Формирование коллекции и методика описания художественного текстиля шорцев в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/25

Формирование коллекции и методика описания художественного текстиля шорцев в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета

Определяются этапы формирования шорской коллекции Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета. Решается недостаточно изученный вопрос типологии художественного текстиля шорцев по признаку технологий декорирования. На основе анализа описания музейных предметов в опубликованных каталогах шорских коллекций обосновано применение современного научного подхода к атрибуции музейных предметов. Характеризуется методика анализа музейного предмета как объекта историко-культурного наследия, предполагающая использование определенных приемов и принципов.

Formation of the collection and methods of describing the art textiles of the Shorians in the Museum of Archeology and E.pdf Актуальным направлением современных культурологических исследований является выявление и изучение подлинных объектов историко-культурного наследия, в том числе музейных предметов, «прочтение» их как культурных текстов и функционирование извлеченной информации в конкретном социокультурном пространстве - музее. Большой интерес представляет художественный текстиль шорцев, сосредоточенный в шорской коллекции Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (МАЭС ТГУ). Под текстилем принято понимать изделия, выполненные из волокон и нитей. В зависимости от качества нитей и способов производства определяются виды текстиля. Для шорцев, проживающих в горнотаежной зоне, характерно использование для изготовления ткани кен-дырных нитей, производимых женщинами в рамках домашнего хозяйства. В начале ХХ в. одежда шилась также из других хлопчатобумажных тканей -дабы, нанки. Детали одежды, сшитой из кендыря, дабы или нанки, при декорировании обшивались хлопчатобумажными тканями типа плиса и манчестера - текстиля с ворсом, похожим на бархатный либо хлопчатобумажной тканью с гладкой поверхностью - сатином. Поверх этих тканей выполнялись вышивка и нашивка декоративной фурнитуры. Покупные цветные ткани применялись для окантовки необработанных сторон изделий и аппликации. Декорированный традиционными технологическими приемами текстиль может считаться художественным наследием. Данная дефиниция обозначает созданные носителями культуры в разные исторические периоды предметы, наделенные знаково-символической семантикой и способностью аккумулировать в себе синкретическое единство материального и нематериального, имеющие отношение к народному декоративному искусству, приемы изготовления артефактов которого передавались из поколения в поколение. В условиях проникновения иных культурных традиций, связанных с заселением Сибири русскими и формированием новых социально-экономических условий первой четверти ХХ в., объекты, характеризующие художественное наследие шорцев, практически перестают воспроизводиться в естественной среде бытования, а после 1960-х гг. уже полностью утрачиваются. Сохраняются они лишь в музейных собраниях, сформированных c конца XIX до середины ХХ в. и могут быть отнесены к уникумам, под которыми в современном музееведении понимаются единственные в своем роде «объекты культурного. наследия, отличающиеся своеобразием и неповторимостью, особой художественной, научной, исторической ценностью. к уникумам относят также сохранившиеся в единственном экземпляре предметы, отражающие типичное явление» [1]. Целенаправленное комплектование коллекции в музее Томского университета, в которую включался и декорированный текстиль, началось в 1920-е гг. Это было время активной исследовательской и собирательской деятельности на территории компактного проживания шорцев, связанное с проблемой отделения от Томской губернии части Кузнецкого уезда с Томской, Кондом-ской, Верхнее-Кондомской и Мрасской волостями. С 1925 г. начинается систематическое комплектование шорского собрания музея исполняющим обязанности заведующего Этнологоархеологическим музеем Томского университета А.К. Ивановым. На основе анализа коллекционных описей музея выявлено, что именно в это время им совершается первая поездка в Горную Шорию, в результате которой в музей поступили материалы по традиционной культуре шорцев из улусов, расположенных в районах современных городов: Междуреченска (улусы Чульжан, Сыркаш, Косой Порог), Осинников, а также из поселений по реке Мрассу (Кызыл-Суг, Усть-Кабырза, Сибирга и Мыски) [2. С. 149]. С 1926 г. в Сибири развивается научно-краеведческое направление, поддержанное в рамках I Сибирского краевого научно-исследовательского съезда, оказавшее влияние на становление науки в регионе. 1927 г. является плодотворным в плане экспедиционных исследований А.К. Иванова. Он значительно расширяет ареал обследований шорских поселков, углубляясь в черневую тайгу: от поселений верховьев реки Мрассу до улусов по ее притокам: Усть-Анзас, Усть-Кезек, Чилису-Анзас, Суета, Нижние Кичи, Усть-Пызас, Верх-Алзак, Каргыш, Таяс и др. [3. С. 145-146]. Среди единичных поступлений - подаренная А.В. Шупфером в 1929 г. женская шапка «порук». В собирательстве материалов по традиционной культуре шорцев для коллекции МАЭС ТГУ выделяется два следующих друг за другом этапа, обоснованных объективными факторами, такими как экономическое районирование и развитие науки и краеведения в Сибири. Первый из них ограничивается 1925 г., когда материал собирался в окрестностях Кузнецка и близлежащих крупных поселков. Второй охватывает 1926-1927 гг. и характеризуется расширением ареала обследований. Материалы исследования музейных собраний показали, что именно второй период можно считать плодотворным в отношении поступления в музей предметов декорированного текстиля. Изучение шорских материалов облегчается наличием опубликованных каталогов, отражающих состав фондовых собраний МАЭС ТГУ. Значительным событием в работе с музейными коллекциями сибирских народов было издание в 1979 г. «Каталога этнографических коллекций музея археологии и этнографии Сибири Томского университета». С созданием его раздела по культуре шорцев связаны имена известных ученых-сибириведов - Н.А. То-милова и В.