Этапы территориальных преобразований малых городов Центральной Сибири во второй половине ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/4

Этапы территориальных преобразований малых городов Центральной Сибири во второй половине ХХ в.

Территориальные преобразования малых городов Центральной Сибири во второй половине ХХ в. стали следствием, главным образом, государственной программы по промышленному освоению восточных районов Советского Союза. На основании изученных материалов в статье были выделены этапы в данном градостроительном процессе. Анализ процесса территориальных преобразований малых городов Центральной Сибири показал необходимость учета не только стратегии экономического, но и экологического развития. В эпоху глобализации важно учитывать опыт формирования градостроительных концепций прошлого с целью избежать ошибок при разработке новых проектов, сохраняя своеобразие природного каркаса региона.

Stages of territory transformations of small towns in Central Siberia in the second half of ХХth century.pdf Введение Русское освоение территории Центральной Сибири началось в XVII в. Важную роль в этом процессе сыграла обширная естественная система сибирских рек, ставшая тем природным каркасом, на котором осуществлялась градостроительная деятельность русских землепроходцев. В XVIII в. речная система транспортных коммуникаций дополнилась сухопутной артерией -Московско-Сибирским трактом, который усилил роль населенных пунктов, оказавшихся в зоне его влияния. Например, военная крепость Ачинский острог благодаря удобному положению на тракте получил статус города в 1782 г. [1. C. 13], а Канский острог, через который пролегла колесная дорога, к началу XIX в. превратился в крупное село - административный центр комиссарства и волости [2. C. 51]. В 1820-х гг. Ачинск и Канск стали окружными городами новой Енисейской губернии, границы которой охватили большую часть центрально-сибирского региона. Южные земли губернии были объединены в округ, административным центром которого стал город Минусинск, образованный из крупного села. В дореволюционный период эти города являлись административными центрами сельскохозяйственных территорий, выполняя функции торгово-распределительных селений, численность населения которых не превышала 10 тыс. жителей. За годы советской власти Сибирь как территория, обладающая обширными запасами природных ресурсов, стала объектом масштабных социально-экономических преобразований. Государственная политика, направленная на индустриализацию и укрепление обороноспособности страны, определила главные задачи архитектурно-градостроительной деятельности в Центральной Сибири. Ключевым фактором территориальных преобразований малых городов региона становится размещение в них предприятий легкой и тяжелой промышленности. В первую очередь, внимание государственных властей привлекали те населенные пункты, которые находились на линии Транссибирской железнодорожной магистрали (построена вдоль Сибирского тракта на рубеже XIX-XX вв.). Среди них были города Ачинск и Канск, в которых только за довоенные десятилетия численность населения достигла 20 тыс. жителей. Малые города, находившиеся в отдалении от этих важнейших транспортных коммуникаций (например, Минусинск), оставались, как правило, сельскохозяйственными центрами вплоть до второй половины ХХ в. В годы Великой Отечественной войны Центральная Сибирь стала местом размещения промышленных предприятий, эвакуированных с западных территорий Советского Союза, которые обусловили развитие экономической базы сибирских городов, в том числе малых. Послевоенный период был отмечен активной градостроительной деятельностью, связанной с преобразованиями исторически сложившихся населенных пунктов и с появлением новых городов, созданных в районах освоения природных ресурсов Сибири. Во второй половине ХХ в. сибирский регион стал своего рода большой экспериментальной базой для разработки подходов и методов градостроительного освоения новых территорий, а также для становления нового научно-проектного направления - районной планировки. Рассмотрим основные этапы преобразования малых городов Центральной Сибири - Ачинска, Канска и Минусинска, охватывающие вторую половину двадцатого столетия. Первый этап (вторая половина 1940-х - 1950-е гг.) В первые послевоенные годы наиболее крупные архитектурно-планировочные мероприятия осуществлялись, как правило, в главных административных центрах Сибири. В малых городах, таких как Ачинск, Канск и Минусинск, эти процессы протекали менее быстрыми темпами. На протяжении всего послевоенного десятилетия в официальных отчетах архитектурных органов Красноярского края, в состав