Творчество мастера книжно-рукописного искусства Гаврилы (Ивана) Басова (последняя четверть XVI - первая треть XVII в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/28

Творчество мастера книжно-рукописного искусства Гаврилы (Ивана) Басова (последняя четверть XVI - первая треть XVII в.)

В статье представлена деятельность книгописца и художника-знаменщика Гаврилы (по прозвищу Иван) Басова. Выделяются этапы его творчества: жизнь и формирование в Твери, выполнение заказов с братьями Стефаном и Федором в Москве, развитие таланта и отличной от братьев манеры исполнения рукописных книг в мастерской при Троице-Сергиевом монастыре в 1608-1631 гг., где впоследствии он принял монашеский постриг, став иноком Гурием. Прослеживается стремление мастера отойти от черно-белого старопечатного стиля орнамента к декоративности, достигнутой через применение цвета и золота. Изменения затронули не только художественное оформление книг, но и манеру письма.

Gavrila (Ivan) Basov's life and art as the master of manuscript art (the last quarter of the XVIth - the.pdf Трудности исследования творческой судьбы Гаврилы-Ивана Басова связаны с разрозненностью сведений о нем. В трудах середины XIX - середины ХХ в., посвященных древнерусскому искусству, упоминается иконописец меньшей статьи Иван Басов [1. С. 12], он же отмечен как расписавший собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре в 1650 г. [2. С. 21], как знаменщик Троице-Сергиевой лавры Ивашко Сергеев Басов [3. С. 120] и как Иван Басов, написавший и украсивший в Твери Евангелие [4. С. 158]. В 1962 г. в «Словаре русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII века» появляются упоминания о художнике как о двух мастерах. В первом он назван как «Гаврило Басов, „прозванием Иван-ко", „сколасник, рекше ученик", писец и иллюстратор житий Зосимы и Сав-ватия Соловецких в 1623 г. и Пролога годового в XVII в.», во втором -«Басов Гавр[ила] Серг[еев], москвич, писец Псалтыри следованной в 1585/1586 г.» [5. С. 26]. В 1974 г. Т.В. Диановой была предпринята первая попытка установить некоторую взаимосвязь между этими именами. Рассмотрев московские рукописи Гаврилы Сергеева сына Басова Псалтырь следованную [6] и Сборник богослужебный43 [7], исследовательница сравнила их с книгой Евангелие [8], написанной в Твери Иваном Сергеевым Басовым. Обнаружив различие в почерках, она предположила, что писцы были братьями [9. С. 325, 327]. Она также атрибутировала мастеру написание Оглавления на 6 вставных листах Служебника [10] XV-XVI вв. [Там же. С. 323]. Лишь недавно выявленные Т.В. Анисимовой новые рукописи, исполненные братьями Басовыми, позволили утверждать, что здесь перед нами один мастер - книгописец и художник-знаменщик Гаврила (Иван) Сергеев Басов [11, 12]. Н.П. Парфентьев предположил, что Иваном (Ивашкой, Иванкой), именем, данным ему при рождении и после крещения ставшим прозвищем, Гаврилу (Гавриила) Басова называли в семье и родном городе Твери [13. С. 24]. В период творческого становления братья Стефан, Федор и Гаврила Басовы обучались, вероятно, совместно, используя для овладения навыками первопечатные книги 1550-1570-х гг.44 В обучении письму наиболее тесная связь у Гаврилы обнаруживается со Стефаном, который, возможно, был старшим из братьев и оказал на Гаврилу более сильное влияние, чем Федор (почерки братьев схожи между собой, что неоднократно отмечалось исследователями). Ранние исполненные Гаврилой рукописи были созданы им в середине 1580-х гг. для московских жителей. В это время братья Басовы жили в Москве. Возможно, там они создали артель по переписке книг [14. С. 48]. Одним из первых заказов Гаврилы стала рукопись Псалтырь с восследо-ванием [6]. Из послесловия (л. 325, 325 об.), написанного по образцу послесловия Петра Мстиславца к Евангелию 1575 г., известно, что книга создавалась для Деомида Дементьева Гаврилой (там же в другом написании -«Гавриилом») Сергеевым сыном Басовым в 1585-1586 гг. По предположению Н.