Учреждения музейного типа в Алтайском крае: многообразие форм и опыт организации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).

Учреждения музейного типа в Алтайском крае: многообразие форм и опыт организации

В статье рассматриваются учреждения музейного типа, функционирующие на территории Алтайского края, фиксируется многообразие их форм, исторический опыт развития и специфика деятельности на территории региона. Приводится характеристика учреждений, сохраняющих и экспонирующих природное (Барнаульский зоопарк, Южно-Сибирский ботанический сад) и культурное (музей «Горная аптека») наследие, тематических парков, детских (Педагогический музей кукол, музей «Мир техники», Барнаульский планетарий, музей «Как так?») и брендовых музеев, известных в регионе.

Institute of museum type in the Altai region: diversity and experience of forms.pdf Учреждения музейного типа - термин, который появился в российской литературе по музеологии в 2000-е гг. [1; 2. С. 46-52; 3. С. 57-64]. В документах международного уровня данное понятие пока не встречается, но наблюдается устойчивая тенденция к расширению содержания самого понятия «музей». Международный совет музеев (ICOM) включает в содержание понятия «музей» такие объекты, как: • природные, археологические и этнографические памятники и достопримечательности, исторические памятники, представляющие музейный интерес, которые приобретают, хранят и популяризируют материальные свидетельства о людях и их среде обитания; • учреждения, содержащие коллекции, выставляющие на обозрение живые экспонаты растений и животных, такие как ботанические сады и зоопарки, аквариумы и виварии; • научные центры и планетарии; • некоммерческие художественные галереи; • природные парки; • международные, национальные, региональные или местные музеи; • культурные центры и другие организации, содействующие консервации, управлению ресурсами материального и нематериального наследия; • другие учреждения, которые имеют характеристики музея [4. С. 35]. Такой подход, безусловно, значительно расширяет границы мирового музейного пространства, позволяет сохранять и использовать максимальное разнообразие объектов наследия. В теории и практике российской музеологии применяются два понятия -«музей» и «учреждение музейного типа». М.Е. Каулен [1. С. 5-8] предприняла попытку зафиксировать многообразие существующих музейных форм России. Одна из тенденций, которую отмечает исследовательница, такова. Многие музейные учреждения начинают обходиться без музейных предметов; соответственно, им не нужны фондовые собрания и подлинные памятники культурного или природного наследия. Такие образования могут использовать слово «музей» в своих названиях, но по факту они являются местами отдыха и проведения свободного времени, а их экспозиции носят развлекательно-познавательный характер. Иными словами, учреждения музейного типа выполняют лишь часть функций классического музея, сосредоточив свою деятельность в основном в экспозиции. Следуя за рассуждениями М.Е. Каулен и соглашаясь с ними, отметим разновидности учреждений музейного типа: экспозиции без музейных предметов, построенные на новоделах и реконструкциях; музеи, в которых представлен не аутентичный памятник, а процесс его исследования или процедура реставрационной работы; учреждения, в которых соединяются классические музейные формы с другими учреждениями - аптеками, магазинами, театрами и пр.; детские развивающие музеи, которые ориентированы на развитие познавательной и творческой активности юных посетителей (творческие конкурсы, мастер-классы, научные опыты, фокусы и пр.); музеи под открытым небом, в которых все объекты в силу их специфики и особенностей осмотра полностью расположены в экспозициях под открытым небом (ботанические сады, дендрарии, зоопарки); брендовые музеи. Многие учреждения музейного типа, как и классические музеи, формировались эволюционно, постепенно. Формы таких учреждений, созданные на основе экспонирования природных объектов, имеют своих средневековых родоначальников. Главной их особенностью во все периоды развития были «живые» экспонаты. К изучению этого явления обращались в своих исследованиях В.