Принципы формирования городских общественных рекреационных зон набережных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 33. DOI: 10.17223/22220836/33/15

Принципы формирования городских общественных рекреационных зон набережных территорий

Городские набережные пространства включают в себя как эстетический аспект формирования архитектурной среды, так и принципы организации общественной рекреации в зонах с особыми условиями использования территории - водоохранной зоны. Анализируя отечественные существующие набережные, можно сделать вывод, что проблема благоустройства и создания комфортной и доступной для человека среды остается актуальной для большого количества городов России. В статье рассматриваются общественные городские рекреационные пространства и выделяются основные принципы их формирования. Основополагающим принципом благоустройства прибрежных территорий является защита и сохранение экологического каркаса городской среды, без учета которого проектирование и строительные работы осуществляться не должны.

The principles of the organization of public recreational areas in the city waterfront territories.pdf С самых ранних этапов зарождения городов к важнейшему фактору, определяющему их развитие, относится географическое расположение. А именно, размещение поселения на пересечении торговых путей, которые могли проходить непосредственно по воде. Соответственно нельзя отрицать тот факт, что набережные территории можно отождествить с «лицом города», где формируются развертки улиц и силуэты линий застройки, что является показателем статуса города. Облик городов, размещенных на берегах рек, во многом зависит от привлекательности набережных. Набережная - ценнейшая рекреационная зона в любом городе, которая должна создавать благоприятные условия как для местного населения, так и для его гостей. Сегодня набережные играют значительную роль в поддержании экологического равновесия и устойчивого развития городов. Для городской среды очень важно рекреационное использование прибрежных территорий, так как они играют особую роль контактных зон природного и антропогенного ландшафта. Транзитные пути «зеленые коридоры», ведущие от жилой застройки и общественных центров к воде, создают условия для «проветривания» городской среды. В большинстве городов России существующее состояние и количество рекреационных зон не в полной мере удовлетворяют потребностям населения. Проблема организации зон ежедневного отдыха и организации досуга в местах постоянного проживания, отвечающих современным эстетическим, архитектурно-дизайнерским, строительным, экологическим и санитарногигиеническим нормам, остается актуальной. Не случайно исследователи сегодня все активней обращаются к проблеме развития прибрежных пространств, разрабатывая проектные предложения по их организации М.В. Савельев, Д.А. Киселева, Н.В. Бондарь, Ю.А. Пигин 174 (В.А. Нефедов, В.А. Васильев, А.И. Головня и др.). Цель данной статьи - выявление основополагающих принципов организации прибрежных городских территорий с учетом их специфики и требований к современной архитектурной среде. Авторы применяют системный подход в структуризации комплексного решения проблем набережных территорий. Для этого, в первую очередь, рассматриваются и анализируются отечественные и зарубежные примеры проектирования городских рекреационных зон набережных; во-вторых, выявляются основные проблемы их организации. Прежде всего, обозначим функциональную структуру набережных. В зависимости от ландшафтных и территориальных условий набережные могут располагаться в разной среде: городской, природной, промышленной. В градостроительстве можно выделить основные функциональные зоны, характерные для подавляющего большинства современных городских набережных. Любая набережная прежде всего неотделима от пространства воды (водной поверхности). Это может быть река, озеро, пруд, канал и др. Непосредственно на поверхности воды могут размещаться мосты, причалы, ограждения зон купания и другие элементы рекреационной инфраструктуры, подразумевающей контакт с водой. Любая набережная имеет береговую линию. Это часть набережной, примыкающая к границе водного объекта и суши. Как правило, всегда организуется транзитная зона. Это наиболее используемая территория, прилегающая к береговой линии или внешней границе набережной, которая используется для пешеходного и велосипедного движения, а также для проезда обслуживающего транспорта. Можно отметить центральную зону - это участок территории набережной с