Формирование информационно-аналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Формирование информационно-аналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря

В статье рассмотрены информационно-аналитические компетенции при подготовке бакалавра по направлению 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» в ФГБОУ ВО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» посредством отражения их в -учебных дисциплинах.

Developing of informational and analytical competence in activities of bachelor-librarian.pdf Реформирование российской системы высшего библиотечно-информа-ционного образования в соответствии с требованиями Болонской декларации (1999 г.) предполагает введение двухуровневой вузовской подготовки: бакалавр - магистр. Компетентностно-ориентированное образование реализовано в третьем поколении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) базовых (ключевых) и специальных (профилируемых) профессиональных компетенций выпускника с квалификацией (степенью) бакалавр по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» [1. C. 86]. Под компетенцией в данном случае логично понимать способность дипломированного бакалавра библиотечно-информационной деятельности применять знания, умения и личностные качества для успешной работы (в целом и по отдельному профилю образовательной программы). Среди особо значимых профессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», необходимо отметить информационно-аналитические компетенции, т. е. компетенции, включающие в себя процедуры анализа информации. Именно они позволят выпускнику качественно реа-лизовывать закрепленные в ФГОС ВПО по данному направлению подготовки бакалавров базовые информационно-аналитические, проектные и методические виды профессиональной деятельности. С целью обеспечения качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности бакалавров библиотечно-информационной деятельности на отраслевом рынке труда правомерно выделить общепредметные информа-ционно-аналитические компетенции, необходимые для эффективного осуществления ими повседневных функциональных обязанностей (ПК-27 - ПК-33) [2], обеспечивающие изучением информационно-аналитических курсов. Таким образом, в ФГОС ВПО для реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» в базовую (обязательную) часть подготовки студентов включен фундаментальный информационно-аналитический курс «Аналитико-синтетическая переработка информации». Освоение учебного курса «Аналитико-синтетическая переработка информации» закладывает фундамент для изучения других дисциплин библиотековедческого информационно-аналитического цикла. Вариативная часть учебного цикла профессиональной подготовки бакалавра библиотечно-информационной деятельности определяется конкретным вузом в соответствии с различными профильными модулями (профилями), устанавливаемыми ФГОС ВПО. Для образовательной программы предусмотренного стандартом профиля «Информационно-аналитическая деятельность» кафедрой библиотечно-информационная деятельность ФГБОУ ВО «Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий» (ФГБОУ «ТГАКИиСТ») предложены 23 учебных курса: • Гуманитарный, социальный и экономический цикл: «Русский язык и культура речи», «Концепции современного естествознания», «Иностранный язык (по профилю)», «Политология», «Краеведение», «Конфликтология». • Информационно-коммуникационный цикл: «Математические методы и модели в профессиональной деятельности», «Информационная культура личности». • Профессиональный цикл: «Информационные ресурсы», «Аналитические технологии», «Аналитика текста», «Организация информационно-аналитической деятельности», «Информационно-аналитические продукты и услуги», «Интеллектуальные информационные системы», «Мультимедийные технологии библиотечно-информационной деятельности», «Организационная культура информационной фирмы», «Библиографическая деятельность библиотеки», «Информационное право», «Введение в профессию», «Региональное библиотековедение», «Документационное обеспечение управления», «Информационно-правовые системы», «Методика преподавания библиотечных дисциплин». Каждый из них обеспечивает развитие определенных общих и формирование соответствующих частных (специальных) информационно-аналитических компетенций. На итоговом (VIII) семестре очного обучения бакалавров необходима также комплексная производственная практика по информационно-аналитической проблематике, поддерживающая всю совокупность профессиональных информационно-аналитических компетенций. Таким образом, представленные в проектируемом цикле информационно-аналитической библиотековедческой подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности учебные дисциплины содержательно скоординированы друг с другом и системно отражают совокупность теоретико-прикладных знаний, ориентированных на использование в профессиональной деятельности, подготавливая тем самым бакалавра библиотечно-инфор-мационной деятельности с информационно-аналитическим профилем к следующему: • упорядочению и целенаправленному пополнению документных массивов различного вида и назначения в соответствии с поставленными задачами, организации учета и хранения документов и данных на любых носителях; • выявлению и отбору наиболее ценной и оригинальной информации по теме и проблеме в Интернете, в базах данных и в различных документных собраниях; • переработке и представлению информации потребителю в удобном для него формате - в виде таблиц, диаграмм, ранжированных рядов, рубрикаторов, библиографических списков, дайджестов, пресс-клиппингов, путеводителей по информационным ресурсам, справок, отчетов, обзоров, рефератов и др.; • подготовке аналитических материалов для докладов руководителей с обобщениями и выводами, а также мультимедийных материалов к ним.

Ключевые слова

компетенция, аналитика, бакалавр, библиотечно-информа-ционная деятельность, учебная дисциплина, competence, analytics, bachelor, library and information activities, education courses

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маслакова Мария ВладимировнаТюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологийкандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельностиmary_nosoreva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 3 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 14. С. 86.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»): приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_law_116361/?frame=1_(flaTa обращения: 25.01.2015).
 Формирование информационно-аналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Формирование информационно-аналитических компетенций в деятельности бакалавра-библиотекаря | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).