П. Грицкевич [5] и А.А. Сундиева [6]. В.П. Грицкевич указал, что монастырские аптекарские огороды Европы постепенно эволюционировали в ботанические сады. Уже в этих первых образованиях, как отмечает исследователь, декоративность отходила на второй план, а их ценность определялась редкостью и экзотичностью растений. Изучая аналогичные протомузей-ные формы в России, А.А. Сундиева отметила, что самые первые аптекарские огороды разводились при средневековых монастырях еще с XI в., растения при этом высаживались в систематизированном порядке в зависимости от их лечебных свойств, принимались меры по акклиматизации лекарственных растений из других стран. Аптекарским огородам как особому явлению в истории музейного дела России уделили большое внимание Д. Швидковский иА. Паршин [7]. Исследователи отметили, что в XVI-XVII вв. в Москве необычным явлением стало распространение висячих садов, которые устраивались на террасах Большого Кремлевского и Патриаршего дворцов. В таких садах произрастали цветы, лекарственные травы, экзотические овощи и ягода (арбузы) [7]. Развитие аптекарских садов приобретает государственное значение, когда в Петербурге в феврале 1714 г. выходит указ Петра Первого о создании Аптекарского огорода в Москве [8]. В 1805 г. огород был куплен Московским университетом и со временем преобразован в ботанический сад. В наши дни в качестве дани традициям он называется Ботанический сад МГУ им. М.В. Ломоносова «Аптекарский огород» и объединяет разнообразные экспозиции под открытым небом и оранжереи [9, 10]. Во второй половине XVIII века аптекарские сады появляются и в сибирских городах - Тобольске, Иркутске, Нерчинске. Т.В. Пойдина указала, что небольшие лекарственные сады были устроены при Змеиногорском, Локтев-ском, Сузунском, Колыванском госпиталях на территории современного Алтайского края. В целом Горная администрация уделяла особое внимание устройству лекарственных садов, о чем свидетельствует Указ Колыванской горной экспедиции от 13 апреля 1790 г. о «разведении в «госпитальных огородах и садах» разных лекарственных трав: шалфея, ромашки, мяты» [11]. Аптекарский сад возник и в Барнауле (ныне административно Алтайский край). Он располагался в районе первой улицы города - Петропавловской линии (в наши дни - ул. Ползунова), напротив здания Горной аптеки. Его еще в 1771 г. описал академик П.С. Паллас, посетивший Барнаул: «.имеется в числе казенных строений. каменная аптека с садом, в коем растут разные травы». Сохранились сведения о том, какие травы произрастали в саду, что известно из реестра 1808-1809 гг., составленного штаб-лекарем С. Шанги-ным. Т.В. Пойдина отмечает, что сохранившийся план барнаульского «Кабинетского приаптекарского сада» свидетельствует о его простой композиции: две главные осевые аллеи разделяли территорию, образуя в месте пересечения центральную площадку в форме круга, что придавало системе посадок геометрический вид. Как уже отмечалось выше, аптекарские сады России тяготели в своем устройстве к регулярным паркам [12]. На основе аптекарского сада С. Шангин заложил первый в Сибири ботанический сад с оранжереей (свыше 400 видов сибирской и китайской флоры и плантация ревеня) [13]. В наши дни на месте этого ботанического сада существует парк культуры и отдыха. Но традиции сохранения и актуализации природного наследия не были утрачены в алтайском регионе, их современными продолжателями можно считать современные учреждения музейного типа - Южно-Сибирский ботанический сад (ЮСБС) и Дендрарий НИИСС им. М.А. Лисавенко. ЮСБС был организован в ленточном сосновом бору на территории пос. Южный в г. Барнауле как центр изучения и охраны флоры Алтая и подготовки специалистов-ботаников. Сад был открыт в 1979 г. У истоков создания ботанического сада стояли И.В. Верещагина, A.M. Малолетко, Т.А. Терехина и другие специалисты. Значительный вклад в его развитие внес А.