П. Парфентьева, послесловие от имени Гаврилы и большую часть рукописи написал Стефан. Изучив, как меняется полууставное письмо книги, исследователь предположил, что Гаврила переписал только л. 1-48 [14. С. 48]. Согласно анализу Н.П. Парфентьева, в начале рукописи книгописец старался приблизить свое написание к более вертикальному и компактному почерку протографа. Однако вскоре его письмо стало «более твердым и небрежным» и перешло «в собственный почерк мастера» [13. С. 25]. Т.В. Анисимова же отметила, что на л. 1-48 буквы более вытянутые, «прижаты» друг к другу. Но она не исключает вариативность почерка Гаврилы на протяжении всей книги [11. С. 602]. Декоративное оформление книги Н.П. Парфентьев атрибутировал Федору. Однако Гавриле, вероятно, принадлежит создание раскрашенной, с золотом, заставки на л. 3 [13. С. 26]. Она выделяется среди других изображений рукописи. Т.В. Дианова, заметив это отличие, предполагала, что заставка исполнена в более поздний период [9. С. 325]. В 1586 г. (до октября) Гаврила вместе с братом Федором участвовал в создании художественного облика переписанной Стефаном рукописи Мерило праведное [15], заказ на которую был получен от Митрополита всея Руси Дионисия. Н.П. Парфентьев, сравнив декоративное убранство этой книги с более поздними исполненными Гаврилой Басовым рукописями, полагает, что художнику-знаменщику принадлежит здесь создание или раскраска нововизантийского орнамента с небольшими вкраплениями старопечатного стиля на титульном листе, а также украшения в цвете с золотом на л. 4 (малая заставка и полевой цветок в старопечатном стиле) и л. 7 (большая заставка в сочетании старопечатного и нововизантийского стилей) [13. С. 27]. Следующая книга Гаврилы Басова - Евангелие тетр [8. Л. 526] - создавалась уже не в Москве, хотя в целом в ней отражены те же сложившиеся к этому времени в искусстве мастера особенности письма и оформления рукописей. Из послесловия мы узнаем, что рукопись переписана в 1593-1595 гг. в Твери. Книгописец «Иван» Сергеев сын Басов указал, что «под своим кровом близ дому своего» он выполнял заказ тверского жителя И.Г. Репьева для местной церкви Иокима и Анны и пророка Ильи при тверском архиепископе Захарии. Т.В. Анисимова предположила, что заказчиком рукописи был князь Иван Григорьевич Репнин [11. С. 606]. Но Н.П. Парфентьев не обнаружил такое имя у представителей родословной Репниных и, кроме того, считает, что писец обязательно упомянул бы высокий чин заказчика [13. С. 23]. Рукопись написана крупным полууставом. Т.В. Анисимова полагает, что художественным образцом для изображения евангелистов стало Евангелие Петра Мстиславца 1575 г. [11. С. 606]. Однако, по мнению Н.П. Парфентьева, изображение евангелиста Матфея (л. 9 об.) отсылает к гравюре царя Давида из Псалтыри Петра Мстиславца 1576 г., элементы интерьеров миниатюр с Марком и Лукой (л. 148 об., 237 об.) срисовывались мастером с различных книг, а изображение с евангелистом Иоанном (л. 381 об.) близко к иконописной про-риси [13. С. 24-25]. В этой рукописи также присутствует художественное стремление Гаврилы обогатить орнаментику книги цветом, хотя пока на данном этапе оно выражено неярко. Новые сведения о жизни Гаврилы Басова относятся уже к Смутному времени - к 1608 г. - и связаны с созданием им рукописи Евангелие для казначея Троице-Сергиева монастыря Иосифа Девочкина, о чем сообщается в послесловии (л. 384). В этой книге мастер называет два своих имени: «грешный Гаврилка, сын Сергея, Басов по прозвищу Ивашко». Книга написана полууставом с применением киновари и золота. Ее художественное оформление отличается от предыдущих рукописей пышностью орнаментики (16 украшений, 11 заставок, 4 - на титульных листах с большими художественно проработанными буквицами, а