Законодательные акты Советского государства как источник изучения музейного менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/21

Законодательные акты Советского государства как источник изучения музейного менеджмента

В статье представлена источниковедческая критика актов законодательных и исполнительных органов Советского государства как источников изучения музейного менеджмента. Выявлены и охарактеризованы основные разновидности законодательных актов советского периода - декреты, постановления, положения, направленные на регулирование музейного дела в Советской России. Определено время издания актовых документов, раскрыты их происхождение и содержание, дана оценка полноты и достоверности содержавшихся в них сведений относительно музеев и музейного менеджмента. Выяснены, важнейшие составляющие музейного менеджмента, нашедшие отражение в законодательных актах, определены возможности их реализации.

Legislative acts of the soviet state as a source of study of museum management.pdf Исследование музейного менеджмента как комплексной деятельности, способствующей оптимизации функций музея по собиранию, хранению и презентации разнообразных памятников культурного наследия, требует большой работы по накоплению и систематизации источников. В числе первой видовой группы исторических источников изучения музейного менеджмента следует рассматривать законодательные акты, которые отражают правовые нормы музейного дела. Важно отметить, что к истории государственного руководства и управления российскими музеями обращались некоторые исследователи, они проанализировали организационное и законодательное обеспечение государственного управления советскими музеями, назвали отдельные законы и нормативные постановления, касавшиеся музейной сферы [1, 2]. Однако источниковедческого анализа государственных актов регулирования музейной области не проводилось. В данной статье впервые в музееведческой литературе ставится задача охарактеризовать законодательные и распорядительные документы советского периода с точки зрения отражения в них проблем формирования и функционирования музейного менеджмента. Законодательные акты в виде декретов, постановлений, инструкций и резолюций, а с принятием Конституции СССР 1936 г. - государственных законов, постановлений и распоряжений, регулировавших музейное дело, стали издаваться с первых лет Советской власти. Кроме того, издавались постановления ЦК КПСС, имевшие силу закона. Первые советские декреты, касавшиеся музейного дела, были направлены на формирование единой государственной системы управления музеями и музейным строительством. В декретах 19181928 гг. формулировались важнейшие положения музейного менеджмента о правовой основе открытия и деятельности музеев, о совершенствовании механизма управления, о методах и средствах управления музеями. Так, в Декрете «О национализации Третьяковской галереи» говорилось о необходимости «срочно выработать и ввести в действие новые положения об управлении галереей» [3. С. 389-390]. Декрет «О национализации усадьбы „Ясная Поляна“», изданный 13 июня 1921 г., содержал указания на то, что усадьба является национальной собственностью РСФСР и передается для управления в ведение Главмузея Наркомата просвещения, который назначает хранителя. Назначенный хранитель получал право приглашать сотрудников, должен был сформировать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр и организовать свободный доступ посетителей к историческим ценностям усадьбы [4]. Декретом ВЦИК от 8 марта 1923 г. было сформулировано важное положение музейного менеджмента о методах и средствах организации внутримузейной деятельности. Предлагалось провести перерегистрацию собраний и отдельных наиболее значимых памятников искусства и старины, находившихся на учете в Наркомате просвещения, и, что особенно важно подчеркнуть, «установить для предметов, имеющих исключительно музейное значение, постоянную государственную регистрацию и учет». Согласно этому декрету планировалось создание особых научно-художественных экспертных комиссий, и все предметы, «оставленные после перерегистрации на учете музейного отдела», признавались государственным достоянием и подлежали контролю со стороны государства [5]. Законодательные акты 1920-х гг. содержат важнейшие положения музейного менеджмента об установлении музейного режима, об организации внутримузейных работ и контроля за ними. Так, в 1924 г. был издан Декрет ВЦИК и СНК СССР «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы», в котором были установлены меры сохранения памятников и музейных предметов, находившихся в коллекциях и музеях, не подведомственных Наркомату просвещения [6]. Сразу после публикации этого декрета Наркомат просвещения разработал и обнародовал «Инструкцию об учете и охране памятников искусства, старины, быта и природы», в которой было прописано первое в музейном деле России требование «иметь специальные описи» предметов музейного значения в частных коллекциях и ведомственных музеях. Отмечалось, что