Музеефикация нематериального культурного наследия телеутского народа: опыт музея-заповедника «Томская Писаница» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).

Музеефикация нематериального культурного наследия телеутского народа: опыт музея-заповедника «Томская Писаница»

Статья посвящена рассмотрению способов музеефикации нематериального культурного наследия телеутского народа на примере деятельности находящегося в Кемеровской области Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница». В статье описываются музейная интерпретация предметов теле-утской коллекции, хранящейся в фондах музея-заповедника, а также различные формы культурно-образовательной деятельности - музейные уроки, экскурсии, праздники. Авторы делают вывод о том, что подобная деятельность позволяет сохранять и актуализировать древние традиции телеутов.

Museification of Intangible cultural heritage of the Teleut people: Tomskaya Pisanitsa Museum reserve experience.pdf Облик современного мира неуклонно меняется - появление новых транспортных средств, развитие экономических связей, формирование мирового рынка и ещё целый ряд не менее важных факторов способствуют сближению наций и расширению культурных контактов народов. Данный процесс, направленный на создание целостного культурного, информационного, экономического и другого пространства, получил название глобализации. Видные исследователи глобализации, такие как С. Хоффман и П.В. Малиновский, выделяют три её типа, существующие в настоящее время: экономическую, культурную и политическую. С. Хоффман писал, что определяющим моментом культурной глобализации является выбор между унификацией (нередко называемой американизацией) и стремлением к многообразию [1. С. 82-83]. Особенно острым подобный выбор становится для малочисленных народов, так как их традиционная культура испытывает двойное давление: со стороны западных духовных ценностей и со стороны ценностей доминирующего общества, представленного этническим «большинством». В Кузбассе проживают два народа, отнесённых к коренным малочисленным, - шорцы и телеуты. Представители данных тюркоязычных этносов живут в Кемеровской области на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывают менее 50 тысяч человек и осознают себя самостоятельными этническими общностями. Данные критерии определены Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» для отнесения того или иного народа к числу коренных малочисленных [2]. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность шорцев, проживающих на территории Кузбасса, составляет 10 672 человека (12 888 в РФ), а телеутов - 2 520 человек (2 643 в РФ) [3]. В настоящее время сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов является проблемой мирового масштаба и гарантируется рядом международных соглашений. Один из важнейших подобных документов - до настоящего времени не ратифицированная РФ Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. Данный документ определяет нематериальное наследие как обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека [4]. Целью данной статьи является рассмотрение способов музеефикации нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа - телеутов на примере деятельности находящегося в Кемеровской области Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница». Несмотря на свою малочисленность и различные культурные вызовы современности, телеуты сделали свой выбор в пользу сохранения собственной этнокультурной идентичности. Так, например, на территории Беловского района Кемеровской области успешно действует историко-этнографический музей «Чолкой», организованный в соответствии с традиционным жизненным укладом телеутов и располагающий значительным количеством культовых предметов, предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства и т.д. Также в «Чолкое» действует архитектурная экспозиция под открытым небом, представляющая реконструкции различных телеутских построек. Кроме того, при посещении музея экскурсантов встречают театрализованной постановкой, позволяющей лучше понять обычаи и верования телеутов. Религиозные представления телеутов отличаются сочетанием элементов анимизма, в частности, к дошаманистским временам относится культ эмеген-деров; шаманизма, основанного на вере в различных божеств и духов, населяющих Вселенную и оказывающих непосредственное влияние на жизнь человека; православия (так, нередко традиционные праздники оказываются приуроченными к престольным праздникам сёл, где проживают телеуты) и бурханизма, предусматривавшего почитание верховного божества Уч-Курбу-стана и отказ от поклонения «чёрным» духам. Реконструировать духовные представления телеутов, глубже понять их народные обычаи, знания и навыки, касающиеся самых разных сфер человеческой деятельности, помогает исследование объектов материальной культуры - орудий труда, домашней утвари, жилищ, одежды и прочего. Все эти объекты не только выполняют определённые утилитарные функции, но и несут в себе информацию, закодированную в виде различных символов. Поэтому включение нематериального культурного наследия в музейную деятельность целесообразно начинать с выявления устойчивых символов, свойственных культуре того или иного народа, и их интерпретации в контексте музейного собрания. В настоящее время постоянная экспозиция, посвященная культуре телеутского народа, в музее-заповеднике отсутствует, хотя планами перспективного развития музея-заповедника «Томская Писаница» предусматривается создание экспозиции «Телеутское поселение». Поэтому сохранение, интерпретация, трансляция и презентация нематериального культурного наследия телеутов в «Томской Писанице» имеет определённую специфику. Основным объектом музейной интерпретации является телеутская коллекция, хранящаяся в фондах музея-заповедника «Томская Писаница». Её ядром послужили переданные в 1991 г. музею-заповеднику бытовые и культовые предметы (28 единиц хранения), собранные Д.