Основные направления тематики в отечественных диссертационных исследованиях по музейному делу (1990-2013 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).

Основные направления тематики в отечественных диссертационных исследованиях по музейному делу (1990-2013 гг.)

В статье представлен анализ тематики 354 диссертаций по различным вопросам музейного дела, осуществленный с помощью библиометрического метода исследования. Проведена систематизация музееведческих диссертационных работ по тематической направленности. Диссертации редко используются в качестве источников научного анализа, но при этом именно они демонстрируют активность ученых в изучении определенных проблем, определяют направление развития теории и практики.

The main areas in subject of domestic dissertational researches for museum study (1990-2013).pdf Одним из масштабных результатов изучения вопросов, связанных с историей и современным состоянием культурного наследия в общем и музеев в частности, являются диссертационные исследования. Однако диссертации редко используются в качестве источников научного анализа, в то время как диссертационные работы показывают активность ученых в изучении определенных проблем, определяют направление развития теории и практики. По музееведению на сегодня выявлено всего две работы, в которых проанализированы диссертации по музейному делу с помощью количественных методов. Это работы К.Е. Рыбака [1] и И.А. Сизовой [2]. В них авторами проведен количественный анализ диссертаций в разные годы, изучены специальности, места и центры защиты, тендер, соискание ученых степеней, тематика диссертаций по музейному делу. Такое небольшое количество исследований говорит о малой степени изученности и крайней необходимости в разработке и изучении данной проблемы. Изучение диссертационных работ по музейному делу с помощью количественных методов исследования, в частности библиометрического метода, позволяет выявить динамику внешних и внутренних характеристик, проследить тенденции защиты диссертаций в России по музейной тематике. Но наиболее важным, по мнению автора, стал анализ тематики музееведческих диссертаций 1990-2013 гг., который освещает актуальные темы музееведческих исследований в научных работах российских ученых. Для анализа в электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ) [3] были отобраны 354 диссертации по музейному делу за изучаемый период (1990-2013 гг.). Нижняя временная граница обусловлена становлением нового этапа развития музееведения в России. Верхняя дата продиктована тем, что источниковая база (диссертационный отдел Российской государственной библиотеки) наиболее полно заполнена только до 2013 г. Отбор диссертаций и авторефератов проходил с помощью поиска ключевых слов и их модификаций в электронном каталоге: «музей», «музейный», «музеология», «музеефикация» и т.п. Отобранные диссертационные исследования изучались при помощи библиометрии. Библиометрия представляет собой научное направление, основанное на методах количественного анализа библиографических характеристик документов, дающих основу для их качественной оценки, с целью получения данных об эффективности научных областей и прогнозировании их развития. Изначально хотелось бы отметить, что деление по тематическим разделам диссертационных исследований является достаточно условным, так как довольно часто темы диссертаций можно отнести к нескольким категориям, поскольку в диссертации на защиту может выдвигаться как одно, так и несколько положений, не говоря уже о защите докторских диссертаций, для которых характерен более широкий подход в изучении той или иной темы. Разнообразие специальностей, которые затрагивают вопросы музейного дела в диссертационных исследованиях, приятно удивляет: начиная от гуманитарных наук, заканчивая естественными и техническими науками. Из этого следует, что проблематика диссертационных исследований по музейному делу является междисциплинарной, или интердисциплинарной. О интердис-циплинарности неоднократно упоминали в своих трудах ведущие российские ученые-музеологи, такие какА.М. Разгон [4], Э.А. Шулепова [5]. Кроме этого, музей как социальный институт является объектом изучения различных специалистов, что говорит о комплексности работ, выполненных в рамках музееведческой тематики. Науки ■ Культурология История ■ Педагогика Искусствоведение ■ Другие Рис. 1. Защита диссертаций по отраслям наук Самое большое количество диссертаций было защищено по культурологии 24.00.00 - 127 работы (36 % от общего числа диссертаций). Значительно меньше защит диссертаций прошло по историческим наукам 07.00.00 - 83 работы (23 %). 