/12/minobrnauki2-dok.html (дата обращения: 10.02.2015).
 Новые реалии и перспективы высшего библиотечно-информационного образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Новые реалии и перспективы высшего библиотечно-информационного образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).