Художественная составляющая интерактивного дизайна в синтезе искусств архитектурного пространства | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 30. DOI: 10.17223/22220836/30/16

Художественная составляющая интерактивного дизайна в синтезе искусств архитектурного пространства

В статье описана роль интерактивного дизайна в современной жизни человека, показано особое место организации архитектурного пространства в его художественном и информационном поле. Рассмотрено явление синтеза искусств в архитектурном пространстве, изобразительные средства интерактивного дизайна, раскрыты возможности электронных технологий и современных материалов, обладающих интерактивными свойствами, позволяющими создать уникальный, привлекательный, запоминающийся художественный образ.

Artistic components of interactive design in the synthesis of arts of architectural space.pdf Интерактивность в современной жизни и цивилизации XXI в. все больше и больше приобретает свою актуальность и связана с активным использованием электронных технологий во всех сферах человеческой деятельности: в науке, производстве, образовании, в том числе в художественной подготовке молодых специалистов, связанных с дизайном и архитектурой. В этой связи особую актуальность приобретает изучение интерактивного дизайна в условиях модернизации высшего архитектурно-дизайнерского образования в плане инновационных процессов в проектной культуре, способствующих раскрытию нового художественного образа современности. Понятие интерактивного дизайна - сравнительно новое художественное явление, теоретически обоснованное в середине ХХ в., тесно связано с интерактивными технологиями, техническими электронными свойствами компьютерных систем и их программным обеспечением, свойствами современных каркасных и интерактивных материалов, что также подтверждает актуальность данного исследования и его практическую значимость. В категорию исследования входит новая трактовка художественной составляющей пластических искусств, из которого рождается новое художественное образное и композиционное единство организации архитектурного пространства, активно изменяющегося в пространстве и времени. Интерактивный дизайн порождает в искусстве новые качества художественного образа, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие [1]. Определение интерактивной художественной составляющей в архитектурном пространстве можно трактовать как цивилизационное расширение понятия синтеза искусств в архитектуре, которое включает в себя электронные информационные технологии и художественное осмысление организации архитектурного пространства. Интерактивный дизайн обладает возможностями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, расширенными и дополненными аудиовизуальными техническими средствами. В этом случае художественные составляющие, выраженные через электронные технологии, организации пространства, приобретают новые эстетические свойства при создании современного архитектурного образа. Здесь синтез искусств выступает как сочетание специфических средств выразительности интерактивных свойств материалов, электронных технологий вместе с художественными возможностями взаимодействия традиционных видов искусств и архитектуры с человеком, достигая наиболее полного воплощения и раскрытия идейно-художественного содержания архитектурного ансамбля [2]. Целями исследования электронных технологий в дизайне и архитектуре является расширение художественных возможностей создания художественного образа в синтезе искусств архитектурного пространства: проецирование изменяющейся во времени интерактивной живописи, монументального и декоративного искусства, голографические и интерактивные скульптурные формы, графические изображения в сочетании с традиционными видами художественных произведений, таких как панно, фреска, барельеф, орнамент, мозаика, скульптура и т.п. Интерактивный дизайн необходимо рассматривать не как простую сумму механически объединенных новых художественных средств в одном комплексе или сооружении, а как современное эстетическое требование времени. Электронные технологии интерактивного дизайна, используя видео, аудио, 3D и векторную анимацию, создают уникальные интерактивные продукты [3]. Развитие теории синтеза искусств, связанное с появлением интерактивных технологий в дизайне, отличается от классического подхода и подразумевает совместное участие дизайнеров, художников, скульпторов со знаниями 3D-технологий, инженеров, программистов, способных создавать нестандартные, оригинальные образы в архитектурной среде. Задачей исследования является современная трактовка синтеза изобразительных искусств в архитектурном пространстве, включающая в себя электронные технологии художественных средств дизайна архитектурной среды, которые позволяют создавать нового рода монументальные произведения: это интерактивные фасады, новые скульптурные формы, динамические интерактивные скульптуры, программируемые 3D-декоративные установки, электрохромные информационные панели, интерактивные световые и звуковые модули. Цифровые технологии, обладающие новыми средствами выразительности, кардинально вмешиваются в устоявшиеся взаимодействия отдельных видов художественного творчества в рамках синтеза искусств, дополняя, а иногда даже «отменяя» их [4]. В качестве примера 3D-интерактивного дизайна скульптурных форм в архитектурной среде можно привести проект бруклинской команды Young Projects интерактивной инсталляции MatchMaker - Влюбленный Таймс-Сквер в центральной части Манхэттена в США (рис. 1). Скульптурная установка представляет собой множество изогнутых труб-перископов розово-красного цвета. Если заглянуть в один из них, можно увидеть того, кто в это же время заглядывает в случайный перископ с другой стороны и, возможно, является вашей второй половинкой [5]. Рис. 1. Влюбленный Таймс-Сквер, интерактивная инсталляция Match-Maker Еще одним прекрасным примером художественной составляющей современного дизайна можно привести современную интерактивную скульптурную инсталляцию, которую представили миру Sober Industries и Studio Rewind: «Добро пожаловать в будущее» (рис. 2). Рис. 2. Интерактивная скульптурная инсталляция «Добро пожаловать в будущее». Sobers и Studio Rewind Скульптуры освещают ночные улицы невероятным светом, который передается на деревянные поверхности скульптур при помощи прожекторов [6]. Интеллектуальный дизайн применительно к архитектурным объектам использует встроенные микропроцессоры, дающие различную информацию, взятую и переработанную из окружающей среды. Компьютерные программы способны принимать простую информацию от человека, реагируя на тепло, движение, объем, изменяя в режиме реального времени форму, цвет, пространство, изображения, звук в двухмерном или 3В-пространстве. Благодаря таким художественным свойствам электронные технологии получили широкое применение в рекламном дизайне, где они используются в витринах, в экспозиционных пространствах художественных музеев и галерей для создания новых виртуальных экспозиций. Примером использования возможностей художественных свойств электронных технологий