которого входили эти города, встречались замечания об отсутствии удобного транспортного сообщения между населенными пунктами, а также отмечался недостаток специалистов архитектурно-строительных специальностей. Главной причиной, затруднявшей архитектурно-планировочные преобразования малых городов Центральной Сибири, являлось отсутствие проектных документов - генеральных планов. В результате в городах сложилась ситуация, когда возведение новых объектов велось, главным образом, на свободных территориях, а вместо комплексного плана строительных работ существовали лишь планировки отдельных застраиваемых участков, зачастую не увязанных друг с другом [3. C. 9]. Первые документы архитектурно-планировочного развития рассматриваемых городов были составлены для Канска в 1953 г. [4. C. 40], для Ачинска в 1954 г. [5. C. 2] (рис. 1), а для Минусинска в 1961 г. К моменту составления этих проектов численность населения в городах достигла: в Канске - 64 тыс. человек, а в Ачинске и Минусинске - 40 тыс. жителей. В проектах 1950-х гг. (для Кан-ска и Ачинска) основная застройка определялась общественными и жилыми зданиями в два-три и четыре этажа в преобладающем стиле того времени -неоклассики. Рис. 1. Планировка ул. им. Сталина в г. Ачинске, арх. А.Ф. Лыткин. 1954 г. Важным фактором новых преобразований городов и прилегающих к ним территорий стала «Схема районной планировки зоны влияния Красноярской ГЭС» (рис. 2), составленная в 1957 г. московским Гипрогором (Государственный институт проектирования городов) [6. Л. 17]. Рис. 2. Схема районной планировки зоны влияния Красноярской ГЭС [6. Л. 18] На основе анализа природных условий и транспортно-географического расположения центрально-сибирского региона, было выделено три промышленных района: западный, включавший в себя территории, расположенные по берегам реки Чулым, центральный - Красноярский район, располагавшийся на берегах Енисея, и восточный - Канский район, расположенный вдоль Транссибирской магистрали. Авторы схемы руководствовались принципом объединения предприятий в крупные территориально-производственные комплексы, а в качестве их главных центров намечались города Ачинск и Канск. В 1955 г. на расстоянии 4-5 км к югу от Ачинска была отведена площадка для строительства глиноземного комбината, ставшего главной промышленной базой развития города. Однако, как показала дальнейшая практика, в стремлении сокращения расходов на его возведение проектировщики не учли отрицательное влияние предприятия на экологию Ачинска. Территориальное формирование Канска, являвшегося центром восточного промышленного района, проходило вдоль основной водной артерии - реки Кан, а размещение производственных объектов и связанных с ними населенных мест осуществлялось в непосредственной близости от линии Транссибирской железной дороги. В середине 1950-х гг. неоднократно поднимался вопрос о расширении городской черты за счет прирезки к ней территорий сельскохозяйственных угодий и пастбищ, принадлежавших местным совхозам. Вызвано это было необходимостью размещения промышленных предприятий и расширения жилищного фонда [7. Л. 36 об.]. Рис. 3. Центр города Канска. Архитектор А.Ф. Лыткин. 1953 г. До разработки генерального плана Канска, выполненного в 1958 г., отвод участков под новое строительство производился на свободных от застройки территориях (рис. 3). Промышленные предприятия по большей части размещались на правом берегу реки Кан, на некотором расстоянии от сложившейся жилой части города [7. Л. 38]. В ходе работы над схемой районной планировки зоны влияния Красноярской ГЭС исследования проводились не только в городах, расположенных на Транссибирской магистрали. Например, город Минусинск стал объектом изысканий, проведенных проектировщиками в 1953-1955 гг. [8. C. 12]. Основная застройка города сложилась, главным образом, по правому берегу Минусинской протоки (рис. 4). Левобережная часть города находилась на острове Тагарском, в середине 1950-х гг. частично занятом кварталами одноэтажной усадебной застройки [8. C. 54]. Промышленность в Минусинске представляла собой 15 небольших предприятий, преимущественно пищевой промышленности. Ввиду возведения в непосредственной близости от города железнодорожной ветки Южно-Сибирской магистрали, а также благоприятных климатических и географических условий он был выбран оптимальным пунктом для размещения новых промышленных предприятий, а проектное количество населения предполагалось увеличить в четыре раза, до 150200 тыс. человек. Архитектурно-планировочные предложения предусматривали создание новых микрорайонов с четкой пространственной организацией жилой и общественной застройки, что