76 диссертаций (21 %), было защищено по педагогическим наукам 13.00.00. По искусствоведению 17.00.00 защищено 29 работ (8 %) (рис. 1). Примерно 10-12 % (с учетом погрешности, так как у некоторых работ стоит защита по двум специальностям сразу, например диссертация В.Я. Герасименко на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук: 25.00.01, 25.00.05 [6]) приходится на защиту диссертаций по другим наукам. В этот процент вошли работы по следующим наукам: архитектура -18.00.00; биология - 03.00.00; география - 11.00.00; медицина - 14.00.00; науки о земле (география, геология, минералогия) - 25.00.00; психология -19.00.00; социология - 22.00. 00; философия - 09.00.00; экономика -08.00.00; юриспруденция - 12.00.00; технические - 05.00.00 и сельскохозяйственные науки - 06.00.00. Актуальными становятся, в связи с изменением государственной политики страны в начале 1990-х гг., в первую очередь исследования управленческого и экономического характера, взаимосвязанные с кардинально новыми условиями функционирования общества, а также работы, связанные с культурной и музейной политикой государства. По этой тематике насчитывается 18 диссертаций. К примеру, диссертации по управлению и адаптации музеев к новым экономическим и социальным условиям музеев в конце XX - начале XXI в. были написаны А.В. Калякиной [7], С.А. Копацкой [8], В.В. Титовой [9] и др. Особое внимание в работах уделялось истории, становлению и развитию музейной сети России, ее отдельных регионов - 28 работ. Таким образом, было изучено музейное дело в Курской, Иркутской, Тамбовской, Тверской, Томской областях; в Воронежском, Костромском, Краснодарском, Красноярском, Оренбургском, Приморском краях; республиках Алтай, Бурятия, Хакасия, Северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня и Ингушетия); в губерниях Самарской, Ставропольской, Тобольской, Томской и губерниях Верхнего Повольжья; в отдельных городах - Суздале, Нижнем Новгороде; в регионах: Восточное Забайкалье, Дальний Восток, Среднее и Верхнее Поволжье, Волго-Вятский, Чукотка; в Агинском и Усть-Ордынском бурятских национальных округах и Ханты-Мансийской автономном округе. Это работы С.А. Иванушкиной [10], Н.А. Уткиной [11], И.А. Сизовой [12] и др. Исследования этого направления характеризуются территориальной ограниченностью и определенными хронологическими рамками. Также прослеживается устойчивое использование словоформ авторами, например, «история», «история создания/становления/формирования и развития», «развитие». Стоит отметить, что авторы нескольких работ делают акцент на изучении истории определенной группы музеев в каком-либо регионе. Например, работы С.М. Кричмарь [13] и Л.К. Александровой [14]. Дополнительно можно выделить категорию тем, связанных с профилем музеев, - около 40 работ. Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности. Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта [15]. Были исследованы музеи следующих профилей: • ансамблевые музеи (музеи-монастыри, музеи-усадьбы); • виртуальные музеи; • военные музеи (Военно-морского флота России, музеи войсковых частей); • естественно-научные музеи (морские); • искусствоведческие музеи (циркового искусства); • исторические музеи (политической истории, этнографические, истори-ко-мемориальные); • комплексные музеи (историко-краеведческие, краеведческие); • литературные музеи (пушкинские); • медицинские музеи; • педагогические музеи; • по масштабу деятельности музеев (региональные, провинциальные); • по принадлежности (собственнику) музеев (ведомственные, общественные, музеи Российской академии наук, частные); • по роду деятельности и адресату (детские); • технические музеи; • художественные музеи (изобразительного-искусства, современного искусства). Отсюда следует, что в работах проанализировано большинство групп и профилей музеев, которые существуют в настоящее время. Исследуются данные категории весьма разнообразно: от истории создания и развития музеев до их места и роли в культурной жизни общества. Как и в предыдущей тематической группе, встречается установление хронологических рамок итерриториальных границ, например в работе Е.Г. Морозовой [16]. Встречаются работы, в которых исследователи проводят изучение определенной группы музеев на базе одного музея такой же профильной группы, например в диссертации В.Л. Мельникова [17]. Следующие диссертации можно отнести к категории «история одного музейного учреждения» (18 работ), в них описывается один музей и его история. Но в некоторых работах рассматривается влияние определенного музея на культурную жизнь общества. Диссертации по истории музеев были защищены, в частности, Р.В. Альмеевым [18], C.E. Григорьевой [19], С.