Университетские города Испании как объекты мирового культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).

Университетские города Испании как объекты мирового культурного наследия

В статье рассматриваются Саламанка и Алъкала-де-Энарес - старинные университетские города, входящие в список мирового культурного наследия, анализируются характерные особенности ихуниверситетов.

University cities of spain as objects of the world cultural heritage.pdf Испания занимает третье место по количеству объектов, включенных ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Испания также относится к странам с наибольшим числом городов, находящихся в данном списке. В числе пятнадцати испанских городов, имеющих статус исторических и являющихся частью мирового культурного наследия, есть два старинных университетских центра - Саламанка и Алькала-де-Энарес. Испания принадлежит к числу европейских государств, обладающих богатым историко-культурным университетским наследием. Уже к Новому времени в стране существовало более 30 университетов, среди которых к наиболее престижным относились действующие и поныне Саламанкский университет, университеты Вальядолида, Алькала-де-Энарес (Алькала), Севильи, Гранады, Сантьяго-де-Компостела и ряд других. Основанный в начале XIII в. в кастильской Саламанке университет входит в когорту старейших европейских университетов; он же представляет собой один из наиболее ярких символов испанской культуры. Университет Комплютенсе, появившийся три века спустя после Саламанкского в кастильском же городке Алькала-де-Энарес, стал воплощением грандиозного замысла кардинала Сиснероса, стремившегося осуществить в начале XVI в. масштабную реформу образования и воспитания испанского клира [1. P. 11-13]. В целом каждый из старинных испанских университетов на протяжении веков становился неотъемлемой частью локальной, региональной и общенациональной культуры. Однако именно университеты Саламанки и Алькала-де-Энарес завоевали особое место в мировом университетском сообществе. Саламанка на протяжении своей истории была центром обучения, снискавшим широкую известность в Испании и за ее пределами. Повседневная жизнь университетской корпорации определяла основные параметры бытия города; в его облике последовательно отражались этапы развития университета, роста его духовного и материального пространства. Университетские научные школы привлекали будущих юристов, медиков, теологов; открывающиеся коллегии академическую карьеру для неимущих студентов превращали в реальность. Реальностью становились и широкие возможности, которые открывались перед выпускниками Саламанкского университета на поприще государственной службы. Идеи величия знания, служения науке и монархии раскрывались не только в учебных аудиториях и в процессе научной деятельности, но и в самом архитектурном облике центра старинного города, в масштабах обустройства его университетских кварталов, барельефах, украшающих фасад главного здания университета и колоннаду центральной площади. В эпоху испанского Возрождения, ставшую временем наивысшего расцвета университета, Сала-манка с ее дворцами, монастырями, жилыми домами, зданиями коллегий, улицами и дорогами стала зримым олицетворением университета. Богатство историко-художественного наследия и состояние подлинно живого города как центра познания и науки позволило в 1988 г. утвердить Саламанку в качестве объекта мирового культурного наследия, а в 2002 г. -культурной столицы Европы [2]. Из 6 критериев, по которым уникальные в своем роде объекты включаются в список всемирного наследия, Саламанка, по решению ЮНЕСКО, отвечает трем. Эти критерии указаны в описании данного объекта как «шедевра человеческого созидательного гения» (критерий I), свидетельствующего «о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей. в определенном культурном пространстве.» (критерий II) и являющегося «выдающимся примером ... архитектурного ансамбля, который иллюстрирует значимый период человеческой истории» (критерий IV) [3]. В 1997 г. мэрией Алькала-де-Энарес, автономной коммуной Мадрида и университетом Алькала был подготовлен документ, в котором обосновывалась необходимость включения университета и исторического центра Алька-ла-де Энарес в список мирового культурного наследия. В заявке отмечалось, что в основе концепции города с его материальной, культурной, религиозной составляющими лежит разработанный кардиналом Сиснеросом проект по созданию университета. В отличие от распространенной практики возводить здание высшей школы в определенном городе, где впоследствии этот учебный центр обрастал необходимой инфраструктурой, Сиснерос придавал возводимому в Алькала университету фундаментальное значение, изначально планируя строительство всего необходимого для его функционирования. В результате город одновременно с появлением в нем университета обрел зримые материальные черты университетского центра, города, чей характер, согласно воплощенному плану Сиснероса, определялся логикой и особенностями функционирования университетской корпорации [4. С. 26-29]. Уникальность Алькала-де-Энарес, как подчеркивали авторы заявки, заключается в том, что он стал первой моделью университетского города эпохи раннего Нового времени. Эту характеристику подтвердила делегация Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ИКОМОС (ICOMOS), которая посетила Алькала-де-Энарес в январе 1998 г. Специалистами совета было отмечено, что университет в Алькала не является старейшим ни в Европе, ни в Испании. Вместе с тем местом его рождения стал первый университетский город, построенный в качестве такового по заранее составленному плану, в котором основная застройка была подчинена нуждам процесса обучения и научных исследований. Отмечалось, что в этом Алькала отличается от старейших университетов Болоньи, Оксфорда, Кембриджа или Парижа, которые развивались в рамках существовавших и уже сформированных городских реалий, к которым этим университетам приходилось адаптироваться. Университет Алькала стал идеальной моделью для создаваемых испанскими миссионерами университетских центров в Южной Америке, а также для университетов Европы и других континентов [5]. По рекомендации ИКОМОС университет Алькала-де-Энарес и историческая часть города в 1998 г. были внесены в список объектов мирового культурного наследия [6]. Отметим, что наряду с критериями II и III, как в случае с Саламанкой, внесенной в этот список десятилетием ранее, город Алькала и его университет были выбраны также по критерию VI, сформулированному в отношении конкретного объекта следующим образом: «Вклад Алькала в интеллектуальное развитие человечества проявляется посредством материализации концепции Града Божьего, достижений в области лингвистики, которые имели здесь место, особенно в развитии испанского языка и благодаря тому, что Дон Кихот из Ла Манчи является шедевром Мигеля де Сервантеса Сааведры, самого выдающегося сына именно этого города» [5]. Включение в список объектов мирового культурного наследия универси-тетских центров Испании, как и сравнительно большого числа других испанских городов, является не только делом чести и выражением международного признания. Это предполагает огромную ответственность со стороны государства, которое берет на себя обязательства по сохранению подобных объектов, расположенных на его территории. Сознавая сложность такого рода задач и масштабы необходимых экономических ресурсов, мэры городов Испании в 1993 г. создали ассоциацию городов мирового культурного наследия. Цель этой ассоциации - организация и осуществление совместных действий по сохранению исторического и культурного наследия этих городов, а также поддержание и укрепление того сложившегося образа жизни, который необходим этим историческим центрам. В практической деятельности и планах ассоциации участие в совместных проектах, согласование позиций; обмен опытом и объединение сил перед лицом общих трудностей. 16 января 2015 г. в ходе встречи Филиппа VI с мэрами 15 городов, входящих в ассоциацию, новому королю Испании были представлены результаты совместной деятельности по сохранению и популяризации испанских городов - объектов мирового культурного наследия [7]. Для университетских городов Испании наиболее актуальными остаются проблемы сохранения многопланового феномена университетской культуры, изучения этой культуры и передачи ее достижений последующим поколениям в качестве историко-культурного наследия. Понимание данной проблематики нашло свое воплощение в Саламанкской декларации об историко-культурном наследии университетов (2008) [8]. В этом документе ректоры ведущих испанских университетов подтвердили приверженность университетского сообщества принципу преемственности в восприятии и поддержке идей, содержащихся в международных соглашениях о культурном, историческом и художественном наследии человечества, подписанных европейскими странами на протяжении XX в. Декларация была призвана привлечь внимание государства и общества к концепции испанского университета как неотъемлемой и весьма значимой части историко-культурного наследия страны. Подписавшие Саламанкскую декларацию ректоры обратились к европейскому сообществу с просьбой включить в европейский список историко-культурного наследия университетское наследие Испании [8. P. 67-68]. Таким образом, была обозначена концепция университетского историко-культурного достояния Испании как совокупного феномена. Саламанка и Алькала как уже признанные объекты мирового культурного наследия составляют, пожалуй, самую яркую, но не единственную ипостась этого феномена, представляющего важную составляющую мирового культурного наследия.