также декоративные поля, окрашенные в оттенки зеленого, оранжевого и серого). На трех листах Евангелия в своей иконографии имеются изображения евангелистов: Матфея (л. 13), Луки (л. 18), Иоанна (л. 286)45. После работы над этой рукописью снова сведения о творчестве Гаврилы Басова прерываются, однако все последующие книги, созданные при его участии, будут связаны с Троице-Сергиевым монастырем, а декоративное оформление рукописей близко по исполнению к предыдущему произведению. В 1618 г. - мае 1619 г. Гаврила работал над объемной книгой (более 900 листов) Псалтырь с восследованием [16] для келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Б.М. Клосс полагает, что рукопись переписана монахом клириком Кириллом Новгородцем при участии Гаврилы [17. С. 103]. Однако сведения книжных описей за 1701 г. [18. Л. 258 об.] и 1723 г. [19. Л. 21 об.] указывают на письмо Ивана Басова. Художественный облик книги представлен 52 красочными заставками, украшениями полей, большими буквицами, инициалами, написанными киноварью, с золотом, применением написанной золотом вязи, а также миниатюрой, изображающей царя Давида, возможно, созданной при участии брата Федора, который числился в 1613-1615 гг. знаменщиком Оружейной палаты [13. С. 37]. Б.М. Клосс указал, что в это же время, в конце 1618 - начале 1619 г., Гаврила украшал рукопись «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря (1608-1610 гг.)» [20] Авраамия Палицына, переписанную, по его мнению, Кириллом Новгородцем46. Но С.А. Семячко атрибутирует и письмо Ивану Басову [21. С. 408]. Из записей писцовых книг за 1623-1624 гг. известно, что в ту пору знаменщик Ивашко Сергеев Басов проживал в «нетяглой» слободе с. Клементьева среди мастеровых людей, получавших от Троице-Сергиева монастыря за свой труд денежное и хлебное жалование [3. С. 120]. Согласно атрибуции Н.П. Парфентьева, в этот период - между 16191624 гг. - Гаврила украшал рукопись Стихирарь певческий (л. 7, 351, 487) [22], написанную Логином Шишеловым, который при Троице-Сергиевом монастыре служил в то же время уставщиком, головщиком монастырского хора, мастером-распевщиком. Особо выделяется первый, титульный, лист с изображениями «ветвей-цветов» [23. С. 53]. Но, пожалуй, наиболее встречаемой книгой в исследованиях творчества Гаврилы Басова стала рукопись, созданная в 1623 г., - Житие и подвиги преподобных Зосимы и Савватия Соловецких [24]. Ее заказчиком был келарь Троице-Сергиева монастыря Александр Булатников, который в послесловии рукописи (л. 272-273) сообщил, что эта роскошная книга предназначалась им для Соловецкой обители, где он был пострижеником. А. Булатников обратился к патриарху Филарету, приславшему затем лицевой список книги конца XVI в., исполненный царскими иконописцами. Он стал образцом для писавших и украшавших рукопись 1623 г. мастеров, среди которых был «мало ученый в разуме, явный грешник и оставленый бедник Гаврила прозванием Иванка Басов, сколастик, рекше ученик», пребывающий «в чину учащихся» для постижения «Божественых писаний» (л. 275-276). Мастер согласно написанному им второму послесловию к книге «потрудился в чернильном писании и в золотном, и в заставицах». Н.П. Парфентьев полагает, что Гаврила работал над текстом рукописи, вписывал надписи и заголовки золотом или киноварью в миниатюры. Его манере близки также исполненные в книге заставки, украшения. Однако высокий уровень исполнения рисунков 235 миниатюрных изображений о жизни преподобных Зосимы и Савватия свидетельствует о таланте неизвестного нам царского знаменщика, чьей руке, очевидно, принадлежит их создание, который был прислан Филаретом, о чем также в послесловии сообщил А. Булатников [13. С. 38]. Вероятно, еще в начале XVII в. Гаврила приступил к созданию книги Служебник с Требником [25], над которой продолжил работать после перерыва «спустя 15-20 лет» [12. С. 273]. Это предположение, сделанное Т.