А. Функом в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Важное место в коллекции занимают культовые предметы - канаттулар (2 единицы хранения), эмегендеры (10 единиц хранения), енекелер (3 единицы хранения), паштык (5 единиц хранения), курмужек (1 единица хранения), чалулар (1 единица хранения). Канаттулар («крылатые») представляют собой деревянные рогатки, обтянутые тканью и символизирующие охотничьего духа. Дух «канаттулар» сочетал покровительство охотничьему промыслу с охраной дома от злых сил, обитая в печной трубе [5. С. 25]. Эмегендер («старушки») - это небольшие (10-15 см) куклы из льняной пакли или ваты, обтянутые тканью. К эмегендерам до настоящего времени обращаются в основном женщины в случае трудных родов, при болезни детей, причём, как правило, при болезнях глаз, ушей, носа и головы [6. С. 38]. Енекелер («матушки», «матери» эмегендеров) - изображения на лоскуте ткани дочерей небесного божества Бай-Ульгеня. В их функции входили охрана жилища, очага и рожениц. Кроме того, они способствовали благополучному исходу родов, укачивали детей. Паштык (буквально «главный») - холщовый мешочек для хранения ритуальных предметов. Курмужек - антропоморфная деревянная фигурка духа, сочетающего функции хранителя дома и покровителя охотников. Чалулар - миниатюрная модель шаманского бубна, атрибут некоторых эмегендеров, вероятно изображавших предков-шаманок. Значительный вклад в дело интерпретации культовых предметов телеут-ской коллекции внёс доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой этнологии МГУ Д.А. Функ, посвятивший особенностям культа теле-утских семейно-родовых покровителей брошюру «Семейно-родовые покровители у телеутов». Данное издание включает в себя фотографии и описание культовых предметов, выполненные сотрудниками «Томской Писаницы» - Е.А. Москвиной, В.М. Коноваловой и С.Н. Леонтьевым. Его уникальность заключается в том, что впервые публикуются в качестве единого комплекса такие материалы, как фотографии и описания культовых предметов, записи бесед с информантами, а также священные тексты телеутов с переводом на русский язык. Остальную часть телеутской коллекции составляет одежда: воротнички от женских платьев - тяка (4 единицы хранения), мужские и женские пояса-кур (4 единицы хранения), женская обувь - чаарык (2 единицы хранения), платья-кунёк (6 единиц хранения), в том числе два свадебных платья, женский халат - jeneH (1 единица хранения), женский стёганый халат - сырмал (1 единица хранения), женская шуба - тон (1 единица хранения), женское нагрудное украшение - тошток (1 единица хранения), мужской халат - jeneH (1 единица хранения). Кроме того, в состав коллекции входят прикроватная занавеска - кожого (1 единица хранения) и перешитое покрывало (1 единица хранения). Оба предмета использовались во время свадебного обряда. Музейная интерпретация вышеперечисленных предметов телеутской коллекции позволяет получить информацию о типичных женских и мужских занятиях телеутов, способах ведения хозяйства, ремёслах (ткачество, ювелирное дело ит.д.). Кроме того, изучение одежды позволяет судить о традиционных представлениях телеутов, в частности о структуре мироздания и способах взаимодействия человека с окружающим миром. Эти сведения помогают глубже понимать телеутский фольклор. Так, например, анализ традиционного женского костюма телеуток позволяет сделать вывод о том, что «кунёк» отражает в символической форме традиционные представления о структуре мироздания - верхнем и нижнем мирах. Причём верх одежды маркирован символами благодати - декоративными элементами золотистого и серебристого цвета. Отделка воротника, напоминающая по цвету золото и серебро, могла выполнять функцию оберега, защищающего от зла и обеспечивающего благополучие [7. С. 148], потому что в культуре тюркских народов Сибири золото и серебро связываются с благодатным божественным началом. Также определённую смысловую нагрузку несёт и цветовая гамма народного костюма. Например, свадебное платье шилось исключительно из ткани красного цвета, который служил своеобразным оберегом, призванным обеспечить женщине красоту, здоровье и благополучную семейную жизнь. Результаты музейной интерпретации предметов женской одежды из телеутской коллекции были введены в научный оборот и представлены на международных конференциях «История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай)» (2014 г.) и «Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий» (2014 г.). Но научное сообщество не единственный адресат информации, полученной в результате музейной интерпретации фондовых предметов музея-заповедника «Томская Писаница». В своей деятельности музей-заповедник, анимируя музейное содержание, старается ознакомить с различными аспектами нематериальной культуры телеутского народа посетителей «Томской Писаницы», а также школьников и студентов. Анимирование музейного содержания происходит путём применения методов музейной педагогики - междисциплинарного направления на стыке музееведения, педагогики, психологии, культурологии, этики и т.