насыщенным функционалом. Здесь часто располагаются кафе, информационные павильоны, стойки проката спортивного инвентаря, различные площадки для активного времяпровождения и игр. Как правило, рядом с центральной зоной должны находиться транспортные узлы и остановки общественного транспорта. В центральной зоне также необходимо уделять должное внимание размещению хозяйственной инфраструктуры: площадки для мусоросборников, общественные туалеты и пр. Частота размещения таких зон зависит от особенностей объекта и окружения. Рекомендуется размещать их через каждые 400-500 м на набережных в городской застройке и через каждые 1-1,5 км на набережных на природных территориях. Ни одна современная набережная не будет полноценной без организации разнообразных зон отдыха. И чем больше это разнообразие, тем лучше. Между центральными зонами набережной следует располагать зоны, повышающие функциональное разнообразие городской жизни, каждая из которых может предлагать неодинаковые виды отдыха. Это могут быть площадки для активного отдыха (например, поля для пляжного футбола или волейбола, теннисные корты, различные комплексы для уличных занятий физкультурой, скейт-парки, танцплощадки и многое другое) и пассивного (например, площадки для загорания, прогулочные маршруты). Расположение таких площадок за пределами центральной зоны может быть обусловлено большими размерами или высоким уровнем шума. Внешняя граница набережной разделяет саму набережную и окружающую ее территорию. Здесь располагаются парковки, остановки общественно- Принципы формирования гороДских общественных рекреационных зон набережных 175 го транспорта, подходы к прибрежной территории. На границе, примыкающей к центральной зоне, может располагаться вход (например, в виде арки). Безусловно, проектирование набережных предусматривает комплекс разнообразных работ, направленных на обеспечение комфорта и безопасности жителей. Однако, как показывает практика, при оформлении городских набережных это учитывается в большей или меньшей степени. Показательным примером отечественного проектирования можно рассматривать формирование территории Москвы-реки (г. Москва). В 2014 г. был проведен Международный конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Была поставлена следующая цель конкурса: формирование общей концепции развития целостной системы взаимоувязанных территорий, прилегающих к Москве-реке, превращение реки из «барьера» в «связующе звено» в структуре города. Победителем разработки концепции развития территории Москвы-реки стал ООО «Меганом». В рамках проекта предлагается создание привлекательных культурно-рекреационных пространств на воде, встроенных в продуманную систему пешеходных и транспортных связей (рис. 1). Рис. 1. Территории Москвы-реки (г. Москва) Кроме того, намечается использование передовых экологических технологий. Важным стратегическим направлением концепции стало оздоровление экосистемы и «умная очистка» воды. «Меганом» предлагает меры по так называемой «натурализации Москвы-реки» - т.е. созданию квазиестествен-ного края реки к северной (или со стороны города) набережной и ряда экологических островов в сторону южного берега реки [3]. Планируется максимально сохранить северный край острова для «современного иконического здания», которое будет служить воротами в систему М.В. Савельев, Д.А. Киселева, Н.В. Бондарь, Ю.А. Пигин 176 из 10 парков и садов. Вместе с Парламентским комплексом появится монументальная общественная площадь, под которой будет проходить линия метро, и будет располагаться общественная парковка. Порт «Парламентские Сады» будет располагаться на воде недалеко от площади и станет главным торговым и событийным местом острова. Главный жилой район Мневников сформируется вокруг будущей станции метро на южной части острова и будет представлять собой образец «идеального города» с приоритетом пешеходного движения. Планировка ЗИЛа в проекте «Меганома» организована на основе трех главных осей, которые в тематическом и архитектурнохудожественном аспектах сфокусированы на культуру, инновации и развлечения. Первая ось представляет собой высокодинамичную композицию архитектурных форм и активностей, где планируется смешение торговой и культурной функций. Пешеходная ось оказывается «сценой» с постоянными событиями. Вторая ось становится инновационным хабом, совмещая крупные офисы для НИОКР компаний, с одной стороны, и перемешанные малые офисы для старт-апов - с другой. Третья ось организуется с учетом модели успешной реновации Хафен