И. Шмаков. В настоящее время в структуре сада действуют 6 отделов: отдел древесных и кустарниковых растений, отдел травянистых растений, систематики растений, геоботаники и растительных ресурсов, отдел декоративных растений, биотехнологии, гербарий. Начиная с первых лет существования сада в нем ведется активное экспедиционное обследование различных территорий России (Алтай, Саяны, Прибайкалье, Дальний Восток) и зарубежья. В саду произрастает 117 видов древесных, кустарниковых растений и лиан. Более половины коллекции составляют представители флоры Алтая. Дальневосточная флора представлена 35 видами, европейская часть России - 8 видами, Северная Америка - 14 видами. Из декоративных растений отметим тюльпаны, камнеломки, лютики, вероники, акониты, дельфиниумы и др. [14]. Второе учреждение музейного типа по сохранению природного наследия в Барнауле - это Дендрарий ФГБНУ «Научно-исследовательского института садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко». Дендрарий - учреждение музейного типа, участок территории, на котором размещена коллекция древесных растений (деревьев, кустарников, лиан), которые культивируются в открытом грунте. Первые экземпляры деревьев для будущего дендрария были посажены ученым Михаилом Афанасьевичем Лисавенко в конце 1930-х гг. на территории Горного Алтая. И только в 1953 г. часть из них привезли в Барнаул и стали формировать дендрарий. В наши дни дендрарий НИИСС им. М.А. Лисавенко занимает более 10 гектаров. В нем произрастают деревья и кустарники 957 видов, гибридов, сортов и форм. Всего 128 родов растений. Часть деревьев, которые растут сейчас в дендрарии, была привезена алтайскими учеными из экспедиций. Экспозиция систематизирована по отделам, в каждом из которых собраны растения из определенного региона. Особое место в дендрарии занимает цветник. В особом отделе собраны деревья и кустарники из Японии, Китая и Кореи. Посетить Барнаульский дендрарий можно в составе экскурсионной группы [15, 16]. Особой формой сохранения живой природы с давних времен были зверинцы, эволюционировавшие постепенно в современные зоопарки как учреждения музейного типа. Зверинцы представляли собой собрания редких зверей и птиц. Создавались они с разными целями: для развлечения и удовлетворения любознательности и уже позднее - для научного познания мира и популяризации научных знаний. Самый знаменитый европейский зверинец построил в Версале Людовик XIV в XVII в. В 1663 г. царь Алексей Михайлович основал в подмосковном селе Измайлово, в дополнение к мельницам, пивоварням, медоварням и стекольному заводу, огромный зверинец [17]. Многие современные зоопарки мира выросли из подобных зверинцев. Так, самый старый зоопарк в мире - Зоопарк Шёнбрунн на окраине Вены -был основан в 1752 г. в качестве императорского зверинца. В России в окрестностях Санкт-Петербурга зверинец был основан по указу Петра Великого в Нижнем парке Петергофа. С именем императора Николая I связан самый выдающийся период в истории «Зверинца», когда в планировку парка были внесены заметные изменения: построили новые загоны для зверей, из еловых кольев возвели оградительные изгороди [18, 19], придав ему организованный для посещения вид. Поскольку особое внимание в публикации уделено региональным учреждениям музейного типа, отметим, что свои зоопарки есть и в сибирских городах. Крупнейшим является Новосибирский зоопарк (коллекция «живых» экспонатов формируется с 1930-х гг.), но такое учреждение музейного типа есть и в Барнауле. Барнаульский зоопарк начинался с нескольких клеток. Но постепенно строились новые вольеры, менялся ландшафт. Зоопарк организовывался в сотрудничестве с бизнес-сообществом (в обмен на рекламу). Состав коллекции учреждения таков: местная фауна; 2) коллекции алтайских растений; 3) краснокнижные животные (рысь, например, прибыла из Московского зоопарка, леопард - из Северска; канадская пума - из Красноярска; тигр - из Санкт-Петербурга. В учреждениях музейного типа сохраняется и популяризируется не только природное, но и культурное, в том числе нематериальное наследие. Учреждения музейного типа с преимущественно экспозиционным пространством, сочетающие в своей деятельности работу двух учреждений, представлены и в европейской части России, и в Сибири. Так, в исторической части Барнаула, на ул. Ползунова, расположился Музей истории аптечного дела «Горная аптека». Горная аптека