Педагогические условия развития читательской культуры студента технического вуза в условиях современной информационной среды | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/15

Педагогические условия развития читательской культуры студента технического вуза в условиях современной информационной среды

Рассматривается проблема формирования педагогических условий, обеспечивающих развитие читательской культуры личности в процессе обучения в техническом вузе. В центре внимания - пересечение книжной и экранной культуры как феноменов современной информационной среды, характеризующейся мультимедийностью, гипертекстуальностью и интерактивностью. Читательская культура студента исследуется с позиций системного подхода - определяются компонентный состав, функции и механизмы ее развития.

The pedagogical conditions of reader's culture development of the technical university student in the conditions of.pdf Проблема развития читательской культуры в условиях информатизации образования обусловлена характерными чертами современной информационной среды, среди которых принципиально значимыми для проводимого исследования выступают мультимедийность, гипертектуальность и интерактивность. Мультимедийность, по мысли Е.Д. Павловой [1], проявляется в широком распространении и использовании многокомпонентных информационно-коммуникативных носителей информации (аудиальных, визуальных, аудиовизуальных). Мультимедийные сообщения содержат одновременно текстовую и образную информацию, что обеспечивает полноту ее освоения человеком. Однако информационное воздействие медиасредств подразумевает также явную или завуалированную трансформацию информационного наполнения сознания путем расставления «акцентов» в оценке тех или иных событий, создания соответствующего контекста восприятия информации, в результате чего у человека могут возникнуть искажения в повседневном структурировании картины мира. Гипертекстуальность в широком смысле понимается как особая форма коммуникации, в основе которой лежит принцип нелинейности, полидискурсивности, реализуемый посредством современных технических средств в формате Hyper Text Transport Protocol - специфическом способе представления информации в информационных сетях. И.Р. Купер пишет: «Гипертекст - новая текстуальная парадигма, ориентированная на множественные, одновременные потоки информации. Информация организуется в гипертекст, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться, распадаться, преобразовываться» [2]. Однако, будучи продуктивным средством организации информации, гипертекст порождает проблему дезориентации читателя, поскольку в сложной иерархической структуре гипертекста отсутствует единый сюжетный тематический поток, в связи с этим осложняется смысловое прогнозирование, возникает информационный «шум». Интерактивность современной информационной среды проявляется в неограниченности возможностей информационного взаимодействия в режиме реального времени. В работах У. Эко [3] социум представлен как мир общения, в котором новые информационные средства становятся одним из важнейших инструментов взаимодействия людей друг с другом. Между тем само по себе интерактивное общение (его техническая и технологическая стороны) не обеспечивает полноценного взаимопонимания между участниками. Изучению процесса чтения посвящено много исследований, авторы которых отмечают сложность указанного процесса, заключающуюся в необходимости декодировать сигналы одного кода (визуально-вербального) в другой (акустический). Чтение как вид письменной речи представляет собой процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели и понимается как целенаправленная деятельность, способная изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, изменять поведение человека, стимулировать эмоциональный и интеллектуальный уровень и через собственные механизмы способствовать развитию личности. Чтение включает в себя два уровня: сенсомоторный и семантический. Сенсомотор-ный уровень обеспечивает скорость восприятия и его точность и содержит в себе автоматизированные процессы; семантический уровень выстраивается на основе анализа данных сенсомоторного уровня и ведет к пониманию смысла прочитанного. Сенсомоторный уровень содержит следующие этапы, которые согласуются и с онтогенетическим развитием процесса чтения: зву-кобуквенный анализ и синтез; смысловые догадки; удержание информации; процесс сличения первоначальных догадок и написанных слов. При формировании процесса чтения понимание информации идет за процессом восприятия кода и основывается на его звукобуквенном анализе. Развитие автоматизации навыка чтения приводит к опережению восприятия пониманием, основывающемся на появлении смысловых догадок, угадываний смысла в пределах одного слова. На поздних этапах формирования автоматизации процесса чтения схватывание смысла осуществляется на уровне фраз и целых предложений, что связано с высокой ролью