Сити в Гамбурге: здесь будет множество кафе, ресторанов и развлекательных объектов с одной стороны набережной и более спокойная жилая зона с нависающими над водой домами с ее другой стороны. В Строгино «Проект Меганом» запланировал создание нового спортивнооздоровительного «магнита», основанного на шести различных зонах, каждая с уникальным «зеленым зданием» [3]. В качестве другого показательного примера можно рассматривать проект рекреационной зоны набережной города Алушта (рис. 2). Рис. 2. Проект рекреационной зоны набережной города Алушта Его суть заключается в поэтапном преобразовании набережной, разделяя работы по территориальному фактору. На первом этапе планируются работы на территории участка от западной части Профессорского уголка до рестора- Принципы формирования гороДских общественных рекреационных зон набережных 177 на «Морской»; второй этап: от «Морского» до ресторана «Водолей»; третий этап: центральная набережная с Приморским парком включительно; четвертый этап работы связан с восточной набережной (территория Лучистовского сельского Совета). В рамках данного проекта уделяется внимание и архитектурно-художественному обновлению набережной. Так, планируется украсить ее декоративным освещением и малыми архитектурными формами; реконструировать фонтан «Рыбак», построить новый фонтан возле кафе «Амиго»; выполнить покрытие набережной из современной оригинальной плитки. Кроме того, предлагается осуществить реконструкцию перекрытия речки Улу-Узень и парапетной стены. В соответствии с названием должны преобразиться сквер имени А.С. Пушкина и Алуштинский морпорт. На всех пляжах предусмотрены общественные туалеты, душевые кабинки и раздевалки, на бунах - дополнительные рекреационные площади. В склоне, выше зеленых насаждений, планируется «вырезать» полку шириной 8-10 м, где разместятся предприятия торговли. По максимуму будет расширена дорога от кафе «Чайка» до гостинично-ресторанного комплекса «Водолей». Ограждение набережной по гидротехнической стене планируется выполнить из металла квадратного профиля на бетонном цоколе, поднятом над тротуаром на высоту до 35 см [4]. Следующим заслуживающим внимания, на наш взгляд, является проект развития территории вдоль Черной речки от Ланского моста до Богатырского проспекта в Приморском районе. На участке, который представляет собой заброшенную промышленную зону, согласно предложенному проекту должен раскинуться современный парк со всевозможными креативными пространствами, досуговыми центрами и рекреационными площадками для взрослых и детей (рис. 3). Рис. 3. Проект развития территории набережной Черной речки (г. Санкт-Петербург) М.В. Савельев, Д.А. Киселева, Н.В. Бондарь, Ю.А. Пигин 178 Набережную Черной речки собираются привести к целостному виду и соединить с благоустроенной частью от Ланского моста с Богатырским проспектом. Согласно предварительной концепции, предполагается в первую очередь прочистка русла реки, формирование откосов с возможностью безопасного подхода к воде. Вдоль реки должна появиться пешеходная аллея, которая соединит благоустроенную часть набережной Черной речки с Богатырским проспектом (рис. 4). Рис. 4. Проект развития территории набережной Черной речки (г. Санкт-Петербург) Кроме того, вдоль всей аллеи планируется устройство освещения и установка малых архитектурных форм [5]. Около набережной предусмотрен сквер, в котором размещено детское игровое и спортивное оборудование. В местах, где сложились мостовые пешеходные переходы через речку, планируется решить вопрос устройства новых пешеходных мостов, обеспеченных нормами безопасности и освещением. Согласно представленным планам, вдоль реки появится велодорожка, недалеко от детской площадки - амфитеатр для открытых собраний и лекций, а рядом со старинным мостом - зона для пикников [10]. Можно также обратить внимание на реконструкцию набережной Волги в Самаре. Здесь в первую очередь архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии набережной и единого архитектурного образа. Всё пространство разбито на четыре сектора, каждый из которых имеет свой колер покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов цветущих кустарников. В 2011 г. вторая очередь набережной была реконструирована: общая планировка сохранена, убраны нестационарные кафе и киоски, заменены фонари уличного освещения, пешеходная часть выложена плиткой, реконструирован фонтан около бассейна и появилась велодорожка (рис. 5). Около бассейна ЦСК заработал светомузыкальный фонтан. В 2012 г. реконструирована