Современные информационные технологии в образовательной сфере | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).

Современные информационные технологии в образовательной сфере

В статье представлены технологии создания единого коммуникационного пространства в райках образовательной среды. Основной задачей является представление учебной деятельности как открытой информационной системы, направленной на воспитание интеллектуальной, творческой и социально развитой личности. Компетенции и формируемые на их основе новые образовательные результаты не могут быть достигнуты в райках образовательной среды, основанной на традиционных формах, методах и средствах коммуникации. Современные информационные технологии должны реализовываться в инновационной коммуникационно-образовательной среде.

Modern information technologies in the educational sphere.pdf Проведение современного эмпирического исследования не может обойтись без применения информационных технологий. Очевидно, что с расширением возможностей компьютера по переработке информации, а также нового программного обеспечения компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической иэкспериментальной работы. Многие специалисты, исследователи в коммуникационно-образовательной области подвергают традиционную систему обучения справедливой и обоснованной критике [1. С. 35]. Подобным положением дел мы обязаны информатизации образования, использованию в системе обучения дидактических возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, интернет- и Web-технологий и т.д. Внедрение новых педагогических технологий обучения, использование дидактических возможностей средств ИКТ и Web-технологий позволяют формировать и проектировать совершенно новую образовательную среду. В частности, В.В. Брежнева отмечает необходимость создания информационно-коммуникационной образовательной среды, которая представляет собой совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего на базе ИКТ и т.д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательныхрезультатов [2. С. 48]. По мнению В.П. Дронова, современная информационная образовательная среда представляет собой системно-структурную организацию среды, проявляющуюся в том, что она выступает совокупностью взаимодействующих систем (подсистем): информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации и педагогических технологий. Учебная деятельность в информационной среде высшего образования представляет собой открытую педагогическую систему, направленную на воспитание интеллектуальной, творческой и социально развитойличности [3. С. 51]. Сущность и нововведение формируемой новой образовательной среды должны определяться не только содержанием в ней новых компонентов (в основном электронных образовательных ресурсов), а возможностью достижения новых образовательных результатов. Особо важны в этой связи состав, структура и взаимосвязь различных компонентов информационно-коммуникационной образовательной среды, эффективное функционирование которой должна обеспечить ее гибкая структура, адаптирующаяся к определённым педагогическим ситуациям, подстраивающаяся под различные потребности и способности субъектов образовательной деятельности. Разработки в области формирования современной образовательной среды в условиях информатизации и применения электронных образовательных ресурсов проводятся в Алтайской государственной академии культуры и искусств в течение длительного времени, но должной эффективности, выражающейся в достижении ощутимых образовательных результатов, не приносят. Главной причиной данного явления служит то, что разработка и применение электронных образовательных ресурсов направлены на повышение эффективности деятельности преподавателя и студента в условиях традиционных целей и содержания обучения, традиционно осуществляемого образовательного процесса. Очевидно, что разработка и внедрение в учебный процесс современных образовательных ресурсов (электронных образовательных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов, образовательных Web-pecypcoB, электронных средств обучения) должны повысить эффективность обучения только в том случае, если их будут применять исходя из экспертизы и анализа их дидактических возможностей (визуализации учебного материала, повышения интерактивности обучения, доступа к источникам знаний, оперативного контроля). Из целого ряда вышеперечисленных образовательных ресурсов необходимо остановиться на образовательных Web-pecypcax. Обосновывается данный выбор более широкими дидактическими возможностями образовательных Web-pecypcoB, привнесенными за счет использования Web-технологий [4. С. 72]. Среди важнейших преимуществ использования образовательных Web-pecypcoB следует назвать представление информации на основе гипертекстовой технологии, в наибольшей степени соответствующей особенностям ее восприятия и осмысления студентами. В процессе обучения электронные информационные ресурсы совместно с преподавателем-тьютором работают над развитием у студентов навыка самостоятельного планирования деятельности, выбора адекватного их индивидуальным особенностям темпа и ритма учебных знаний: студенты устанавливают порядок освоения учебных курсов - пошаговый или модульный. Такие возможности обеспечены технически и содержат в себе значительный педа-готический потенциал, что является ключевым механизмом социализации личности и формирования деловых компетенций. Преподаватель направляет учебную деятельность не в качестве руководителя, а в качестве консультанта и наставника. Для этого ему приходится использовать иной, чем принято в традиционной системе образования, педагогический инструментарий. Использование образовательного Web-pecypca позволяет помимо связывания распределенных данных осуществлять функцию рассмотрения информации с необходимой степенью детализации, что существенно упрощает анализ больших объемов данных [5. С. 90]. В свою очередь, Web-технологии многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности. Web-технологии предоставляют следующие дидактические возможности. 1. Представление и передача учебной, методической и справочной информации: • передача учебной, методической, научной и справочной информации в текстовом, графическом, звуковом и видеоформатах; • визуализация и воспроизведение учебно-методической информации в различных форматах (текст, графика, анимация, звук, видео); • организация консультаций, общения с преподавателем, с сокурсниками (форум, чат, отправка сообщений, электронная почта и т.д.); • возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи; • возможность оперативного представления отчетов по итогам контрольно-оценочных мероприятий. 2. Хранение и обработка учебной, методической и справочной информации: • свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере Сети и связанных с ним через шлюзы компьютеров других сетей; • доступ к учебному программному обеспечению и документациям из огромных файловых архивов (с учетом того, что большая часть информации распространяется бесплатно); • возможность хранения и резервирования информации любого вида (статичной, динамичной, текстовой, графической, визуальной, звуковой, видео); • обработка и редактирование (переконструирование) учебной, методической и справочной информации с помощью текстового или графического редактора; • систематизация информации в собственных электронных картотеках и базах данных. 3. Проектирование образовательного процесса: • возможность организации электронных телеконференций; • использование современного программного обеспечения для решения учебно-методических задач образовательного процесса; • возможность организовать совместные исследовательские работы преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, научных и учебных центров; • возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров; • возможность организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности; • возможность самообразования, саморазвития, самооценки, саморегуляции [6. С. 130]. В настоящее время гипертекстовые системы довольно широко применяются в образовательных областях ввиду особых преимуществ гипертекстовой технологии. В сфере высшего образования можно выделить следующие преимущества гипертекстовых систем: • служит средством поддержки интеллектуальной деятельности, так как дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает доступ к информационным массивам; • организует информацию по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды; • создает возможность выбора собственной траектории обучения, диктованной познавательными интересами студентов, за счет спроектированной независимой навигации; • позволяет индивидуализировать процесс обучения. В рамках проведенного авторского эмпирического исследования студентов направления «Менеджер информационных ресурсов» факультета информационных ресурсов и дизайна выявлена увлеченность электронными образовательными технологиями и Web-ресурсами. Творческий успех ощущается ими как наиболее значимое условие обучения. Очевидно, созидательная деятельность является основой формирования мотивации к обучению, что подтверждается тем, что респонденты дали высокий процент положительных ответов на все вопросы, касающиеся разнообразных мотивов обучения. Процесс творчества базируется как на личностных, так и на прагматичных, и на актуальных, и на перспективных мотивах. Логично, что наиболее высок показатель когнитивных мотивов (62%). Респонденты высоко оценили созидательную деятельность (83%), совместную учебу (63%) в рамках использования электронных информационных ресурсов. У респондентов данной группы проявилось разумное сочетание традиционных видов обучения с общением в Интернете, при этом информационные технологии большинством их рассматриваются как средство творческой деятельности. Современная информационная среда практически не оказывает влияния на развитие культуры обучения студентов: все образовательные компоненты развиваются традиционно и находятся в отчетливой зависимости от направленности учебных курсов. Проведенный автором анализ позволяет утверждать, что современное качество образования студентов факультета информационных ресурсов и дизайна академии и формируемые на его основе новые образовательные результаты не могут быть достигнуты в рамках образовательной среды, основанной на традиционных формах, методах и средствах обучения. Современный образовательный процесс должен реализовываться на основе информационной образовательной среды и придания учебному процессу инновационного характера. В заключение следует отметить, что современная информационная среда состоит из традиционных источников (печатных ресурсов) и Web-pecypcoB, которые логично дополняют друг друга. Возникают объективные потребности в их изучении, установлении новых понятий и принципов использования, а также тенденций и перспектив формирования новой информационной среды.