прогностического потенциала слова. Важной особенностью восприятия слова при чтении является глазодвигательная активность: наличие стратегий антиципации (забегание вперед) и возвращения назад (для осуществления сличения, контроля). Чтение представляет собой единство момента фиксации взгляда на значимой морфеме слова («зона опознания»), антиципирующей саккаде (движение глаза до следующей фиксации в «зону прогноза»), позволяющей читающему сделать предположение о значении воспринимаемого слова, и регрессивной саккаде, позволяющей осуществить сверку предполагаемого значения с реальным. В ситуации чтения мультимедийных текстов (в частности, содержащих графическую и звуковую информацию) создается функциональная асимметрия видов сенсорной модальности - визуальный канал выступает в качестве доминирующего, что подтверждается большим объемом усваиваемой информации, представленной визуальной составляющей по сравнению с аудиальной. Степень усвоения информации находится в зависимости не только от статуса канала репрезентации (доминирующий - вспомогательный), но и от внутренних свойств носителей информации (текста, слова). Данные предположения перекликаются с теорией перцептивных символов (Perceptual symbol theory), основная идея которой заключается в том, что в памяти человека хранится образ каждого объекта действительности. Слово, называющее такой объект, способно актуализировать весь массив ощущений, относящихся к предмету действительности. Зарубежные и отечественные исследования, посвященные изучению процесса обработки информации при полимодальном восприятии, показывают, что основной проблемой является установление полной или частичной перцептивной адаптации читателя к мультимедийным текстам. Для современной научной парадигмы значимым является расширение понимания термина «учебный текст». Интерпретация термина обусловлена изменениями в социокультурной сфере. Внедрение мультимедийных технологий в образование привело к всплеску исследовательского интереса к учебным текстам не только вербальной, но и гетерогенной семиотической и перцептивной природы. Происходит изменение понимания самого объекта исследования: мультимедийный учебный текст исследуется как семиотически гетерогенный объект, как целостное произведение, полученное с использованием элементов не только вербального кода, но и в соединении с невербальными средствами коммуникации, при этом важно учитывать, что различные аспекты формы и семантики слова оказывают влияние на процесс полимодального восприятия вербальных единиц. Степень влияния анализируемых аспектов зависит от корреляции семантики и формы: чем сильнее формальная выраженность семантики, тем большее влияние она оказывает на процесс полимодального восприятия. В образовательном процессе технического вуза потенциальные развивающие возможности чтения используются не в полной мере, поскольку широко распространено ограниченное отношение к чтению как способу удовлетворения оперативных информационных потребностей. Однако в сложившихся условиях современной информационной среды читательская культура студента технического вуза выступает ключевым звеном в процессе информационного взаимодействия на основе эффективного использования письменных источников информации и способов работы с ними. Очевидна необходимость разработки эффективных педагогических подходов к проблеме культурного освоения письменной информации в процессе вузовского обучения, разработки и внедрения педагогических технологий, позволяющих сформировать культурные приоритеты личности, воспитать профессиональные качества будущего выпускника, способные удовлетворять вызовы эпохи. Развитие читательской культуры студента в рамках педагогического процесса является реализацией основных подходов в современном образовании. В связи с этим главной задачей педагога является создание условий, при которых инициируются способности будущего специалиста как личности, самостоятельно и творчески осваивающей культурный потенциал письменных источников информации, поскольку в образовательной среде технического вуза ключевую роль играют особенности взаимоотношений человека и техники, что обусловливает увеличение интереса к вопросам поиска специфики технознания и способам его существования. В свою очередь, это влечет за собой понимание важности формирования технической картины мира, отражающей систему ценностей современной культуры и задающих нравственные ориентиры эпохи. Проблема развития читательской культуры личности в современной отечественной и зарубежной науке рассматривается многоаспектно. Так, изучению психологической сущности чтения посвящены труды Л.С. Выготского [4], А.А. Леонтьева [5], Б.С. Братуся [6]. Психофизиологические особенности чтения, в том числе с учетом специфики языка, представлены в работах Н.И. Жинкина [7]. Экзистенциальные основы чтения выявлены Н.А. Стефа-новской [8]. Герменевтический подход к определению природы чтения и механизмов понимания и интерпретации текста представлен в работах М.