Д. Славнина. Задача по созданию каталогов музейных коллекций была поставлена перед сотрудниками музеев именно в 1979 г., что отражено в письме Министерства культуры РСФСР от 15 января 1979 г. № 01-15/16-10 «О паспортизации музейных коллекций». Упорядочение этнографических фондов МАЭС ТГУ, научная обработка его коллекций и составление учетных карточек были начаты еще в 1960 г., поэтому издание увидело свет своевременно и до сих пор остается одним из ценнейших источников по этнографии Сибири в целом и шорцев в частности [4]. Данные этого издания были включены в сводный каталог шорских коллекций в музеях России, составленный на основе коллекционных описей 18 музеев страны одним из авторов данной статьи. Собранный в каталоге воедино коллекционный материал из разных музеев России представляет собой систематизацию традиционной культуры шорцев по типам хозяйственной деятельности, домашним ремеслам, включающим изготовление предметов быта, орудий труда, костюма и украшений, а также религиозным верованиям. В 1999 г. каталог был издан в пяти частях: «Таежные промыслы и средства передвижения», «Производящее хозяйство», «Предметы быта», «Одежда и украшения», «Духовная культура» [5]. В плане изучения декорированного текстиля представляют интерес две части каталога - «Предметы быта» и «Одежда и украшения». В каталогах музейные предметы представлены в текстовой форме, составленной на основе их атрибуции, а также в графических зарисовках отдельных предметов, которые, к сожалению, не дают полного представления о технологиях декорирования текстиля. Методика исследования музейных предметов, относящихся к художественному текстилю, предполагает использование принципов и приемов, не противоречащих требованиям современного музееведения. Основным принципом должно быть ориентирование на подлинность, которая уже была установлена в процессе включения предметов в состав основного фонда МАЭС ТГУ и затем подтверждена на уровне составления научного каталога. Составители использовали методику обработки коллекций, разработанную сотрудниками Государственного музея этнографии народов СССР (в настоящее время - Российский этнографический музей) и Музея антропологии и этнографии АН СССР. Для исследования предметов художественного наследия в целях извлечения из них полноценной информации необходимо использовать приемы, характеризующие его отдельные элементы, а затем синтезировать сведения о них в единое целое. Последовательность изучения музейного предмета как объекта художественного наследия должна определяться в опорой на современные музееведческие исследования [6. С. 139-140]. Изучение декорированного текстиля предусматривает: - установление типовой принадлежности музейного предмета; - определение конструктивных элементов музейного предмета и расположения на них декора; - обоснование типа декора в соответствии с принятой в этнографическом музееведении классификацией; - определение мотивов декоративных элементов; - выявление технологий декорирования текстиля (вышивка, аппликация, окантовка, нашивка декоративной фурнитуры и др.). Подобный подход позволяет осуществить анализ коллекционных описей опубликованных каталогов с использованием визуальных и тактильных приемов изучения подлинных музейных предметов. Это позволит восполнить лакуну в характеристике декора текстиля шорцев, входящих в состав коллекции МАЭС ТГУ. Художественный текстиль шорцев в музее представлен декорированными элементами костюмного комплекса: воротниками женских рубах, клапанами, обшлагами рукавов, обшивками полок и подолов мужских и женских халатов, женскими поясами и нагрудниками, околышами шапок; а также украшенными кисетами для табака, составляющими принадлежность костюмного комплекса. Чтобы разобраться в особенностях художественного текстиля шорцев, необходимо определить основные понятия, связанные с дефинициями «декор» и «орнамент». Под декором понимается система украшений объекта, имеющих искусственную природу, т.е. выполненных руками человека; под орнаментом (орнаментальным декором) - система повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов декора [7]. По месту расположения на элементах костюмного комплекса декор шорцев представлен преимущественно таким типом, как линейный (орнамент). Другим типом может считаться изобразительный декор, не включаемый в структуру орнамента, расположенный без соблюдения симметрии. Первый тип традиционно выполнялся по поясам, воротникам халатов, подолу, обшлагам рукавов и полкам, околышам шапок. Второй тип характерен для украшения женских нагрудников, кисетов, заполнения угловых декоративных вставок на халатах. Декор изобразительный и орнаментальный в шорском декоративном искусстве, в свою очередь, включает в себя типы, выделяемые на основе используемых семантических мотивов. Для шорского народного искусства характерен абстрактный декор как отвлеченное, вызываемое сложности в интерпретировании изображение. Геометрический декор, под которым принято понимать абстрактное изображение из точечных, прямолинейных или криволинейных элементов, в художественном текстиле шорцев представлен комбинациями зигзага, часто размещенными линейно между двумя параллельными прямыми линями. Зачастую две зигзагообразные линии изображаются пересеченными друг с другом, образуя ромбы. В декоративном искусстве шорцев зигзаг имеет несколько вариаций в зависимости от изображения вершин его углов - заостренными, скругленными, увенчанными окружностью (зигзаг с петлей в изломе). Каждый элемент зигзага может рассматриваться как треугольник и интерпретируется в музее как символ родовой горы шорцев. Другим широко применяемым мотивом декорирования текстиля у шорцев служит крест, представленный как в виде прямого и косого Х-образного элемента, так и звездчатой розетки. Крест часто сочетается с декором из других фигур. Круг, означающий непрерывность, динамику и цикличность жизни человека, знак солнца и полной луны, также отражен в вышивке по текстилю и нашивании декоративной фурнитуры, имеющей форму диска. Дуга или арка, являющаяся по своей сути половинкой круга, соответственно близка к нему по своей семантике. На текстильных предметах из коллекции МАЭС ТГУ имеется вышитый растительный орнамент в виде пальметт, орнамента из стилизованных побегов, характерных