Ключевые слова

cultural heritage, Spanish universities, Alcala de Henares, University City, Salamanca, культурное наследие, испан-скиеуниверситеты, Алъкала-де-Энарес, Саламанка, университетский город

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жеравина Ольга АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыtoledo@mail.tomsknet.ru
Всего: 1

Ссылки

Declaracion de Salamanca sobre el Patrimonio Historico-Cultural de las universidades espanolas // RdM. Revista de Museologia: Publication cientifica al. servicio de la comunidad muse-ologica. 2008. № 43. P. 66-68.
Audiencia de SM el Rey a los alcaldes de las Ciudades Patrimonio de la Humanidad de Espana. 16 de enero del 2015. URL: http://www.ciudadespatrimonio.org/agenda/eventos.php?id=167 (data obrascheniya: 10.04.2015).
UNESCO. World Heritage List. University and Historic Precinct of Alcala de Henares [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/list/876 (data obrascheniya: 12.04.2015).
Alcala de Henares patrimonio cultural de la humanidad // Vivat Academia, revista electronica del «Grupo de Reflexion de la Universidad de Alcala» (GRUA). - Marzo 1999. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www3.uah.es/vivatacademia/anteriores/tres/patrimon.htm#Accion del ICOMOS (data obrascheniya: 16.04.2015).
Formulario para la inscription en la lista del patrimonio mundial de la Universidad y recinto historico de Alcala de Henares. Primer modelo de ciudad universitaria de la edad moderna. Alcala de Henares - Comunidad de Madrid - Universidad de Alcala. 1997. 80 p. URL: https: //www.uah.es/patrimonio_humanidad/documentos/patrimoniohumanidad.pdf (data obrascheniya: 24.05.2015).
UNESCO. World Heritage List. Old City of Salamanca [Электронный ресурс]. ]URL: http://whc.unesco.org/en/list/381 (data obrascheniya: 12.04.2015).
Ciudades Patrimonio de la Humanidad: Espana. UNESCO. Salamanca [Электронный ресурс]. URL: http://www.ciudadespatrimonio.org/ciudades/index.php?cd=8 (датаобращения: 10.04.2015).
Rodriguez-San Pedro Bezares L.E. Las Universidades Hispanas en la Edad Moderna. Un Balance // Las Universidades Hispanicas: de la Monarquia de los Austrias al. Centralismo Liberal. Salamanca, 2000. P. 11-13.
 Университетские города Испании как объекты мирового культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).

Университетские города Испании как объекты мирового культурного наследия | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).