Ключевые слова

социологическое исследование, информационная среда, телекоммуникация, социализация личности, студенческая аудитория, sociological study, information environment, telecommunications, socialization, student audience

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маслов Михаил СергеевичАлтайская государственная академия культуры и искусств (Барнаул)кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента информационных ресурсов и социальной работыmaslovmc@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Танцева Л.Б. Информационно-ресурсные возможности библиотек системы СПО и НПО как средство формирования информационной компетентности обучающихся // Современная библиотечно-информационная среда : ориентиры на детей и молодежь : Межрегиональный научно-практический семинар, 8-9 ноября 2011 г. : сб. докл. и тез. Томск, 2012. С. 33-41.
Брежнева В.В. Информационное обслуживание : учеб. пособие / В.В. Брежнева, Р.С. Гиляревский. СПб. : Профессия, 2012. 368 с.
Дронов В.П. Информационно-образовательная среда XXI века // Вестник образования. 2009. № 15. С. 44-52.
Радченко О.Ю. Современная культура молодежи в интернет-пространстве и ее использование в библиотечной деятельности // Современная библиотечно-информационная среда : ориентиры на детей и молодежь : Межрегиональный научно-практический семинар, 8-9 ноября 2011 г. : сб. докл. и тез. Томск, 2012. С. 72-78.
Тетенчук И.В. Web-квест как новое направление информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях библиотеки // Современная библиотечно-информационная среда : ориентиры на детей и молодежь : Межрегиональный научно-практический семинар, 8-9 ноября 2011 г. : сб. докл. и тез. Томск, 2012. С. 88-93.
Минкина В.А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования // Современное библиотечно-информационное обслуживание : учеб. тетрадь. СПб., 1999. С. 121-136.
 Современные информационные технологии в образовательной сфере | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).

Современные информационные технологии в образовательной сфере | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 3(19).