для традиционной вышивки хакасов, характеризующий контакты шорцев с этим соседним народом. Выявление технологий декорирования текстиля является перспективным в плане их актуализации как части нематериального культурного наследия в культурно-образовательной деятельности музея. Как показал анализ, в описаниях каталогов предметы атрибутированы по таким критериям, как название предметов на русском языке и языке народа-носителя, материал, конструктивные особенности и расположение на них декора. Характеристика технологий декорирования в опубликованных каталогах обобщена, определена преимущественно для тамбурного декоративного шва. Хотя предпринятое в настоящее время изучение предметов музейной коллекции МАЭС ТГУ показало, что вышивка исключительно тамбуром использовалась шорцами редко, чаще эта техника комбинировалась с другими видами декоративных швов, таких как стежковый шов, встречающийся в шорском декорированном текстиле в разных вариантах: ряд стежков и пропусков одинаковой длины; стежки длиннее пропусков; стежки, уложенные зигзагообразно; стежки, образующие декор в виде ромба или многолучевой розетки. Тамбур сочетался с крестообразным швом «орбе», в котором нить идет зигзагообразно, пересекаясь, а также с вышивкой в технике плоской глади. Вышивка гладью на музейных предметах зафиксирована на воротниках и поясах как декор по кен-дырной ткани, так как полотняное переплетение позволяло четко определять длину и ширину выполняемых прямоугольников, исходя из счета уложенных в каждый из них гладьевых стежков [8. С. 123-142]. Кроме того, для декорирования шорского текстиля характерно использование комбинированных приемов, включающих не только применение разных техник вышивки, но и аппликацию из цветной ткани, окантовку и нашивание декоративной фурнитуры, включающей пуговицы, бусины, раковины каури. Изучение материалов музейных коллекций в плане исследования художественного народного искусства, утраченного в естественной среде бытования, на современном этапе является актуальной необходимостью. Так, применение методов, естественных для 1970-х и даже для начала 1990-х гг. -преимущественно метода зарисовки элементов при иллюстрировании каталога, не доносят до современных исследователей традиционной культуры особенностей декоративного искусства таежных охотников-собирателей. Возможно, по этой причине при воссоздании традиционного костюма как в музее, так и в рамках фестивалей традиционных культур шорцами часто используются иноэтничные компоненты - алтайские, чукоткие. Методика изучения декорированного текстиля, включающая оцифровку и современные компьютерные технологии работы с фотоматериалами, позволяют дополнить описания в опубликованных каталогах предметов из текстиля уточнениями техник декорирования. Так, например, декор халата «шабыр» под коллекционным номером 6025-7 описан следующим образом: «Вся бархатная отделка расшита тамбурным швом прямыми и ломаными линиями, косыми крестами, трехвильчатыми фигурами. На клапане вышита ветка с резными листьями» [9. C. 27]. Как следует из описания, декор представлен весьма схематично: не отражен в полной мере тип декора по месту расположения и по используемым мотивам. Визуальное изучение предмета и исследование оцифрованного материала в редакторе Microsoft Office с увеличением декорированных фрагментов позволило привести полную характеристику вышитого декора, которая свойственна исключительно для шорской культуры, когда декор на отдельных элементах одного предмета отличается вариативностью мотивов. Художественное оформление халата «шабыр» (колл. № 6025-7) служит подтверждением данного факта. Обшитый черным бархатом воротник по всей длине украшен линейным орнаментом в виде тройного зигзага с петлей в изломе из тройных параллельных линий, вышитых в технике тамбурного шва. По всему периметру воротника выполнена окантовка из прямых линий в технике шва «орбе» и стежкового шва. Вдоль нижних краев воротника на узкой горизонтальной полоске бархата стежковым швом вышита прямая линия с тремя парами отростков, расположенных к ней под прямым углом, обрамленная прямоугольником. Полки халата по черной бархатной обшивке украшены тройными параллельными линиями в технике шва «орбе». Подол декорирован линейным орнаментом в виде тройного зигзага с петлей в изломе, расположенным двумя рядами и разделенным тройной линией, вышитым тамбуром и швом «орбе». Обшитый бархатом угол на полках разделен тремя рядами шва «орбе» на четыре треугольных сегмента, в которых размещены выполненные тамбуром четыре крестовидные фигуры и две -абстрактные. Бархатная обшивка кармана по нижнему краю украшена геометрическим орнаментом в виде пересеченных вертикальной прямой треугольников с включением мифической фигуры (справа), вышитыми в технике тамбура; декор клапана - растительный: побег с завитками, оконтуренный стежковым швом. Обшлаг рукава декорирован так же, как и края полок, с тем отличием, что пространство между верхней полосой заполнено линейно расположенным зигзагом. Таким образом, исследование материалов коллекции МАЭС ТГУ, сформированной в ходе экспедиционных обследований Горно-Шорского района в I четверти ХХ в., когда объекты художественного наследия еще воспроизводились в среде бытования, позволило определить виды художественного текстиля, типы декора и орнамента, мотивы декорирования. Каталоги тридцатилетней давности соответствовали требованиям своего времени, но в современных условиях коллекционные материалы нуждаются в более детальном изучении, которое, наряду с описанием объектов историко-культурного наследия, включало бы новые приемы и методы: оцифровку предметов, визуальное изучение специалистами на основе подлинных предметов технологических приемов их изготовления, что может быть реализовано на основе предлагаемых подходов к изучению художественного народного текстиля, предусматривающих определение: типовой принадлежности музейного предмета, его конструктивных элементов с расположенным декором, типа и мотивов декора, в также выявление технологий декорирования. Данный подход сделает возможным процесс актуализации объектов художественного наследия в музее, т.е. включение утраченных в естественной среде бытования объектов в пространство современной культуры.