в экспозиционном пространстве может служить применение мультимедийных экранов, способных организовать настоящий музей при отсутствии экспонатов, например, проект «Вселенная воды», Петербургский водоканал (рис. 3). Рис. 3. Экспозиция «Мир воды Санкт-Петербурга» В интерактивном средовом дизайне особое место занимают компьютерная живопись и монументально-декоративное творчество, созданные и воспроизводимые художниками посредством электронных технологий, электронных инструментов, которые дают возможность «оживить» картины, менять их размеры и формы, проецировать на различную среду, архитектурные и другие объекты. Компьютерная живопись в интерактивном дизайне выступает как эффективное средство цветовых построений и передачи освещенности в 3D-изображениях, позволяя разрабатывать на разных уровнях, развивать и усложнять художественные задачи в архитектурном пространстве. Виртуальная живопись способна преобразить, облагородить и сделать запоминающимся практически любой архитектурный объект, организовать архитектурное пространство, а мастерство художника может сделать архитектуру стильной и уникальной. В формировании архитектурного пространства с применением интерактивного дизайна важную часть составляет использование электронных свойств медиафасадов. Медиафасады - это экраны или дисплеи, созданные на основе различных по форме и размерам светодиодных модулей, органично вписываемых в архитектурное пространство и предназначенных для трансляции текстовых сообщений, графики, живописи, анимации и видео. Применение изображений художественных произведений на огромных медиаэкранах, фасадах зданий, внутри интерьеров, экспозиционных площадей не только активно изменяет архитектурные объекты, транслируя различную информацию, но и привлекает к себе зрителей, наполняет их чувства новым эстетическим содержанием. Примерами такого решения могут быть огромные фотореалистические и художественные изображения на медиафасадах, которые создают новую связь между цифровыми возможностями и интерактивным дизайном городского пространства (рис. 4). Рис. 4. Медиафасад, светодиодный экран больших размеров на здании Проникновение света внутрь художественного произведения через использование электронных возможностей медиафасадов дополняет его эмоциональную связь со зрителем, создавая невероятные эффекты, расширяя художественный диапазон создания новых форм дизайна. Никогда прежде не существовало такого взаимодействия между физическим и цифровым миром, который был бы доступен до такой степени, что представлял собой не только индивидуальное взаимодействие, как в случае с персональным компьютером, но и с целыми группами или даже с целой городской средой [7]. В своей работе архитекторы и дизайнеры архитектурной среды используют как лучевые, так и графические лазерные технологии. Лучевое шоу служит для заполнения пространства и придания объема, а графическое несет в себе информационную часть. Это может быть логотип фирмы, реалистическое изображения предметов, скульптур, живописи, рекламный ролик, бегущая строка и т.д. Всему этому придается объем с помощью спецэффектов, например дыма или тумана. Голографические пирамиды - это технологии будущего, где зритель видит перед собой полноценные трехмерные объемные изображения, парящие в воздухе, практически неотличимые от реальности (рис. 5). Рис. 5. Голографическая пирамида в Танаисе. 3Э-изображение Исходя из вышеизложенного, актуальность изучения технологий интерактивного дизайна в условиях модернизации высшего архитектурно-дизайнерского образования не вызывает сомнения. Освоение современных живописных технологий в рамках инновационных процессов в архитектурно-дизайнерском образовании все чаще ассоциируется с понятием «компьютерные технологии», в том числе связанные с интерактивным дизайном. Таким образом, введение инновационных технологий в программу художественной составляющей высшего образования архитекторов и дизайнеров имеет целью подготовку специалистов нового поколения, владеющих современными электронными и интерактивными технологиями создания художественного образа в архитектурном пространстве. Использование цифровых программ выполнения цветографических задач по дисциплинам «Живопись и колористика», «Цветографические преобразования в проектной культуре» является последовательным этапом подготовки студентов в формировании художественного и проектного мышления. Дальнейшее совершенствование теоретических знаний и практических навыков живописных приемов в сочетании с компьютерными технологиями как инструментария интерактивного дизайна раскрывает новые творческие возможности, позволяет создавать уникальные произведения искусства, связанные с архитектурным пространством, а также совершенствовать и расширять научные исследования, современную научно-педагогическую и методическую базу архитектурно-художественного образования. Обучение системам компьютерной графики и анимации, технологиям автоматизированного проектирования позволяет создавать и редактировать компьютерные изображения, применять компьютерные методы визуализации проектируемых объектов, дизайнерских решений [8]. Итогом нашего исследования является вывод о том, что художественная составляющая интерактивного дизайна в архитектурном пространстве обладает новыми художественно-изобразительными возможностями. Применение новых технологий в дизайне - это способность через интерактивный язык, через возможности современных электронных технологий программировать изменения художественных архитектурных форм и их составляющих, вступать в диалог с человеком и окружающей средой в реальном времени. Изобразительные формы в этом случае становятся также интеллектуальными. Мы имеем интеллектуальную систему не только освещения, отопления и вентиляции, но и художественных составляющих дизайна, таких как цвет, форма, цветографические и шрифтовые информационные изображения, мультимедиа и другие визуальные системы и элементы. Интерактивный дизайн и интерактивная архитектура вступают во взаимодействие друг с другом и выступают как дизайн интерактивной архитектурной среды. Происходят динамичные изменения в окружающем мире интерактивных свойств архитектурных объектов, способных менять свои пространственные и визуальные характеристики дизайна, организованные с помощью применения программного обеспечения компьютерных технологий, реагирующих на изменения условий эксплуатации и окружающей среды на протяжении определенного времени. В заключение можно констатировать тот факт, что требованием нашего времени является художественная подготовка молодых специалистов нового поколения в сфере дизайна и архитектуры, где всё более важную роль играет применение интерактивных технологий. Такого рода подготовка позволяет решать новые художественные задачи в синтезе искусств архитектурного пространства, включающие в себя изобразительные средства интерактивного дизайна, возможности электронных технологий, современных материалов, оригинальных разработок программного обеспечения, что позволяет создавать по-настоящему уникальный и привлекательный, запоминающийся индивидуальный художественный образ.

