Опыт привлечения туристов в деятельности современных музеев (на примере Британского музея) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/23

Опыт привлечения туристов в деятельности современных музеев (на примере Британского музея)

В статье рассматривается место музеев в развитии культурного туризма. На примере деятельности Британского музея показана роль современных технологий в организации музейной работы и коммуникации с заинтересованными государственными и частными учреждениями и институтами в вопросе продвижения культурного наследия. Раскрыты направления работы, музея с постоянными посетителями и по привлечению потенциальных посетителей.

Experience of attracting tourists in activities of modern museums (on example of the British museum).pdf Сегодня всемирно известные музеи создают и поддерживают высокие стандарты привлекательности, чтобы привлечь внимание местных и иностранных туристов во время их пребывания в том или ином регионе страны. Они используют весь набор управленческих техник - от стратегического маркетинга, коммуникации с посетителями и заинтересованными учреждениями до управления персоналом [1. С. 11], выстраивая при этом взаимовыгодные отношения с заинтересованными государственными и частными учреждениями и организациями. Одной из основных целей в деятельности музеев является привлечение посетителей, а политика музея в этом направлении ориентирована то, чтобы посетитель, однажды побывавший в нем, еще не раз вернулся в музей. Для достижения этих целей музеям необходимо думать о запросах и интересах людей, которых они желают видеть в музее. Правильно организованная деятельность музея с посетителями - это правильная стратегия культурной коммуникации. По справедливому утверждению О.Э. Даршта, коммуникация - это не просто цепочка последовательных мероприятий по привлечению широкой общественности; коммуникативная модель предполагает обязательную обратную связь между основными участниками [2. С. 17]. Она удовлетворяет потребности и интересы участников коммуникации и приносит существенную материальную выгоду как самому музею, так и региону либо стране. При этом немаловажное значение приобретает также фактор ненавязчивой пропаганды истории и культуры своей страны. Так, музеи Великобритании, будучи неотъемлемой частью индустрии туризма, оказывают существенное влияние на развитие туризма страны, привлекая миллионы международных и внутренних посетителей. Они демонстрируют лучшее из истории и культуры страны для самых широких зрителей. Музеи представляют посетителям широкий спектр объектов истории и культуры как самой страны, так и мира. Великобритания признана одной из трех ведущих стран мира, история, наследие и культура которой являются 248 самыми популярными основаниями, по которым туристы посещают страну. Знакомство, погружение в историю и культуру происходят посредством посещения, в первую очередь, музеев страны. Это подтверждается количеством посетителей музеев Великобритании. Так, по данным Совета директоров национальных музеев страны (National Museums Directors' Council), в 20142015 гг. более 71 млн человек посетили национальные и крупные региональные музеи Великобритании [3]. А если принять во внимание тот факт, что ежегодно страну посещают 32 млн туристов, а среди них согласно результатам исследования, проведенного Nation Brands Index, примерно 65 % посещают музеи [4], тогда количество международных туристов, посещающих британские музеи, составит соответственно 20,8 млн человек. Данный факт наглядно подтверждает, что британский музейный сектор динамично развивается, популярен и пользуется международным уважением. В свою очередь, это, кроме политических и культурных дивидендов, вносит существенный вклад в экономику страны. Так, по оценкам Совета директоров национальных музеев страны (National Museums Directors' Council), культура и наследие Великобритании ежегодно привлекают около 4,5 млрд фунтов стерлингов, а 1/4, т.е. 1,13 млрд фунтов стерлингов, составляют доходы от международных туристов [5]. Причем 8 из 10 лучших достопримечательностей Великобритании для посещения являются музеями. В этой связи существенным фактором роста привлекательности музеев Великобритании, кроме богатой коллекции, отражающей как историю страны, так и мировую историю, являются политика правительства в области финансирования, налогообложения и предоставление музеям существенной самостоятельности при проведении своей работы, а также правильно организованная и осуществляемая политика работы музеев со всеми слоями посетителей. Национальные музеи и галереи страны являются отдельными юридическими лицами, независимо функционирующими в рамках законодательных актов об их учреждении. По решению британского правительства от 2001 г. в целях повышения доступа к культурно-историческим ценностям вход в национальные музеи и галереи бесплатный. Наглядным образцом корректно организованной работы, сочетающей в себе все элементы и функции классического музея, успешно использующего в своей деятельности современные технологии, методы управления и коммуникации для привлечения заинтересованных государственных и частных учреждений и посетителей, является Британский музей. Безусловно, Британский музей может считаться одним из символов Лондона и всего Объединенного Королевства. За более чем 250-летнюю историю своего существования музей собрал сокровища со всего мира и признается одним из старейших национальных музеев, который открыт для всеобщего посещения с середины 18-го столетия. Музей обладает уникальной коллекцией, отражающей историю и эволюцию человечества с древнейших времен до настоящего времени. Коллекция Британского музея составляет около 8 млн экспонатов, которые собраны в 10 отделах. Вся коллекция размещена в 61 зале общей площадью 75 тыс. м2 [6. С. 3]. Рассмотрим опыт работы Британского музея в области финансирования, политики