составление таких описей должно быть осуществлено по формам, разработанным в отделе по делам музеев Наркомата просвещения, и проводиться под руководством губернских подотделов по делам музеев. В инструкции были перечислены предметы и коллекции изобразительных и вещественных памятников, а также памятников природы, в обязательном порядке включавшихся в описи. Одновременно указывалось на контролирующую роль государственных органов управления в деле учета и охраны памятников [7. С. 42-43]. Декретом Совета народных комиссаров от 17 февраля 1925 г. был утвержден «список научных, музейных, художественных и по охране природы учреждений и обществ, находящихся в ведении Главного управления научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения РСФСР». Декрет обеспечивал важные шаги на пути развития музейного менеджмента, поскольку классификация музеев позволила систематизировать все разнообразие музейной деятельности, создать на основании полученных сведений комиссии, контролирующие музейную деятельность [8]. 228 Важные составляющие музейного менеджмента - формирование механизма управления музеями, укрепление контроля над музейной работой -нашли отражение в Постановлении ВЦИК и СНК от 20 августа 1928 г. В этом документе были обозначены мероприятия по пересмотру внутренней структуры музея, внесены предложения по усилению государственного контроля над деятельностью музеев. Впервые в актовых документах была отмечена необходимость повышения квалификации и переподготовки специалистов, работавших в музеях, т.е. сформулирована одна из задач музейного менеджмента. Ведь управление персоналом является одним из приоритетных направлений музейного менеджмента, и вопрос о ненадлежащем уровне подготовки музейных работников являлся на тот момент более чем актуальным. Постановлением 1928 г. впервые в советском музейном деле был затронут вопрос об увеличении бюджетных ассигнований для укрепления материальной базы и для повышения заработной платы сотрудников музеев [9. С. 168-169]. В законодательных актах, вступивших в силу после 1-го Всероссийского музейного съезда, который, как известно, нацеливал музейное сообщество на активное участие в социалистическом строительстве, уделялось больше внимания к организации внутримузейной работы. Постановление коллегии Наркомата просвещения об антирелигиозном музейном строительстве включало прямое распоряжение в адрес музеев: «Антирелигиозную пропаганду в экспозиции, этикетаже, при проведении экскурсий, индивидуальных консультаций, при проведении тех или иных массовых политико-просветительных мероприятий соответственно своим целевым установкам обязаны проводить все без исключения музеи какого бы типа они ни были». В Постановлении предписывались специальные формы музейной работы: открытие антирелигиозных музеев, оформление антирелигиозных отделений в краеведческих музеях, организация экспозиционной и выставочной работы по антирелигиозной тематике. Особое значение придавалось подготовке специалистов, способных заниматься антирелигиозной работой в музеях. С этой целью планировалось организовать краткосрочные курсы при Центральном антирелигиозном музее в Москве для подготовки антирелигиозников-музееведов, созвать музейноантирелигиозную конференцию, приступить к изданию «серии методических писем по антирелигиозной работе музеев» [10. С. 127]. Самый основательный актовый документ о музеях - Постановление ВЦИК «О состоянии и задачах музейного строительства РСФСР» - был издан в 1934 г. В нем одобрялась работа музеев «по истории науки, истории техники и освоению трудящимися культурного наследия прошлого», намечались планы «обеспечения сохранности» и реставрации памятников, издание научных трудов и путеводителей по музеям, а также издание репродукций музейных памятников. Постановление 1934 г. включало такое положение музейного менеджмента, как совершенствование организационной структуры музея с целью рационального использования его финансовых, интеллектуальных, человеческих ресурсов. В документе 1934 г. получила дальнейшее развитие идея подготовки и переподготовки кадров, предлагалось «для обеспечения музеев кадрами квалифицированных работников разработать в месячный срок систему мероприятий по подготовке и переподготовке работников музеев, в частности организовать в 1934 г. для музейных работников, окончивших соответствующие высшие учебные заведения, центральные высшие музейные курсы и краткосрочные курсы для переподготовки работников районных музеев». Предполагалась укрепить систему управления музеями со стороны Музейного отдела Наркомата просвещения, организовать в его составе научно-методический совет для усиления методического руководства музейной работой на местах. Вновь после выхода Постановления ВЦИК от 1928 г. планировалось «разработать типовые нормы финансирования центральных и местнобюджетных музеев, особенно обратив внимание на необходимость повышения зарплаты и введение периодических прибавок за выслугу лет, а также создание лучших условий для