Проблемы подготовки библиотечных кадров в Восточно-Сибирском государственном институте культуры на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/24

Проблемы подготовки библиотечных кадров в Восточно-Сибирском государственном институте культуры на современном этапе

Статья посвящена подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы в Восточно-Сибирском государственном институте культуры. Авторами раскрываются особенности обучения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Перечислены, современные проблемы, подготовки библиотекарей: сокращение часов, отведенных на изучение специальных дисциплин и прохождение производственных практик; набор абитуриентов.

Problems of training of library staff in East-Siberian state Institute of culture at the present stage.pdf Профессиональная подготовка библиотекарей для учреждений культуры Восточной Сибири берет начало с момента открытия в 1960 г. в Республике Бурятия Восточно-Сибирского библиотечного института (ныне ВосточноСибирский государственный институт культуры). За пятьдесят семь лет вузом было подготовлено более 20 000 специалистов для библиотечной отрасли, которые успешно реализовали себя в профессии и являются гордостью кафедры. Сегодня во ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» (ВСГИК) осуществляется двухуровневая подготовка специалистов библиотечно-информационной сферы по направлениям программ бакалавриата 51.03.06 и магистратуры 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». В рамках реализуемого направления подготовки по ФГОС 3+ кафедрой библиотечно-информационных ресурсов (БИР) ведется подготовка бакалавров по двум профилям: «Информационно-аналитическая деятельность» на очной форме обучения и «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации», предлагаемой студентам заочного отделения. Продолжить обучение выпускники бакалавриата могут, поступив в магистратуру по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» по программе «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности», что дает возможность им углубить свои знания, полученные на предыдущей ступени образования, и подготовить магистров к преподавательской деятельности. Выбор подобных профилей неслучаен и подтверждается практической целесообразностью. Нацеливая студентов-очников на выполнение основного 256 круга библиотечно-библиографических операций, в ходе обучения большое внимание уделяется развитию у них аналитических способностей, позволяющих впоследствии реализовать себя как специалиста более широкого профиля. Студентам-заочникам, в большинстве своем имеющим стаж работы по специальности, предлагается профиль подготовки, максимально сопряженный с их профессией, что создает солидную теоретическую базу для реализации ранее наработанных ими практических навыков. Учитывая повсеместный переход на профессиональные стандарты и необходимость внедрения ФГОС 3++, в 2016 г. кафедрой библиотечноинформационных ресурсов были предприняты шаги по изменению учебных планов. В планы всех форм обучения помимо базовых библиотечнобиблиографических дисциплин были включены курсы, отражающие основные направления библиотечной работы. Кроме того, в качестве преподавателей дисциплин «Практико-ориентированные подходы в библиотеке», «Библиотечная статистика», «Библиотерапия» и др. планируется привлечь наиболее опытных сотрудников ведущих библиотек Республики Бурятия. Особый интерес представляет дисциплина «Практико-ориентированные подходы в работе библиотек», которая будет преподаваться начиная со 2-го курса на протяжении последующих лет обучения, в течение которых специалисты библиотек поделятся опытом практической деятельности библиотечноинформационных учреждений в области комплектования фондов, аналитикосинтетической переработки информации, обслуживания пользователей, культурно-досуговой, научно-исследовательской, инновационно-методической, краеведческой, проектной деятельности и других направлений. Основной целью предмета является формирование у студентов практических навыков по различным аспектам библиотечно-информационной деятельности. При этом особенностью курса является его сопряжение с предметами, которые студенты осваивают с преподавателями кафедры. Таким образом, параллельное преподавание теоретиками и практиками «Аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ)», «Библиографической деятельности библиотек», «Справочно-поискового аппарата библиотеки», «Библиотечного фонда», «Информационных технологий», «Менеджмента библиотечноинформационной деятельности», «Лингвистических средств библиотечноинформационной деятельности», «Инновационно-методической деятельности библиотеки», «Культурно-просветительской деятельности библиотеки», «Информационной культуры», «Краеведческой библиографии», «Информационных ресурсов», «Отраслевых информационных ресурсов» позволит, на наш взгляд, максимально подготовить студентов к работе по профессии. Особенно это актуально в связи с введением профстандартов и ФГОС 3++. Одной из проблем, с которой сталкиваются педагоги всех вузов культуры, является сокращение часов, отведенных на изучение специальных дисциплин. Уменьшение времени на контактную работу со студентами и одновременное увеличение часов на самостоятельную работу в идеале должны способствовать развитию обучающихся, формированию у них профессиональных качеств, требующихся для выполнения разных видов деятельности. Однако практика показывает обратное. Дело в том, что современные абитуриенты, обладая недостаточным уровнем знаний, зачастую не способны проявлять необходимые для самостоятельного выполнения заданий навыки и умения. Неразвитость у большинства студентов поисковых, аналитических и иных способностей свидетельствует об их слабой