соответствовало основным принципам планировки советских городов в середине ХХ в. В ходе работы над генеральным планом Минусинска, законченным в 1961 г., была предусмотрена организация озелененной защитной зоны между жилыми и промышленными территориями [8. C. 68]. Согласно общим положениям, определявшим дальнейшее развитие малых городов Центральной Сибири, предполагалось размещение жилой застройки с наветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям, были заложены разрывы между жилой и производственной зонами, сохранялись лесные массивы, окружавшие города, как места для массового отдыха городского населения. Для всех городов намечались организация развитой инженерной инфраструктуры, централизованное водоснабжение, сети благоустроенных транспортных магистралей и скоростной городской транспорт [6]. Работа над схемой районной планировки зоны влияния Красноярской ГЭС в конце 1940-х - начале 1950-х гг. явилась определяющим фактором в территориальном формировании малых городов Центральной Сибири. Результатом обозначенных в ней теоретических установок стали разработанные к началу 1960-х гг. первые генеральные планы Ачинска, Канска и Минусинска. Рис. 4. Минусинск. Проект планировки. Генеральный план города [8. Л. 65] Однако на первом этапе территориальных преобразований выявился ряд недостатков. В частности, как и во многих районах страны, строительство опережало проектирование. Следствием этого процесса стало неудачное размещение крупных промышленных предприятий в ряде городов. Также масштаб картографической основы схемы районной планировки не обеспечивал городских проектировщиков достаточными материалами инженерных изысканий. Проблему решали путем детального обследования строительных площадок в натуре, однако данные мероприятия не всегда могли в полной мере избежать ошибок в размещении промышленных предприятий и жилой застройки [9. C. 16]. Первый этап территориального формирования малых городов Центральной Сибири выявил проблемы, решение которых предстояло найти архитекторам-проектировщикам в течение ближайшего десятилетия. Второй этап (1960-1970-е гг.) Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов, начавшееся в связи с пуском Красноярской ГЭС, обусловило дальнейшее развитие малых городов, некоторые из которых по численности населения в эти годы перешагнули 50-тысячный рубеж. Со второй половины 1960-х гг. продолжились проектные работы по исследованию основной полосы расселения Центральной Сибири. В этот период специалистами отмечалось увеличение относительной численности населения, что являлось закономерным процессом ввиду развития части городов как опорных пунктов хозяйственного освоения территории, богатой природными ресурсами [10. C. 592]. Одним из таких перспективных районов оказался Канско-Ачинский буроугольный бассейн, на основе которого в середине 1960-х гг. продолжили разрабатывать концепцию Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭКа), идея создания которого зародилась еще в 1920-х гг. Зона его формирования охватывала территорию, непосредственно прилегавшую к Транссибирской магистрали. Этот фактор, а также особенности расположения здесь крупнейших угольных бассейнов определили дальнейшее развитие малых городов Центральной Сибири. Так, на окончательном этапе формирования концепции развития Причулымского района было решено создать сеть малых городов, так называемое Причулымское созвездие, каждый из которых являлся центром размещения определенных промышленных предприятий. Внешняя сторона созвездия была отведена производственным комплексам, а его внутренняя часть - селитебным территориям. Кроме того, были предусмотрены зеленые зоны во внутренней части кольца для отдыха жителей городов. Концепции дальнейшего промышленного развития района требовали новых подходов к расселению. При этом проектировщики основывались на ряде основных положений развития городов, учитывающих санитарно-гигиеническую обстановку, резервные территории для дальнейшего развития, а также ориентацию на крупные населенные пункты, способные обеспечить достойный уровень инженерного благоустройства [Там же. C. 599]. В начале 1970-х гг. начали проявляться первые результаты новых подходов к районной планировке. В этот период исследователями был отмечен значительный рост Абакано-Минусинской городской агломерации, приток населения из сельских поселений в малые и крупные города. Так, в Минусинске в период с 1959 по 1979 г. население увеличилось в 1,5 раза. В Ачинске, в связи с пуском объектов цементного и глиноземного заводов, процент городских жителей стал преобладающим. На базе предприятий мясомолочной промышленности начал формироваться третий промышленный