Значение пейзажной живописи в развитии русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 26. DOI: 10.17223/22220836/26/14

Значение пейзажной живописи в развитии русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв.

Данная статья посвящена русской пейзажной живописи XVIII-XIX вв. В ней показано изменение изобразительных средств пейзажа, которое определялось решением образных задач в контексте времени. Выделенные этапы формирования русской пейзажной живописиусловны, они выявляют некие границы временных промежутков.

The value of landscape painting in development of the Russian fine arts of XIX-XX centuries was.pdf А.А. Федоров-Давыдов дает следующее определение: «Пейзаж - это «художественное раскрытие внутренней содержательности и внешней предметной красоты и выразительности вида» [1. С. 4]. Чтобы создать этот художественный образ, художник осознанно обобщает ту местность, которую изображает. Развитие изобразительных средств пейзажной живописи определялось решением образных задач в контексте времени. Русская пейзажная живопись начинала своё развитие с бытописания в гравюрах о строящемся городе Петербурге. Традиция изображать панорамы городов пришла в Россию благодаря Петру I из Голландии. А. Зубов и А. Ростовцев делали гравюры с изображением панорам Петербурга. Вначале XIX в. возрос интерес к русской истории, к русской природе как в литературе, так и в живописи. В литературе первопроходцем считается Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), в живописи - Семён Фёдорович Щедрин (1745-1804). Реалистическая пейзажная живопись XIX в., по словам А.А. Федорова-Давыдова, начиналась с художественного созерцания родной природы, раскрытия её собственной красоты. Пейзажная живопись завоевала приоритетное место, обходя вершины аллегорической, исторической, портретной, жанровой, анималистической живописи. От художника XIX в. ждали не только четкого воспроизведения увиденного, но и воздействия на душу зрителя. Художник искал новые возможности цвета для выражения эмоциональных состояний. Эти возможности можно изучать на пленэре, непосредственно на природе, посредством этюдов. Пленэрная живопись повлияла на развитие колорита, световоздушной перспективы, а также на введение в живопись новых сюжетов и мотивов. Творчество исследователей выявляют некие границы исторического времени, которые автор статьи взял за основу. 1. Значимые даты и события, повлиявшие на зарождение пейзажной живописи до 1785 г.: • Реформы Петра I привели к становлению и укреплению сильного централизованного государства, выходившего на международную арену. В это время каноническое искусство уступало место искусству, встававшему на путь эстетического самоопределения. На смену иконописи пришло светское искусство, стремящееся передать облик реальной действительности. • Основание новой столицы - Санкт-Петербурга - выдвигало ведущее место архитектуре как виду искусства. Для пейзажного жанра это сыграло решающую роль, так как в гравюрных изображениях отражалось строительство столицы. С. Даниэль в путеводителе по истории русской живописи «От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи» говорит о размежевании двух культур, старой и новой, которые выражены в оппозиции «Москва -Петербург», что важно для национального самосознания [2]. • В Россию с Запада начали завозить станковую картину, что способствовало восприятию западноевропейской концепции создания произведения. Эта концепция включала синтез усилий, навыков сочинительства, умения отбирать и комбинировать ранее проштудированные изобразительные элементы. Перенести на русскую почву сумму знаний и практических навыков было также возможно путем вызова мастеров с Запада в Россию и пенсионерством (командированием) лучших выпускников Российской академии на Запад. • На исходе царствования Елизаветы Петровны в 1757 г. создается Петербургская академия художеств, которая в 1764 г. была преобразована в Российскую императорскую академию художеств. Обучение строилось в форме копирования западных образцов пейзажной живописи. Соответственно на первых порах пейзажисты обращались к художественной традиции, а не к естественной природе. В 1776 г. был учреждён класс пейзажа под руководством Семёна Щедрина. С. Щедрин обучался в живописном классе, но выполнил пейзажную программу, которая давалась только непригодным для исторической живописи ученикам. Но факт, что С. Щедрина послали в пенсионерскую поездку, говорит о растущем признании ландшафтной живописи. Семён Щедрин считается родоначальником русской пейзажной живописи. Изображал видовые пейзажи парков. С. Щедрин вводил в культурный обиход пейзажную живопись и воспитывал к ней интерес. • Изображения пейзажа представляли документированные видовые изображения в гравюрах, декоративно и условно трактованные изображения природы в виде панно, и перспективные изображения. 