К вопросу районирования Восточной Европы как туристского региона в конце ХХ - начале ХХI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/14

К вопросу районирования Восточной Европы как туристского региона в конце ХХ - начале ХХI в.

В настоящее время туризм - одна из крупнейших отраслей промышленности в мире. Туристическая индустрия очень конкурентоспособна, и туроператоры, находятся под увеличивающимся давлением. В связи с этой тенденцией пристальное внимание уделяется разнообразным направлениям туристических потоков, в том числе и в странах Восточной Европы. Данная статья посвящена обобщению опыта туризма в Восточноевропейском регионе на современном этапе развития общества. В статье изучены, вопросы, районирования Европы, специфики развития туризма в странах туристического региона Восточной Европы, а также проблемы, развития туризма в данном регионе в конце XX -начале XXI в. В статье освещена проблема регионализации Европы, которая сегодня является спорной. Широкую популярность получила классификация туристических зон мира, предложенная ВТО. Также в статье рассматриваются классификации -системы, туристского зонирования, предложенные исследователями Ю.Д. Дмитриевским, А.Г. Манаковым. Помимо прочего, в статье рассматриваются подходы, к районированию Республики Беларусь, опираясь на культурно-географическое районирование мира. Анализ показывает перспективы туристического бизнеса в Восточной Европе. Республика Беларусь как одна из стран этого региона имеет несомненный туристический потенциал.

