Международная летняя библиотечная школа как форма взаимодействия вузовской и академической науки | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Международная летняя библиотечная школа как форма взаимодействия вузовской и академической науки

Статья посвящена Международной летней библиотечной школе, состоявшейся на библиотечно-информационном факультете в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств в мае - июне 2014 г. Проект был реализован совместно с Библиотекой Российской академии наук и Мэрилендским университетом (США). Рассмотрены подготовка проекта, его цели и задачи, содержание.

International Summer Library School as the way of collaboration of the university and academy science.pdf В год празднования 300-летия основания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге прошли две Международные летние библиотечные школы. Организаторами выступили три учреждения: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Библиотека Академии наук и Мэрилендский университет (США). Совместный проект был реализован при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге. Инициатива проведения Международной летней библиотечной школы (МЛБШ) принадлежит директору Библиотеки РАН, доктору педагогических наук, профессору В.П. Леонову. Назовем лишь несколько ключевых дат из предыстории появления этой идеи. 1973/74 уч. г. - старший преподаватель Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской В.П. Леонов становится участником программы обменов и направляется в Колледж библиотечно-информационных наук Мэри-лендского университета. Это был первый специалист из библиотечной среды, который провел академический год в США по программе IREX «Обмен ас- 1 пирантами и молодыми преподавателями» . Март 2011 г. - Мэрилендский университет обращается к В.П. Леонову с просьбой принять в БАН группу американских студентов в рамках учебного курса «Зарубежное библиотечное дело». Июнь 2012 г. - группа из 13 американских студентов Мэрилендского университетапосещаетБАН [1. C. 123-132]. Апрель 2013 г. - 40 лет спустя после памятной стажировки В.П. Леонов посещает Мэрилендский университет в качестве приглашенного профессора. 1 Уникальность этого события состоит в том, что в соответствии с соглашением между Советским Союзом и Соединенными Штатами об обменах в области культуры, техники и образования, подписанным в январе 1958 г., библиотечные сотрудники остались за рамками обменных программ. Лишь в договоре 1959 г., который продлевал соглашение 1958 г., библиотекари были включены вчис-ло возможных участников программ. При этом, как правило, они участвовали в программах продолжительностью до нескольких недель. Именно во время этого визита и возникла идея о проведении совместных профессиональных мероприятий [1, 2, 3]. Февраль 2014 г. - Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге поддержало проект проведения Международной летней библиотечной школы. Участниками первой МЛБШ (27-28 мая 2014 г.) стали свыше 20 студентов и магистрантов СПбГУКИ, Челябинской государственной академии культуры и искусств и Мэрилендского университета. Им была предоставлена уникальная возможность обсудить те вопросы, которые волнуют их как будущих библиотечно-информационных специалистов. Открытие Школы проходило в БАН в Общероссийский день библиотек. «Сегодня поистине знаменательный день - такими словами начал свое выступление В.П. Леонов. - 311 лет назад на 30-м меридиане 27 мая была заложена крепость Санкт-Петербург, а после возведения собора Св. Петра и Павла название перешло городу. Сегодня день рождения Санкт-Петербурга. Сегодня мы отмечаем наш профессиональный праздник - Общероссийский день библиотек. И наконец, сегодня мы открываем Первую Международную библиотечную школу. Почему мы отмечаем эти события в стенах БАН? В этом году исполняется 300 лет первой государственной, научной и публичной библиотеке России - Библиотеке Академии наук. Что такое 300 лет? Это фонд в 21 млн экземпляров, в том числе 7 млн на иностранных языках, свыше 9 тыс. сотрудников, 33 директора и 2 млн 328 тыс. часов». Консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Стив Лабенски, приветствуя участников программы, выразил надежду на дальнейшее развитие культурных связей между Россией и США. Международная летняя библиотечная школа может рассматриваться как инновационная форма профессиональной подготовки студентов. Проводится в форме дополнительной образовательной программы один раз в два года и предполагает встречи российских и иностранных студентов, обучающихся по направлению «библиотечно-информационная деятельность». Каждая встреча посвящена определенной актуальной теме, которая избирается библиотечно-информационным факультетом для обсуждения после консультаций с представителями библиотечного сообщества России и зарубежных стран, в сотрудничестве с которыми проводится школа. Цели и задачи Школы: вовлечение студентов в межкультурное общение; расширение общекультурного кругозора студентов, организация международного обмена знаниями в сфере библиотечного дела; содействие установлению профессиональных и межличностных контактов, взаимообмену опытом библиотечной практики. Участие в данной программе предполагает самостоятельную работу студентов, которая включает написание рецензии на книгу по теме Школы, подготовку доклада-презентации по избранной теме с последующим выступлением в аудитории. Это позволяет развить у студентов навыки исследовательской работы, поиска и анализа информационных ресурсов, а также привить интерес к библиотечной профессии. Вторая Международная летняя библиотечная школа в форме курсов повышения квалификации была проведена в период с 9 по 14 июня 2014 г. В ней приняли участие свыше 40 специалистов из библиотек и вузов России, Казахстана и США. Российские участники программы представляли библиотеки и вузы Белгорода, Волгограда, Красноярска, Саранска, Перми, Челябинска, Ельца, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей. В программе участвовали десять библиотекарей из библиотек Казахстана: Национальной академической библиотеки Республики Казахстан (Астана), Национальной библиотеки Республики Казахстан (Алматы), Актюбинской областной универсальной библиотеки им. С. Баишева, Западно-Казахстанской областной универсальной научной библиотеки им. Ж. Молдагалиева, Мангистауской областной универсальной библиотеки, Южно-Казахстанской областной юношеской библиотеки, Карагандинской областной юношеской библиотеки имени Ж. Бектурова, Карагандинской областной универсальной научной библиотеки им. Н.В. Гоголя и Республиканской библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан. Открытие второй Школы происходило также в стенах БАН в не менее знаменательный день - 9 июня - в день рождения Петра Великого, основателя первой государственной академической библиотеки России - Библиотеки Академии наук. Помимо лекционных и практических занятий, экскурсий в библиотеки, слушатели приняли участие в работе трех круглых столов по темам, которые сегодня чрезвычайно актуальны для профессионалов: «Организация безопасности и сохранности библиотек и коллекций», «Современная библиотека и подготовка кадров: реальность и перспективы» и «Проблемы оцифровки коллекций и авторское право». Докладчиками на этих круглых столах были как сотрудники академического учреждения (в частности, БАН), так и преподаватели и библиотекари вузов. Модератором круглого стола по безопасности и сохранности библиотечных коллекций выступил В.П. Леонов. Участники смогли познакомиться с опытом БАН по реставрации библиотечных коллекций, с зарубежным опытом организации библиотечного дела и американской моделью высшего библиотечного образования. Во время заседаний круглых столов российские и зарубежные участники сошлись во мнении, что задачи и проблемы во всех странах одинаковые, поэтому их надо решать сообща, используя накопленный в той или иной стране положительный опыт. Актуальны слова В.П. Леонова, приведенные в сборнике статей «The Academy of Sciences Library: Episodes of Biography»: «Библиотечная наука - это международная наука. Не существует российского или американского библиотековедения - только единая наука. Во всех культурах внутренние проблемы могут оказывать влияние на наше будущее. Наша библиотека в этом смысле - хороший пример. Мы спасли нашу библиотеку после пожара 1988 г. при международном сотрудничестве со многими библиотеками и фондами. Сотрудничество каждому из нас дает шанс на развитие. Верю, что, общаясь с коллегами, независимо от того, в какой стране мы живем, говоря на одном профессиональном языке, мы можем сделать гораздо больше, чем это могут сделать люди, занимающие более высокие должности» [4. P. 163].