третья очередь набережной. В частности, полностью заменён фонтан «Парус»; реконструированы Аллея Соловецких юнг и малая архитектурная форма «Якорь»; уложено плиточное покрытие вместо асфальтового; заменены фонари (рис. 6). Принципы формирования гороДских общественных рекреационных зон набережных 179 Рис. 5. Самарская набережная. Вторая очередь набережной (г. Самара) Рис. 6. Самарская набережная. Третья очередь набережной (г. Самара) Четвёртая очередь набережной - Октябрьская набережная, небольшая по протяжённости (от бывшего завода «Кинап» до Силикатного оврага), была открыта в 1986 г. В планировочном отношении Октябрьская набережная отличается от предыдущих тем, что имеет большие уклоны, располагается на крутом склоне и построена путём создания террас. Главным акцентом 4-й очереди набережной является стела, выполненная в виде ладьи с большим парусом. В 2016 г. было принято решение о реконструкции Октябрьской набережной и стелы «Ладья» (рис. 7). 180 М.В. Савельев, Д.А. Киселева, Н.В. Бондарь, Ю.А. Пигин Рис. 7. Самарская набережная. Четвертая очередь набережной (г. Самара) Работы завершились в 2018 г.: построен фонтан, заменено покрытие нескольких аллей; в конце набережной, около церкви, установлен небольшой памятник святому князю Владимиру [6]. Обращение к вышеперечисленным примерам позволяет отметить, что формирование рекреационных зон набережных имеет особое значение в условиях современного мегаполиса. А значит, всегда актуальна проблема создания стратегического плана осуществления мер по благоустройству пространств, обладающих рекреационным потенциалом, располагающихся вблизи или на территории водоохранной зоны. Вместе с тем, рассматривая отечественный опыт реализации набережных, можно выявить общие проблемы, характерные для большого числа российских городов. Первое, на что следует обратить внимание, - это неразвитая или слаборазвитая пешеходная инфраструктура. В некоторых городах территории набережных выполняют лишь транспортные функции. Магистрали проходят по природной территории, и при этом отсутствует какая-либо пешеходно-тропиночная сеть. Во-вторых, зачастую не хватает организованных подходов или спусков к воде. Доступ к набережным затруднен из-за редких пешеходных переходов или неорганизованных подходов. В-третьих, для российских городов характерно нежелательное однообразие рекреационных и досуговых возможностей. Речь идет о неразвитости, а зачастую полном отсутствии функциональной насыщенности площадок и зон для активного отдыха людей. Выявляется низкий уровень комфорта зон отдыха у воды, который выражается в нехватке мест для кратковременного отдыха, укрытий от непогоды или жаркого солнца, отсутствии урн и общественных туалетов [1]. В-четвертых, немаловажным фактором, на наш взгляд, является отсутствие единого архитектурно-дизайнерского образа при строительстве и благоустройстве набережных территорий, который формирует целостное восприятие общего пространства рекреационной зоны. Принципы формирования гороДских общественных рекреационных зон набережных 181 Рассмотрев существующие прибрежные территории некоторых российских городов, необходимо отметить еще одну существенную проблему - отсутствие внимания к сохранению экологического каркаса города. Крайне редко можно увидеть в реализованных российских проектах благоустройства набережных использование передовых экологических технологий. Изучение и анализ зарубежного опыта благоустройства и проектирования набережных, в свою очередь, позволяет выявить особенности формирования прибрежных рекреационных зон. В качестве интересного примера рассмотрим комплексной план развития всего «водного фасада» Нью-Йорка - «Vision 2020: New York City Comprehensive Waterfront Plan». Грандиозный проект состоит из сотен отдельных программ и проектов самой разной направленности - от расширения набережных и пляжей до модернизации ливневой канализации. Конечной целью должно стать превращение всего берега в общедоступную благоустроенную территорию. В прибрежной зоне предусмотрено строительство жилья, коммерческая застройка и даже размещение безвредных производств. Основной идеей и обязательным условием проекта является реализация общественного доступа к воде, очистка реки и восстановление биоразнообразия, а также сохранение визуальных связей с водными пейзажами (рис. 8). Рис. 8. Комплексный план развития водного фасада г. Нью-Йорка Значительная часть берегов должна превратиться в открытые пространства с различными рекреационными функциями, привлекательными