To the question of the regional eastern Europe as a touristic region at the end of the XX - the beginning of the XXI cen.pdf В XXI в. туризм является одной из наиболее развивающихся отраслей во всем мире. Туристская индустрия в 2015 г. создала 284 млн рабочих мест, что составляет 9,5 % от мировой занятости. По результатам исследования Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO), количество международных туристских путешествий в 2015 г. увеличилось на 4,4 % - до 1,184 млрд [1]. Каждый туристский регион, в том числе и страны Восточной Европы, имеет свою специфику в рамках оказания туристских услуг. В первую очередь, необходимо определить границы Восточной Европы как туристского региона. Вопрос о регионализации Европы является дискуссионным. Перейдем к особенностям районирования Европы в туризме. Широкой известностью пользуется классификация туристских районов мира, предложенная ВТО. В основу данной классификации положены следующие факторы: социальноэкономическое развитие; рекреационный потенциал; развитие социальной инфраструктуры; географическое положение и особенности транспортного сообщения с другими странами. Согласно классификации ВТО можно выделить 6 туристских регионов [1]: 1. Европейский макрорегион: Западная, Северная, Южная, Центральная и Восточная Европа. 2. Ближневосточный макрорегион: Западная и Юго-Западная Азия, Египет и Ливия. 3. Азиатско-Тихоокеанский макрорегион: Юго-Восточная и Восточная Азия, Австралия и Океания. 4. Южно-Азиатский макрорегион: Центральная и Южная Азия. 5. Африканский макрорегион: Африка (за исключением Египта и Ливии). 6. Американский макрорегион: Северная, Южная, Центральная Америка, островные государства и территории Карибского бассейна. Достоинством данной классификации является четкое разделение стран мира на макрорегионы по туристскому потенциалу. Однако считаем, что данная классификация характеризуется рядом недостатков. В первую очередь, существует несоответствие принадлежности некоторых стран к определенному региону. В качестве примера можно привести Америку, которая предполагает рассмотрение в трех регионах: Северная Америка, Латинская Америка, Карибский бассейн. В выделении туристических регионов Африки и Азии также отмечается недостаток единства. Кроме того, классификация недостаточно подробно указывает, какие именно страны входят в состав определенного макрорегиона, что обусловливает недостаточно подробное классифицирование. Еще одной известной классификацией является система туристского районирования, предложенная исследователем Ю.Д. Дмитриевским [2], который предложил иерархию туристских районов: туристско-рекреационная зона; туристский макрорайон; туристский мезорайон; туристский микрорайон. Согласно вышерассмотренной классификации к туристическому региону Восточной Европы относятся: 1) Балтия; 2) Польша; 3) Центральный макрорайон; 4) Причерноморский макрорайон. Несомненным достоинством классификации Ю.Д. Дмитриевского является, в первую очередь, иерархизированность туристических регионов. С помощью разделения на туристско-рекреационные зоны, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие сегменты, данному ученому удалось максимально подробно сегментировать мировой туризм. Однако, полагаем, что к недостаткам данного подхода можно отнести приоритет рекреационных услуг, а не культурно-исторического наследия. Тем самым в значительной степени ограничивается область использования этой классификации: правомерно руководствоваться таким сегментированием стран при анализе рекреационного туризма. Изучение специфики культурного туризма и сегментирования мира с данной позиции требует иного подхода. Крайне важен существующий культурно-ландшафтный подход к выделению туристических регионов мира. Ключевым понятием данного подхода является термин «культурный ландшафт». С позиции советской школы культурный ландшафт понимается как антропогенный ландшафт, который был целенаправленно сформирован с учетом исторической адаптации к природным условиям под влиянием воздействия человека. Сторонники гуманитарного подхода [3-5] понимают под культурным ландшафтом культурноприродную территорию, которая возникла в результате длительного воздействия человека с природой и представляет собой устойчивую связь природных и культурных компонентов. С точки зрения экономико-географического подхода культурный ландшафт представляет собой культурно-хозяйственный территориальный комплекс, образовавшийся в результате воздействия хозяйственной деятельности на природу под влиянием исторических, этнокультурных и экономических факторов. Нами культурный ландшафт понимается как сложный комплекс, включающий в себя природную и культурную составляющие, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны. На основе понятия «культурный ландшафт» можно выделять туристические регионы с позиции культурно-ландшафтного районирования. Как отмечает А.А. Андреев [6], ландшафт образуется под влиянием двух основных факторов: природного и антропогенного. Эти факторы вступают в определенное взаимодействие, в результате которого образуется два пути развития ландшафта. При гармоничном взаимодействии природного и антропогенного факторов образуется культурный ландшафт. При чрезмерном доминировании антропогенного фактора происходит разрушение природного ландшафта, что в конечном счете приводит к образованию деструктивного ландшафта. Среди белорусских исследователей, которые являются сторонниками культурно-ландшафтного районирования, можно выделить работы С.А. За-руцкого [7], занимающегося проблемой районирования нашей страны. Как отмечает этот исследователь, основой выделения культурно-ландшафтных районов является этнокультура населения в совокупности с природными условиями; основой выделения подрайонов - транспортно-коммуникационные связи и историко-культурный потенциал; основой выявления микрорайонов - общности историко-культурного населения, специфика сельскохозяйственной деятельности и единство ландшафта. Г еокультурный подход (историко-культурное районирование) в качестве основы использует такие факторы, как религия населения в историческом контексте; этнические особенности населения, в том числе и языки; история народа; культурное наследие; природные особенности территории [8]. По мнению В.Н. Стрелецкого [9], к факторам, определяющим районы, относятся: региональное сознание населения, его этническая и диалектическая специфика, особенности духовной и материальной культуры; поселенческая структура и специфика взаимодействия человека с природой. Ярким представителем историко-культурного районирования является российский исследователь А.