появилась в Барнауле в XVIII в., еще во времена существования горнорудных заводов А. Демидова для их обслуживания. Она играла важную роль в снабжении госпиталей горного округа медикаментами, предметами ухода за больными. Материалы аптека получала из разных источников: от Московской аптеки, из Петербурга, Тобольска. Развивалось и собственное производство - напротив аптеки развернулся аптекарский огород, в котором выращивалось порядка 400 видов лекарственных трав. На смену деревянному зданию, которое пострадало в том числе и в результате наводнения в мае 1793 г., стали возводить новое строение по проекту архитектора А. Молчанова [20]. Именно в нем и расположился в наши дни оригинальный музей. В наши дни здание Горной аптеки - самое старое кирпичное здание в городе. Реставрацию объекта начали в 2010 г. В ходе этих работ в подвале аптеки было обнаружено большое число рецептов XIX в. С использованием обнаруженных находок в музее постарались воссоздать атмосферу минувшей эпохи. «На первом этаже гостей встречают в зале истории аптечного дела, затем можно увидеть аптечный торговый зал в стиле конца XIX века с немецким кассовым аппаратом, этажом выше в настоящей аптечной лаборатории представлен макет провизора за работой» [21]. Также в здании Горной аптеки имеется небольшая действующая современная аптека. Особенность этого учреждения музейного типа состоит в его активной включенности в сферу культурного туризма. Музей хранит, экспонирует и популяризирует предметы историко-культурного значения, а также само историческое здание. В последние несколько лет в Алтайском крае активно стали возникать и так называемые брендовые музеи - учреждения, которые создаются преимущественно в целях развития культурного туризма, формируя особый бренд, символ территории, города, села. Так, в Романовском районе Алтайского края функционирует единственный в стране музей гуся. Он открыт в лечебно-оздоровительном комплексе «Гуселетовские плесы» - популярном месте туристического отдыха, которое славится лечебными грязями, где когда-то жили сотни гусей. Музей объединил более 5 тысяч экспонатов со всего мира, в том числе книги, плакаты, почтовые марки, монеты, посуду с изображением гусей, а также фигурки птиц, выполненные из самых разных материалов, игры. Гусь в данном случае выступает брендом «Гуселетовских плес», а музей, безусловно, носит брендовый характер. Еще один пример брендового музея - Музей свадьбы в Бийске. Его открытие состоялось в 2012 г. на базе отдела записи актов гражданского состояния Администрации Бийска. Экспозиция состоит из нескольких разделов, в которых представлены старинные и современные свадебные платья, аксессуары, открытки, фотографии, документы, предметы быта, которые девушка получала в приданое. Период своего становления переживают в наши дни в России тематические парки - учреждения музейного типа, также ориентированные на развитие познавательного интереса посетителей и построенные преимущественно на воспроизведениях объектов наследия и новоделах. Примером тематического парка является комплекс «Этномир» - огромный живой музей на границе Московской и Калужской областей. Здесь можно побывать в домах народов мира, познакомиться с предметами быта, примерить национальную одежду, поучиться традиционным ремеслам, принять участие в народных играх. На территории этнографического парка-музея построены и принимают посетителей русское подворье, украинский и белорусский хутора, этнодвор «Страны Центральной Азии», этнодвор «Сибирь и Дальний Восток», этнодвор «Страны Южной Азии» [22]. Тематический парк «Легенда» начал формироваться на площадке села Полеводка Бийского района Алтайского края. Его возникновение было связано с всероссийским фестивалем деревянных скульптур, в рамках которого мастера резьбы создавали подлинные шедевры. Эти творения стали главной составляющей экспозиции под открытым небом парка «Легенда». В настоящее время парк продолжает активно расширяться и застраиваться, планируется создать кузницу, медовый ряд с настоящей пасекой, что несомненно сформирует интерес у туристической аудитории. В разработке парка активное участие принимает