Оперные постановки томичей в 1900-1920-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/16

Оперные постановки томичей в 1900-1920-х гг.

В статье рассматриваются аспекты музыкальной жизни Томска в 1900-1920 гг. Одной из интересных особенностей этого периода явились постановки опер, которые были осуществлены, силами томских музыкантов. В оперных спектаклях участвовали самодеятельные и полупрофессиональные артисты, а также преподаватели музыкальных школ. Эти спектакли сыграли важную роль в развитии музыкальной культуры Томска. Статья содержит сведения об исполнителях, режиссерах и дирижерах оперных спектаклей. Статья создана на основе материалов государственных архивов, а также публикаций в томской периодической печати.

Opera Productions by Inhabitants of Tomsk in 1900-1920.pdf Одним из интересных моментов в истории музыкальной жизни Томска являются постановки опер, в которых участвовали местные самодеятельные и полупрофессиональные артисты. Томск заметно отличался большей активностью музыкальной жизни от других сибирских городов в начале XX в. Этому, безусловно, способствовали деятельность Томского отделения Императорского Русского музыкального общества (ТО ИРМО) и его музыкальных классов, открытие высших учебных заведений: университета и технологического института. Эта сторона музыкальной жизни Томска мало отражена в литературе, и в настоящей работе сделана попытка возместить определенный пробел в освещении музыкальной истории Томска. Известно, что первое обращение к постановке в концертах оперных номеров и сцен из опер относится к середине 1880-х гг. [1, 2]. В подготовке этих концертов активное участие принимали энтузиасты развития музыкальной культуры города А.А. Ауэрбах, супруги К.И. и Г.С. Томашинские. Однако осуществить постановку целых опер с участием хора, оркестра, с наличием минимальной сценической обстановки, костюмов и аксессуаров стало возможным только на рубеже XIX-XX вв. Среди основных причин, которые способствовали этому, следует назвать деятельность музыкальных классов ТО ИРМО, в которых ежегодно обучались пианисты, скрипачи и вокалисты под руководством опытных педагогов, наличие в том числе в Томске выпускников столичных консерваторий. Программа подготовки учащихся содержала разучивание оперных партий и ансамблей (дуэтов, трио). Приезд в начале XX в. в Томск в качестве преподавателя по вокалу известного певца Я.Я. Карклина, который был солистом Большого театра, оживил интерес жителей Томска к опере. Карклин организовал крупный хор, который с успехом исполнял хоры из опер. В концертах стали исполняться вокальные ансамбли из опер. Например, в одном из концертов 1902 г. томские певцы-любители исполнили довольно сложный квинтет из оперы Глинки «Руслан и Людмила», а одна из участниц А. Болеславова исполняла в концертах и виртуозную арию Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. В октябре 1908 г. была осуществлена постановка оперы Даргомыжского «Русалка», которую подготовил известный в России певец Василий Алексеевич Цветков, волею судеб работавший в Томске в 1908-1912 гг. Цветков был приглашен занять место директора музыкальных классов. В этот период шла активная деятельность музыкальной общественности города по преобразованию классов в музыкальное училище, и Цветков стал первым директором музыкального училища. Первый директор музыкального училища ТО ИРМО В.А. Цветков К участию в постановке оперы Цветков привлек любителей, учеников музыкальных классов. Опера, правда, шла в так называемом концертном варианте, т.е. «без костюмов, без игры на сцене», как писала газета «Сибирская жизнь» [3]. Опера шла под аккомпанемент опытного музыканта-любителя пианиста Ивана Васильевича Соколова. Соколов неоднократно аккомпанировал при исполнении не только оперных отрывков, но и играл оперы целиком, пользуясь клавиром произведений. Инженер-путеец Соколов был талантливым музыкантом, руководил музыкальным кружком в Железнодорожном собрании города и был активным участником музыкальной жизни города вплоть до своей смерти в 1914 г. О масштабности этого события говорит тот факт, что опера исполнялась на самой главной сцене города - в Общественном собрании. Средства на постановку были предоставлены Обществом вспомоществования учащимся. Для исполнения партии Русалки Цветков пригласил из Москвы свою супругу блестящую певицу Елену Яковлевну Цветкову. Елена Яковлевна приехала в октябре 1908 г. Это был смелый и благородный шаг певицы, ведь в то время поездка по железной дороге из Москвы в Томск занимала не менее двух 174 недель, а Цветкова имела ангажемент в оперном театре С. Зимина в Москве. Роль Русалки была в ее репертуаре одной из лучших. Постановка оперы вызвала «выдающийся интерес в музыкальной жизни нашего города», как писала та же «Сибирская жизнь». Интересно, что рецензент, выступивший в газете с неприятием самой идеи постановки целой оперы без костюмов и декораций, затем пишет о положительных достоинствах исполнения: великолепном хоре (более 100 человек), прекрасной игре певца-любителя Наумова в роли Мельника. Все это говорит о том, что опера была благосклонно принята томичами. Руководил исполнением в роли дирижера сам директор классов. Партнерами Е. Цветковой в этом спектакле выступили томские певцы-любители тенор Д.