2. Пейзажная живопись с 1785-х гг. до 1800 г. В эти годы пейзажисты, как и в предыдущие десятилетия, выполняли заказы декоративных панно и стенописи для украшения дворцов, замков, но брали за образцы итальянские, голландские, фламандские пейзажи. Развитие паркового искусства в России способствовало становлению видового пейзажа парков, а затем и видов городов, где изображался конкретный вид местности. Сочинялись картины в мастерской, но тогда натурный вид настолько видоизменялся, что становился непонятным прототип. В композиции использовалось кулисное построение изобразительной плоскости с движением планов вглубь и расположением главного на втором плане. В цветовом решении использовалась трехцветка, где локальный тон высветлялся или затемнялся. Ф.Я. Алексеев (1753-1824) был первопроходцем в изображении русского городского пейзажа. «Создание пейзажного образа города было в его творчестве таким же итогом векового развития русского изобразительного искусства, как и создание определённого образа человека, определённой портретной характеристики в искусстве Левицкого» [3. С. 16]. В произведениях происходило органичное слияние городской архитектуры и жанровых мотивов частной будничной жизни. Ф.М. Матвеев (1758-1826) - художник развитого классицизма в пейзажной живописи в России. Ф.С. Мальцева отмечает, что для классицизма были характерны возвышенность и идеализация, соответственно эти же черты использовал художник для изображения пейзажа [7. С. 14]. Матвеев использовал декоративность в стилизации натуры. Он узаконил сочинение на определенные темы идеальной действительности пейзажа по зарисовкам. 3. Период 1800-1820 гг. - время общественного подъема, время расцвета всех видов изобразительного искусства и их синтеза. В истории России произошли события, важные для развития изобразительного искусства: • победа в Отечественной войне 1812 г. сыграла огромную роль в формировании национального сознания русского народа; • 1825 г. - восстание декабристов - первое вооруженное выступление против царизма. Подавление восстания усилило недовольство народа и прогрессивной общественной мысли. После Отечественной войны 1812 г. возросло национальное самосознание. В искусстве обращались к личности, к её чувствам и внутренним достоинствам. Человек рассматривался в гражданском подвиге, в стремлении к свободе, а также в обычном повседневном проявлении его душевных качеств. В живописи и литературе пейзаж задумывался так, чтобы вызывать у человека естественные человеческие чувства. В это время параллельно существовал стиль классицизм, формировалось романтическое течение, зарождались реалистические тенденции. В классическом пейзаже произошло деление на героический и исторический. Исторический пейзаж обращался к сюжетам отечественной истории, чем более всего продвигался к реалистической живописи. Героический пейзаж показывал грандиозность мироздания, природа представлялась величественной и недоступной человеку. Присутствовала повествовательность, т.е. развивалась сюжетность в пейзаже. В характере письма преобладал гладко положенный мазок по форме предметов. В пейзажной живописи ещё существовало видописание. Видописцы А.Е. Мартынов (1768-1826) и В.П. Петров (1770-1810) «своеобразно сливали в своем творчестве различные течения на путях становления русской пей-зажнойживописи» [1. С. 135]. Пейзажная живопись сыграла важную роль в поисках новых художественных средств, формировалось романтическое направление. Художниками-романтиками решался «вопрос о месте современного искусства в общем историческом процессе» [5. С. 18]. В.Н. Пилипенко подчеркивает важность развития пейзажной живописи в начале XIX в., так как она отражала одну из важных составляющих окружающей человека действительности - мира природы. В связи с указанными выше событиями у человека менялось мировоззрение, человек задумывался о своей роли в процессе исторического развития, о месте человека в природе, менялся взгляд на природу. Романтическая эстетика дала свободу творческой личности: не было ещё выработано четких требований для художественной формы, художник подчинялся свободе творческой индивидуальности. Романтики одни из первых обратились к национальным формам искусства (фольклор, народные традиции, обычаи). Образность начинала играть большую роль в изобразительном искусстве. В искусстве искали правды чувств, а пейзажная живопись как никакой другой жанр могла раскрыть всю их полноту. М.Н. Воробьев (1787-1855) - ученик Ф.Я. Алексеева, пришёл к убеждению, что нужно менять метод работы над пейзажем. Художник обратился к непосредственному изучению природы, изучению характера состояний атмосферы, к мотиву лунной ночи, что позволило усилить напряжение переживаний. Зарождались реалистические тенденции. Сильв. Щедрин (1791-1830), ученик М.