Алтайская торгово-промышленная палата [23]. Особым направлением в трансформации современного музейного мира стало возникновение детских развивающих музеев. Собрания таких учреждений наряду с уникальными предметами включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, а также специально сконструированные модели, которые можно использовать в игровой и учебной деятельности. Подобные музеи подразумевают активную познавательную и творческую деятельность своего посетителя - ребенка. Они начали возникать в США на рубеже XIX-XX вв. и сейчас распространены в разных странах мира - Замок Шарля Перро (Франция); Музей Астрид Линдгрен (Швеция); Детский музей Strong National Museum of Play (США); Культурно-просветительский центр «Дом Деда Мороза» в Великом Устюге; Детский центр научных открытий «ИнноПарк» в Москве и др. [24, 25]. Проблемы и пути развития детских музеев были актуализированы в журнале «Музей» в 2014 г., когда один из номеров (№ 1) заявил такую тему: «Детские музеи. Чтобы счастливых детей было больше». Свои особенные детские музеи расширили музейный мир Барнаула. Так, 17 мая 2012 г. на базе МБДОУ ЦРР - «Детский сад № 217» был открыт Педагогический музей кукол. Концепция музея кукол основывается на программе, разработанной творческим коллективом детского сада при научном руководстве куратора музея - доцента Алтайского государственного педагогического университета О.И. Давыдовой. Основной фонд музея составляют куклы-сувениры, игровые куклы в народных костюмах, коллекционные куклы, тряпичные куклы ручной работы, народные куклы-обереги, авторские куклы, куклы советского периода и современные игрушки. Экспозиция регулярно обновляется, отражая какую-либо тему, и располагается в фойе детского сада на втором этаже. В ней представлены не только куклы, но и макеты, репродукции и другие научно-вспомогательные материалы. Основную организационную работу этого оригинального музея ведет старший воспитатель Е.Б. Мельникова. Очень популярны во всем мире детские музеи научно-технической направленности. Одной из форм такого музея является планетарий - научно-просветительное учреждение музейного типа, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; панорамы Луны, других планет. Первый в мире планетарий был построен в Мюнхене в 1925 г. в Немецком музее достижений естественных наук и техники. В СССР первый планетарий был открыт в Москве 5 ноября 1929 г. Третьим планетарием за пределами Германии и тринадцатым в мире стал Московский [26]. В 2011 г. была завершена реконструкция комплекса Московского планетария, результатом чего стало создание уникальной системы освещения [27]. В 2015 г. Барнаульскому планетарию исполняется 65 лет [28]. Барнаульский планетарий - член Ассоциации планетариев России, член Сообщества планетариев мира, член Федерации космонавтики России. Планетарий расположен в здании, где в начале XX в. находился Храм во имя Воздвижения Честного и животворящего Креста Господня. В 2014 г. мэрия Барнаула приняла решение о передаче здания планетария в собственность местной православной организации РПЦ. Но планетарий будет находиться в этом здании еще несколько лет, пока для него не найдут подходящее здание. Диаметр купола планетария 9 метров. Круговращение небосвода модулируется малым «Цейсом» - проектором звездного неба, созданным еще до Второй мировой войны известной германской оптической фирмой «Карл-Цейс-Иена». В планетарии проводятся астрономические конкурсы среди школьников, круглые столы на актуальные темы астрономии и естествознания с привлечением специалистов [29, 30]. Интересен и востребован у публики еще один детский музей в Барнауле, демонстрирующий законы и открытия естествознания, - Музей занимательных наук «Как так?». Он объединил интереснейшие экспонаты, многие из которых являются действующими моделями: «Магнитная фантазия», «Танцующая цепь», «Хаотический маятник», «Левитатор Бернулли», «Волновой маятник», «Колесо-гироскоп». В экспозиции представлены также интересные экспонаты, позволяющие испытать определенные нагрузки и впечатления, к примеру экспозиция «Ощутите себя беременной женщиной». В музее имеется небольшой