М. Бахтина [9], А.А. Брудного [10]. Семиотическая концепция Ю.М. Лот-маном [11] выявляет структурно-содержательную специфику текста как носителя культурного опыта. При рассмотрении явления семиотической гетерогенности современной информационной среды исследователи обращаются к мультимедийным текстам, терминологически обозначаемым в разных работах как семиотически осложненный текст, нетрадиционный, полимодальный. Термин «шодус (mode)» в европейской традиции социальной коммуникативной лингвистики трактуется как один из каналов предъявления информации. Термин «модальность» заимствован из семиотики, называет тип кода, используемый в тексте для передачи информации. На основе данного термина порождается термин «полимодальный текст», проблеме восприятия и понимания которого посвящены работы Е.Д. Некрасовой [12]. Теоретические положения интерпретации гипертекста и мультимедиатекста представлены в исследованиях А.Г. Сонина [13], M.M. Субботина [14]. Тенденции развития чтения в эпоху информационного общества и электронных коммуникаций посвящены труды М. Маклюэна [15], П.Г. Сибирякова [16], чтение определяется социокультурным феноменом (T.V. Lazutina, I.V. Shuler, T.Y. Pletyago) [17]. В дидактике высшей школы проблемы профессионально-ориентированного чтения, а также обучения студентов чтению научного и учебного текстов изучены И.Ф. Неволиным [18], Н.И. Мерзликиной [19], В.А. Стародубцевым [20]. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выделить сущностные проявления читательской культуры в условиях современной информационной среды. Читательская культура выступает своеобразным средством «навигации» в глобализирующемся информационном пространстве, способствует гармонизации уровней восприятия окружающей действительности, создавая условия для развития воображения и творчества, и обеспечивает функционирование механизмов самоидентичности в виртуальном пространстве, выступает содержательной основой интерпретации сложной смысловой структуры современных гипертекстов и мультимедиатекстов и установления диалогичных форм интерактивного информационного взаимодействия. Читательская культура личности включает следующие элементы. Во-первых, ценностное отношение к чтению как способу «самодостраивания» личности (Г.П. Щедровицкий) [21], проявляющееся в наличии непосредственного интереса к чтению, в развитии чувства личной ответственности и сопричастности с духовными проявлениями письменной культуры; во-вторых, система знаний о сущности чтения, читательской деятельности в контексте развития информационных и телекоммуникационных технологий; в-третьих, система навыков, в том числе коммуникативных, проектировочных, организаторских, позволяющих адаптироваться в современном сложном и обширном потоке письменных источников информации; в-четвертых, опыт творчества по восприятию, интерпретации, преобразованию и применению письменной информации в личных и профессиональных целях в процессе информационного взаимодействия. Развитие читательской культуры студента предполагает позитивные изменения ее компонентов (ценностно-ориентационного, когнитивного, действенно-практического, творческого). Ценностный компонент читательской культуры студента представляет собой систему ценностных ориентиров, на основе которых осуществляется информационное взаимодействие, определяется мотивация чтения (чтение выступает как способ удовлетворения познавательных, коммуникативных, художественно-эстетических потребностей). Когнитивный компонент включает знание структуры и жанрового разнообразия современного информационного потока, специфики письменных информационных ресурсов (традиционных и электронных официальных, научных, учебных, справочных, художественно-публицистических изданий, информационных ресурсов Интернета: web-страниц, web-сайтов), специфики формы предоставления письменной информации в виде традиционного линейного текста, а также нелинейных текстов - гипертекста и мультимедиатекста, знание методики и алгоритмов поиска и отбора, преобразования и использования письменной информации в личных и профессиональных целях, знание основ библиографии. Действенно-практический компонент представлен навыками использования информационных баз данных, справочно-инфор-мационных фондов традиционных и электронных библиотек; умениями выявлять нужные информационные и библиографические источники и пользоваться ими; навыками преобразования письменной информации, применения ее в широком социокультурном контексте, в том числе в ходе установления и развития читательских контактов. Творческий компонент читательской культуры студента отражается в разнообразии и содержательности форм представления результатов чтения, выраженности в них индивидуальности автора (эмоциональности, образности, оригинальности), инициативности и открытости в процессе информационного взаимодействия на основе письменных текстов. Качественное преобразование каждого компонента читательской культуры (когнитивного, ценностно-ориентационного, действенно-практического, творческого) обеспечивается формированием мотивации личностно значимого чтения в учебной деятельности студента технического вуза. Принимая за основу положение А.