Ключевые слова

Летняя библиотечная школа, Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, вузовская наука, академическая наука, library school, Library and Information Science Department, library education, international cooperation in education, Saint Petersburg State University of Culture and Arts

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Крымская Альбина СамиуловнаСанкт-Петербургский государственный институт культурыкандидат педагогических наук, заместитель декана библиотечно-информационного факультетаcnbl98@hotmail.com
Всего: 1

Ссылки

Поверх барьеров: Из истории российско-американского сотрудничества в области образования и культуры: Профессиональный опыт директора Библиотеки РАН В.П. Леонова / сост. А.С. Крымская. СПб.: БАН, 2013. 204 с.
Поверх барьеров : Сорок лет спустя: интервью с В.П. Леоновым (из истории советско-американских научных обменов) / беседу вела А.С. Крымская; вступ. ст. А.С. Крымской // Библиотечное дело. 2012. № 3 (165). С. 17-24.
«..the University of Maryland gets into your soul»: интервью с В.П. Леоновым о поездке (2013 г.) / беседу вела А.С. Крымская // Библиотечное дело. 2014. № 12. С. 2-7.
Leonov Valerii P. Afterword // The Academy of Sciences Library: Episodes of Biography / ed. by Valerii P. Leonov. Saint Petersburg, 2014. P. 160-173.
 Международная летняя библиотечная школа как форма взаимодействия вузовской и академической науки | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Международная летняя библиотечная школа как форма взаимодействия вузовской и академической науки | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).