как для местных жителей, так и для обитателей других районов и для туристов [7]. Концепция проекта нацелена на то, чтобы постепенно, по мере реорганизации отдельных участков берега, образовалась единая развитая береговая зона Нью-Йорка с разнообразными видами активности, с единой системой променадов, пешеходных и веломаршрутов вдоль кромки воды. При этом важно подчеркнуть, что каждый участок береговой территории сохраняет свою индивидуальность и связь с историческим контекстом. Так, например, Кони-Айленд, прозванный «народной игровой площадкой», сохраняет и развивает историческую традицию парков развлечений и пляжного отдыха, дополняя ее современными экотехнологиями, качественным ландшафтным ди- М.В. Савельев, Д.А. Киселева, Н.В. БонДарь, Ю.А. Пигин 182 зайном, открытыми верандами ресторанов и другими элементами инфраструктуры отдыха и благоустройства, которые обеспечат приток посетителей и создадут дополнительные рабочие места для 50 тыс. местных жителей. Дизайн-проект набережной задуман как адаптивный набор базовых элементов: мощение, перила, кашпо, уличная мебель. Это обеспечивает простую трансформацию при изменении условий. В проекте применяются разнообразные экотехнологии. Например, системы освещения с низким потреблением энергии и долгим жизненным циклом светильников. Растения подбирались с низкими затратами на уход за ними, а для полива используется вода из ливневых стоков [11]. Далее рассмотрим Портовую территорию Хафенсити в Гамбурге. Хафенсити - самая крупная в мире портовая территория - трансформировалась в абсолютно новый район: 157 га новой застройки стали туристической достопримечательностью и отличным примером яркой современной архитектуры (рис. 9). Рис. 9. Портовая территория Хафенсити в Гамбурге Программа международного конкурса, объявленного в 1999 г., предписывала создать здесь новый многофункциональный район, одинаково насыщенный жильем, офисами и объектами инфраструктуры, а также связать его с центром города, скоростной автодорогой и благоустроить набережные общей протяженностью 10 км. Победителем конкурса стали hamburgplan и Kees Christiaanse / ASTOC. И уже в 2001 г. город принял разработанный ими генплан развития Хафенсити до 2025 г. В основе архитектурно-планировочной идеи - максимальное сохранение топографии места. Хафенсити состоит из прорезающих сушу каналов и узких длинных «языков» бывших исторических гаваней, в связи с чем обладает ярко выраженным «морским» характером. Этот проект позволил включить Эльбу в градостроительный контекст Гамбурга, который раньше всегда «отворачивался» от реки [7]. Далее можно обратить внимание на реку Тет, которая пересекает город Перпиньян во Франции. Берега Тет также подвергли укреплению, однако это Принципы формирования гороДских общественн-^гх рекреационные зон набережн-^гх 183 было компенсировано высоким уровнем озеленения. Здесь организованы газоны, высажены деревья, установлены клумбы и вазоны, в том числе возле самой поверхности воды, что скрашивает полупустоту каменного русла (рис. 10). Рис. 10. Река Тет (г. Перпиньян, Франция) Нельзя оставить без внимания Самуэль-де-Шамплейн-Парквей (Promenade Samuel-de Champlain) - большое зеленое пространство, расположенное вдоль реки Святого Лаврентия, между побережьем Силлери и побережьем Росса (к мосту Квебека) вдоль реки Святого Лаврентия. Главное наследие Квебека, Канадского города (рис. 11). Рис. 11. Самуэль-де-Шамплейн-Парквей (Канада) В проекте были деликатно переплетены последовательность, богатство опыта и атмосферы, начиная от бескрайнего визуального пространства реки и М.В. Савельев, Д.А. Киселева, Н.В. Бондарь, Ю.А. Пигин 184 масштабов территории, заканчивая особенностями человеческого восприятия. Первая проблема в этом проекте заключалась в том, чтобы заблокировать систему автомагистралей, которая пересекала землю по своей длине; во-вторых, необходимо было благоустроить это огромное пространство, уделив внимание концепциям весов и баланса, но также уделяя особое внимание использованию местных материалов и растительности на участке. Огромная велосипедная дорожка и извилистый пешеходный путь пересекают этот продольный участок. На протяжении всей набережной равномерно распределены элементы малых архитектурных форм, которые взаимодействуют с ландшафтом и городским дизайном [8]. Проанализировав зарубежные примеры, можно сделать следующий вывод. Как и в России, создание общественных рекреаций на территории набережных, развитие их социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и