подготовленности к самостоятельной работе. Тем не менее, используя в преподавании современные информационнокоммуникационные технологии, к старшим курсам удается выровнять образовательный уровень студентов и сформировать у них необходимые для осуществления профессиональной деятельности компетенции. Разработанные кафедрой учебно-методические комплексы по всем дисциплинам в печатной и электронной формах позволяют осуществлять процесс обучения традиционным и дистанционным способами, использовать представленные материалы во время учебных занятий и в ходе самоподготовки. Деловые игры, проблемные лекции, практические и семинарские, групповые и индивидуальные тренинги позволяют раскрыть у обучающихся их потенциал и приобрести ими специальные навыки и умения. В процессе преподавания дисциплин кафедрой уделяется значительное внимание теоретическим и практическим аспектам функционирования библиотек как центров общения, межкультурной коммуникации, социального партнерства и др., что позволяет подготовить студента к осознанию роли библиотеки в обществе, её трансформации в современной социокультурной ситуации. Этому способствуют экскурсии в республиканские и межпоселенческие библиотеки Бурятии, привлечение специалистов из библиотек к преподавательской деятельности. Ключевой принцип организации учебного процесса в вузе заключается в обучении будущих специалистов библиотечно-информационной сферы информационно-коммуникационным технологиям. В рамках профессиональных дисциплин студенты изучают принципы работы автоматизированных библиотечно-информационных систем, совершенствуя умения и навыки по созданию и корректировке библиографической записи, учёту документного фонда, регистрации пользователей. Кафедра активно использует дистанционные технологии обучения студентов. В качестве примера можно назвать Тувинский филиал ФГБОУ ВО «ВСГИК», где студенты получают высшее образование, не выезжая за пределы республики, что чрезвычайно важно для обучающихся, территориально удалённых от федерального центра. Уменьшение сроков обучения по программе бакалавриата привело к снижению часов, отведенных на все виды практик. Если ранее стандартами второго поколения на каждом курсе предусматривалась практика длительностью до месяца, то сегодня сроки сокращены более чем в 2 раза - с 22 до 10 недель. Это существенно отражается на подготовке бакалавров, не дает в полной мере реализовывать практико-ориентированный подход в обучении специалистов библиотечно-информационной сферы, препятствует приобретению различных профессиональных компетенций в области библиотечноинформационной деятельности. Кафедра ищет способы совершенствования организации разных видов практик. В настоящее время производственная практика студентов заочной формы обучения осуществляется в различных библиотеках города, республиках Бурятия, Тыва, Забайкальском, Красноярском крае, Иркутской области. Студенты очного отделения проходят производственную практику в республиканских библиотеках и информационно-аналитических службах раз-258 личных организаций и учреждений г. Улан-Удэ. Многие студенты после завершения обучения трудоустраиваются в эти учреждения. Значительное внимание в учебном процессе уделяется написанию курсовых и выпускных квалификационных работ. Их тематика ежегодно обновляется в соответствии с актуальными проблемами библиотечноинформационной деятельности, учитываются заявки библиотек, научные интересы студентов. Многие студенты очной и заочной форм обучения в рамках комплексной темы кафедры «Книжная культура Бурятии» публикуют материалы в сборниках международных научно-практических конференций (ФазловаА.Р. Электронные ресурсы (к вопросу об определении понятия) // Этюды культуры - 2016: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 21 апреля 2016 г. / под ред. Э.И. Черняка. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. С. 232-237; научный руководитель Г.А. Шаньгинова) и др. Выпускные квалификационные работы студентов очной формы обучения посвящены разнообразной тематике, в которой можно выделить следующие направления: - история и культура столицы Бурятии - города Улан-Удэ и районов Республики Бурятия; - народы, проживающие на территории Бурятии: буряты; казачество Забайкалья; семейские; эвенки; - религиозные конфессии: православие; буддизм; шаманизм и др. В исследовании научных проблем студенты с первого года обучения последовательно изучают выбранные аспекты, усложняя и дополняя объект исследования. Поэтапно вся работа студента делится на тесно взаимосвязанные между собой блоки, начиная с реферативного обзора, переходя к анализу документального потока и заканчивая самостоятельным научным исследованием по проблеме. В процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ студенты должны продемонстрировать знание исследуемой проблематики, умение обобщать, делать выводы и умозаключения, показать аналитические навыки [1]. Логическим продолжением курсовой работы выступает выпускная квалификационная работа в виде базы данных, электронной коллекции. Студенты самостоятельно выбирают программное обеспечение для создания собственного электронного ресурса. Выпускные квалификационные работы студентов заочной формы обучения посвящены актуальным проблемам библиотечно-информационной деятельности, инновационным процессам и технологиям. В качестве объекта исследования выступают как крупные республиканские, так и небольшие муниципальные библиотеки. Данные работы на основе использования комплекса общенаучных методов позволяют выявить, проанализировать и обобщить проблемы современных библиотек. Отличительной особенностью выпускных квалификационных работ студентов-заочников является апробация результатов в практической деятельности. Другой проблемой