Н. Леонтьева [22] о том, что развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность, в процессе обучения следует обеспечить разнообразие форм и методов освоения культурного опыта, представленного в письменных источниках информации, с учетом специфики студенческого возраста и мотивации учебной деятельности студентов. В современном российском образовании, осуществляющемся в условиях постоянного увеличения и усложнения потока информации, быстрого развития телекоммуникационной техники и информационных технологий, возникает необходимость преобразования читательской деятельности - освоения личностно значимых способов поиска, отбора, организации и интерпретации информации, ориентированных на становление личности, развивающей свои природные способности и дарования, предстающей и творением, и творцом культуры, способной к многообразному освоению действительности на основе понимания и поиска смысла, личности, не только «приспосабливающейся» к существующему опыту, но и способной выработать в ходе обучения индивидуальную культурную позицию. Студенческий (юношеский) возраст характеризуется кризисом идентичности, состоящим из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. По мнению Б.Г. Ананьева [23], психологическое развитие личности студента представляет собой диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой, возрастающую по масштабам и уровням интеграцию - образование психологических подструктур и их усложняющий синтез. В психологическом плане в основе развития читательской культуры в процессе обучения в вузе лежат механизмы личностного развития, представленные в концепции личностно-ориен-тированного обучения Н.А. Алексеева [24] - рефлексия (обращение сознания на самое себя), персонализация (проявление экзистенциальной сущности человека) и стереотипизация («вписывание» личности в общекультурные способы поведения и деятельности). Ключевое значение для развития читательской культуры личности имеют смыслопоисковая и творческая активность студентов. В практическом плане развитие читательской культуры студента технического вуза осуществляется в процессе создания и реализации индивидуальной читательской стратегии. Читательские стратегии, по мнению Н.Н. Сметанниковой [25], проявляются в определении целей чтения, круга чтения, способов поиска, отбора и организации информации, а также в процессе интерпретативной деятельности (собственно чтении) и читательском общении. Ориентировочные стратегии обеспечивают формирование целей и задач чтения, актуализацию или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализацию предшествовавших знаний, выбор вида чтения (поверхностно-ознакомительное, предметно-аспектное). Стратегии поиска, отбора и организации информации направлены на выбор оптимального способа работы с различными информационными ресурсами, представленными как в традиционной, так и в электронной форме. Развивающий потенциал чтения реализуется в ходе личностно-смысловой интерпретации содержания письменных источников различных типов, видов и жанров; помимо учебников и справочников, полезно обращение к оригинальным научным текстам, ценностью которых является, в частности, то, что в них отражен процесс появления новых знаний, аккумулирована культура мышления, что позволяет студенту не только сориентироваться в современном научном пространстве, но и понять механизмы авторства, увидеть творческую лабораторию ученого, аргументированно излагать собственное мнение. В качестве основы интерпретации научного и учебного текстов выступает система символов как характеристик образов, выражающих этические и художественные идеи; системы языковых метафор и аллегорий текста, которые содержат потенциальные ассоциации, «наводящие» на выдвижение гипотез. При этом текст выступает в двух основных функциях. Как способ аккумуляции общественно-исторического опыта культурный текст привносит в индивидуальное обучающееся сознание культурную интерпретативную систему, упорядочивающую индивидуальную картину мира («осмысление значений»). В дальнейшем характер интерпретации становится способом организации мышления, построения «картины мира», структурирования деятельности и системы отношений субъекта. Как внешняя форма, наполняемая индивидуально-личностным содержанием («означивание смыслов»), культурный текст позволяет актуализировать глубинные слои сознания, включающие личностные смыслы, верования, индивидуальные мифы, выразить их посредством системы значений и соотнести с общекультурными смыслами. Организация читательского общения является одним из проявлений читательской стратегии. М.М. Бахтин придавал особое значение «желанию к распространению мыслей в мире», т.