П. Вележев (Князь), бас М.Ф. Наумов (Мельник), сопрано Н.А. Караулова (Ольга). Нина Караулова была ученицей музыкальных классов и принадлежала к наиболее способным ученицам Цветкова. Прекрасный голос, сценическая привлекательность снискали молодой певице большую любовь томичей. Караулова участвовала в многочисленных концертах, имела большой репертуар. Впоследствии она выступала на профессиональной сцене под фамилией Бреккер-Караулова. Известны выступления Карауловой в таких операх, как «Сын мандарина» Кюи (партия Иеди), «Рафаэль» Аренского (партия Форна-рины), «Вражья сила» Серова (партия Даши), «Риголетто» Верди (партия Джильды). К сожалению, подробной информацией о жизни и деятельности этой артистки мы пока не располагаем. После отъезда из города В.А. Цветкова активность оперных постановок в Томске существенно снизилась. Определенное ослабление интереса к оперным постановкам было связано также с событиями мировой войны, начавшейся в 1914 г., когда часть преподавателей и учащихся была призвана в армию. Новый директор музыкального училища Павел Виноградов был блестящим пианистом и занимался в основном укреплением класса преподавания фортепиано, организацией камерных концертов и собственных выступлений. И тем не менее в сезоне 1913/14 года были подготовлены две крупные постановки: «Травиата» Верди и «Русалка» Даргомыжского. Оперы прошли, как гласили афиши, «в костюмах, декорациях и при полной обстановке». Руководили постановками опытные и интересные музыканты. Оркестром при исполнении «Русалки» руководил Константин Александрович Ардатов, оперный певец (баритон), подвизавшийся в провинциальных оперных труппах и имевший большой сценический опыт. В ряде источников ошибочно указывается, что Ардатов получил образование в Московской консерватории. В действительности он получил музыкальное образование в Московском музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. В составе провинциальных оперных трупп он объехал города России: Казань, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. Именно в Томске началась педагогическая деятельность Константина Александровича. Впоследствии он преподавал в музыкальных заведениях Симферополя и Краснодара. В Томске он преподавал вокал в музыкальном училище, был в 1915-1920 и 1922-1923 гг. его директором. Для участия в постановке оперы «Русалка» были подготовлены балетмейстером С.В. Люзинской несколько балетных пар, исполнивших танцы русалок. В 1913 г. дважды прошла опера Римского-Корсакова «Майская ночь», поставленная под руководством Леонида Николаевича Виссонова, служащего одного городского учреждения, ставшего затем хормейстером, великолепным знатоком пения и хоров. Виссонов несколько лет служил регентом одного из крупных соборов в Томске. Аккомпаниатором при постановке оперы был также Иван Васильевич Соколов. Этот год стал заметным по постановке оперных спектаклей. Помимо «Майской ночи», были осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» Глинки, «Алеко» Рахманинова, «Сын мандарина» Кюи. В апреле 1913 г. состоялся оперный вечер с исполнением сцен из опер «Кармен» Бизе (2-й акт) и «Фауст» Гуно (3-й и 4-й акты). Опера «Русалка» была очень популярной для постановки местными силами. В 1916 г. оперу поставил прекрасный певец бас-баритон Иван Иванович Березнеговский, чьи жизнь и творчество стали яркой страницей в музыкальной истории Томска [4, 5]. И.И. Березнеговскии - Мельник (опера «Русалка») Березнеговский блестяще исполнил партию Мельника. Опера давалась в Томске два раза, и на этот раз организаторы постановки сумели изготовить костюмы и небольшие декорации. В главной роли выступила Ольга Леонидовна Шиловская, уроженка Томска, учившаяся (как и Иван Березнеговский) в Московской консерватории у профессора У. Мазетти, но из-за болезни не сумевшая окончить консерваторию. Позднее в Томске Ольга Шиловская стала известным врачом-стоматологом. Сестра ее Мария окончила Московскую 176 консерваторию по классу фортепиано, была прекрасным педагогом и содержала в Томске частную музыкальную школу. «Военный» 1916 г. был интересен еще несколькими оперными постановками. В марте этого года силами преподавателей и учащихся училища был поставлен «Евгений Онегин». Постановку осуществил ставший директором училища Константин Ардатов. Опера шла под аккомпанемент пианиста Ф.Л. Петкевича, поскольку собрать нужный оркестр не удалось - многие музыканты были призваны в действующую армию. Некоторые музыкальные эпизоды поддерживал небольшой оркестр под управлением скрипача А.В. Буздыханова. В 1919 г. в одной из томских газет появилось любопытное сообщение о создании своеобразного оперного товарищества, в которое вошли артисты различных оперных антреприз, оказавшиеся в городе в период Гражданской войны. В товариществе были артисты из Перми, Екатеринбурга, Иркутска. Деятельность этого объединения была весьма непродолжительной и не оказала существенного влияния на развитие музыкальной жизни города. В летние месяцы 1920 г. состоялись несколько оперных вечеров, на которых исполнялись сцены из опер. В исполнении приняли участие как профессиональные артисты, жившие и работавшие в то время в городе, так и любители. Среди профессиональных певцов в первую очередь назовем Ивана Березнеговского, лирико-драматического баритона Александра Ульянова, сопрано Казаринову. Эти певцы пользовались любовью и уважением томской публики. Большим участием в музыкальной жизни Томска отмечена и жена А.