д. «Точкой соприкосновения музейной педагогики и нематериального культурного наследия является принцип преемственности, суть которого - передача межпо-коленческих знаний и культурных кодов» [8. С. 56]. Согласно классификации О. Ботяковой вся совокупность форм культурно-образовательной (музейно-педагогической) деятельности музея может быть разделена на два класса. К первому классу относят элементарные формы, которые, в свою очередь, разделяются на следующие типы: 1) производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие); 2) типы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал, мастер-класс). Ко второму - комплексные формы. Формы данного класса группируются по признакам использования технологии синтеза и многократности совершаемого действия: экскурсионные в лекционные циклы, кружок, студия, курсы, фестиваль, музейный праздник, музейная акция клуб, «вечера» [9]. В музейно-педагогической деятельности музея-заповедника «Томская Писаница» используются как элементарные, так и комплексные формы. Так, познакомить учащихся c духовными представлениями телеутов помогают музейные уроки, проводимые с широким применением интерактивных методов. Например, для учеников младших и средних классов разработан урок, посвященный телеутскому свадебному обряду, во время которого школьники изготавливают копии ритуальных кукол эмегендеров, которые невеста непременно привозила с собой в новый дом. На уроках, посвященных телеут-ским традициям, широко используются как фондовые предметы, так и новоделы, иллюстрирующие информацию о ремёслах телеутов, их хозяйственном укладе и религиозных представлениях. Выше уже говорилось, что постоянная экспозиция, посвящённая культуре телеутов, в «Томской Писанице» отсутствует, поэтому одной из основных форм презентации нематериального культурного наследия телеутского народа становятся экскурсии, проводимые научными сотрудниками музея-заповедника на передвижных выставках, которые организуются в библиотеках и образовательных учреждениях Кемерова и Кемеровской области. Регулярно проходят выставки, посвящённые различным аспектам духовной культуры тюрков Южной Сибири. Экспонирование культовых предметов и тех элементов телеутской одежды, что выполняют функцию оберегов, сопровождаемое пояснительными материалами, позволяет сформировать у посетителей представление о том, что религиозные верования телеутов имеют синкретический характер и сочетают в себе элементы родовых культов, шаманизма, христианства и бурханизма. К классу комплексных форм культурно-образовательной деятельности, осуществляемых музеем-заповедником «Томская Писаница», относятся праздники. Музейные праздники позволяют представить те объекты культуры, которые существуют преимущественно в форме временной репрезента-ции (песня, танец, театр, фольклор и др.). Важной формой презентации нематериального наследия телеутского народа является проводимый ежегодно (с 2006 г.) фольклорный праздник Чыл-Пажи. Чыл-Пажи, или, в другой транскрипции, Чыл-Пазы, представляет собой встречу Нового года у народов Саяно-Алтая (хакасов, шорцев, телеутов и др.), в буквальном переводе его название означает Голова года. Отмечается он 22 марта, в день весеннего равноденствия. Чыл-Пажи открывает новый жизненный цикл, в этот день изгоняется всякая вражда. Вот уже десять лет подряд 22 марта на территории «Томской Писаницы» проходят праздничные мероприятия с участием шорских, тывинских, алтайских и телеутских фольклорных коллективов. Многочисленные посетители музея-заповедника получают возможность приобщиться к таким элементам нематериального культурного наследия телеутов, как песни и танцы. Важность приглашения телеутских фольклорных коллективов определяется тем, что танцевальная и песенная культура - важнейшая и во многом сохранившаяся часть традиционной культуры коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Танцевальная пластика этих народов чрезвычайно репрезентативна по отношению к их традиционной культуре в целом, выражает ее ценностные установки, органично входит как в бытовую, так и в художественную, обрядово-ритуальную, религиозную сферы культуры [10]. Песни же можно назвать подлинной энциклопедией народной жизни. Ведь песенное народное творчество всегда было своеобразным ретратраслятором важнейших мировоззренческих ориентиров, представлений и опорных символов народного сознания. Через него экстраполировалась существующая и складывающаяся веками система ценностей, нравственных и моральных норм того или иного этноса, заветы и поучения предков, которые передавались из поколения в поколение [11]. Кульминационным элементом праздничного торжества Чыл-Пажи являются обряды очищения от бед и болезней, кормления духов и благопожела-ния, проводимые шаманкой. Проведение на территории музея-заповедника шаманского обряда также способствует приобщению посетителей к традиционной культуре телеутов, так как шаманизм является «формой накопления и трансляции этнического опыта. Он формирует этнический стереотип поведения, своеобразный культурный код, когда мифы о злых или добрых духах и взаимоотношениях с ними определяют этические предпочтения, механизмы взаимодействия с окружающей природой и т.д.» [12. С. 164]. Благодаря участию в празднике Чыл-Пажи жители такого высокоурбанизированного региона, как Кемеровская область, имеют возможность приобщиться к телеут-ским традициям, уходящим корнями в глубокую древность. Таким образом, можно сделать вывод, что нематериальное культурное наследие коренных малочисленных народов возможно музеефицировать следующим образом - с помощью интерпретации музейных этнографических коллекций с целью выявления культурных кодов и последующей трансляции полученной информации в рамках культурно-образовательной деятельности музея. Всё это позволяет сохранять и актуализировать древние традиции, что приобретает особое значение в условиях глобализации. В качестве примера можно привести культурно-образовательную деятельность музея-заповед-ника «Томская Писаница», направленную на музеефикацию нематериального культурного наследия телеутского народа.