Г. Манаков. Данный исследователь предлагает использование 6 единиц для классификации туристических регионов мира [10]: 1) макрорегион; 2) мезорегион; 3) микрорегион; 4) макрорайон; 5) мезорайон; 6) микрорайон. А.Г. Манаков выделил 10 туристских макрорегионов мира и 46 мезоре-гионов. Проанализируем Восточную Европу как туристический регион согласно классификации А.Г. Манакова: 1) Макрорегион - Зарубежная Европа. 2) Мезорегион - Центральная и Восточная Европа. 3) Микрорегион - Восточноевропейский туристский микрорегион (Молдавия, Украина и Беларусь). Следовательно, в рамках геокультурного подхода и концепции А.Г. Манакова Восточная Европа как туристический регион включает в себя 3 страны [10]: 1) Молдавию; 2) Украину; 3) Беларусь. Среди белорусских исследователей, являющихся приверженцами культурно-исторического районирования, можно отметить труды А.А. Смолича. Данный исследователь выделил культурно-исторические районы Республики Беларусь, что позволило составить карту районирования нашей страны [11]. Ярчайшим белорусским представителем культурно-географического районирования мира является И.Н. Шарухо [12]. Учитывая всю совокупность районообразующих признаков и факторов районирования, данный исследователь выделил 19 интегральных культурно-географических районов Республики Беларусь (КГР): Полоцкая земля, Витебское Подвинье, Подисенье, Ви-лейщина, Гродненское Понёманье, Новогрудская земля, Верхнее Понёманье, Минская земля, Борисовская земля, Слуцкая земля, Бобруйская земля, Оршанское Поднепровье, Могилёвское Поднепровье, Мстиславско-Кричевская земля, Брестское Полесье, Пинское Полесье, Туровская земля, Припятское Полесье, Г омельское Полесье. В XXI в. туристический потенциал Восточноевропейского региона активно развивается. Это утверждение находит отражение в многочисленных трудах отечественных и зарубежных исследователей. В своем диссертационном исследовании А.П. Никогосян [13] выделяет Европейский регион в качестве наиболее посещаемого туристического сектора в мире. Это детерминировано вариативностью предоставления туристических услуг, а также относительно невысокими ценами на туризм в данном секторе. Сходного мнения придерживается и В.А. Набедрик [14], отметившая доминирующую роль туристического сектора Центрально-Восточной Европы на примере лечебного туризма. Анализируя особенности туристического брендинга стран Восточной Европы, зарубежный исследователь Д. Холл [15] отмечает, что существует три основных ограничения, затрудняющих продвижение данных стран на мировом туристическом рынке. В первую очередь, это недостаток финансирования маркетингового продвижения страны на мировом туристическом рынке, что в значительной степени усугублено недостатком опыта работы на международном туристическом рынке у стран Восточной Европы. Во-вторых, это стремление стран Восточноевропейского региона к получению немедленных результатов, которые могут оказаться непрочными, так как для создания сильного туристического бренда необходимы достаточно большое количество времени и длительное финансирование. Третьей проблемой является наличие централизованных, а также частично авторитарных режимов в странах Восточной Европы, что затрудняет брендинг данных стран по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой. Необходимо также отметить, что после распада СССР страны Восточной Европы столкнулись с тем, что их национальный туристический продукт не мог в полной мере конкурировать с туристическими ресурсами стран западного мира. В настоящее время ситуация значительно меняется за счет разработки проблем туризма на государственном уровне. Однако необходимо отметить, что во многих современных исследованиях развитие туризма в странах Восточной Европы по сей день оценивается как более низкое по сравнению с Западноевропейским регионом. В то же время большинство исследователей отмечают большой потенциал современной Восточной Европы как туристического региона. К примеру, О.В. Шувалова [16] говорит о том, что предпосылками роста туризма в странах Восточной Европы выступают развитая инфраструктура, невысокая стоимость туристических услуг и богатая история и культурное наследие стран Восточной Европы. Республика Беларусь является страной с богатейшим потенциалом, способным привлечь множество туристов. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в стране в последние годы произошли значительные перемены в области туристической инфраструктуры. Так, в 2013 г. Республику Беларусь посетили 6 240,4 тыс. иностранных граждан (из них 4 100,2 тыс. граждан СНГ), в то время как в 2012 г. их количество составило 6 127,5 тыс. человек (из них 3 881,9 тыс. граждан СНГ) [17]. Численность организованных туристов, прибывших в республику в 2014 г., составила 137,4 тыс. человек, что на 0,5 % больше, чем в 2013 г. Из стран СНГ прибыло 115,6 тыс. человек (на 1,3 % больше уровня 2013 г.). Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией - 113,2 тыс. человек (увеличение на 1,7 % по сравнению с 2013 г.) и Украиной - 1,8 тыс. человек (по сравнению с 2013 г. уменьшение на 10,3 %). В 2015 г. число посетивших Республику Беларусь составило 276 260 человек, из них туристов - 91 528 человек [17]. Это свидетельствует о положительной динамике развития въездного туризма в стране. Однако сегодня в Республике Беларусь остаются следующие нерешенные проблемы в развитии туризма: - отсутствие единой, общепризнанной в стране методики оценки рынка, а также полной статистической отчетности о потоках туристов по республике и регионам; - недостаток уровня комфорта средств размещения туристов согласно международным стандартам; - недостаточный уровень инвестирования в сферу туризма от государства и частных лиц; - отсутствие системы единого научного и информационного обеспечения туристического продукта в рамках въездного и выездного туризма. И это все при росте конкуренции на туристических рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы. Проведенный анализ свидетельствует о перспективности туристского бизнеса в странах Восточной Европы. Республика Беларусь как одна из стран этого региона обладает несомненным туристическим потенциалом. И несмотря на то, что в настоящее время страна не играет значительной роли на международном туристском рынке, активные действия со стороны государства, в частности, активная работа в направлении привлечения инвестиций в отрасль, реставрация объектов культурно-исторического наследия, говорят о серьезной работе в данном направлении. Все это вкупе позволит занять Республике Беларусь свою нишу не только в Восточноевропейском регионе, но и на международной туристской арене.

