Учебный курс «Библиотечное дело Томской области» как региональный компонент в подготовке библиотечных кадров | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Учебный курс «Библиотечное дело Томской области» как региональный компонент в подготовке библиотечных кадров

В статье показано значение библиотечно-информационного образования и, в частности, факультативного учебного курса «Библиотечное дело Томской области» для социокультурного развития сельской местности. Выявлены цели и задачи курса, обозначены общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые специалисту для организации работы современной сельской библиотеки. Представлена структура курса, охарактеризованы его содержательные аспекты, показана источ-никовая база, рассмотрены формы и методы обучения.

Training course «Librarianship of Tomsk region» as a regional component in the education of library staff.pdf Современная публичная библиотека является важным участником социально-культурной деятельности региона, предоставляя доступ к знаниям и информации всем членам местного сообщества, содействуя удовлетворению потребностей в области образования, профессиональной деятельности, досуга и развития личности [1]. Библиотека вносит важный вклад в повседневную жизнь и социально-экономическое развитие местного сообщества, способствует своими средствами всестороннему развитию своего города или сельского поселения с их уникальными особенностями и местной спецификой. Ей принадлежит ведущая роль в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности [2]. Важнейшую роль в социальной и культурной жизни региона выполняют сельские библиотеки, участвующие в формировании культурно-исторического сознания местного сообщества, организующие содержательный досуг граждан, способствующие развитию их творческих способностей, приобщающие население к культурному наследию. Таким образом, библиотечная сфера Томской области нуждается в специалистах, владеющих комплексом знаний и практических навыков в области организации деятельности современной сельской библиотеки. Для реализации данной задачи в образовательную программу студентов кафедры библиотечно-информационной деятельности включен факультативный курс «Библиотечное дело Томской области», предполагающий как теоретическую, так и практическую подготовку библиотекарей современной формации. Курс направлен на формирование у студентов как целостного представления о современном состоянии сферы культуры в Томской области, так и понятия об особенностях деятельности библиотек различных типов и видов, в частности муниципальных сельских библиотек. В процессе освоения курса предполагается изучение внешней для сельской библиотеки социокультурной среды, влияющей на реализацию базовых направлений деятельности библиотеки и на формирование информационных потребностей читателей, а также рассмотрение практического опыта деятельности библиотек районов Томской области. Современная система высшего профессионального образования предполагает формирование у студентов в процессе обучения различных общекультурных и профессиональных компетенций, представляющих собой «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом» [3]. В результате освоения данного курса студенты овладевают такими общекультурными компетенциями, как стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации и мастерства в профессии, а также осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие сформированной мотивации к выполнению профессиональных и должностных обязанностей. Также важной компетенцией является способность анализировать социально значимые проблемы, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности. Базовыми профессиональными компетенциями, формируемыми в процессе изучения курса, являются способность к изучению и анализу деятельности сельской библиотеки, владение методами количественной и качественной оценки работы учреждения, готовность к выявлению и изучению информационных потребностей читателей современной сельской библиотеки. В результате освоения данного учебного курса студент должен знать историю, современное состояние и перспективы развития деятельности библиотек на территории Томской области. Важнейшим требованием является знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере культуры. К ним относятся, в частности, Закон о библиотечном деле [4], Закон о реализации государственной политики в сфере культуры и искусства в Томской области [5], Закон о библиотечном деле и обязательном экземпляре в Томской области [6]. Также в процессе обучения студенты знакомятся с разнообразной источниковой базой. В частности, это статистические издания «Города и районы Томской области» [7], «Культурно-просветительные учреждения Томской области» [8], «Основные показатели муниципальных образований Томской области» [9], «Районы Томской области» [10], статистический ежегодник «Томская область» [11] и др. Также студенты изучают систему библиотечной аналитики, представленную аналитическими справками и отчетами о деятельности сельских библиотек [12]. Основным требованием, предъявляемым обществом к современному образованию, является способность и готовность молодого специалиста применять полученные знания на практике, реали-зовывать их в деятельности сельской библиотеки, владеть современными методами сбора, анализа и интерпретации данных, а также уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Учебный курс состоит из двух крупных разделов. Первый раздел носит название «Общая характеристика Томской области» и рассматривает регион в качестве внешней среды для организации деятельности сельских библиотек. Предлагается к изучению материал по истории создания области, современному административно-территориальному делению, актуальному состоянию экономики, промышленности, образования, культуры. Также в данный раздел включается информация об организации библиотечного дела в Томской области: характеризуется библиотечная сеть области в целом, рассматривается областное законодательство в сфере библиотечного дела, показывается роль Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина в методическом руководстве муниципальными общедоступными библиотеками. Второй раздел называется «Сельские библиотеки Томской области» и включает общую характеристику социально-экономического положения и сферы культуры районов области; рассматривается организация библиотечной сети в сельской местности; характеризуется практическая деятельность центральных районных и детских библиотек, а также библиотек-филиалов. Изучение материалов курса происходит как с использованием традиционных образовательных технологий, включающих лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, так и включает элементы современной учебной деятельности: занятия в форме мини-конференций, подготовка презентаций на заданную тему, работа в малых группах. Немаловажную роль в процессе обучения играет организация самостоятельной работы студентов: знакомство и анализ источниковой базы, написание и представление рефератов, докладов, сообщений, курсовых работ. Завершается данный курс представлением итоговой работы, всесторонне характеризующей деятельность сельских библиотек одного из районов Томской области, включающей как элементы анализа результатов работы библиотеки, так и список литературы. Оценивается данная работа по системе «зачтено - не зачтено». Таким образом, в результате изучения курса «Библиотечное дело Томской области» студенты кафедры библиотечно-информационной деятельности приобретают навыки организации, методического мониторинга, анализа, принятия управленческих решений и планирования деятельности муниципальных сельских библиотек.