подготовки кадров кафедры библиотечно-информационных ресурсов, как, впрочем, и других вузов культуры, является набор абитуриентов на направление подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Негативных причин много: введение в качестве обязательного ЕГЭ литературы, которую современные выпускники школ не выбирают по разным обстоятельствам; непрестижность профессии, низкая заработная плата и многое другое привели к тому, что сегодня наблюдается незначительное количество желающих поступать на библиотечную специальность. Одним из путей решения данной проблемы стала республиканская олимпиада по информационной культуре, которую кафедра БИР проводит ежегодно. В рамках данной олимпиады старшеклассники выполняют ряд заданий, связанных с использованием дистанционных образовательных технологий. Многие проекты школьников вызывают большой интерес, насыщены рассуждениями и отражают их интеллектуальный уровень, кругозор, творческие способности. Цель олимпиады - выявление уровня знаний учащихся по таким предметам, как «Информатика», «Информационные технологии», «Литература», «Мировая художественная культура», «Краеведение». За несколько лет участие в олимпиаде приняли свыше четырёхста старшеклассников из различных муниципальных образовательных учреждений Бурятии: Онохойская СОШ № 1 Заиграевского района, Оронгойская СОШ Иволгинского р-на, Цагатуйская СОШ Джидинского р-на, Нижнеангарская СОШ № 1 Северобайкальского р-на, МБОУ СОШ № 44 г. Улан-Удэ, МБОУ СОШ № 11 г. Северобайкальска, МАОУ «Лицей № 27», ГБОУ «Кижингин-ская школа-интернат среднего (общего) образования», МАОУ СОШ № 63 г. Улан-Удэ, МБОУ «Закаменская районная гимназия», МБОУ «Кабанская школа», МБОУ «Гурульбинская СОШ» и др. Примечательно, что со многими педагогами школ установлены крепкие дружественные связи, что позволяет говорить о преемственности, решении общих проблем. Победители олимпиады при достижении пороговых значений сдачи ЕГЭ по предметам «Литература», «Русский язык», «Обществознание» гарантированно зачисляются в ФГБОУ ВО ВСГИК на бюджетное место по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», степень бакалавр, профиль «Информационно-аналитическая деятельность». Результативные участники (набравшие наибольшее количество баллов на протяжении всего периода проведения олимпиады) и самые активные участники награждаются дипломами и ценными подарками [2]. В настоящее время несколько человек - участников и победителей олимпиады - обучаются в вузе. В 2016 г. кафедрой БИР были изменены условия, порядок организации и проведения олимпиады. Так, в качестве партнёра выступил Бурятский республиканский институт образовательной политики (БРИОП), совместная работа с которым позволила вывести олимпиаду на новый уровень и охватить практически все школы Республики Бурятия. Активное участие одиннадцатиклассников подтвердило интерес к проводимому мероприятию и позволило определить перспективы его дальнейшего развития. В частности, предполагается расширение круга участников олимпиады за счет включения в их число учащихся 9-х и 10-х классов. С учетом обязательного внедрения профессиональных стандартов кафедра расширяет предоставляемые образовательные услуги. В 2016/17 учебном году была организована программа профессиональной переподготовки библиотекарей «Библиотековедение и библиографоведение» для сотрудников библиотек с высшим непрофильным образованием. Программа рассчитана на 260 500 часов и реализуется на протяжении 7 месяцев. В ходе обучения у слушателей формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые необходимы библиотечным специалистам. В качестве преподавателей привлечены наиболее квалифицированные педагоги кафедры библиотечно-информационных ресурсов, а также практики из Национальной библиотеки Республики Бурятия, имеющие большой опыт работы, что дало возможность раскрыть инновационные процессы в работе современных библиотек. По окончании курсов получено много положительных отзывов от слушателей, где они констатируют профессиональный рост, желание внедрить в практику работы своих библиотек знания, полученные в вузе. Таким образом, на современном этапе кафедра библиотечно-информационных ресурсов ориентирована на подготовку специалистов для библиотечной отрасли Восточной Сибири. Реализуя обучение студентов в различных формах (очной, заочной и заочной в ускоренные сроки), преподавательский состав обеспечивает библиотеки региона молодыми специалистами.

Ключевые слова

профессиональные стандарты, выпускные квалификационные работы, производственная практика, professional standards, final qualifying works, manufacturing practice

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кучмурукова Екатерина АлександровнаВосточно-Сибирский государственный институт культурыкандидат исторических наук, доцент, декан гуманитарно-информационного факультетаkuchmurukova@mail.ru
Шаньгинова Галина АлексеевнаВосточно-Сибирский государственный институт культурыкандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсовgala_shanginova@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Кучмурукова Е.А., Фокичева И.А., Шаньгинова Г.А. Развитие исследовательских навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17). C. 95-98.
Итоги олимпиады по информационной культуре среди старшеклассников [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsgaki.ru/news/detail-3238/ (дата обращения: 22.04.2017).
 Проблемы подготовки библиотечных кадров в Восточно-Сибирском государственном институте культуры на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/24

Проблемы подготовки библиотечных кадров в Восточно-Сибирском государственном институте культуры на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 29. DOI: 10.17223/22220836/29/24