Хордофоны в музыкально-инструментальной культуре селькупов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).

Хордофоны в музыкально-инструментальной культуре селькупов

В статье на основании анализа научных трудов, прямо ищи косвенно затрагивающих традиционную музыкально-инструментальную культуру одного из малочисленных народов Севера, а также полевых работ автора статьи приводятся новые материалы по селькупскому музыкальному инструментарию и музыкальной культуре этноса в целом. Рассматриваются конструкционные особенности и способы игры на селькупских хордофонах. Раскрыты многообразие и неповторимость селькупских музыкальных инструментов, подчёркивающие уникальность и самобытность культуры народа.

Chordophones in musical and instrumental culture of Selkups.pdf Духовная, интонационная, музыкально-инструментальная культура селькупов таит в себе множество секретов. Таинственность и сверхъестественность - первое, что бросается в глаза при соприкосновении с селькупской культурой, это вызывает непреодолимое желание приподнять завесу таинственности и узнать то, что позволено знать лишь избранным. Всё, что вызывает звук: слово, песня, мелодия, в селькупской культуре считается магическим [1. С. 70]. Звук присутствует во многих областях интонационной культуры селькупов: в эпосе об Итте «всё живое собирается послушать игру на инструменте» [2. С. 102]; в легенде, записанной Г.И. Пелих, звук обладает сверхъестественной силой, в данном случае в воскрешении людей: «Старики рассказывают поверье о похороненном воздушным способом шамане, который очнулся, когда зазвенел колокольчик, и жил после этого ещё двагода.» [1. С. 203]. Помимо этого, звук выполняет функцию оберега, а также имеет своё особое место в семейно-обрядовой сфере: «.бренчание бубенчиков, блях служило вызовом на свидание. Юноши тихонько пробирались к реке и встречались там тайком с девушками» [3. С. 676]. В области изучения музыкально-инструментальной культуры селькупов, в частности щипковых хордофонов3, имеются большие лакуны. В данной статье, основанной на полевых материалах автора, они в какой-то мере заполняются. В сравнении с другими инструментами хородофоны представляют наиболее интересный пласт музыкально-инструментальной культуры селькупского этноса. На сегодняшний день в литературе существует несколько свидетельств, прямо или косвенно затрагивающих данную тематику. Первые сведения о них встречаются в материалах середины XIX в. В основном упоминаются такие инструменты, как местные разновидности арфы и цитры. Это не отражает всю инструментальную культуру из-за того, что на музыку и все, что с ней связанно, было наложено табу и селькупы скрывали информацию. Начало XX в ознаменовалось рядом ярких свидетельств, касающихся селькупских музыкальных инструментов. Так, профессор Томского университета этнограф Г.И. Пе-лих публикует рисунки, сделанные самими селькупами [4. С. 32]. На рисунках видны четыре инструмента и смычок в форме лука (смычок, возможно, использовался и как музыкальный лук-идиофон). Другие имеющиеся сведения, основанные на материалах экспедиций К. Доннера и А. Кастрена, также представляют большой интерес для этноорганологии: экспонат «penger», Рис. 1. Музыкальный инструмент хранящийся в этнографическом му-селькупов, п. Ратга зее культур в Финляндии, из кол- Красноселькупскогор-наЯНАО. 2012 г. лекции К. Доннера [5. Т. 42. С. 260]; Рис. 2. Сондер-по, изготовленный А. Плешко, с. Толька Красноселькупского р-наЯНАО. 2010 г. «скрипка туруханских самоедов» [6. Т. 12. С. 12], из коллекции А. Кастрена. Каких-либо других более подробных сведений о селькупских инструментах в литературе пока не найдено. Пополнить данный список можно лишь самостоятельным поиском по местам традиционного проживания селькупов. Мной были организованы экспедиции по территории Томской области и Красноселькупского района ЯНАО - п. Ратта, п. Толька, п. Кикиа-ки, с. Красноселькуп. Красноселькупский район ЯНАО представляет собой исключительно важный регион для этнографических исследований. Здесь проживают селькупы, сохранившие рудименты традиционной культуры. В 2012 г. поселке Ратта Красноселькупского района ЯНАО был зафиксирован вызывающий интерес рисунок, сделанный П.П. Ириковым (рис. 1). Представленный рисунок П.П. Ирикова имеет сходство с рисунком, опубликованным Г.И. Пелих, в том числе по форме с описанным ниже инструментом - сондер-по (рис. 2). Во время одной из экспедиций в п. Толька Красноселькупского района был найден необычный, вызывающий интерес инструмент, который изготовил мастер А. Плешко4. Название инструмента - «сондер-по» (селькуп. - поющее/звучащее дерево)5. Инструмент без струн, изготовленный из лиственницы и кедра, с нарисованными черточками на грифе, обозначающими, со слов мастера, места установки четырёх порожков (ладов) из кости6. Корпус у инструмента составной, ложкообразный, имеются верхняя и нижняя деки, на верхней деке резонаторные отверстия в виде двух полосок. Гриф инструмента плавно переходил в корпус, головка чуть отогнута назад с четырьмя отверстиями диаметром 1 см. По всем признакам инструмент планировался четырёхструнным. Сама же головка адаптирована под имеющиеся в продаже гитарный колковый механизм, но её изначальное устройство, со слов мастера, очень напоминало принцип скрипичного крепления колков, «натягивалось и забивалось»7. Струны изготавливались из шейных сухожилий оленя и натягивались на вытянутый выступ ~ 21 см, установленный на корпусе. Длина инструмента -100 см, гриф - 36 см, расстояние между порожками (нарисованными) 10 см, длина головки - 20 см, ширина - 4,5 см, длина резонатора - 43 см, ширина -22 см, глубина - 6 см. Настройка двух нижних струн осуществлялась в унисон по тону голоса исполнителя, струны являлись бурдонными. Настройка двух других струн неизвестна. Нижние бурдонные струны могли изменяться по высоте, а две другие использовались для ведения мелодической линии или аккордов. Учитывая устройство инструмента и материал изготовления струн, можно сказать, что звук на нём, вероятнее всего, извлекался пальцами правой руки приёмом «бряцание». Основываясь на этом предположении, данный инструмент можно отнести к щипковым хордофонам, но имелась возможность использования плектра. Индекс «сондер-по» по Хорнбосте-лю-Заксу - 321.313. Нами зафиксирован и описан ещё один струнный инструмент - домра8, изготовленный О. Каргачёвой в свободное время на стойбище р. Печалька (рис. 3). Инструмент привлекателен своей архаичностью как по звучанию, так и по конструкции. Домра отличается от сондер-по ярко выраженной архаичностью. Инструмент имеет три струны, изготовленные из капроновой нити, расстояние между струнами 1 см. На инструменте всего два порожка, верхний и нижний, в виде тонких деревянных пластин, добавление или уменьшение которых влияет на общий строй. Гриф без порожек - 50 см, ширина - 4 см. Строй инструмента на момент фиксирования - e-G:-A9. Из-за отсутствия резонатора звук очень тихий. Основной способ игры на инструменте «бряцание», высота тона изменяется путём укорачивания струны при нажатии на гриф. Близкое расположение струн даёт возможность зажимать сразу две струны, довольно узкий гриф также предполагает применение при игре большого пальца левой руки. Рис 3. Музыкальный инструмент, изготовленный О. Каргачёвой на р. Печалька - с. Толька Красноселькупского р-н ЯНАО. 2011 г. Близкое к домре описание есть у Н.В. Лукиной, инструмент найден исследователем у хантов реки Вах, его название - кай-кумца [6. Т. 42 С. 10]. При сопоставлении обнаруживаются некоторые сходства, выявляются и небольшие различия в размерах и количестве струн. Одно из отличий - способ изготовления корпуса, в данном случае - методом долбления [6. Т. 42. С. 17]. Сондер-по и домра классифицированы в таблице Описываемые хордофоны Название Конструктивные особенности Индекс Классификация Место находки Сондер-по Щипковая лютня с корпусом, составленным из дощечек 321.321 Чашечная шейковая лютня п. Толька ЯНАО Домра Струноносителем является дощечка или отрезок доски 314.11 Дощечная цитра без резонатора п. Толька ЯНАО Экспедиционная деятельность позволяет найти и другие хордофоны, которые сохранились в отдалённых регионах ЯНАО и Томской области, где проживают селькупы. Результатом одной из экспедиций стал выход монографии «Журавлиная река» [7]. Всего же за всё время экспедиционной деятельности удалось найти около двух десятков традиционных музыкальных инструментов селькупов, сведения о которых готовятся к публикации.