Ключевые слова

интерактивный дизайн, архитектурное пространство, электронные технологии, искусство, художественный образ, interactive design, architectural space, electronic technologies, art, artistic image

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Прохоров Сергей АнатольевичАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползуновадоктор искусствоведения, доцент, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусстваprokh64@mail.ru
Шадурин Александр ВладимировичАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползуновадоцент кафедры изобразительного искусстваschadurin@mail.ru
Прохоров Никита СергеевичАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползуноваассистент кафедры изобразительного искусстваpronja64@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Культура : справочник-словарь. «С» [Электронный ресурс]. URL: www.artap.ru/cult/s.htm (дата обращения: 19.05.2017).
Электронная библиотека. Энциклопедия современной техники. Строительство [Электронный ресурс]. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/E/"Enciklopediya_Sovremennoy_Tehniki"/_"EST".html (дата обращения: 19.05.2017).
Интерактивный дизайн - Артвелл [Электронный ресурс]. URL: www.artwell.ru/services/interactive_design/ (дата обращения: 19.05.2017).
Кулененюк В.В. Архитектура и дизайн: Синтез искусств как основа построения целостно-структурированной среды. История и современные тенденции // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия: Строительство, прикладные науки. 2011. № 16. С. 8-15.
Влюбленный Таймс-Сквер (Интерактивная скульптура Match) [Электронный ресурс]. URL: http://gigamir.net/techno/architect/pub600733 architector.ua (дата обращения: 19.05.2017).
Современная интерактивная скульптура «Добро пожаловать в будущее» [Электронный ресурс]. URL: http://artlesruk.ru/steklo/sovremennaya-interaktivnaya-skulptura-dobro-pozhalovat-v-budushhee (дата обращения: 19.05.2017).
Dr. Gernot Tscherteu. Изыскания: Dl Wolfgang Leeb. Медиа-фасады: Основные понятия и определения [Электронный ресурс]. URL: lightonline.ru/svet/Architecture/Media+fasads.html (дата обращения: 19.05.2017).
Демиденко Л.Л. Применение современных компьютерных инновационных технологий в профессиональном образовании будущих специалистов технических и гуманитарных направлений // Образование и наука: современные тренды. Вып. IV / гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 79-90.
 Художественная составляющая интерактивного дизайна в синтезе искусств архитектурного пространства | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 30. DOI:  10.17223/22220836/30/16

Художественная составляющая интерактивного дизайна в синтезе искусств архитектурного пространства | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 30. DOI: 10.17223/22220836/30/16