Высшее библиотечное образование на Украине: переход на евростандарты | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Высшее библиотечное образование на Украине: переход на евростандарты

Раскрыты особенности реформирования системы подготовки библиотечных кадров в контексте нового закона Украины «О высшем образовании», предложены подходы к размежеванию содержания и структуры образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры по специальности «Книговедение, библиотековедение, библиографоведение». Охарактеризованы особенности двух типов магистерских программ, предложена примерная номенклатура дисциплин для учебных планов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.

High school library education in Ukraine: the transition to European standards.pdf Одним из важнейших условий выхода Украины из системного экономического и социально-политического кризиса является успешное реформирование системы высшего образования. За два последних года данная реформа стабильно наращивает темпы реализации за счет динамично развивающейся нормативно-правовой базы. С 6 сентября 2014 г. вступил в действие новый закон Украины «О высшем образовании» [1], предопределивший основные организационные и содержательные трансформации национальной системы подготовки кадров, в том числе и библиотечно-информационных. С 1 сентября 2015 г. на Украине подготовка кадров высшей квалификации будет осуществляться на таких образовательных уровнях: • начальный (краткий цикл обучения объемом 90-120 кредитов, получаемая образовательная степень - младший бакалавр); • первый (объем образовательно-профессиональной программы (ОПП) -180-240 кредитов, получаемая образовательная степень - бакалавр); • второй (объем ОПП - 90-120 кредитов, получаемая образовательная степень - магистр); • третий - образовательно-научный уровень (получаемая образовательная степень - доктор философии); • научный уровень (получаемая образовательная степень - доктор наук). Важной новацией закона является введение двух типов образовательных магистерских программ - образовательно-профессиональной (или управленческой, объем ОПП - 90 кредитов) и образовательно-научной (или исследовательской, объем ОПП - 120 кредитов). Для выпускников научно-исследовательской программы предусмотрено 30 дополнительных кредитов для подготовки и защиты магистерской диссертации, выполненной на реальной производственной базе потенциального работодателя и посвященной решению актуальной прикладной проблемы совершенствования функционирования современной библиотеки. Еще одной новацией стала возможность поступающих в магистратуру бакалавров свободно выбирать образовательное направление, и это ставит перед библиотечной магистратурой дополнительные задачи - не только углубления профессиональной специализации будущих магистров, но и переквалификации поступающих на библиотековедческую специальность выпускников бакалавриата с философским, филологическим, педагогическим, документоведческим, историческим и иным гуманитарным образованием. Решая важнейшую задачу размежевания содержания и структуры подготовки магистров разных типов, вузам необходимо учитывать, что выпускники магистратуры могут продолжить обучение на третьем - образовательно-научном уровне, поступив на конкурсной основе в аспирантуру. Нормативный срок обучения в аспирантуре составляет четыре года, в течение которых аспирант обязан выполнить все требования образовательно-научной программы, определенной высшим учебным заведением для подготовки доктора философии по соответствующей специальности, а также подготовить диссертацию на основе самостоятельно проведенных исследований и защитить ее в специализированном ученом совете вуза. Подготовка докторов философии по государственному заказу осуществляется в аспирантуре исключительно дневной формы обучения. Важно заметить, что образовательно-научная программа обучения васпирантуре предусматривает две части - научно-исследовательскую и образовательную. Содержание научно-исследовательской программы нацелено на получение аспирантом теоретических знаний, умений, навыков и других компетенций, достаточных для выработки новых идей, решения комплексных проблем в области профессиональной и/или опытно-инновационной деятельности, овладение методологией научной и педагогической деятельности, а также проведение собственного научного исследования, результаты которого имеют научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Обязательной составляющей научно-исследовательской программы аспирантуры является подготовка и публикация не менее одной статьи в зарубежном научном издании, которое включено в международную наукометрическую базу Scopus (или другую международную базу, определенную для каждой научной специальности Научно-методическим советом центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки на основании представления соответствующей научно-методической комиссии). Содержание образовательной составляющей подготовки аспиранта закрепляется в разрабатываемом вузом для каждой научной специальности учебном плане, который определяет перечень и объем учебных дисциплин в кредитах ЕКТС, последовательность их изучения, формы проведения учебных занятий, график учебного процесса, формы текущего и итогового контроля. Успешное выполнение учебного плана аспирантуры является обязательным условием обучения на третьем уровне высшего образования. Все аспиранты, независимо от формы обучения, обязаны во время сессионных периодов посещать аудиторные занятия и проходить все формы текущего и итогового контроля, предусмотренные учебным планом и образовательно-научной программой аспирантуры высшего учебного заведения. Учебный план подготовки аспиранта предусматривает 30-60 кредитов ЕКТС, распределенных по трем базовым компонентам, в результате усвоения которых аспирант должен: 1) овладеть глубинными профессиональными знаниями, научным и культурным кругозором уровня соискателя ученой степени доктора философии, в частности путем усвоения знаний основных концепций, теоретических и практических проблем, истории развития отрасли науки, современным состоянием развития научной мысли по выбранной специальности (объем этой учебной составляющей - не менее 12 кредитов ЕКТС); 2) приобрести языковые компетенции, достаточные для представления научных результатов на иностранном языке в устной и письменной форме, а также для