других сопутствующих объектов, а также архитектурно-художественной составляющей делают городскую среду комфортной с точки зрения проживания, труда и отдыха населения. Еще одна серьезная проблема, на которую следует обратить внимание при проектировании городских набережных, касается вопроса водоохранных зон. Степень комфортности проживания людей напрямую связана с устойчивым развитием территории, подразумевающим обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений [2]. Акцентируя наше внимание непосредственно на существующее состояние набережных территорий российских городов, можно отметить, что нередки случаи, когда в процессе воздействия хозяйственной и других видов деятельности человека реки и прилегающие к ним территории подвергаются негативному антропогенному воздействию. Поэтому для того чтобы не допустить последующего нанесения вреда рекам и прилегающим к ним территориям, в соответствии с ГрК РФ и ВК РФ назначаются водоохранные зоны. Данные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории наряду с охранными, санитарно-защитными зонами, зонами охраны объектов культурного наследия народов РФ, зонами затопления, подтопления, зонами санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, зонами охраняемых объектов и иными зонами, устанавливаемыми в соответствии с законодательством РФ, и являются важными территориальными компонентами правового регулирования градостроительной деятельности [Там же]. Водоохранные зоны являются территориями, примыкающими к береговой линии, т.е. границам водного объекта, и имеющими установленные прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохраной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: Принципы формирования гороДских общественных рекреационных зон набережных 185 - до десяти километров - в размере пятидесяти метров; - от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; - от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три градуса и более [3]. В границах водоохранных зон запрещаются: - использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; - размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; - осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; - движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; - размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; - размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; - сброс сточных, в том числе дренажных, вод; - разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов [3]. В границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и других объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблю- 186 М.В. Савельев, Д.А. Киселева, Н.В. Бондарь, Ю.А. Пигин дения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов [3]. Итак, подводя итоги нашего исследования, отметим следующее. Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования и формирования рекреационных зон набережных позволяет сделать вывод о том, что развитие рекреационных функций в прибрежной зоне современного города не должно преследовать цели создания искусственных природных систем. Следует придерживаться основополагающей идеи - проектирование набережных должно подчиняться задаче сохранения существующего природного потенциала береговых территорий на основе закрепления экологического каркаса [9]. В процессе работы проектирования необходимо применять передовые экологические технологии с обязательным учетом требований и регламентов водоохранных зон. Формирование функциональных зон должно вестись с учетом пешеходно-транспортных связей. При любых условиях нужно учитывать необходимость насыщения функционального разнообразия городских рекреаций и общественных пространств. Также при благоустройстве набережных необходимо помнить об обязательной организации условий безбарь-ерной среды, доступной для всех групп населения. Кроме того, одним из ключевых условий проектирования набережной является соблюдение исторически сложившихся принципов создания гармоничной единой целостной архитектурно-дизайнерской среды. Композиционные решения, разумеется, могут отвечать современным тенденциям, но при этом подчеркивать принадлежность к определенному историческому контексту городской территории. В заключение необходимо подчеркнуть, что любое формирование и преобразование городских общественных рекреационных зон набережных территорий должно иметь продуманную стратегию планомерного, поэтапного проведения работ по строительству и благоустройству прибрежных территорий.