В. Анисимовой, было обосновано Н.П. Парфентьевым в ходе изучения имеющей различные филиграни бумаги, на которой написана книга, особенностей почерка писца и художественного оформления. Н.П. Парфентьев заметил, что в письме начала XVII в. преобладал «ровный», «даже несколько изящный» почерк. С л. 204 он чередуется с «небрежным», «более подходящим для черновиков». Сравнение исполненных 10 заставок рукописи показало, что время их исполнения также различно. Заставка на титульном листе (л. 10) более поздняя. 2 заставки - оттиски, причем одна из них без цветовой доработки. Вероятно, для них Гаврила Басов использовал старые печатные доски, применявшиеся в Минее общей в 1600 г. Андроником Невежей. Учитывая связь Федора Басова с Московским печатным двором и Иваном Неве-жиным, можно предположить, что именно через брата они стали доступны Гавриле [13. С. 38-39]. Эта рукопись, исходя из записей на л. 1-23, принадлежала архимандриту Троице-Сергиева монастыря Дионисию Зобниновскому, для которого Гаврила Басов создавал примерно в середине 1620-х гг. и следующую большую книгу (более 1 000 листов) - Псалтырь с восследованием и Уставом [26]. Из книжной описи 1701 г. известно, что в ней «писмо Феодора да Ивана Басова» [18. Л. 258 об.]. Почерком Гаврилы, как установил Н.П. Парфентьев, написаны отдельные части книги (л. 1-12, 228-419 об., 797 об. - 874 об, 929-1098) [13. С. 39]. Б.М. Клосс указывает на участие в написании рукописи Кирилла Новгородца [27. С. 7; 17. С. 103, 106]. Книга содержит украшения: 25 заставок, инициалы, исполненные киноварью, и в старопечатном стиле. Та же книжная опись называет еще одну рукопись Гаврилы 16201630-х гг. - Апокалипсис толковый с Житиями [28], но в ней отсутствуют признаки работы мастера. Б.М. Клосс полагает, что Гаврилой исполнены вкладная запись (л. 424) и записи по нижнему полю листов в переписанной для Александра Булатникова в 1626 г. Кириллом Новгородцем рукописи Толкования Феофилакта Болгарского на Евангелия Матфея и Марка [29]. Также исследователь определил почерки этих мастеров в другой книге: Гаврила переписал книгу Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Иоанна [30], а Кирилл в ней исполнил вкладную и по нижнему полю листов записи [27. С. 8]. Однако С.А. Семячко атрибутировала обе эти рукописи перу Гаврилы, как и названное Б.М. Клоссом Евангелие от Луки [31], отнесенное им письму Кирилла Новгородца [21. С. 408]. Возможно, одной из последних исполненных Гаврилой книг стала рукопись Пролог в двух полугодовых частях. На сегодняшний день ученые [27. С. 8; 12. С. 274; 13. С. 40] исследовали второй том - на сентябрь - февраль [32]. Из послесловия заказчика и вкладной записи рукописи47 известно, что над книгой мастер «Гаврила Басов, прозванием Иванка», работал с 1630 г. до 1 марта 1631 г. Как и рукопись Житие и подвиги преподобных Зосимы и Сав-ватия Соловецких, она была заказана А. Булатниковым для вклада в Соловецкий монастырь. Рукопись содержит послесловие заказчика, написанное рукой Гаврилы, а также послесловие самого книгописца (л. 539-539 об.), в котором он сообщает о своем иноческом имени, посвящении в сан дьякона и проделанной работе: «...Божиею милостию написана бысть сия святаа книга Пролог на две части, месяц март и месяц сентябрь, послужением и потруже-нием в чернилном писании и в прочих тоя же пречестныя обители Живона-чалныя Троица смиреннаго диакона инока Гуриа, в мирских же прибываю-щаго... многогрешнаго Гаврила Басова, прозванием Иванка». Имеются отличительные особенности художественного оформления книги: яркость и украшения на полях, увенчанные «золотыми „флюгерами", в том числе в виде двуглавого орла» [13. С. 40]. Б.М. Клосс считает, что Гавриле принадлежит украшение второй части рукописи Пролога на мартовскую половину года [33], переписанной Кириллом Новгородцем [27. С. 8]. С.