полного понимания иноязычных научных текстов (объем этой учебной составляющей - не менее 12 кредитов ЕКТС); 3) овладеть универсальными навыками исследователя, в частности методологией и методами научного анализа, устной и письменной презентации результатов исследования, методикой подготовки и проведения учебных занятий (педагогической деятельностью), управления научными проектами и/или написания грантов на финансирование научных исследований и т. д. (объем этойучебной составляющей - не менее 6 кредитов ЕКТС). Помимо указанных обязательных 30 кредитов ЕКТС, составляющих инвариантную часть учебного плана, подготовка в аспирантуре должна предусматривать наличие перечня дисциплин свободного выбора аспиранта в объеме, который составляет не менее 25% общего количества кредитов ЕКТС, предусмотренных учебным планом. Инвариантную часть дисциплин аспиранты имеют право выбирать по согласованию со своим научным руководителем и с учетом специфики темы диссертационного исследования. В настоящее время коллегиальные усилия представителей кафедр библиотековедения ведущих вузов Украины, выпускающих библиотечные кадры высшей квалификации, направлены на поиск оптимальных критериев разграничения профессиональных компетенций и содержания образовательных программ подготовки младшего бакалавра, бакалавра, магистра-управленца и магистра-исследователя, доктора философии. Ныне обсуждена и предварительно согласована примерная номенклатура обязательных фундаментальных и профессионально ориентированных учебных дисциплин бакалавриата, что дает возможность выдвигать предложения по содержательному наполнению ОПП магистра-управленца и магистра-исследователя [2]. Так, в цикл фундаментальных дисциплин учебного плана подготовки бакалавра по образовательному направлению 6.020102 «Книговедение, библиотековедение и библиография» решено включить такие курсы: «Документология», «Социальные коммуникации», «Аналитико-синтетическая обработка документа»; в цикл дисциплин профессиональной и практической подготовки: «Книговедение», «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Библиотечное фондоведение», «Информационно-поисковые системы», «Библиотечно-информационный сервис», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии», «Электронная библиотека», «Информационное право», «Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности». Вариативная часть подготовки бакалавра, на которую отводится до 50% учебного времени, формируется вузами с учетом выбираемых студентами профилизаций обучения, а также особенностей будущего места работы и требований регионального рынка труда. Учитывая содержательное наполнение инвариантной составляющей подготовки бакалавра, сориентированное на углубленное формирование у специалистов данного квалификационного уровня комплекса профессиональных компетенций производственно-технологической направленности, для подготовки магистра управленческого профиля целесообразно предложить образо -вательно-профессиональную программу «Менеджмент библиотечно-инфор-мационной деятельности» (90 кредитов), а для подготовки магистра-исследователя - образовательно-научную программу «Теория и методология книговедения, библиотековедения, библиографоведения» (120 кредитов). Добротной методологической основой для выбора номенклатуры обяза-тельных фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин учебных планов названных магистерских программ послужила «Содержательная структура конструктивной модели образовательной программы биб-лиотечно-информационного магистра», предложенная А.В. Соколовым иЮ.Н. Столяровым [3]. Так, для образовательно-профессиональной программы подготовки библиотечного магистра-управленца (90 кредитов) в качестве обязательных фундаментальных предлагаются следующие учебные дисциплины: «Философия информации», «Теория и методология социокультурного проектирования», «Электронная коммуникация»; в цикле дисциплин профессиональной и практической подготовки: «Библиотечная политология», «Библиотечная культурология», «Библиотечная профессиология», «Библиотечная экология». Для образовательно-научной программы подготовки библиотечного магистра-исследователя (120 кредитов) в качестве обязательных фундаментальных предлагаются такие учебные дисциплины: «Философия науки», «Организация и методика научно-исследовательской работы»; «Педагогика высшей школы»; в цикле дисциплин профессиональной и практической подготовки: «Теория и методология книговедения, библиотековедения, библиографоведения», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Библиотечная педагогика и психология», «Коммуникации в науке» [4]. Необходимость сохранения концептуального единства и преемственности в системе подготовки библиотечных кадров разных квалификационных уровней обязывает вузы минимизировать дублирование в содержании учебных планов подготовки магистра-исследователя и доктора философии. С учетом предусмотренной регламентирующими документами необходимости выделить часть учебного времени на углубленное освоение аспирантами иностранного языка (12 кредитов), научной методологии, менеджмента знаний и бизнес-планирования научных проектов (не менее 6 кредитов) важно продумать наполнение цикла фундаментальных дисциплин, направленных на изучение основных концепций теории социальных коммуникаций, истории и футурологии книговедения, библиотековедения, библиографоведения как единой научной специальности (12 кредитов), а также разработать добротную номенклатуру дисциплин по выбору. В контексте провозглашенного законом Украины «О высшем образовании» главного принципа реформирования отрасли в условиях евроинтегра-ции - принципа академической свободы, который отменяет единые государственные образовательные стандарты, жестко регламентировавшие ранее содержание подготовки кадров, перед вузами стоит сложная задача обеспечить студентам возможность самостоятельного выбора необходимой им ком -бинации из номенклатуры обязательно-выборных и факультативных дисциплин, не снизив при этом качества подготовки конкурентоспособных кадров всех без исключения квалификационных уровней. Эту задачу необходимо решать в тесном сотворчестве научно-педагогического состава профильных вузов и библиотечной общественности, объединяющей лучших представителей ведущих библиотек страны как потенциальных работодателей, крайне заинтересованных в притоке к ним высококвалифицированных кадров.