Ключевые слова

сельские библиотеки, Томская область, библиотечно-информационное образование, факультативныеучебные курсы, компетенции, rural libraries, Tomsk region, Library and Information Education, elective training courses, competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Масяйкина Евгения АнатольевнаТомский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыeamasyaikina@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Международная федерация библиотечных ассоциаций, Российская библиотечная ассоциация. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. 112 с.
Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конференцией РБА 22 мая 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rba.ru/content/about/ doc/mod_publ.php (датаобращения: 09.12.2014).
Компетенция // Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/967982 (дата обращения: 01.12.2014).
ФЗ «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rba.ru/content/activities/address/law/fedzak/78.pdf (дата обращения: 09.12.2014).
О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства в Томской области: закон [Электронный ресурс]. URL: http://depculture.tomsk.gov.ru/ru/documents/oblast/ (дата обращения: 09.12.2014).
О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области: закон: принят Государственной Думой Томской области: решение от 9 октября 1997 г. № 573 [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.tsu.ru/index_about.php?id=459 (дата обращения: 15.12.2014).
Города и районы Томской области (2005-2008): стат. сб. Томск, 2009. 130 с.
Культурно-просветительные учреждения Томской области (2002-2008): стат. сб. Томск, 2009. 25 с.
Основные показатели муниципальных образований Томской области: стат. сб. Томск, 2009. 258 с.
Районы Томской области (2002-2008): стат. сб. Томск, 2009. 290 с.
Томская область: стат. ежегодник (2006-2008). Томск, 2009. 52 с.
Муниципальные библиотеки Томской области [Электронный ресурс] // Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина: официальный сайт. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/page/23/ (дата обращения: 15.12.2014).
 Учебный курс «Библиотечное дело Томской области» как региональный компонент в подготовке библиотечных кадров | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Учебный курс «Библиотечное дело Томской области» как региональный компонент в подготовке библиотечных кадров | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).