Практика реставрации и использования Казанской привратной церкви Илимского острога в музее «Тальцы» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).

Практика реставрации и использования Казанской привратной церкви Илимского острога в музее «Тальцы»

В статье представлена история создания старейшей, единственной в Сибири деревянной церкви XVII в., приводятся имена исследователей, изучающих ее с XVII по XX в. Рассматривается процедура спасения церкви в связи с попаданием в 70-е гг. XX в. в зону затопления Усть-Илимского водохранилища; освещается перенос церкви в экспозиционное пространство Архитектурно-этнографического музея под открытым небом «Талъцы» и процесс ее реставрации на новом месте. Анализируются изменения в ее объемно-пространственных формах, предлагаются доработки по более достоверному воссозданию внутреннего интеръера церкви.

The practice of restoration and using of the Kazan Church of the Ilim Stockaded Town in the museum «Taltsy».pdf Одним из старейших и интереснейших объектов православного культового зодчества Сибири является Казанская привратная церковь Илимского острога. Из метрики Казанской церкви города Илимска, составленной Яковом Ларевым и состоящей из 14 листов [1], следует, что церковь была основана в 1679 г. и состояла из трех объемов - алтарного, собственно церкви и трапезной [2]. Согласно ведомостям церковь была построена илимским соборным попом Петром Максимовым. Уникальные культовые и архитектурные сооружения всегда привлекали к себе внимание исследователей и в дореволюционное время. Наиболее ранние из них - священники Яков Ларев, М. Сизой, более поздние - И.И. Серебренников, М. Овчинников, К. Саватеев, П. Ровинский, и в последнее время - И.В. Маковецкий, Т.А. Лапина, Г.Г. Оранская, А.К. Нефедьева и др. [3]. По мнению некоторых исследователей, храм был заложен в 60-е гг. XVII в. как часовня и только в 1679 г., после пристройки с задней стороны обширного объема, освящен как церковь. Обычай переустройства часовен в церкви сохранялся на территории Иркутской епархии вплоть до начала XX в. Исследователь-архитектор Г.Г. Оранская в своей работе «Пояснительная записка к экспозиционному проекту реставрации Казанской церкви из Илимска» (1984 г.) отнесла основание Казанской церкви к 1667 г., когда в Илимске восстанавливался после пожара Илимский острог. Автор утверждает, что эта дата основана на архивных документах, но ссылку на данные документы в своей работе не дает [4]. Это можно объяснить тем, что у строителей острогов церкви служили оберегами. Встроенная в Спасскую башню острога часовенка на свесях практически была пригодна для отправления службы одного-двух человек, поэтому постройка церкви рядом с острогом была вполне возможна. Известный историк и знаток сибирского края дореволюционный исследователь И.И. Серебренников следующим образом описал «рубленую» архитектуру Казанской церкви: «Казанская церковь, по клировым ведомостям, построена в 1679 году. Она состоит из невысокого четырехугольного сруба, составляющего восточную часть храма, к которой примыкает широкая и еще более низкая западная трапеза. Восточный сруб, возвышающийся над трапезою и несколько расширяющийся вверху, покрыт, как и сама трапеза, двухскатной крышей. В верхней части сруб переходит в крышу бочкою, на ребре которой поставлена луковичная главка на тонкой шейке. Луковичная главка и шейка нарядно убраны чешуей. Боковые части крыши, доходя до восточной стены сруба (алтаря), покрывают собой углы, образованные стенами алтаря и трапезы. В стене трапезы в северо-восточном углу устроен вход в церковь. Очень интересно устройство алтаря этой церкви и ее иконостаса и помещение собственной церкви, разделенного в длину двумя перегородками из рам на три отделения. Большой интерес для знатока церковной старины представляют иконы церкви и ее утварь» [5. С. 14]. Казанская церковь обладала редкостной объемно-пространственной композицией, в которой главенствующую роль играл динамичный и выразительный повышенный сруб алтаря. На начало XX в. это была одноэтажная деревянная постройка с компактным квадратным срубом (примерно 7,5 х 7,5 м) под двухскатной кровлей, в котором размещался храм, с восточным выступом (на 3,5 м) алтаря. Алтарная часть была гораздо выше храма, кроме того, она завершалась живописным бочечным покрытием с широкими палицами на повалах. Бочку венчала одна главка, покрытая лемехом. Постройка имела 12 окон, в половине из них вместо стекол стояли рамы со слюдой в железных окончинах. Устройство Казанской церкви внутри тоже было необычно. У самого алтаря, возле клиросов, была поставлена стенка в виде ширмы, которая выделяла пространство, называемое воеводским местом, предназначенным для воеводы и членов его семьи. Здесь по обеим сторонам двери стояли скамьи для сидения. Храм делился двумя продольными перегородками на три части. Перегородки представляли собой четыре рамы с укрепленными в них древними иконами, писанными на холсте и прочно наклеенными на доски. Такими же иконами на холсте, но не наклеенными на доски, были покрыты и потолки алтаря [6]. В описаниях исследователей XIX в., в частности, отмечается, что здание пришло в ветхость и большая часть икон Казанской церкви сильно испорчена. Однако в 1889 г. храм был покрыт новой крышей, а все наружные стены были обшиты гладкими досками. В таком виде, постепенно разрушаясь от времени, и простояла церковь до строительства Усть- Илимской ГЭС [7]. В 1925 г. Иркутский губисполком церковь как уникальный памятник старины передал в ведение областного научного музея. Проверка сохранности здания, предпринятая сотрудниками музея в 1933 г., показала, что из-за невежества местных властей церковь была варварски обезображена. В составленном акте приводятся следующие факты о том, что в церкви устроили общественную уборную, уничтожили иконостас, изрубили иконы, сожгли деревянную скульптуру и резьбу, а затем в порядке охраны собрали ценнейшие иконы XVII столетия и заколотили ими окна. При реставрации Казанской церкви Г.Г. Оранская задалась целью восстановления ее первоначального облика. По исследованиям Г.Г. Оранской, церковь первоначально была самостоятельным сооружением. Объем церкви совпадает с размерами алтаря и собственно церкви, все остальное было пристроено позже. В 60-е гг. XX в. была организована экспедиция по изучению культового зодчества Восточной Сибири. Организатором экспедиции был известный в то время исследователь деревянного зодчества архитектор И.В. Маковецкий [8; 9. С. 27]. Он обследовал деревни, которые должны были быть затоплены Усть-Илимским водохранилищем. Была обследована и Казанская привратная церковь, находящаяся в г. Илимске. При этом были сделаны даже ее обмерные чертежи. Решение о переносе церкви на другое место, в создающийся музей деревянного зодчества под г. Иркутском, в последующем ставший Архитектурно-этнографическим музеем «Тальцы», было принято в 1969 г. [7. С. 52]. После проведенных обмеров в 1970 г. церковь разобрали и перевезли в создававшийся музей. Реставрацию церкви в музее начали в 1989 г. и закончили в 1991 г. В 1996 г. был восстановлен ее интерьер. Позднее исследования Т.А. Крючковой выявили, что иконы на тканях для Казанской церкви привозились из г. Тобольска в виде рулонов. Дальнейшее исследование показало, что в проекте Г.Г. Оранской есть некоторые отступления от первоначального облика храма. Ею в церкви был спроектирован потолок из бревенчатого наката. Однако первоначально кровля служила и потолком, на скатах которого размещались иконы. Замена предбанной боковой двери позже на окно, возможно, произошла при последующих реставрационных работах. После этого Казанская привратная церковь (часовня) Илимского острога приобретет первоначальный вид.