Ключевые слова

библиотечно-информационное образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура, научно-образовательная программа, закон «О высшем образовании», Украина, Library and Information Education, undergraduate, graduate, postgraduate, research and education program, the law «On Higher Education», Ukraine

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Соляник Алла АнатольевнаХарьковская государственная академия культурыдоктор педагогических наук, профессор кафедры документоведения и книговеденияalla_solyanik@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

О высшем образовании: закон Украины от 01.07.2014 № 1556-VII. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1556-18 (дата обращения: 01.02.2015). Заголовок с экрана.
Соляник А.А. Проблеми стандартизацп вищо! б1блютечно освпи в Укра1ш / А. А. Соляник // Б1блютека - вщкритий св1т: зб. матер1ал1в, 10-13 верес. 2014 р. / Укр. 616л. асоц.; [ред-кол.: В. С. Пашковата iH.]. Ки1в, 2014. С. 29-32. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Соколов А.В. Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России / А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. 2014. № 11. С. 5-28.
Соляник А.А. Яюсть шдготовки б1блютечних фах1вщв у контекст новацш Закону Укра1ни «Про вищу освпу» / А. А. Соляник // Б1блютека - територ1я едноси : всеукр. наук.-практ. конф., 28-28 листоп. 2014 р.: зб. матер1ал1в / Укр. 616л. асоц.; [редкол.: В. С. Пашкова та iH.]. Ки1в, 2014. С. 30-33. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
 Высшее библиотечное образование на Украине: переход на евростандарты | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Высшее библиотечное образование на Украине: переход на евростандарты | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).