Ю. Жук [20] и др. Безусловно, наибольшее число научных работ посвящено различным видам музейной деятельности. К основным ее направлениям относится фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная и научно-исследовательская деятельность. Тематика научно-исследовательского характера диссертационных работ представлена в основном изучением коллекций музеев, в общей сложности это 47 диссертаций, связанных с изучением музейных коллекций и отдельно коллекционированием. Коллекции музеев рассматриваются со всех сторон: история формирования, методы комплектования, коллекция как источник истории, осуществляется их интерпретация, анализ, выделяются стилистические особенности и т.д. Стоит отметить, что коллекции изучаются самые разные: фотография, живопись, предметы материальной культуры, книги имногое другое. Например, диссертации Е.В. Мининой [21], А.В. Смеляко-вой [22]. Немного отдельно, но все же близко к этой группе находятся исследования по коллекционированию и собирательству. Сюда же можно отнести работы по истории отдельных музеев, но их выделили в отдельную группу. Безосновательно намного меньше исследователей сосредоточили свое внимание на экспозиционной деятельности музея (около 17 диссертаций), хотя экспозиционная работа - это одно из приоритетных направлений музейной деятельности, являющееся основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. В небольшом количестве работ нашли отражение такие понятия экспозиционного дела, как выставка, методы построения экспозиции, художественное проектирование. Были рассмотрены эволюция музейной экспозиции, основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея и др. Диссертационные исследования по экспозиционному делу представлены Т.П. Калугиной [23], Е.В. Щербиной [24], А.С. Панченко [25] и др. Значительное количество работ написано в рамках культурно-образовательного направления. Без сомнения, культурно-образовательная деятельность - это одно из ведущих направлений работы музея, важное звено музейной коммуникации. Теоретической основой для нее служит музейная педагогика, поэтому сюда были также отнесены работы по музейной педагогике. По этой тематике защищено порядка 80 работ такими авторами, как О.С. Батулина [26], Е.Е. Леонов [27], О.В. Субботина [28] идр. В тематике работ рассматриваются непосредственно сама культурно-образовательная деятельность в разных видах музеев (школьные, провинциальные), ее формы (экскурсия, игра), влияние культурно-образовательной практики на разную музейную аудиторию (дети, школьники, студенты, семьи, взрослые). Большое внимание уделяется формированию и воспитанию нравственных качеств (гражданственности, патриотизма, отношения к культурно-историческому прошлому и искусству и т.д.), особенно подрастающего поколения, средствами музея. О важности музееведческих исследований в области воспитания говорит российский ученый, музеолог Н.А. Томилов. Он считает, что именно в сфере воспитательной деятельности музейная работа наиболее обширна и плодотворна. Поэтому музееведческие исследования здесь имеют явное общественное значение [29]. Несколько работ посвящены психолого-педагогическим проблемам, например восприятию экспозиций. Также есть работы, исследующие социально-культурные функции музея. Важно отметить, что большое внимание в диссертациях этой тематики уделяется работе с посетителями музея, с которыми должен быть налажен тесный контакт. Именно в культурно-образовательной деятельности происходит коммуникация музейной аудитории с музейным экспонатом, и с помощью нее осуществляется одна из главных функций музея как социального института - образовательная. С наступлением 2000-х гг. стало формироваться новое направление в проблематике музейных диссертаций, которое занимается поиском места и роли музея в современном мире. Эти работы описывают современные тенденции развития музейного мира, статус музея в современной культуре, социокультурном и коммуникационном пространстве, всего 18 диссертаций: О.С. Сапанжа [30], Л.С. Именнова [31], Ю.В. Иванова [32] и др. На наш взгляд, это направление будет активно развиваться в связи с постоянно меняющимся современным миром, обществом, в котором должно найтись место и музею, передающему культурные ценности от одного поколения к другому. Диссертаций, авторы которых занимались проблемой музеефикации, немного - 10 работ. Музеефикация - это отдельное направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Этот термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия. В диссертационных работах рассматривается музеефикация памятников археологии, городской среды, дворцов, литературно-мемориальных усадебных и архитектурно-этнографических ком -плексов и др., например в диссертационных исследованиях М.В. Пономаревой [33] и Н. А. Никитиной [34]. Некоторые исследователи проявили внимание к понятию «музей» -15 работ. В диссертациях понятие «музей» рассматривают с философской точки зрения. Под «музеем» понимают социальный институт, феномен культуры, транслятор наследия и т.