Развитие исследовательских навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Развитие исследовательских навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»

Статья посвящена характеристике курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль «Информационно-аналитическая деятельность»). Особое внимание обращается на этапы подготовки дипломной работы. Авторами анализируется тематика баз данных и электронных коллекций, составленных студентами кафедры библиотечно-информационныхресурсов.

The development of research skills of students in training «Library and information services».pdf К числу основных видов самостоятельной работы студентов относятся курсовые и дипломные (выпускные квалификационные) работы. Согласно Федеральному образовательному стандарту третьего поколения и учебным планам ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» во время обучения студенты выполняют цикл курсовых работ, представляющих собой взаимосвязанные ежегодные учебные задания. Их конечной целью является привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности в библиотечно-информационной сфере посредством обобщения выявленного материала и создания на его основе информационного продукта. Особенности курсовых работ заключаются в усложнении объектов исследования и дополнении основных концептуальных теоретических положений в рамках исследуемой проблематики. Для студентов различных форм обучения разработана учебно-методическая документация, помогающая самостоятельно рассмотреть основные этапы организации научной деятельности [1]. Интересен опыт организации работы кафедры в данном направлении со студентами, обучающимися по профилю «Информационно-аналитическая деятельность», апробированный с 2003 г. Каждый студент работает по единой теме на протяжении всего срока обучения. Её выбор зависит как от проблематики научных исследований кафедры, так и от заинтересованности студента в изучении определенных вопросов. Как правило, курсовая работа второго курса выполняется в форме реферативного обзора, осуществленного на основе анализа специальной литературы и содержащего выводы, умозаключения студента по теме. На третьем курсе характеризуется документальный поток по теме, в ходе которого проявляются навыки аналитической работы и раскрываются различные аспекты изучаемой проблемы. Логическим продолжением курсовой работы выступает итоговая квалификационная работа, которая содержит результаты самостоятельного научного исследования по проблеме. Начиная с 2009 г. студенты квалификации «Референт аналитик информационных ресурсов» специальности «Библио-течно-информационная деятельность» при написании дипломной работы помимо сбора, обобщения и анализа литературы по теме создают базы данных (БД), тематические электронные коллекции. Работа над их созданием начинается со второго курса и делится на три этапа. Первый, библиографический этап представляет собой выявление литературы по теме курсовой работы. Изучение и отбор источников начинается с определения круга библиографических указателей, важное место среди которых занимает продукция ведущих информационных центров страны - Российской книжной палаты, Института научной информации по общественным наукам, Всероссийского института научной и технической информации, Ин-формкулыуры и др. В библиографический список будущих БД и коллекций входят редкие книги и периодические издания; книги и рукописи из библиотек Республик Бурятия и Тыва, Иркутской области, Забайкальского края; архивные материалы; некоторые документы студенты находят в сети Интернет. На втором, аналитическом этапе студенты изучают и анализируют документы по теме, формируя разделы БД и электронной коллекции; сканируют или перепечатывают тексты документов в Microsoft Word; сканируют фотоиллюстрации из различных источников. Заключительный этап создания электронного продукта - технический. Для создания БД и коллекций студентами используются различные программы: Microsoft Office Power Point, Microsoft Access, Microsoft Publisher, AutoPlay Menu Builder (программа, которая позволяет быстро и удобно использовать данные в любом формате, переходить из одной вкладки на другую, в том числе на ссылку). На данном этапе студентам предоставляется право самостоятельного выбора программного обеспечения для составления БД и электронных коллекций. Опыт создания подобных коллекций обобщается в научных публикациях преподавателей и студентов [2]. Раскроем тематику баз данных и электронных коллекций, составленных студентами кафедры. Условно все базы данных можно поделить на следующие блоки: - история и культура: городов Улан-Удэ, Кяхта; районов Республики Бурятия; - народы, проживающие на территории Бурятии: буряты; казачество Забайкалья; семейские; эвенки; -религиозные конфессии: православие; буддизм; шаманизм и др. Остановимся подробнее на наиболее интересных и содержательных электронных продуктах, составленных студентами. Научный интерес представляют электронные продукты, посвященные г. Кяхта. Одним из них является полнотекстовая коллекция «Кяхта - город с удивительной судьбой» (составители Н. Занегина, А. Оскорбина). База данных включает полные тексты публикаций XIX в. Основательностью и глубиной изучения проблематики выделяется раздел «Реклама на страницах сибирских газет». Работа с первоисточниками позволила студентам отобрать и представить рекламные материалы, опубликованные средствами массовой информации в XIX в. На основе коллекции составлена видеопрезентация, раскрывающая историю г. Кяхта. Отметим электронный продукт «Литературная Кяхта» (составитель М. Бадашкова), в котором рассказывается о знаменитых людях, чья жизнь и творчество были связаны с этим городом. Среди них - писатель Д.И. Ста-хеев, математик и поэт Д.П. Давыдов, И.А. Горяинов, В.В. Птицын и др. Уникальна история торгового города Маймачен, выросшего одновременно с г. Кяхта у самой границы с Монголией. Электронная коллекция «Потерянный город Маймачен» (составитель Е. Иванова) включает полные тексты документов, опубликованных на страницах периодических изданий XIX в. В процессе изучения темы студенткой было опубликовано несколько статей по теме в местных изданиях. Отметим, что студенты всех форм обучения активно работают и в рамках комплексной темы кафедры «Книжная культура Байкальского региона», это свидетельствует о преемственности научных исследований. Так, собранный студентами и преподавателями богатый фактический материал, посвященный г. Кяхта, позволил организовать работу выездной секции студенческой научно-практической конференции на базе Кяхтинской межпоселенческой центральной библиотеки. На территории Бурятии компактно проживают различные народы. Исходя из этого, кафедрой были определены темы дипломных работ, посвященные народам, населяющим республику. В полнотекстовой БД «Семейские, забайкальские старообрядцы» студентом Г. Чириковой продемонстрирована высокая степень усвоения изученного материала, отражены различные концептуальные положения исследований специалистов, а также сделаны выводы и внесены предложения по рассматриваемой проблеме. Одним из достоинств работы является то, что в процессе написания проекта студентом опубликованы материалы в республиканской печати. Таким образом, подобные проекты свидетельствуют не только о решении студентами квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов» научно-исследовательских задач, но и успешной реализации ими творческой деятельности.

Ключевые слова

курсовая работа, дипломная работа, студенты, базы данных, paper, thesis, students, database

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кучмурукова Екатерина АлександровнаВосточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (Улан-Удэ)кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационных ресурсовkuchmurukova@mail.ru
Фокичева Ирина АлександровнаВосточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (Улан-Удэ)старший преподаватель кафедры библиотечно-информационных ресурсовfokichevai@mail.ru
Шаньгинова Галина АлексеевнаВосточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (Улан-Удэ)кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсовgala_shanginova@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Курсовая работа: методические указания для студентов II-IV курсов по специальности 071201 «Биб ли отечно-информационная деятельность», направлению подготовки 071900 «Биб-лиотечно-информационная деятельность», 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» / сост. Е.А. Кучмурукова, Е.Ю. Ажеева. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2013. 51 с.
Кучмурукова Е.А. Электронные ресурсы о Забайкальском казачестве: состояние и перспективы развития / Е.А. Кучмурукова, Е. Сапунова // Информационные технологии и вычислительные системы: материалы семинара молодых ученых с международным участием, Улан-Удэ, 22-26 июня 2011 г. Улан-Удэ, 2011. С. 90-94.
 Развитие исследовательских навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Развитие исследовательских навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).