Ключевые слова

Казанская церковь, Илимский острог, музей «Талъцы», The Kazan Church, the Ilim Stockaded Town, the museum «Taltsy»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тихонов Владимир ВикторовичИркутский областной государственный Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»кандидат культурологии, директорtalci@irk.ru
Всего: 1

Ссылки

Метрика Казанской церкви города Илимска, составленная Я. Ларевым в 1887 году // Архив Института археологии г. Санкт-Петербурга. СПб., 1887.
Саеатеее Н. Описание древних храмов, церковной утвари и башни, находящихся в заштатном городе Илимске Киренского уезда Иркутской губернии // Иркутские епархиальные ведомости. 1915. № 11.
Нефедъева А.К Казанская привратная церковь Илимского острога // Тальцы. 2000. № 1 (8). С. 54-66.
Оранская Г.Г. Пояснительная записка к экспозиционному проекту реставрации Казанской церкви из Илимска. М., 1984 // Фонды ИОКМ. № 1070, шифр 123.
СеребренниковИ.И. Памятники Иркутской губернии. Иркутск, 1915. 21 с.
Сизой М. Заштатный город Илимск, его деревянные памятники и некоторые черты из его прошлой жизни // Иркутские епархиальные ведомости. 1883. № 4, 5.
Тихонов В.В. Особенности экспозиционной инфраструктуры Архитектурно-этногра-фического музея «Тальцы», отражающей культуру русского старожильческого населения рубежа XIX - начала XX века // Вестн. Кем. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 21. С. 50-56.
Маковецкий И.В. Деревянное зодчество Среднего Приангарья XVII-XX вв. // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1971. С. 106-143.
Тихонов В.В. Сохранение памятников деревянной архитектуры Предбайкалья в условиях промышленного строительства // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 12 (103). С. 23-29.
 Практика реставрации и использования Казанской привратной церкви Илимского острога в музее «Тальцы» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).

Практика реставрации и использования Казанской привратной церкви Илимского острога в музее «Тальцы» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).