д. Наиболее яркие работы по данной проблеме у Т.А. Алешиной [35], М.А. Лаптевой [36], О.В. Беззубовой [37]. Кроме того, можно выделить диссертационные исследования со следующей тематикой: роль музеев, взаимодействия музея с другими социальными институтами, например работы Г.Р. Назиповой [38] и Е.В. Серединой [39]; информационные технологии в музее, в частности исследование Е.Д. Еременко [40]; системы пожарно-охранной и информационной безопасности музея, возьмем научную работу С.В. Муслакова [41]; актуализация культурного наследия, к примеру работа Т.С. Курьяновой [42]; природоведческие исследования на базе музеев-заповедников, например диссертация М.В. Пеленевой [43], ит. д. Подводя итог, отметим, что тематика отечественных музейных диссертационных исследований весьма богата и разнообразна. Больше всего внимания в диссертациях уделялось проблемам культурно-образовательной деятельности, взаимодействия с посетителями музея - около 80 работ, а также авторами активно ведутся научные исследования коллекций музеев (научно-исследовательская деятельность) - около 50 работ. И все же существуют проблемы, которым недостаточно уделено внимания исследователями, что, в свою очередь, дает простор для новых и актуальных музееведческих работ. В частности, по информационным технологиям в музее, которые активно развиваются и внедряются в музейное пространство; сохранению культурного и природного наследия, являющимся приоритетным направлением в государственной культурной политике; поиску места и роли музея в современном мире и обществе.

Ключевые слова

диссертация, музейное дело, тематика диссертационных исследований, библиометрия, dissertation, museum sctudy, subject of dissertation research, bibliometrics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кретова Светлана АлександровнаТомский государственный университетстудентка 4-го курса, кафедра музеологии, культурного и природного наследия, Институт искусств и культурыmuseology_77@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Минина Е.В. Музейные коллекции по горному делу в России как источник по истории науки и техники : дис.. канд. ист. наук. М., 2007. 236 с.
Жук С.Ю. Становление Дальневосточного художественного музея : 1901-1941 гг. : дис.. канд. ист. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 321 с.
Григорьева С.Е. История Томского областного краеведческого музея : 1920-2000-е гг. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 2011. 27 с.
Альмеев Р.В. Бухарский музей-заповедник как фактор культурного и экономического развития региона: дис.. канд. ист. наук. М., 1994. 171 с.
Мельников В.Л. Частные усадебные музеи в России во второй половине XIX - начале XX века (на примере усадебного музея князя П.А. Путятина в Бологом) : дис.. канд. культурологии. СПб., 2006. 275 с.
Морозова Е.Г. Ведомственные общественные музеи Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI вв. : Изменение статуса и функций (на материалах Омска и Новосибирска) : дис.. канд. ист. наук. Омск, 2003. 345 с.
Профильные группы музеев [Электронный ресурс] / Сектор Российской музейной энциклопедии, 2002. URL: http://www.museum.ru/rme/sci_profil.asp (дата обращения: 13.03.2015).
Александрова Л.К. Провинциальные музеи в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг.: (На материалах Верхнего Поволжья и Волго-Вятского региона России) : дис.. канд. ист. наук. Кострома, 2003. 289 с.
Кричмарь С.М. Создание и развитие историко-краеведческих музеев в национальных Республиках Северного Кавказа в XX веке: (На материалах Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни и Ингушетии) : автореф. дис.. канд. ист. наук : М., 1998. 20 с.
Сизова И.А. Музейная сеть Томской области : история формирования и функционирования : середина 1940-х - 2011 г. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 2012. 22 с.
Уткина Н.А. История музейного строительства в Нижнем Новгороде в 1860-х - 1917 г. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Казань, 2013. 23 с.
Иванушкина С.А. Формирование музейной сети Самарской губернии в 1918-1928 годы : автореф. дис.. канд. ист. наук. Самара, 2010. 22 с.
Титова В.В. Деятельность краеведческих музеев в условиях реформирования российско -го государства на рубеже XX-XXI веков: (На материалах краеведческих музеев Центрального региона РФ) : дис.. канд. ист. наук. М., 2003. 263 с.
Копацкая С.А. Управление музеем в рамках стратегии создания музейных комплексов : дис.. д-раэкон. наук. СПб., 2000. 206 с.
Калякина А.В. Адаптация российских музеев к новым социально-экономическим условиям. 1990-е годы (на материалах группы ленинских музеев) : дис.. канд. ист. наук. М., 2003. 203 с.