район города [1. C. 92]. Ачинский район получил статус промышленно-аграрного, а численность населения, по сравнению с 1941 г., увеличилась в 2,5 раза [11. С. 466]. В результате интенсивной урбанизации, а также благодаря введению современных методов строительства в малых городах края началась активная архитектурно-градостроительная деятельность, повысились темпы жилищного строительства. Эти процессы были отмечены и в схеме формирования и развития сети городских поселений Красноярского края, положения которой легли в основу разработанного Гипрогором в 1972 г. технико-экономического обоснования районной планировки Красноярского края. Согласно полученным данным, был выявлен ряд факторов, определяющих формирование населенных пунктов. Исследователи отмечали высокую концентрацию населения вдоль железных дорог, с наиболее плотным освоением зон Транссибирской железнодорожной магистрали и Хакасско-Минусинской котловины. Также была отмечена интенсивная миграция сельского населения в города. Однако в то же время разработчиками технико-экономического обоснования была отмечена тенденция снижения численности населения в ряде малых городов Центральной Сибири ввиду недостаточной развитости промышленной базы [10. C. 600]. Среди основных факторов, тормозивших экономическое развитие региона, определяли слабое развитие транспортной сети, суровые природные условия, удаленность от развитых районов. В связи с этим выдвигалась задача нового крупномасштабного транспортного строительства в Центральной Сибири. Предлагалась новая схема расселения на территории края в зависимости от народнохозяйственной специализации. Градостроительная концепция, предложенная авторами схемы, определяла формирование групповых систем расселения, включавших в качестве структурных элементов населенные пункты всех типов и величин. Третий этап (1980-е гг.) Третий этап территориального преобразования малых городов Центральной Сибири связан с разработкой новой градостроительной концепции групповых систем расселения. В середине 1970-х гг. в административных районах Центральной Сибири основная масса малых и крупных городов имела разработанные генеральные планы. В это же время совместно с разработкой новых схем районных планировок был поднят вопрос о возможности создания перспективной модели расселения на территории Красноярского края, с учетом народнохозяйственной специализации и перспективных условий жизни населения. В 1973 г. Красноярскгражданпроектом были разработаны «Рекомендации по формированию системы расселения в Красноярском крае на период 1980-2000 гг.». В центре внимания проектировщиков оказались Центральный, Канско-Тасеевский, Саяно-Шушенский, Причулымский и Нижнеангарский внутрикраевые экономические районы [10. C. 601]. Целью работы стало проведение анализа между существующим производством и расселением по характеристикам трудового баланса, а также определение баланса между перспективным размещением предприятий и сложившимся расселением. Был выявлен ряд новых тенденций расселения. Исследователи отмечали сокращение численности сельского населения по всей территории Центральной Сибири, однако наиболее интенсивные процессы происходили в Центральном, Канско-Тасеевском и Причулымском районах, расположенных вдоль Транссибирской железной дороги. В 1980-х гг. продолжались работы по планировкам отдельных частей КАТЭКа. В рекомендациях проекта планировки его западной части выдвигались идеи по формированию групповых систем населенных мест (ГСНМ). Одна из них, Ачинская ГСНМ формировалась на базе города Ачинска и молодого города Назарово. Ачинск, ввиду своего выгодного положения, обозначался как центр западного района КАТЭКа, межрайонного центра обслуживания прилегающих территорий [10. C. 604]. Однако такая градостроительная деятельность, связанная с увеличением численности населения и размещением крупных промышленных предприятий, отрицательно сказалась на экологической ситуации. Ачинский промышленный узел в течение трех десятков лет работал с применением природоохранных технологий, разработанных еще в 1950-е гг., а выбросы в реку Чулым разрушили водную экосистему в черте города и ниже по течению. Согласно исследованиям Абакано-Минусинского района, проведенным в середине 80-х гг., составляющие его малые города Минусинск, Саяногорск и Черногорск должны были быть объединены в единую систему группового расселения с центром в городе Абакане, столице Хакасской Республики как части Саянского территориально-производственного комплекса. В конце ХХ в. загрязнение окружающей среды, природных зон и прилегающих к городам территорий стало одной из главных проблем. Экономический кризис и политическая