Ключевые слова

музей, коллекция, шорцы, художественный текстиль, объект историко-культурного наследия, атрибуция, museum, collection, shorzi, art textile, object of historical and cultural heritage, attribution

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Родионов Семен ГригорьевичКемеровский государственный институт культурыаспирантsenya-sc@mail.ru
Кимеева Татьяна ИвановнаКемеровский государственный институт культурыкандидат культурологии, доцент кафедры музейного делаtat-kimeeva@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.muse-um.ru/rme/dictionary.asp. (дата обращения 12.03.2017).
Глушкова П.В., Кимеева Т.И., Родионов С.Г. Этапы формирования шорских этнографических коллекций в музеях России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 34. С. 148-158.
Кимеева Т.И. Методика сбора материала по художественному наследию коренных народов Притомья: конец XIX - начало XXI веков // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 1 (159). C. 142155.
Шорцы // Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. Томск, 1979. С. 38-122.
Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Кемерово, 1999. Ч. 1-5. 941 с.
Старинкова Е.В. Музейный предмет как текст культуры: дис.. канд. культурологии. СПб., 2014. 270 с.
Баранова И.И. Декор // Система научного описания музейного предмета. Классификация. Методика. Терминология. СПб., 2003. С. 389-390.
Кимеева Т.И. Актуализация художественного наследия коренных малочисленных народов Сибири: на примере шорцев. Кемерово: ТД «Азия-Принт», 2015. 278 с.
Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Одежда и украшения. Кемерово, 1999. Ч. 4. 170 с.
 Формирование коллекции и методика описания художественного текстиля шорцев в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/25

Формирование коллекции и методика описания художественного текстиля шорцев в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/25