Ключевые слова

Teleuts, museum events, museum education, museum's cultural education activities, museification, intangible cultural heritage, телеуты, музейные праздники, музейная педагогика, культурно-образовательная деятельность музея, музеефикация, нематериальное культурное наследие

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Орлова Елена АлександровнаИсторико-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» (г. Кемерово)кандидат исторических наук, старший научный сотрудникorlovaea42@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Брачун Т.А. Чукотский шаманизм как социокультурный феномен // Вестн. Ленингр. гос. ун-таим. А.С. Пушкина. 2010. № 2 (1). С. 163-170.
Ерошенко А.Р. Песенное народное творчество как отражение национальной культуры и менталитета // Научный журнал КубГАУ. 2014 № 102(08). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/63.pdf (дата обращения: 01.04.2015).
Чернышова С.Л. Танцевально-пластическая культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: проблемы сохранения и актуализации : автореф.. дис. канд. культурологии. - СПб., 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/ tantsevalno-plasticheskaya-kultura-korennyh-malochislennyh-narodov-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-problemy-sohraneniya-i (дата обращения: 01.04.2015).
Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России: автореф.. дис. канд. культурологии. СПб., 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.referun.com/n/muzey-etnograficheskogo-profilya-v-kontekste-obrazovaniya-i-kultury-rossii (дата обращения: 27.03.2015).
Курьянова Т. С. Музей и нематериальное культурное наследие // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 361. С. 55-57.
Орлова Е.А. Символика воротника-тяка в традиционной женской одежде телеутов // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) : материалы международной научно-практической конференции, 20-23 апреля 2014 г. / отв. ред. Ф.И. Куликов. Горно-Алтайск, 2014. С. 146-148.
ФункД.А. Семейно-родовые покровители у телеутов. Кемерово, 2012. 40 с.
Кимеееа Т.И. Традиции и ремёсла бачатских телеутов / Т.П. Кимеева, Л.И. Тыдыкова. Кемерово, 2011. 120 с.
Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия»; принята и провозгла-шена Генеральной конференцией ЮНЕСКО в Париже 17 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 19.03.2015).
Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 19.03.2015).
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http: //constitution.garant.ru/act/right/180406/ (дата обращения: 19.03.2015).
Хоффман С. Столкновение глобализаций: Как сделать мир более пригодным для жизни // Россия в глобальной политике. 2003. № 1, т. 1. С. 78-91.
 Музеефикация нематериального культурного наследия телеутского народа: опыт музея-заповедника «Томская Писаница» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).

Музеефикация нематериального культурного наследия телеутского народа: опыт музея-заповедника «Томская Писаница» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).