обстановка начала 1990-х гг. повлекли за собой закрытие ряда промышленных предприятий, что, несмотря на общие экономические и острые социальные проблемы, последовавшие за этим, незначительно улучшило экологическую ситуацию в малых городах. Заключение Территориальное формирование малых городов в Центральной Сибири в ХХ в. происходило в несколько этапов. В данной статье были рассмотрены Канск, Ачинск и Минусинск, исторически сложившиеся города, но получившие свое интенсивное развитие только в вышеуказанный период времени. Определяющими факторами для их преобразования явились, в первую очередь, удачное географическое расположение относительно главных железнодорожных и автомобильных дорог и наличие важных водных артерий, крупных сибирских рек - Енисея, Кана, Чулыма. Начало территориально-планировочных исследований в сибирском регионе, связанных с освоением новых сырьевых баз, возведением крупных промышленных комплексов, мощных ГЭС и тепловых электростанций, стало стимулом к разработке новых концепций районной планировки. В свою очередь, данные процессы повлекли за собой разработку первых генеральных планов малых городов и комплексного подхода к архитектурно-градостроительной деятельности, проводимой на их территории. В этот период застройка производилась на свободных территориях, однако при проектировании отдельное внимание уделялось формированию буферных зон между жилыми районами и промышленными комплексами. На следующем этапе, в конце 1960-х гг., при формировании Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса наблюдалась тенденция формирования компактных городов, с застройкой в пределах существующей городской черты. Общая тенденция в преобразованиях малых, исторически сложившихся городов Центральной Сибири, как и во многих других регионах страны, на протяжении практически всего ХХ в. заключалась в пренебрежении архитектурно-планировочным наследием, отражающим культурно-исторические черты дореволюционного периода. Все больше обращалось внимание к вопросам сохранения экологической ситуации, значительно изменившейся в худшую сторону ввиду размещения в непосредственной близости к городам промышленных предприятий, не имеющих природоохранных систем, способных справиться с уровнем загрязнения. Анализ процесса территориальных преобразований малых городов Центральной Сибири показал необходимость учета не только стратегии экономического, но и экологического развития. Вступая в эпоху глобализации важно учитывать опыт формирования градостроительных концепций прошлого с целью избежать ошибок при разработке новых проектов. Сохранение уникальных черт природного каркаса региона - важнейшая задача, стоящая перед всеми специалистами, занимающимися проектной и градостроительной деятельностью.

Ключевые слова

Центральная Сибирь, малые города, районная планировка, промышленное освоение, regional planning, small town, Central Siberia, industrial development, master plan

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Захарченко Елизавета КонстантиновнаСибирский федеральный университетаспирант Института архитектуры и дизайнаzakharchenko_e.k@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Царёв В.И., Гринберг Ю.И. Ачинск: градостроительная история. Красноярск : Стройиз-дат, Красноярск. отд., 1992. 120 с.
Царёв В.И. Канск. Градостроительная летопись. Красноярск : Витал, 1996. 240 с.
ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 1. Д. 33. Годовой отчет архитектурного контроля за 1946 год. Л. 9.
ГАКК. Ф. Р-2089. Оп. 1. Д. 121. Проекты и схемы генерального плана Канска.
ГАКК. Ф. Р-2089. Оп. 1. Д. 112. Пояснительная записка к схеме реконструкции Ачинска.
Каплан Г. Красноярская районная планировка // Архитектура СССР. № 9. 1958.
Государственный архив Красноярского края. Канский филиал ГАКК Р-14. Оп. 1. Д. 163.
Минусинское отделение ГАКК. Ф. 1053. Оп. 2. Д. 14. Минусинск. Проект планировки города.
О планировке промышленных районов Восточной Сибири // Архитектура СССР. 1958. № 9.
Градостроительство Сибири / [В.Т. Горбачёв, д-р архит., Н.Н. Крадин, Н. П. Крадин, В. И. Крушлинский, Т.М. Степанская, В.И. Царёв, д-р архит.; под общ. ред. В. И. Царёва; Рос. Акад. архит. и строит. наук, НИИ теории и истории архит. и градостроит. НИИТИАГ РААСН. СПб. : Коло, 2011. 784 с.
Лопаткин Г. Летопись града Ачинска. Новосибирск : Новосиб. полиграфкомбинат, 1999. 540 с.
 Этапы территориальных преобразований малых городов Центральной Сибири во второй половине ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/4

Этапы территориальных преобразований малых городов Центральной Сибири во второй половине ХХ в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/4