М. Иванова, уже в начальные годы своего творческого пути увлечён «индивидуальными особенностями конкретного мотива» [5. С. 14]. Он в своем творчестве соединяет романтическое мироощущение с реалистическим методом работы над произведением. Щедрин показывал современное состояние руин, лирически проникновенно передавая природу, пришёл в творческом методе к этюдам на природе - работе на открытом воздухе. Отказался от кулисного построения пространства. А.Г. Венецианов (1780-1847), для которого природа была хранительницей начал русской земли, сфера приложения труда человеческих рук, в основном крестьянина, противопоставил свою школу работы с натуры академическому течению. Соединил пейзажные мотивы с изображениями крестьянских девушек и детей, благодаря чему получался поэтический собирательный образ крестьянской Руси. 4. Переломный период 1830-1840-х гг. Важен тот факт, что широкий круг зрителей стремился знакомиться с выставками. Повышался уровень профессионализма, что было необходимым условием для реализации творческого замысла. Вдохновение и хорошо усвоенное мастерство воспринимались теперь необходимым единством для художника. Из стилеобразующих направлений этого времени романтизм завершал свое развитие, а реалистическая живопись набирала вес. Параллельно передовым веяниям продолжала существовать академическая дворянская эстетика. Ф.С. Мальцева отмечает, что впервые поднимался вопрос о русской природе как предмете художественного изображения критиками, в частности, В.Г. Белинским в статьях, посвященных творчеству А.С. Пушкина. Художники-пейзажисты пришли к решению задач пространства посредством изучения перспективы, также освещения и выражения определённого времени суток в пейзажах. Пейзажная живопись расширила круг сюжетов: яркие атмосферные явления и будничная жизнь самой природы. В Академии художеств происходили небольшие изменения в системе образования. Во всех классах вводилась работа с натуры, в пейзажном классе было разрешено заменять классные занятия по рисунку работой на натуре. Ввиду ужесточения цензуры были запрещены поездки художников за границу. С 1837 г. Академия начала устраивать годовые выставки работ художников, претендующих на академические звания, а также их руководителей. В 1830 г. А.Г. Венецианов формулирует в прессе творческие и педагогические принципы. Венецианов учил писать фигуры и пейзаж с натуры, минуя длительный этап работы с гипсов. Ученики писали то, что видели и знали. В 1832 г. в Москве возникает «Натурный класс» - творческий кружок, позволявший художникам совершенствоваться в живописи и рисунке. В 1843 г. он был преобразован в Училище живописи и ваяния Московского художественного общества (с 1865 г. стало называться Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Новое понимание природы к 30-м гг. XIX в. внёс Силе. Щедрин, который начал работать еще в начале века. Он изображал природу как портрет глазами современника: как обитатель той местности, которую изображал с простой ежедневной жизнью. В эти годы ставил задачи передать естественное освещение, что выражало новое восприятие окружающего мира. Отказался от кулисного построения композиции, но сохранял классическое замыкание горизонта; появилась взаимосвязь цвета предметов и окружения, начал использовать валёры, цвета становились светлее. И.К. Айвазовский (1817-1900) был основоположником пейзажа-марины, где запечатлевалась морская стихия с её эффектами пены, волн. В творчестве А.А. Иванова (1806-1858) большое место занимали этюды, где он достиг выразительных живописных решений, которые были построены на интенсивном звучании красок. Для характеризуемого времени это было открытием в области пленэра. 5. Пейзажная живопись 1850-1860 гг. работала по новой эстетической программе русского искусства, главная задача которой - отображение жизни. Указанный период отличался обострением социальной тематики в изобразительном искусстве. Кризисные явления в экономике России в эти годы: сдерживание развития капиталистических отношений, низкий уровень сельского хозяйства, последствия Крымской войны, эпидемии, неурожаи - привели к тому, что в 1850-е гг. обострилось социальное неравноправие. Крестьяне начали бунтовать, что привело к тому, что с 1856 г. правительство начало разрабатывать программу крестьянской реформы. А в 1861 г. произошла отмена крепостного права. Но это привело к ещё большему обострению социальной борьбы. Начались стихийные движения возмущённых крестьян. Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» (1862-1863) один из первых в то время провозгласил тезисы складывающегося мировоззрения, новые тенденции в развитии общества. «Все устремления передовой общественной мысли направлялось теперь на то, чтобы подготовить угнетённый народ к борьбе за своё освобождение» [6. С. 25]. Изменилась концепция искусства: важна была идейная содержательность, критика угнетающих и скорбь за угнетённых. Для выражения новых идей требовалась смена изобразительных средств. Из мировоззрения художника ушёл мир, понятый как Вселенная. Художник сосредоточивал внимание на определённом отрезке жизни. Содержание искусства подчинилось интересам человека, эстетические представления утверждали общественное значение искусства. В композиционной структуре построения пейзажа появилась фрагментарность. Предметом изображения становилась русская природа, естественная среда крестьянской жизни, а также то, что жизненно интересно в природе. В демократической пейзажной живописи использовались две линии: • обличительная, которая решалась через изображение печали и тоски; • утверждающая положительный идеал, которая раскрывалась через изображение могучей, плодородной русской природы, которая символизировала возможный источник богатства и счастья народной жизни. Более всего развитию демократического пейзажа способствовало Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами и учениками в училище решались актуальные задачи современного искусства. Выпускник училища А.К. Саврасов (1830-1897) - пейзажист, который формировал пейзажную московскую школу. Его метод основывался на сборе материала (зарисовок, этюдов), а затем создавался образ - одновременно конкретный и собирательный. Закладывался новый тип пейзажа - пейзажа настроения. Академическая линия пейзажа оставалась далекой от современной жизни. Ученики воспитывались на античных образцах, что говорит об условности художественных приёмов. 6. Пейзажная живопись 1870-х гг. Критики этих лет требовали от пейзажной живописи «правдивого отображения народной жизни» [7. С. 28]. «...От художника требовалась широта пейзажного мышления, преображающая частичный натурный мотив в обобщённый пейзажный образ крестьянской страны со свойственным ей укладом жизни» [6. С. 10]. Ещё большее разделение академической школы и приверженцев русской реалистической школы. 1. Приверженцы реалистической школы: Товарищество передвижных художественных выставок. С 1871 г. организовывались ежегодные передвижные выставки художественных произведений. Для пейзажистов реалистического направления было важно выражать в произведениях передовые веяния общественности и правду жизни. В пейзажной живописи изображалась природа, увиденная глазами простых людей, картины были наполнены глубоким жизненным оптимизмом или имели обличительные тенденции реализма. Пейзаж передвижников был внутренне содержателен, в нём было душевное благородство русской природы, что входило в понимание красоты. Характерен для этого времени эпический пейзаж, в котором аккумулировались обобщенная картина жизни природы и многообразие содержания. Эпическое начало у И.И. Шишкина (1832-1898), М.К. Клодта (1832-1902). Развитие лирического пейзажа в работах А.К. Саврасова (1830-1897), Л.Л. Каменева (1833-1886). В гармоничном единстве сливалось эпическое, лирическое и импрессионистическое начало у А.И. Куинджи (1841-1910). Разработка нового языка с применением родственных цветов хроматической гаммы и объединением их цветовыми рефлексами по всей картине у Ф.А. Васильева (1850-1873). 2. Академическая школа. В 1875 г. было организовано Общество выставок художественных произведений, куратором которого была Академия художеств. Академия художеств критиковала развитие реалистической живописи. Художники - «.пейзажисты академического направления ценили в ландшафте родной страны лишь внешние эффектные мотивы, хотя бы в отдаленности напоминающие природу Италии или Швейцарии» [7. С. 29]. Пейзажисты круга Академии в пейзажах добивались только внешней красивости, это происходило не от спада мастерства, а от выбора идейных позиций художников. Они использовали готовые образцы, что давало возможность сосредоточить внимание на работе над формой, оттачивать живописные приемы и доводить до совершенства все элементы картины, добиваясь в своем ремесле высочайшего уровня. Но даже среди акдемистов были такие художники, как А. Мещерский, Ю. Клевер. И. Айвазовский, которые отличались стремлением раскрывать внутреннюю значительность образа в своих работах. 3. Важную роль сыграл возникший в 1872 г. «Абрамцевский, илиМамон-товский кружок», группировавшийся вокруг промышленника и мецената С.