Герасименко В.Я. Информационные модели в геологическом музее региональной направленности : дис.. д-рагеол.-минерал. наук. М., 2003. 216 с.
Музееведение в системе наук // Основы музееведения. М., 2005. С. 27-29.
Разгон A.M. Место музееведения в системе наук // Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков : сб. документов и материалов. М., 2010. C. 843-851.
Библиотека диссертаций [Электронный ресурс] / Электронная библиотека диссертаций, 2003-2014. URL: http://diss.rsl.ru/ (дата обращения: 22. 01.2015).
Сизова И.А. Музейное дело в отечественных диссертационных исследованиях (1990-2010 гг.) // Веста. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3(15). С. 136-140.
Рыбак К.Е. Воспроизведение культурных ценностей (проблемы теории и практики) // Вопросы музееведения (библиография диссертационных исследований): сб. ст. / Министерство культуры РФ. М., 2010. 93 c.
Смелякова А.В. Казахские этнографические коллекции в музейных собраниях Западной Сибири : дис.. канд. культурол. наук. Кемерово, 2009. 295 с.
Калугина Т.П. Историко-типологическое исследование экспозиции художественного музея : автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1991. 21 с.
Щербина Е.В. Временные экспозиции музеев Московского Кремля XIX-XX веков : Проблематика и исторический анализ : дис.. канд. ист. наук. М., 2003. 253 с.
Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея (на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX-XXI вв.) : автореф. дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2012. 21 с.
Батулина О.С. Культурно-образовательная деятельность провинциального музея в условиях изменения форм музейного пространства : автореф. дис.. канд. культурологии. Иваново, 2013. 23 с.
Леонов Е.Е. Культурно-образовательная и коммуникативная деятельность школьных музеев Кемеровской и Новосибирской областей : 2000-2011 гг. : автореф. дис.. канд. культурологии. Кемерово, 2012. 24 с.
Субботина О.В. Формирование культурного опыта студентов в музейной образовательной среде : дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2006. 190 с.
Музеология как отрасль знаний : избранные лекции для студентов высших учебных заведений / Н.А. Томилов ; отв. ред. В.Г. Рыженко. Омск : Изд. дом «Наука», 2012. С. 27.
Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея : дис.. канд. культурологии. СПб., 2005. 217 с.
Именнова Л. С. Музей в социокультурной системе общества : миссия, тенденции, перспективы : автореф. дис.. д-ра культурологии. М., 2011. 40 с.
Иванова Ю.В. Статус музея в современной культуре : дис.. канд. культурологии. СПб., 2005. 177 с.
Пономарева М.В. Музеефикация городской среды: (На примере Санкт-Петербурга) : дис.. канд. архитектуры. СПб., 1995. 232 с.
Никитина Н.А. Музеефикация литературно-мемориальных усадебных комплексов : автореф. дис.. канд. культурологии. СПб., 2005. 20 с.
Алешина Т.А. Музей как феномен культуры : дис.. канд. филос. наук. Новочеркасск, 1999. 142 с.
Лаптева М.А. Музей как социальный институт : социально-философский анализ : дис.. канд. филос. наук. Красноярск, 2006. 149 с.
Беззубова О.В. Музей как инстанция художественного, научного и идеологического дискурсов : дис.. канд. филос. наук. СПб., 2003. 166 с.
Назипова Г.Р. Казанский университет и музеи: проблема культурного взаимодействия : XIX - начало XX вв. : дис.. д-ра ист. наук : Казань, 2009. 513 с.
Середина Е.В. Роль музеев в формировании территориальных рекреационных систем : автореф. дис.. канд. геогр. наук. М., 1995. 20 с.
Еременко Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере : дис.. канд. культу-рол. наук. СПб., 2000. 205 с.
Муслакова С.В. Совершенствование противопожарной защиты музейных объектов : дис.. канд. техн. наук. М., 2002. 212 с.
Курьянова Т.С. Актуализация культурного наследия коренных народов в музеях Юж-ной Сибири : автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 2013. 23 с.
Пеленева М.В. Минеральная основа антропогенных почв музея-усадьбы Архангельское : автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 2013. 24 с.
 Основные направления тематики в отечественных диссертационных исследованиях по музейному делу (1990-2013 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).

Основные направления тематики в отечественных диссертационных исследованиях по музейному делу (1990-2013 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 2 (18).