продвижения на рынке культурных предложений и привлечения посетителей, сотрудничества со средствами массовой информации, с различными культурными, туристическими и иными организациями и учреждениями. Существенными факторами функционирования Британского музея являются осуществляемая им ценовая политика и финансирование. Как нами было отмечено выше, посещение музеев в Объединенном Королевстве бесплатное, поэтому для покрытия расходов по содержанию и устойчивому развитию музея финансирование осуществляется из различных источников: во-первых, в основном из бюджета Управления по культуре, средствам массовой информации и спорту (Department for Culture, Media and Sport); во-вторых, из доходов музея, которые поступают от временного предоставления своих экспонатов для временных выставок, от временного предоставления своих экспонатов другим культурным учреждениям, от продажи товаров и предметов как посредством магазина музея, так и онлайн-продажи, от аренды помещений, от образовательных программ; в-третьих, от пожертвований и спонсорства. Причем пожертвования могут быть произведены частными и юридическими лицами со всего мира посредством сайта Британского музея и использованы на конкретное направление музейной деятельности - на сохранение экспонатов, на какие-либо отделы музея либо на образовательные и исследовательские программы. Важным элементом в работе музея по привлечению посетителей является политика распространения своей деятельности, которая одновременно становится важной частью маркетинга, способствующего расширению доступа к культурным и историческим ценностям для всех сегментов рынка. В этом направлении Британский музей организует ряд мероприятий. а) Ежегодные национальные выставки и Программа национального партнерства. Так, по данным Британского музея, в 2015 г. национальные выставки, организованные музеем, посетило 7,7 млн человек [7]. Национальные выставки и Программа национального партнерства являются основополагающими факторами работы Британского музея в стране. Они позволяют музею и вовлеченным в эту деятельность культурным учреждениям эффективно использовать и пропагандировать национальное культурное наследие. При этом региональные экспозиции партнеров объединяются с шедеврами Британского музея с целью ознакомления с культурно-историческим наследием регионов страны. Данные мероприятия позволяют жителям регионов получить прямой доступ к коллекциям Британского музея и оказывают существенную поддержку региональным музеям и галереям в укреплении связей со своими постоянными посетителями и привлечении новых посетителей. Сотрудничество Британского музея посредством временного предоставления части своих экспонатов региональным музеям и галереям в деле организации национальных и региональных выставок является популярным видом партнерства и становится существенной материальной поддержкой для этих музеев и галерей. К тому же это способствует обмену профессиональными познаниями и таким образом оказывает поддержку культурным учреждениям регионов, объединяя и распространяя эти познания в деле популяризации культурно-исторического наследия Великобритании. Следовательно, Британский музей, становясь движителем туризма, посредством национальных выставок и партнерских программ помогает региональным музеям и галереям становиться движителями туризма в регионах. 250 б) Международные выставки своей экспозиции. Ежегодно значительное количество экспонатов Британского музея становится частью временных выставок по всему миру. Британский музей был признан крупнейшим заимодавцем в мире, временно предоставляющим свои экспонаты для организации выставок вне Объединенного Королевства. Так, согласно заявлению руководства музея из 4 502 экспонатов, предоставленных взаймы, 2 328 предметов были направлены иностранным культурным учреждениям. С 2010 по 2015 г. международные туристические выставки Британского музея, организованные им в 35 городах 16 стран, посетили свыше 6 млн человек [8]. Эта форма деятельности музея, включающая в себя экстенсивные программы туристических выставок и партнерства за рубежом, повышает не только значимость самого музея и его коллекций, но и историко-культурное наследие страны. в) Научно-исследовательские, образовательно-культурные и иные публикации музея. Кроме научно-образовательных целей, данные публикации используются также для презентации и продвижения музейного продукта. С этой целью в 1973 г. был основан Издательский дом музея, который сегодня является мировым лидером в публикации музейных материалов. г) Образовательные программы музея. Этот вид деятельности музея является существенным фактором познания культурно-исторического наследия, который имеет также важную социальную значимость. В этом направлении музей предлагает широкий набор деятельностей, включающих в себя участие в различных событиях, посещение курсов и тренингов как непосредственно в музее, так и посредством онлайн-мероприятий. В целях оказания помощи школам страны Британский музей совместно с другими культурными учреждениями создали Образовательную систему (TES Global) для оказания помощи учителям в доступе к огромному объему источников, которые производятся для поддержки классных занятий. Музейные экспонаты Британского и других музеев стали доступными для учащихся как часть программы «История мира в 100 объектах». Запущенный в 2014 г. и продвигаемый на сайте Образовательной системы (TES Global), данный проект получил высокую оценку преподавателей страны. Он поощряет учителей взглянуть на местные музейные коллекции как на вдохновляющие источники обучения истории. К марту 2016 г. сайт привлек более 100 000 пользователей [7]. Кроме того, Британский музей выступает в качестве координационного центра для использования экспертного потенциала страны посредством осуществления программы «Обмен знаниями». Музей оказывает поддержку