И. Мамонтова. Опираясь на русский сказочный фольклор, участники осваивали декоративные формы народного искусства, что способствовало отражению национального стиля. В 1874 г. во Франции открылась первая выставка импрессионистов. Русские художники В. Поленов и И. Репин, работавшие в этом году в Париже, смогли соприкоснуться с новыми тенденциями французской живописи. Вдохновлённые импрессионистами, они смогли наслоить на реалистическую структуру живописи открытия импрессионизма: колорит, работу на пленэре, изображение первого впечатления, высветление палитры красок, живописную смелость. 7. Пейзажная живопись 1880-1895-х гг. как значимое явление в изобразительном искусстве. Факты, повлиявшие на изобразительное искусство этих лет: • В 1800-х гг. происходили расслоение крестьян, что привело к застою в развитии сельского хозяйства, переход от патриархальных форм к рыночным отношениям: в рыночный оборот включались земли, рабочая сила. Рост промышленности способствовал изменениям на рынке труда: основной рабочей силой стали вольные рабочие, и как следствие увеличилось городское население. В обществе обострялись проблемы. Голод начала 90-х способствовал крестьянским бунтам. Формировался новый класс - российский пролетариат - ведущая сила революционной борьбы. • Активизация выставочной деятельности в стране. Выставки иностранных художников в Москве и Петербурге из Швеции, Болгарии, Китая. Всероссийская промышленно-художественная выставка в 1882 г. в России в Москве впервые включала в себя экспозицию художественного отдела. Были представлены работы 866 художников. Перед писателями и художниками вставали новые задачи - поиск новой формы выражения новых тем и новых жизненных ситуаций, требовавшие иного осмысления. Русская пейзажная живопись в эти годы набрала обороты в своем развитии и стала значимым явлением в изобразительном искусстве. Расширилась художественная проблематика пейзажного искусства: обогатились средства живописного выражения для передачи световоздушной среды; происходило усложнение фактуры цвета; передача состояний атмосферы. В эти годы развивалось течение импрессионизма, развивается лиризм, переживания и чувства людей выражались в пейзажах. Стремление пейзажистов выразить в произведениях меняющиеся состояния природы, что давало возможность передать в зрительном образе меняющийся во времени поток жизни. «Предметом самого искусства становится не столько сама жизнь, сколько эмоциональное переживание художника, рождённое в нём этой жизнью» [8. С. 20]. Сюжет использовался как средство выражения настроения души художника. Творчество И.И. Левитана (1860-1900) в то время вместило в себя все достижения русской пейзажной живописи. Это пленэризм, обобщённость и монументальность (условность художественного языка), лаконизм изображаемого мотива, передача настроения. Чтобы выделиться и сформироваться как жанру живописи в русском изобразительном искусстве, пейзажу понадобилось полтора века. Начался этот путь с топографических зарисовок, и к концу XIX в. пейзажная живопись стала значимым явлением в русском изобразительном искусстве.

Ключевые слова

пейзажная живопись, пейзаж, русское искусство, Академия художеств, Товарищество передвижных художественных выставок, landscape painting, landscape, national consciousness, Russian art, Academy of Arts

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Васильченко Юлия СергеевнаТомский государственный университет; Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инновацийаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры; преподаватель художественных дисциплинjuli.vasilchenko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII - начала XX века [Djv-ZIP]: сб. / сост. Т.В. Моисеева; сост. списка основных трудов автора С.С. Ничун. (М.: Советский художник, 1986. 420 е.: ил.). Скан., обработка, формат Djv: Игорь Беспалов, 2013.
Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи: [Альбом-путеводитель]. СПб.: Азбука-классика, 2000. 367 с. : цв. ил.
Фёдоров-Давыдов А.А. Фёдор Яковлевич Алексеев. М.: Искусство, 1955. 168 с.
Русская пейзажная живопись: [Альбом] / сост. и автор предисл. А.А. Фёдоров-Давыдов. М.: Изобразительное искусство, 1962. 13 с. : [56] ил.
Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись : [Альбом]. СПб. : Художник России, 1994. 208 е.: ил.
Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. Вып. 1: Сложение пейзажной живописи во второй половине XIX века. А.К. Саврасов, И.И. Шишкин. М. : Государственная Третьяковская галерея, 1953. 178 с. : ил.
Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа: Очерки. Вып. 2. М., 1959. 301 е., 73 л. ил.
Лапшин В. Союз русских художников. Л.: Художник РСФСР, 1974. 422 е., 32 л. ил.
 Значение пейзажной живописи в развитии русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 26. DOI: 10.17223/22220836/26/14

Значение пейзажной живописи в развитии русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 26. DOI: 10.17223/22220836/26/14