магазин, который предлагает совершить покупку на память о посещении (спектральные очки, растущий мозг, энергетическая палочка, фонтан из газировки и пр.). Особенность этого учреждения музейного типа в том, что экспонаты не являются объектами культурного или природного наследия. Главная цель музея - популяризация науки, знакомство детской аудитории с естественно-научными законами и достижениями естествознания. К категории детских музеев можно отнести и интерактивный музей «Мир техники», который создан в 2006 г. Основатель и директор учреждения - Павел Ильич Нейштадт. Музей общественный, что отражено в его официальном наименовании - Алтайское краевое общественное учреждение «Интерактивный музей «Мир техники». Большую роль в создании музея сыграли гранто-вые проекты, при поддержке которых были созданы экспонаты. Первым финансовым кирпичиком стала поддержка проекта фондом Дмитрия Зимина «Династия». Цель этого музея - повышение уровня образования и интереса молодёжи к техническим устройствам разных исторических эпох. Главный принцип работы музея - все экспонаты можно и нужно приводить в движение! В основной экспозиции в виде моделей представлена история эволюции техники от ручных приспособлений эпохи древности до современных автоматических устройств. Модели механизмов помогают создавать такие региональные предприятия, как завод «Ротор», «СибЭнергоМаш», вагоноремонтный завод, Алтайский завод прецизионных изделий. Именно представители этих предприятий входят в совет попечителей рассматриваемого музейного учреждения. Особое значение в оформлении экспозиции музея «Мир техники» играют графические реконструкции, на которых демонстрируются процесс и особенности применения того или иного технического устройства, модель которого демонстрируется рядом. Экспозиция выстроена в целом по хронологическому принципу. Все многообразие учреждений музейного типа можно разделить на две группы: учреждения с экспонатами под открытым небом (ботанические сады, дендрарии, зоопарки, тематические парки) и музеи с коллекциями и/или экспозициями в зданиях (детские музеи, брендовые музеи и пр.). В целом учреждения музейного типа отличаются от классических музеев по нескольким параметрам: 1. Отсутствие традиционного систематизированного фондового собрания, задокументированного по установленным требованиям (акт поступления музейных предметов, инвентарные книги и коллекционные описи и т.д.). 2. Все основные музейные предметы сосредоточены в экспозиции, фондохранилище, организованное должным образом, отсутствует. Главная цель учреждений музейного типа - популяризация информации, научных данных, интересных коллекций, презентация города или региона. Исследовательская деятельность представлена, как правило, только в ботанических садах, планетариях. Несмотря на то, что музейные функции реализуются в таких учреждениях лишь частично, они играют большую роль в сохранении природного и культурного наследия и со временем становятся важными центрами развития культурно-познавательного туризма.

Ключевые слова

Heritage, Cultural tourism, Museum, Institute of Museum type, наследие, музей, культурно-познавательный туризм, учреждение музейного типа

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гребенникова Татьяна ГеннадьевнаАлтайский государственный университет (г. Барнаул)кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологииtanyagor29@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Павлова Н. Весенний фестиваль планетарных программ // Вечерний Барнаул. 2011. 18 марта. № 39. С. 21.
Через планетарий - к звездам // Вечерний Барнаул. 2012. 20 янв. С. № 7 (3521). 21.
Барнаульский планетарий [Электронный ресурс]. URL: http://planetarium22.ru/ (дата обращения: 28.04.2015).
Большой планетарий Москвы: История планетария [Электронный ресурс]. URL: http://www.planetarium-moscow.ru/about/history/ (дата обращения: 28.04.2015).
Боос Е.Г. Освещение Московского планетария / Е.Г. Боос, М.П. Белякова, В.И. Онищук // Мир строительства и недвижимости. 2012. № 43. С. 2-3.
Детские музеи [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/RME/sci_child.asp (дата обращения: 28.04.2015).