лицам, работающим в области культурно-исторического наследия Объединенного Королевства, с помощью разнообразных программ тренингов и обмена знаниями. Особое место занимает политика продвижения деятельности музея, которая нацелена на информирование общества касательно культурноисторических продуктов музея и услуг. В этом направлении музей строит свою работу посредством сотрудничества со средствами массовой информации и интернет-порталами. Мероприятия, осуществляемые Британским музеем, анонсируются прессой через пресс-релизы и партнерские СМИ. Музей сотрудничает с рядом известных электронных туристических порталов, среди которых Visit London, London Travel Guide, Tourist Information UK, Science Museum и др. Одним из наиболее известных совместных проектов Британского музея стал проект «История мира в 100 объектах» (A History of the World in 100 Objects), реализованный в 2010 г. при тесном партнерстве с радиостанцией BBC-Radio 4. В течение года радиовещательная корпорация посвятила 100 передач по 15 мин каждая различным знаменитым историческим предметам, хранящимся в Британском музее и связанным с ними историческим эпизодам [9]. Интересен и проект 2014 г. «Воспоминания о нации» (Memories of a Nation), посвященный удивительной и сложной истории Германии от Священной Римской империи до наших дней. В 30 радиопередачах посредством 200 хранящихся экспонатов, посвященных Германии, рассказывалось о богатой и неоднозначно оцениваемой истории этого государства [10]. Британский музей придает огромное значение работе своего сайта (www.britishmuseum.org). Посетители Великобритании и других стран знакомятся с коллекциями музея на его сайте и канале YouTube. Свыше 4 500 экспонатов музея можно увидеть на странице Культурного института Google (Google Cultural Institute). Еженедельно около 100 тыс. посещают канал музея на YouTube [7]. Для продвижения своей деятельности и связи с постоянными и потенциальными посетителями музей широко использует социальные сети и медиаплатформы. Кроме того, музей активно использует новые формы сотрудничества: доступ к цифровым технологиям, онлайн-исследовательские ресурсы, сотрудничество с различными университетами и культурными учреждениями, а также участие в сообществах в социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, YouTube и др. Так, в 2015 г. посредством сайта и страниц музея в социальных сетях 43,7 млн человек ознакомились с экспозициями музея [11]. Вместе с тем сайт предоставляет подробную информацию о всесторонней деятельности музея, включая график работы, адрес, связи с общественностью, маршруты доступа в музей, тематику временных и постоянных выставок и многое другое. Существенное значение музей придает производству и продаже сувениров - различных брошюр, буклетов и других предметов с изображениями артефактов музея. Ежегодно тысячи таких сувениров реализуются через торговые точки и посредством онлайн-магазина на сайте музея. Продажа этих предметов имеет не только материальную значимость, но и несет в себе важный образовательный и рекламный компонент. Кроме этого, Британский музей проводит различные мероприятия, посвященные тем или иным важным историческим датам или экспонатам, конференции и семинары. Так, в 2015 г. Британским музеем была проведена научно-практическая конференция «Хранитель музея будущего» (The Curator of the Future), в которой приняли участие 250 делегатов, представляющих различные музеи, а также работники культуры и науки. Посредством социальных сетей в конференции в онлайн-режиме приняло участие значительное количество работников музеев страны. В ходе 5-дневной конференции были проведены практические семинары по обмену накопленным опытом. В этом же году Британским музеем реализована Программа международного тренинга, в которой в течение шести недель были задействованы работники различных музеев. В ходе тренингов изучались вопросы коллекционирования, хранения и презентации экспонатов 252 в различных по размеру музеях, формы организации музейной работы для привлечения потенциальных слоев посетителей [7]. Вышеуказанные формы деятельности, направленные на расширение туристской привлекательности музея и соответственно привлечение новых посетителей, дополнены разнообразными услугами. Так, для создания более комфортных условий пребывания посетителей и организации контактов между ними в своих стенах Британским музеем создана специальная служба по консультациям посетителей, которая предлагает мультимедийную навигационную систему музея, представляющую посетителям изображения и аудиоинформацию о более 200 объектах на 10 языках (немецком, испанском, французском, русском, китайском и др.). Кроме того, данная система содержит интерактивную карту, которая помогает посетителям получить быстрый доступ к интересующим их выставкам и галереям. Такая же система создана для детей от 5 до 11 лет, она содержит аудиоинформацию, изображения экспонатов из 30 залов и различные интерактивные игры вокруг некоторых экспонатов. В музее имеется также специальная навигационная система для слепых или слабовидящих людей, предоставляющая аудиоописание значительного количества экспонатов музея. С целью создания досуга посетителей в музее функционируют ресторан, кафетерии, гардеробные помещения, комнаты матери и ребенка, предоставляются инвалидные коляски для людей с ограниченными двигательными возможностями. При входе в музей посетителям предлагаются бесплатно карты музея, в каждом зале имеются скамейки для отдыха. Таким образом, деятельность персонала музея, использующего современные инновационные технологии и широкий спектр услуг, направленных на создание привлекательности как для внутренних, так и международных посетителей, успешно реализовывается, о чем свидетельствуют растущая популярность и устойчивое развитие Британского музея, что отражается в вышеуказанных показателях посещаемости.