Н. Ульянова - драматическое сопрано Вера Сотеровна Клопотовская [6]. До приезда в Томск Клопотовская пела в оперных труппах Тбилиси, Баку, Харькова, Тамбова. Певица обладала хорошо поставленным голосом, ровным во всех регистрах. Рецензенты столичных газет неизменно отмечали и прекрасное драматическое дарование артистки. Апофеозом оперной карьеры В.С. Клопотовской, безусловно, надо считать ее выступление в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок». Певица впервые на оперной сцене России исполнила партию Золотого петушка. В период своего пребывания в Томске в 1919-1922 гг. В. Клопотовская принимала активное участие в концертах-митингах, была в числе организаторов 1-го Сибирского трудового вокально-музыкального товарищества -своеобразного музыкального кооператива. В 1922 г. Клопотовская выступила как оперный режиссер, поставив оперу «Пиковая дама», в которой участвовали лучшие вокалисты города. В этом же году Клопотовская, как и некоторые другие томские музыканты, получила приглашение участвовать в организации Сибирской государственной оперы (Сибгосоперы) в г. Новосибирске и выехала из Томска. Партнером Веры Сотеровны на сцене долгие годы был ее муж А.Н. Ульянов, неоднократно выступавший и в Томске. Супруги впоследствии работали в оперных театрах Перми и Свердловска. Томск в рассматриваемый период времени отличался от других сибирских городов тем, что в нем работали дополнительно две частные музыкальные школы, в которых также делались попытки оперных постановок. Это были школы, которыми руководили опытные педагоги пианистки М.Л. Шиловская (затем школой руководила К.И. Томашинская) и Ф.Н. Тютрюмова. В этих школах работали опытные преподаватели вокала, проявлявшие инициативу в постановке отдельных номеров, сцен и отдельных актов из опер. Известны также постановки целых опер, шедших в сопровождении игры на рояле в две либо четыре руки. В деле постановки оперных спектаклей частные музыкальные школы не отставали от музыкального училища. Музыкальная школа, которой руководила Феофания Николаевна Тютрюмова, прекрасная пианистка и блестящий педагог, силами учащихся своей школы представила на суд горожан в Общественном собрании две небольшие оперы Ц. Кюи в концертном исполнении: «Снежный богатырь» и «Кот в сапогах». Исполнение было тепло принято зрителями. Камерные оперы Кюи были доступны для исполнения самодеятельными артистами и учениками музыкальных школ. Так, в апреле 1909 г. учащиеся музыкальных классов обратились к опере Кюи «Сын мандарина». Была поставлена также одноактная опера А. Аренского «Рафаэль». Естественно, что многие оперы, которые исполнялись силами любителей музыкального искусства, шли с большим количеством купюр, как оркестровых, так и вокальных и хоровых. И все же нельзя отрицать того громадного эмоционального и музыкального воздействия и влияния этих самодеятельных полупрофессиональных постановок. Они стали неотъемлемой частью музыкальной истории Томска. Вполне естественно, что основная работа по подготовке оперных спектаклей была сосредоточена в музыкальном училище города, представлявшем крупное учебное заведение, в котором обучались 150-200 учащихся (в 19201925 г. эта цифра доходила до 400 и более учащихся). В училище были классы вокальной подготовки, класс оперного ансамбля. Значительное внимание уделялось занятиям по дикции. В декабре 1916 г. в музыкальной школе Шиловской была поставлена опера Мусоргского «Борис Годунов». Ведущие партии были поручены профессиональным певцам, в частности И.И. Березнеговскому (он выступил на этот раз под псевдонимом Зиминский) и О.М. Соболевской. В числе других исполнителей были чиновники, представители томской интеллигенции. Говоря о постановке оперных спектаклей в Томске, нельзя обойти вниманием деятельность других общественных организаций, которых в городе было очень много и которые занимались организацией художественной и культурной жизни города. Среди таких обществ следует назвать в первую очередь Общество попечения о народном образовании, Общество вспомоществования учащимся, Драматическое общество. Роль этих обществ не сводилась только к организации спектаклей или, скажем, к оплате аренды инструментов и помещений. Члены обществ готовили костюмы и декорации, участвовали в подборе самодеятельных артистов. Конечно, выбор исполнителей в городе был весьма ограничен, и часто для участия в постановках приглашались заезжие певцы. В феврале 1905 г. Драматическое общество подготовило оперный спектакль, в котором помимо сцен из опер «Евгений Онегин» и «Русалка» была исполнена небольшая камерная опера русского композитора П. Шенка «Последнее свидание». А в конце 1908 г. Драматическое общество подготовило оперный спектакль, в котором были исполнены сцены из опер «Демон», «Фауст», «Травиата». Представленные материалы, на наш взгляд, свидетельствуют, что постановки оперных спектаклей в начале XX в. являлись существенной частью музыкальной жизни Томска и способствовали формированию культурного облика города.