Лучшие детские музеи всего мира [Электронный ресурс]. URL: http: //rybkovskaya.ru/detskie_muzei/ (дата обращения: 28.04.2015).
Бийский рабочий. 19.06.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://biwork.ru/ novosti/19464-v-etnograficheskom-parke-legenda-v-bijskom-rajone-budet-zapushchen-malyj-vodyanoj-krug-k-shukshinskim-chteniyam.html (дата обращения: 28.04.2015).
Музей аптечного дела «Горная аптека» (город Барнаул) [Электронный ресурс]. URL: http://www.altairegion22.ru/territory/culture/museum_night/2012/mad.php (дата обращения: 15.04.2015).
Этномир - этнографический парк-музей [Электронный ресурс]. URL: http://ethnomir.ru/etno/what-is-etnomir/ (дата обращения: 28.04.2015).
Бурлаков А.В. Парк «Зверинец» [Электронный ресурс]. URL: http://history-gatchina.ru/article/zverinec (дата обращения: 15.04.2015).
Полякова Д.А. 220 лет со времени строительства в Барнауле здания Горной аптеки по проекту архитектора А.И. Молчанова // Барнаульский хронограф, 2014 г.: календарь знаменательных и памятных дат. Барнаул, 2013. С. 44-48.
История зоопарков [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80ankoagi.xn--80acgfbsl 1 azdqr.xn--p 1 ai/zoo/o-zooparke/istoriya-zooparka/istoriya-zooparkov (дата обращения: 17.04.2015).
Зверинцы [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/rme/proto_zver.asp (дата обращения: 15.04.2015).
Соломина А. Барнаульский дендрарий [Электронный ресурс]. URL: http://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/altai/dendrariy.php (дата обращения: 17.04.2015 г.).
Катренко Н. Дендрарий : атака варваров? // Вечерний Барнаул. 2012 г. № 150 (3664). 5 окт. С. 31.
Бурштейн Е.Ф. Шангины - исследователи южной Сибири и казахских степей. М. : Наука, 2003. 232 с.
Южно-сибирский ботанический сад [Электронный ресурс]. URL: http://ssbg.asu.ru/ (датаобращения: 15.04.2015 г.).
Пойдина Т.В. Графические документы и фотоиллюстрации архивных и музейных фондов как источники изучения садово-паркового строительства в сибирском городе // Мир науки, культуры, образования. 2008. №2 (9). С. 41-43.
Пойдина Т.В. Возникновение и развитие садово-паркового строительства в сибирских городах (на примере Барнаула, Томска, Омска) // Ползуновский вестник. 2006. № 4. С. 319-324.
Ботанический сад МГУ им. М.В. Ломоносова «Аптекарский огород» [Электронный ресурс]. URL: http://hortus.ru/rasteniya/ (датаобращения: 15.04.2015 г.).
Новиков B.C. Исторические вехи: В 2006 г. исполняется 300 лет Ботаническому саду Московского университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.massmedia.msu.ru/ in-dex.php? name=gazeta&id=article&send=2261 (датаобращения: 15.04.2015 г.).
Сундиева А.А. Протомузейные формы в российской культуре // Обсерватория культуры. 2005. № 3. С. 74-77.
Швидковский Д. «Аптекарский огород» в центре столицы / Д. Швидковский, А. Паршин // Наше наследие. 1997. № 43-44. С. 200-205.
Зарождение аптек [Электронный ресурс]. URL: http://museum.impharma.ru/text/10 (дата обращения: 13.04.2015 г.).
Рыбак К.Е. Музейное право: международно-правовые аспекты. М.: Юрист, 2005. 288 с.
Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб.: СПбГУКИ, 2004. 406 с.
Каулен М. Музей или не-музей // Музей. 2010. №8. С. 4-11.
Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна, 2012. 432 с.
Гребенникова Т.Г. Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. С. 57-64.
 Учреждения музейного типа в Алтайском крае: многообразие форм и опыт организации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).

Учреждения музейного типа в Алтайском крае: многообразие форм и опыт организации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).