А. Семячко опровергает участие в создании книги Кирилла, полагая, что оба тома переписаны и украшены Гаврилой, на что мастер сам указал в его вышеприведенной записи сентябрьского тома [21. С. 406]. Исследователь также предположила, что почерком Гаврилы были выполнены вкладные записи, «особенно записи на л. II» в сентябрьском томе еще одного Пролога [34], переписанного, по ее предположению, Кириллом Новгородцем для А. Булатникова (рукопись было вложена в Соловецкий монастырь в 1633 г.)48 [21. С. 408]. С.А. Семячко атрибутировала Гавриле еще три рукописи (на основе изучения «почерка; определенного набора текстов, сделавшего возможным сопоставление этих рукописей по составу; манеры оформлять сборники с помощью предисловия к оглавлению; а в рукописи Солов. 587/606 и использованной бумаги») [21. С. 409]: Следованную псалтирь [35], сборник [36] и Часослов [37]. Также исследователь полагает, что Гаврила сделал вкладные записи в книгах ГИМ. СИН. 335 [38] и РНБ. Сол. № 881/991 [39]. За продолжительное время, проведенное при монастыре, Гаврила создавал рукописи, отличающиеся богатым орнаментальным убранством. В это время от работал с братом Федором, писцом Логином Шишеловым, возможно, с Кириллом Новгородцем, создавая книги для выдающихся лиц Троице-Сергиевой обители (казначея Иосифа Девочкина, архимандрита Дионисия Зобниновского, келарей Александра Булатникова и Авраамия Палицына). И.Е. Забелин указал, что в 1650 г. некий Иван Басов был кормовым иконописцем меньшей статьи [1. С. 12]. Имеются сведения и об Иване Басове, расписывающем в том же году собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре [2. С. 21]. Но относятся ли эти сведения к творчеству книгописца и художника-знаменщика Гаврилы (по прозвищу Ивана) Басова, еще требуется уточнить. К тому же к этому времени при постриге он получил имя «смиреннаго диакона инока Гурия». Орнаментальное творчество Гаврилы (Ивана) Сергеева Басова, как и его братьев Стефана и Федора, формировалось под влиянием книжно-рукописной традиции старопечатного стиля. Копируя и перерабатывая искусство первопечатных книг, постепенно Гаврила выработал собственную манеру, формирование которой связано с обстоятельствами творческой биографии мастера. Деятельность художника, вероятно, охватывает 1580-1630-е гг. Выявляется несколько этапов его творческого пути. Первый был связан с работой в Москве совместно с братьями Стефаном и Федором. Уже тогда проявляется характерная черта его творческого почерка - стремление к цвету и декоративности, что отличает его манеру от особенностей искусства братьев. В дальнейшем эта особенность проявит себя на более высоком уровне мастерства. После этого Гаврила некоторое время пребывает в родной Твери и работает там. С 1608 г. начинается наиболее плодотворный этап его творчества, связанный с Троице-Сергиевым монастырем. Именно здесь завершается формирование его манеры художественного оформления книг и наступает расцвет творчества. Его искусство, отвечающее вкусам заказчиков, представляло собой декоративный вариант старопечатного стиля орнаментики. По мнению Н.П. Парфентьева, на формирование авторского художественного стиля Гаврилы оказали влияние востребованность и поощрение яркого расцвечивания украшений старопечатного орнамента в Троице-Сергиевом монастыре [13. С. 40]. Его творческий метод введения цвета усилил орнаменталь-ность заставок и украшений, позволил выработать мастеру авторское своеобразие. Старопечатный орнаментальный стиль при этом трансформировался в его искусстве в более декоративный. Почерк также менялся на протяжении этих периодов в зависимости от размера рукописи, заказчиков. Благодаря исследователям творчества Гаврилы Басова и его братьев (выявлению рукописей, атрибутированию книг) появилась возможность изучить в дальнейшем искусство художника-знаменщика с искусствоведческих позиций более детально.