Ключевые слова

Томск, музыкальная культура, опера, режиссер, певец, Tomsk, musical culture, opera, director, singer

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вавилов Станислав Платонович Томский политехнический университет кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетикиbaron@tpu.ru
Ткаленко Ярослав ВладимировичТомский академический симфонический оркестрТомская областная филармония, главный дирижер и художественный руководительbaron@tpu.ru
Всего: 2

Ссылки

Отчет Томского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1888-1889 годы. Томск, 1889. 32 с.
Куперт Т.Ю. Музыкальное прошлое Томска. Томск, 2006. 787 с.
Сибирская жизнь (Томск). 1908. № 230. 28 окт.
Вавилов С.П. Иван Березнеговский // Томская старина. 1992. № 1(3). С. 10-11.
Вавилов С.П., Березнеговская Е.И. Бас Иван Березнеговский // Персона. 2008. № 5. С. 54-57.
Вавилов С.П. Забытые партнеры Ф.И. Шаляпина // Музыкальная культура и образование: историко-теоретические аспекты и проблемы современности: материалы открытой Сибирской VI Межрегиональной научно-практической конференции, Томск, 23-24 апр. 2010 г. Томск, 2011. С. 115-122.
 Оперные постановки томичей в 1900-1920-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI:  10.17223/22220836/29/16

Оперные постановки томичей в 1900-1920-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/16