работы руководящих и научных работников». Кроме того, указывалось на необходимые расходы «на приобретение и ремонт экспонатов, изготовление новых экспонатов, расходы на ведение научноисследовательской работы, выставочной и массово-политико-просветительной работы» [11. С. 431-433]. Однако ни в 1928, ни в 1934 г. не предлагались меры по реализации важных правительственных решений. Тем не менее на основе постановления 1934 г. была разработана инструкция по учету, инвентаризации и хранению музейных материалов, увидевшая свет в 1938 г. Подобно инструкции 1924 г., новый актовый документ касался режима деятельности музеев, выполнения ими функций сохранения фондовых материалов [12]. Послевоенные десятилетия отмечены изданием новых актовых материалов, которые обновили правовую основу музейной деятельности в Советской России, уточнили механизмы управления музеями. Так, в постановлении третьей сессии Томского областного Совета депутатов трудящихся «О состоянии и мерах улучшения работы культурно-просветительных учреждений области», принятом в 1946 г., были сформулированы такие задачи Томского областного краеведческого музея, как «изучение и собирание материалов исторического прошлого и настоящего области, а также материалов, характеризующих участие трудящихся области в Великой Отечественной войне». Особенно важно то, что решением Томского Совета депутатов трудящихся было запланировано профинансировать музейные работы, правда, сумма этого финансирования - 485 тыс. руб. - составляла чуть более 10 % всех расходов на культурно-просветительную работу в Томской области [13. С. 2-4; 14. С. 31]. В наибольшей степени важнейшие составляющие музейного менеджмента проявились в Положении об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее, принятом в 1948 г. Комитетом по делам культурнопросветительных учреждений при Совете министров РСФСР и опубликованном два года спустя [15]. В Положении уточнялся статус местных музеев (впервые за предшествующие годы они были обозначены как исследовательские учреждения), определялась их роль в общественном развитии, формулировались цели и задачи музейной работы в соответствии с «задачами коммунистического строительства»: «Областной, краевой, республиканский (АССР) краеведческий музей является государственным научно-исследовательским и культурно-просветительным учреждением, которое путем всестороннего изучения края, собирания и показа материалов распространяет знания о крае в широких массах населения в целях коммунистического воспитания трудящихся, мобилизации их на выполнение хозяйственно-политических задач и воспитания в них любви к своему краю и советской Родине» [15. С. 215]. В Положении 1948 г. затрагивались вопросы организационной структуры 230 краеведческих музеев, предписывалось создание дополнительных отделов, а именно экспозиционного отдела и отдела фондов, который занимался хранением музейных предметов и коллекций. Вопросы управления музеями, обеспечения сохранности их фондов и музейного имущества, организации контроля за исполнением музейных законоположений были включены в постановления Совета министров СССР 1965 и 1983 гг. В Постановлении 1983 г. утверждалось, что министерства и ведомства «несут ответственность за обеспечение сохранности входящих в состав музейного фонда Союза ССР коллекций и отдельных предметов, находящихся в подведомственных им музеях...». И далее высказывалось требование «о создании надлежащих условий хранения музейных предметов, запрещалось использовать помещения музеев «не по прямому их назначению» [16. С. 184]. Вопросы планирования и организации музейной работы, в основном в интересах партийно-государственного руководства, содержались в Постановлении ЦК КПСС 1964 г. «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся». Партийное постановление предписывало Министерству культуры СССР «организовать во всех музеях, кроме мемориальных, отделы по советскому периоду - от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней». В музейных экспозициях предлагалось «отразить успехи коммунистического строительства в СССР, победу ленинского курса Коммунистической партии, борьбу советского народа за осуществление Программы КПСС...» [17. С. 416-417]. Как видно, законодательные акты 1918-1983 гг. содержат чрезвычайно важную информацию для изучения музейного менеджмента в России, позволяющую проследить изменения правил и организации музейного управления. Охарактеризованные актовые документы вполне достоверно отражают государственную музейную политику. Нужно, однако, отметить, что источник не вполне отражает запросы реальной действительности, в нем практически отсутствуют законодательные требования о порядке и формах исполнения предлагаемых мер и решений, не прописано, каким образом музеи должны были решать предлагаемые задачи. Такие упущения, неполнота законодательной информации, с одной стороны, обеспечивают дополнительный материал для изучения музейного менеджмента, а с другой - требуют привлечения сведений из других источников.