е. особой мотивационной готовности, которая является необходимым условием диалога личности с другой личностью. Поскольку «клеточкой» сознания является языковое значение, то одним из показателей сформированности смыслового ядра личности является характер вербализации. В этой связи среди методов, обеспечивающих развитие читательской культуры личности в процессе обучения, особое значение имеет читательский диалог - особая форма субъект-субъектного взаимодействия, встреча позиций по сущностным проблемам, в обсуждении которых проявляются, уточняются, дополняются, обогащаются и преобразуются взгляды, интересы, мотивы, которые сформировались в процессе чтения. Диалог, содержащий в основе принцип равноправия, построенный на партнерских отношениях, открытости в установлении обратной связи, реализация интересов и смыслов обеспечивают эффективность в развитии личностных и профессиональных качеств, создают общее коммуникативное поле, требующее единого понимания проблемы и разговора «на одном языке». В условиях современной информационной среды читательское общение может осуществляться на основе телекоммуникаций. Перенос читательского общения в виртуальное пространство сети Интернет обеспечивает многократное активизирование информационных связей. Интернет позволяет избежать обусловленности общения социальным статусом личности, уровнем образования, материальным положением и пр. В то же время в виртуальном пространстве размыты нормы поведения, что предоставляет свободу от ответственности в устанавливаемых контактах. В связи с этим в процессе обучения особого внимания заслуживает проблема формирования умений и навыков студентов по установлению диалогического читательского общения в интерактивном режиме. Таким образом, развитие читательской культуры студента технического вуза в условиях современной информационной среды будет эффективным, если: - в качестве цели учебной деятельности студентов, опираясь на принципы субъектности, акмеологичности и интегративности, определять ценностно-смысловое освоение культурного опыта, представленного в письменных источниках информации; - в ходе учебной деятельности студентов обеспечить целенаправленное изучение и анализ типо-видовой структуры разнородного потока письменных источников информации посредством продуктивного сочетания линейного и нелинейного (гипертекстового) структурирования учебного материала; - для активизации в процессе учебной деятельности механизмов смыс-лообразования проводить рефлексивный анализ ценностного содержания учебных и научных текстов, в том числе и мультимедийных текстов; осуществлять преобразование письменной учебной информации на основе деконструкции текста и обнаружения новых личностно и профессионально значимых смысловых связей; - применять в качестве критериев развития читательской культуры студента технического вуза сформированность ценностного отношения к чтению, умений и навыков поиска и отбора источников чтения, личностной интерпретации содержания письменного текста, способностей творческого преобразования письменной информации и диалогичность читательского общения. Ключевое значение для развития читательской культуры студента технического вуза имеет «перевод» руководства чтением в саморуководство в целях личного и профессионального самосовершенствования. Чтение как проявление творчества всегда есть «продукт» встречи внутреннего индивидуального мира культуры личности и внешнего социокультурного поля. В связи с этим необходимо организовать процесс обучения в техническом вузе так, чтобы произошла трансформация внешних социокультурных факторов во внутренние, личностные. Расширение возможностей получения и применения информации в современном мире определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения человека, обеспечивающей его успешную адаптацию, комфортное существование и самореализацию в условиях информационного общества. Объективная сложность и противоречивость обозначенной проблемы усугубляется в России напряженными социальными трансформациями последнего времени, затрудняющими выполнение отечественным образованием одной из ключевых его функций - трансляцию от поколения к поколению культурного опыта. Между тем интерпретация действительности с позиций культурных ценностей, представленных в различных видах текстов, является стержнем информационного общества, отсутствие которого чревато сциентизацией науки, дисперсным характером ее разработок и, как следствие, угрозой уничтожения природы и человека. В ходе проведенного исследования установлено, что определяющее значение для развития читательской культуры будущего инженера имеет переход от цели изучения особенностей содержания текста для решения конкретных учебных задач (чтение как «считывание информации») к выявлению значимости чтения как фактора профессионального и личностного роста для самого обучающегося (чтение как постижение и сотворение себя и культуры).