Ключевые слова

Британский музей, потенциальный посетитель (турист), современные технологии, коммуникация, социальные сети, The British museum, potential visitor (tourist), modern technologies, communication, social networks

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бабаева Сабина Рафик кызыАзербайджанский университет туризма и менеджментааспирант кафедры общественных наукsabina.babayeva89@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Зуев С.Э. Новые социальные технологии в сфере культуры // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века. М., 1999. С. 6-16.
Даршт О.Э. Паблик рилейшнз в музее: техника успеха // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века. М., 1999. С. 17-30.
Museums Matter. National Museums Directors' Council [Электронный ресурс]. URL: https://www.nationalmuseums.org.uk/media/documents/publications/museums_matter/museums_ matter_web.pdf (дата обращения: 29.07.2017).
Anholt-GfK Nation Brands Index. [Электронный ресурс]. URL: http://nation-brands.gfk.com (дата обращения: 31.07.2017).
Museums Matter. National Museums Directors' Council [Электронный ресурс]. URL: https://www.nationalmuseums.org.uk/ media/documents/what_we_do_documents/nmdc_museums_ and_tourism_briefing_2013.pdf (дата обращения: 29.07.2017)
Великие музеи мира. Британский музей. М.: Директ-Медиа, 2011. 98 с.
The British Museum. National Partnerships 2015/16 [Электронный ресурс]. URL: http://www.britishmuseum.org/ pdf/National_Programmes_Review_ 2015 _ 16_FINAL.pdf (дата обращения: 29.07.2017).
The British Museum. The BVRLINGTON MAGAZINE. December 2015, no. 1353. Vol. 157 [Электронный ресурс]. URL: http://www.burlington.org.uk/archive/editorial/neil-macgregor-and-the-british-museum (дата обращения: 29.07.2017).
A History of the World in 100 Objects [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/pressoffice/pressreleases/stories/2009/11_november/25/history.shtml (дата обращения: 31.07.2017).
Memories of a Nation. BBC-Radio 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/mediacentre/latestnews/ 2014/radio-4-british-museum-germany (дата обращения: 03.08.2017).
The British Museum Annual Review Launch 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.britishmuseum.org/aboutus/newsandpress/pressreleases/2015/annualreview2015.aspx (дата обращения: 29.07.2017).
 Опыт привлечения туристов в деятельности современных музеев (на примере Британского музея) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI:  10.17223/22220836/29/23

Опыт привлечения туристов в деятельности современных музеев (на примере Британского музея) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/23