Ключевые слова

древнерусские рукописи, старопечатный орнамент, Гаврила (Иван) Басов, Old Russian manuscripts, early printed style, Gavrila (Ivan) Basov

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шерстобитова Екатерина СергеевнаЮжно-Уральский государственный университет аспирант кафедры «Теология, культура и искусство»ekaterina.sherstobitowa@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Забелин И.Е. Материалы для истории русской иконописи // ВОИДР. М., 1850. С. 1-128.
Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века : словарь. М., 1910. Т. 2. 402 с.
Арсений, иером. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой Лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 119-133.
Сидоров А.А. Древнерусская книжная гравюра. М. : Изд-во АН СССР, 1951. 396 с.
Будовниц И.У. Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII века / отв. ред. Д.С. Лихачев. М. : Изд-во АН СССР, 1962. 398 с.
ГИМ. Щук. 30.
ГИМ. Щук. 563.
ГИМ. Муз. 3441.
Дианова Т.В. Старопечатный орнамент // Древнерусское искусство. М., 1974. С. 296334.
ГИМ. Син. 268.
Анисимова Т.В. Рукописи московских писцов братьев Басовых (80-е годы XVI - начало XVII в.) // От Средневековья к Новому времени : сб. статей в честь О.А. Белобровой. М., 2006. С. 587-608.
Анисимова Т.В. О новонайденных рукописях строгановских писцов братьев Басовых // История библиотек. Исследования, материалы, документы : сб. науч. статей. СПб.: РНБ, 2010. Вып. 8. C. 264-277.
Парфентьев Н.П. Творчество книгописцев и художников-знаменщиков братьев Басовых (1580-1630-е гг.) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2014. Т. 14, № 3. С. 23-48.
Парфентьев Н.П. О Строгановской мастерской книжно-рукописного искусства XVI-XVII вв. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2008. № 6 (106). С. 43-62.
ГИМ. Син. 524.
РГБ. Ф. 173/I. № 137.
Клосс Б.М. О происхождении названия «Россия». М., 2012. 152 с.
РГАДА. Ф. 237 (Монастырский Приказ). Оп. 1. Ч. 1. № 27. Л. 258 об.
РГБ. Ф. 304/I. № 822. Л. 21 об.
РГБ. Рум. № 299.
Семячко С.А. «Предание старческое новоначальному иноку» в составе Следованной псалтири // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 2014. Т. 62. С. 375-419.
СПМЗ. № 274.
Парфентьев Н.П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2014. Т. 14, № 1. С. 51-59.
РНБ. Сол. № 175/175.
РГБ. Ф. 173. № 183.
РГБ. Ф. 173/I. № 73.
Клосс Б.М. Заметки по истории Троице-Сергиевой лавры XV-XVII вв. // Труды по истории Троице-Сергиевой лавры. СПМЗ. 1998. С. 6-9.
РГБ. Ф. 173/I. № 15.
РНБ. Сол. № 162/162.
РНБ. Сол. № 166/166.
ИРЛИ. Карел. № 240.
РНБ. Сол. № 700/808.
РНБ. Сол. № 704/812.
РНБ. Сол. № 59/1425.
РНБ. Крыл. № 35.
РНБ. Сол. № 587/606.
РНБ. Сол. № 1175/1285.
ГИМ. Син. 335.
РНБ. Сол. № 881/991.
Sotheby's. Russian books. The Gospels of Joseph Devochkin. 02 June 2006. URL: http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2006/russian-books-l06412/lot.119.html#jumpToLotPopover (дата обращения: 06.08.2016).
РНБ. Сол. № 54/54.
 Творчество мастера книжно-рукописного искусства Гаврилы (Ивана) Басова (последняя четверть XVI - первая треть XVII в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/28

Творчество мастера книжно-рукописного искусства Гаврилы (Ивана) Басова (последняя четверть XVI - первая треть XVII в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2018. № 31. DOI: 10.17223/22220836/31/28