Ключевые слова

народы Севера, селькупы, музыка селькупов, селькупские хордо-фоны, песни селькупов, the North people, Selkups, music Selkups, Selkup chordophones songs Selkups

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Губайдуллин Фиргат ФирзатовичУфимская государственная академия искусств им. 3. Исмагилова; «Красноселькупская детская школа искусств» (Ямало-Ненецкий автономный округ)аспирант; директор муниципального учреждения дополнительного образованияkorablik78@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Степанова О.Б. Традиционное мировоззрение селькупов : представления о круговороте жизни и душе. СПб. : Петербургское востоковедение, 2008. 304 с.
Тучкова Н.А. «Эпос об Итте» у южных селькупов // Mikola-konferencia 2004. SzTEDepartmentofFinnougristics, Szeged, Hungary. 2005. С. 93-108.
Селькупы // Народы Сибири : этнографические очерки / ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапов. Л.; М., 1956. С. 665-688.
Пелих Г.И. Селькупская мифология // Народы Сибири : права и возможности. Томск : Изд-во науч.-техн. лит., 1998. 80 с.
Тучкова Н.А. Селькупская коллекция К.Р. Доннера в этнографическом музее (Музее культур) Финляндии // Тр. ТОКМ. Томск, 2002. Т. 12. С. 274
Алексеенко Е.А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири // Материальная и духовная культура народов Сибири / редкол.: Л.П. Потавов, A.M. Решетов, Т.В. Станкевич. Л., 1988. Т. 42. С. 5-23.
Губайдуллин Ф.Ф. Журавлиная река : Путевой дневник / ред. Р.Г. Рахимов. Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. 60 с.
 Хордофоны в музыкально-инструментальной культуре селькупов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).

Хордофоны в музыкально-инструментальной культуре селькупов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).