Ключевые слова

читательская культура, техническое образование, личностно-смысловая интерпретация текста, reader's culture, technical education, innovative technologies of training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шулер Ирина ВладимировнаТюменский индустриальный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наукishuler@mail.ru
Лазутина Татьяна ВладимировнаТюменский индустриальный университетдоктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наукLazutinaTV@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Павлова Е.Д. Проблема информационного воздействия на сознание в постиндустриальном обществе // Личность. Культура. Общество. 1997. Вып. 1 (34). С. 226-240.
Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sosio.ru/bull/18.html/ (дата обращения: 5.07.2017).
Эко У. Роль читателя. Исследования семиотики текста. М. : АСТ, 2016. 640 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М. : Наука, 2016. 368 с.
ЛеонтьевА.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Наука, 2014. 216 с.
Братусь Б.С. Проблема возвращения категории души в научную психологию // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 5-15.
Жинкин Н.И. Психолингвистика. М. : Лабиринт, 2009. 288 с.
Стефановская Н.А. Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования : автореф. дис.. д-ра соц. наук. Тамбов, 2009. 41 с.
Бахтин М.М. Собрание сочинений : в 7 т. М. : Языки славянских культур, 2012.
Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М. : Знание, 1998. 334 с.
Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. 704 с.
Некрасова Е.Д. Взаимозависимость модальной семантики слова и перцептивного канала предъявления информации // Вестник Томского государственного университета. 2016. N 402. С. 10-17.
Сонин А.Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов // Вопросы психолингвистики. 2003. N 1. С. 43-56.
Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (Взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида // Вопросы философии. 1993. N 3. С. 36-45.
МаклюэнМ.Г. Галактика Гуттенберга. Киев, 2003. 429 с.
Сибиряков П.Г. Новые текстовые технологии: экранный текст. URL: http:// www.rpri.ru/arshinov/tesisi/Sibirakov/ (дата обращения: 5.07.2017).
Lazutina T.V., ShulerI.V., Pletyago T.Y. Reading as a sosiocultural phenomenon: its nature and functions // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, N 17. P. 9941-9948.
Неволин И.Ф. Познавательное чтение - ведущая форма непрерывного образования // Новые методы и средства обучения. М. : Знание, 1990. С. 23-34.
Мерзликина Н.И. Учебные тексты как средство формирования критического мышления студентов: дис.. канд. пед. наук. М., 2007. 141 с.
Стародубцев В.А. Проектирование и реализация комплексов мультимедийных дидактических средств в педагогическом процессе вуза: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Барнаул, 2004. 43 с.
Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология (курс лекций). М. : Студия Артемия Лебедева, 2014. 468 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2005. 352 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 400 с.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению : Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. М. : Школьная библиотека, 2005. 512 с.
 Педагогические условия развития читательской культуры студента технического вуза в условиях современной информационной среды | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/15

Педагогические условия развития читательской культуры студента технического вуза в условиях современной информационной среды | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/15