Ключевые слова

музейное дело, источники изучения музейного менеджмента, законодательные акты, museum science, museum management, legislative acts, sources of museum management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кроуфорд Мария Дмитриевна Томский государственный университет аспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыmaria.crawford@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг. // Музей и власть. Ч. 1: Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.) / отв. ред. С.А. Каспаринская. М., 1991. С. 112-148.
Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.) // Музей и власть. Ч. 1: Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.) / отв. ред. С.А. Каспаринская. М., 1991. С. 249-280.
Декрет «О национализации Третьяковской галереи» от 3 июня 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 2: 17 марта - 10 июля 1918 г. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1959. С. 389-390.
Декрет «О национализации усадьбы „Ясная Поляна“» от 13 июня 1921 г.: [переиздание] // Охрана памятников истории и культуры. М.: Советская Россия, 1973. С. 28-30.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 8 марта 1923 г. «Об учете и регистрации предметов искусства и старины» // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 1: 1917-1927 гг. М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР, 1949. С. 132-133.
Декрет ВЦИК и СНК СССР «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» от 7 января 1924 г. // Собрание узаконений и распоряжений за 1924 г. / Управление Совнаркома СССР. М., 1924. Отдел 1-й, № 18. С. 234-235.
Инструкция об учете и охране памятников искусства, старины, быта и природы: [переиздание] // Охрана памятников истории и культуры. М.: Советская Россия, 1973. С. 42-53.
Декрет Совета народных комиссаров «Об утверждении списка научных, музейных, художественных и по охране природы учреждений и обществ, находящихся в ведении главного управления научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения РСФСР», 17 февраля 1925 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. М., 1925. Отдел 1-й, № 14. С. 165-176.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 августа 1928 г. «О музейном строительстве в РСФСР» // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 2: 1928-1929 гг. М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР, 1949.
Постановление коллегии Наркомпроса об антирелигиозном музейном строительстве // Советский музей. М., 1931. Т. 1.
Постановление ВЦИК от 1 января 1934 г. «О состоянии и задачах музейного строительства РСФСР» // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 3: 1930-1934 гг. М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР, 1949.
Инструкции по учету, инвентаризации и хранению музейных материалов (для республиканских, краевых, областных и районных музеев системы НКП РСФСР). М., 1938. 32 с.
Решение третьей сессии Томского областного Совета депутатов трудящихся «О состоянии и мерах улучшения работы культурно-просветительных учреждений области». Томск, 1946. 9 с.
Местный бюджет Томской области на 1946 год. Томск, 1946. 39 с.
Положение об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее: утверждено Комитетом по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР // Очередные задачи перестройки работы краеведческих музеев. М.: Госкультпро-светиздат, 1950. С. 215-218.
Постановление Совета министров СССР от 28 марта 1983 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета министров СССР от 2 июня 1965 г. № 428 „О музейном фонде Союза ССР“» // Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик. Отдел первый. М., 1983. № 1.
Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986. Т. 10.
 Законодательные акты Советского государства как источник изучения музейного менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI:  10.17223/22220836/29/21

Законодательные акты Советского государства как источник изучения музейного менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/21