Ключевые слова

Восточная Европа, туристский регион, районирование, культурноисторический подход, tourism, Eastern Europe, tourist region, cultural and historical approach

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Харитон Виктория ВалентиновнаГродненский государственный университет им. Я. Купалыаспирант кафедры культурного наследияvvhariton@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

World Trade Organization [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org. (дата обращения: 16.11.2016).
Дмитриевский Ю.Д. Туристские районы мира. Смоленск: СГУ, 2000. 224 с.
Герасимов А. С. Подходы к исследованию региональной идентичности в отечественной науке // Вестник Псковского государственного университета. Естественные и физико-математические науки. 2013. Вып. 3. С. 57-63.
Иванова Л.В. Историко-культурный ландшафт: концептуальные подходы, проблемы сохранения и перспективы изучения // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. № 7. С. 98-100.
Калуцков В.Н. Схематизация культурного ландшафта // Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования / отв. ред. В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская. М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. 172 с.
Андреев А.А. Опыт культурно-ландшафтного районирования России // Псковский регионол. журнал. 2012. № 13. С. 12-25.
Заруцкий С.А. Рекреационные ресурсы культурно-ландшафтных микрорайонов Барановичского административного района Брестской области / С.А. Заруцкий, А.В. Грибко // Мониторинг окружающей среды: сб. материалов II Международной науч.-практ. конф., Брест, 2527 сентября 2013 г.: в 2 ч. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол: И.В. Абрамова. Брест: БрГУ, 2013. С. 35-37.
Исаченко А.Г. Принципы историко-географического районирования (на примере Северо-Запада Европейской России) // Известия Русского географического общества. 2013. Т. 145, вып. 1. С. 3-20.
Стрелецкий В.Н. Культурный регионализм: сущность понятия, проблемы изучения и система индикаторов // Псковский регионол. журнал. 2012. № 14. С. 9-21.
Манаков А.Г. Туристские районы мира. География культурного наследия. Псков: ПГПУ, 2011. 320 с.
Бусько В.Н. Они были первыми академиками-экономистами Беларуси / под ред. П.Г. Никитенко. Минск: Право и экономика, 2001. 72 с.
Шарухо И.Н. Проблемы культурно-географического районирования мира // Магшеусю мерыдыян. 2013. № 1-2 (20-21). Т. 13, вып. 1-2. С. 73-79.
Никогосян А.П. Экономические аспекты въездного туризма в страны Восточной Европы: автореф. дис.. канд. экон. наук. СПб., 2000. 26 с.
Набедрик В.А. География лечебного туризма в Европе: Модели развития и трансформационные процессы: автореф. дис.. канд. геогр. наук. М., 2005. 24 с.
Hall D. Branding and national identity: the case of Central and Eastern Europe // Destination Branding: Creating the Unique Destination Proposition / ed. by Nigel Morgan, Annette Pritchard, Roger Pride. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2014. P. 111-127.
Шувалова О.В., Ардашева В.Н. Особенности современного туризма в странах Восточной Европы // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2013. № 4. С. 54-59.
Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.belstat.gov.by (дата обращения: 22.10.2016).
 К вопросу районирования Восточной Европы как туристского региона в конце ХХ - начале ХХI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI:  10.17223/22220836/29/14

К вопросу районирования Восточной Европы как туристского региона в конце ХХ - начале ХХI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/14