Модель социального статуса библиотекаря | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Модель социального статуса библиотекаря

В статье описана многофакторная модель социального статуса библиотекаря, учитывающая множество компонентов: статусную роль, статусные права и обязанности, статусный диапазон, статусные символы, статусный образ, статусную идентификацию, статусное видение мира. Автор считает, что многофакторный подход к формированию социального статуса позволит разработать региональные программы повышения социального статуса библиотекаря.

Model of social status librarian.pdf Социальный статус работника библиотекаря является обобщенным показателем сравнительного положения данной профессии в профессионально-квалификационной структуре регионального сообщества. Исходя из того, что социальный статус профессии характеризует официальное или неофициальное признание ее необходимости и популярности, очевиден дисбаланс данных позиций применительно к сфере культуры. Следует отметить, что работники культуры представляют собой одну из самых многочисленных социально-профессиональных групп в структуре региональной интеллигенции. В настоящее время в сфере культуры Тамбовской области трудятся около 6 000 человек. Это руководители и работники областных и муниципальных библиотек, музеев, театров, концертных учреждений, культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха, педагогические работники образовательных учреждений в сфере культуры. Их деятельность связана с удовлетворением культурно-досуговых потребностей населения региона и предоставлением доступа к культурному наследию. Необходимость изучения социального статуса библиотекаря обусловлена тем, что данная профессиональная группа достаточно многочисленна, а также характеризуется собственным набором ценностей, стереотипами поведения, образом и стилем жизни. Проблема заключается в противоречии между высоким социальным значением библиотечной деятельности и понижением роли труда, снижением трудовой мотивации, ощущением работниками собственной незначительности в обществе, незакрепляемостью молодых специалистов на рабочем месте. С одной стороны, наблюдается тенденция повышения экономической составляющей социального статуса библиотекаря в Тамбовской области, а с другой - престижная составляющая социального статуса большинства профессий в сфере культуры остается чрезвычайно низкой. Рис. 1. Модель социального статуса работника культуры Использование методики социального моделирования позволило разработать модель социального статуса библиотекаря как частный случай модели социального статуса работника культуры с учетом множества факторов, свойств и отношений, оказывающих влияние на социальный статус и социальный престиж работника культуры (рис. 1). Среди основных детерминирующих факторов выделим социально-демографические показатели; социально-профессиональные, экономические, ценностно-мотивационные показатели. Важным фактором социально-профессионального статуса библиотекаря является его профессиональная компетентность, которая определяется как некое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом, представителями данной профессиональной группы, других социальных и профессиональных групп. Престижный статус профессии обусловлен творческим характером труда, степенью популярности профессии, престижностью названия профессии, условиями и уровнем оплаты труда, самостоятельностью, возможностью для творчества, свободным графиком работы, уверенностью в стабильности своего положения, возможностью продвижения, доступа к власти, работы за рубежом идр. [1. С. 66]. Экономический статус профессии включает такие факторы, как высокооплачиваемая / низкооплачиваемая, устойчивость спроса на профессию, конкурентоспособность лиц данной профессии на рынке труда в группе смежных профессий, уровень материального вознаграждения в зависимости от уровня квалификации. Следующим важным элементом социального статуса библиотекаря являются мотивирующие факторы профессиональной деятельности, среди которых наиболее важными являются: 1. Личные (врожденные и сформированные) склонности и потребности в определенном виде активности. 2. Социально и культурно обусловленные мотивы как осознанные причины выбора профессии. 3. Латентные мотивы и глубинные переживания, порождающие стремление к выбранной профессии. 4. Особенности темперамента, непосредственно влияющие на то, как именно личность реализует себя в профессиональной деятельности. Совокупность этих факторов образует мотивационный контур, который приводит личность в профессию. Конкретный набор трудовых мотивов зависит от трудовой ситуации и жизненных обстоятельств, в совокупности образуя мотивационное ядро профессиональной деятельности. Существенным фактором, оказывающим влияние на социальный статус библиотекаря, является вознаграждение за труд и стимулирование. В модели социального статуса важно учитывать как внутренние (чувство достижения результата, чувство содержательности и значимость работы, самоуважение, общение с коллегами), так и внешние формы вознаграждения, которые стимулируют профессиональную деятельность работника культуры. Здесь важно различать материальное денежное вознаграждение (заработная плата, премии, надбавки, бонусы), материальное неденежное вознаграждение и нематериальное вознаграждение. Например, материальное неденежное вознаграждение включает стимулирование рабочим временем (укороченный пятый день, четырехдневная неделя по 8 часов, удлиненный отпуск, гибкий график работы, получение дополнительных отгулов, возможность раньше уходить домой), стимулирование рабочим местом и условиями труда (предоставление средств связи, кондиционера, отдельного кабинета и т. д.; оплата услуг связи, представительские расходы; обеспечение спецодеждой и создание благоприятных условий работы), стимулирование льготными программами (наличие программ отдыха (путевки, экскурсии), обеспечение профессионального развития (стажировки, тренинги), обеспечение литературой, пенсионные и налоговые программы, наличие клубных программ) [2. С. 23]. В стимулировании работников культуры и библиотечных работников, в частности, традиционно важную роль играет нематериальное вознаграждение. Однако не все группы стимулов задействованы эффективно, поэтому при построении модели социального статуса работника культуры важно учитывать весь спектр стимулов: • социальные стимулы (повышение престижности труда, возможность профессионального роста, возможность самоутверждения); • моральные стимулы (устная похвала, вынесение благодарности, различные награждения); • творческие стимулы (самореализация, самосовершенствование, самовыражение); • социально-психологические стимулы (возможность общения, причастность к делам группы). Таким образом, социальный статус и престиж библиотекаря необходимо формировать в региональной среде. Разработанная модель позволяет учесть множество свойств и отношений, оказывающих влияние на социальный статус и социальный престиж библиотекаря.

Ключевые слова

социальный статус, модель социального статуса библиотекаря, social status, model of the social status of the librarian

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Неверова Татьяна АнатольевнаТамбовский государственный университет им. Г.Р. Державинакандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсовnev_tat@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Неверова Т.А. Тренинговые формы обучения в повышении социального статуса библиотекарей региона // Вестн. Тамбов. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. № 4. С. 64-69.
Давыдова С.Б. Мотивация профессиональной деятельности: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2014. 96 с.
 Модель социального статуса библиотекаря | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Модель социального статуса библиотекаря | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).