Ключевые слова

набережная, прибрежные пространства, общественная рекреационная территория, водоохранная зона, общественная городская среда, архитектурно-дизайнерское решение, waterfront, public recreational areas, water protection zone, coastal spaces, public urban environment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Савельев Матвей ВячеславовичСибирский федеральный университет кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайнаsawmat@mail.ru
Киселева Дарья АлександровнаСибирский федеральный университет студентка кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайнаmazaltovarishch@gmail.com
Бондарь Николай ВикторовичСибирский федеральный университет старший преподаватель кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайнаnikolay.bondar@yahoo.com
Пигин Юрий АлександровичСибирский федеральный университет старший преподаватель кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайнаyury.pi@gmail.com
Всего: 4

Ссылки

Методические рекомендации по реализации проектов повышения качества среды моногородов [Электронный ресурс]. URL: http://моногороgа.рф/uploads/knowledge_file/content /32/170425_Monotowns__Report_17.4_Embarkments.pdf. (дата обращения: 15.01.2019).
Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 № 190-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gradkod.ru (дата обращения: 15.01.2019).
Водный кодекс РФ (ВК РФ) (от 03.06.2006 № 74-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://vodnkod.ru/skachat-vk-rf (дата обращения: 15.01.2019).
«Проект Меганом» стал победителем конкурса на развитие Москвы-реки [Электронный ресурс]. URL: http://archsovet.msk.ru/article/konkursy/proekt-meganom-stal-pobeditelem-konkursa-na-razvitie-moskvy-reki (дата обращения: 15.01.2019).
Проектная мастерская «PROJEKT STUDIO» [Электронный ресурс] / Проект рекреационной зоны набережной города Алушта. URL: http://projektstudio.ru/newspaper/415/ (дата обращения: 15.01.2019).
Васильев А. Креатив на Черной речке [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. № 7623. URL: https://rg.ru (дата обращения: 15.01.2019).
Самарская набережная [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid= 94766571 (дата обращения: 15.01.2019).
5 городов мира с лучшими современными набережными. URL: http://archsovet.msk.ru/ar-ticle/gorod/5-gorodov-mira-s-luchshimi-sovremennymi-naberezhnymi (дата обращения: 15.01.2019). Принципы формирования гороДских общественных рекреационных зон набережных 187
Promenade Samuel-de Champlain / Option amenagement + Consortium Daoust Lestage + Williams Asselin Ackaoui [Электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/10080/promenade-samuel-de-champlain-consortium-daoust-lestage-williams-asselin-ackaoui-option-amenagement/ (дата обращения: 15.01.2019).
Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб., 2002. 29 с.
Промзону у Черной речки превратят в парк с амфитеатром и местом для пикников [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.ru/a/2018/07/19/Promzonu_u_CHernoj_rechki_p (дата обращения: 15.01.2019).
Река для людей: «водный фасад» Нью-Йорка [Электронный ресурс]. URL: http://archsovet.msk.ru/article/gorod/vodnyy-fasad-n-yu-yorka (дата обращения: 15.01.2019).
 Принципы формирования городских общественных рекреационных зон набережных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 33. DOI:  10.17223/22220836/33/15

Принципы формирования городских общественных рекреационных зон набережных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 33. DOI: 10.17223/22220836/33/15