Библиотечные экскурсии как средство развития краеведческого туризма (на примере деятельности библиотек районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/26

Библиотечные экскурсии как средство развития краеведческого туризма (на примере деятельности библиотек районов Томской области)

Рассматривается современная практика библиотек по реализации экскурсионной деятельности в рамках краеведческого направления работы. Анализ практики проведения экскурсий осуществляется на примере работы библиотек районов Томской области. Приводятся примеры работы библиотек Асиновского, Бакчарского, Каргасокского, Кожевниковского, Молчановского, Парабельского, Первомайского, Тегульдетского, Чаинского районов. Рассматриваются особенности библиотечных экскурсий, представлена классификация экскурсий, осуществляемых в рамках библиотечной практики.

Library tours as a means of development of local history tourism.pdf В последние годы решение вопросов организации краеведческого туризма стало важным направлением краеведческой деятельности даже для сельских библиотек тех регионов России, для которых климат и удаленное положение от центра страны являются барьерами для развития туристической деятельности. Содействие развитию краеведческого туризма региона - задача, которая решается в рамках одного из важнейших направлений деятельности библиотеки, а именно - краеведения, формируя новые приоритеты, такие как повышение привлекательности региона, брендинга региона в целом путем актуализации природных, исторических, культурных памятников, личностей, а также событий - культурных, литературных, которые связаны с регионом. Также краеведческий туризм связан и с формированием новых объектов и событий, которые обеспечивают популярность населенного пункта, района, области. Для библиотеки при этом важным является распространение информации о местной культуре, традициях, природных особенностях, достопримечательностях, событиях как для местных жителей, так и для широкой публики, которая как раз и может обеспечить привлечение внимания и развитие туристической деятельности - как реальной, так и виртуальной. Таким образом, содействие развитию краеведческого туризма помогает решать задачи социализации молодежи, инкультурации, уважительного отношения к природе и др., наконец, повышает конкурентоспособность библиотеки как организации, действующей на информационном рынке и использующей современные технологии. Данные направления развития туризма отмечены в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»: «в мире растет интерес к культурно-познавательному и природо-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов» [1. С. 7]. Библиотечные экскурсии как средство развития краеведческого туризма 253 Краеведческий туризм, в зависимости от целей, можно разделить на культурно-познавательный, литературный, сельский (знакомство с образом жизни, культурными традициями, праздниками и т.д., отдых на природе), событийный, экологический, религиозный (паломнический), гастрономический и др. [2. С. 4-5]. В задачи библиотеки входит не только сбор материала, но и прежде всего обеспечение его представления в виде современного востребованного информационного продукта и представления максимально широкой публике. Для этого используются самые разные методы - как традиционные в практике библиотечного обслуживания, так и новые. Одним из эффективных средств распространения краеведческой информации является организация экскурсионной деятельности. При этом в рамках направления развития культурно-туристической деятельности речь идет, в первую очередь, об экскурсиях не по библиотеке, а по населенным пунктам, районам, региону в целом. При этом экскурсии рассматриваются как одна из нетрадиционных разновидностей библиотечной выставки, когда при организации экскурсии важным элементом становится книга, выступающая в качестве экспоната. Сама же экскурсионная деятельность привлекает внимание к краеведческой литературе, популяризирует накопленные краеведческие знания [3. С. 11]. Краеведческие экскурсии, таким образом, условно можно разделить на три группы: 1. Экскурсии, проводимые в стенах библиотеки, с использованием книг и материалов, хранящихся в библиотечных фондах. При этом «тематический охват» такой экскурсии может быть самым широким в зависимости от тех ресурсов, которыми обладает библиотека. Играет также роль и само здание, в котором располагается библиотека, так как оно само по себе может стать частью экскурсии в качестве экспоната, если является историческим памятником или с ним связаны важные культурные события. Чем крупнее библиотека, тем больше у нее возможностей. Российская национальная библиотека, например, организует различные экскурсии - от обзорных до специализированных. Так, «экскурсии проводятся для студентов профильных образовательных учреждений (Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, Северо-Западный институт печати, Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий и др.). Их программа требует раскрытия нескольких тем: 1. История письменности. 2. Эволюция западноевропейской и русской книги. 3. Библиотека Вольтера в Санкт-Петербурге» [4. С. 55-56]. Прежде всего, данный подход хорош для библиотек, располагающих фондами документов личного характера и книжными памятниками: «Библиотечная экскурсия даёт возможность ознакомиться с раритетными фондами, в том числе отдельными собраниями и коллекциями, представленными в виде документных экспозиций; привлечь в библиотеку новых читателей» [5]. Такие фонды есть в библиотеках разного типа, таким образом, в краеведческо-экскурсионную деятельность могут быть вовлечены как муниципальные, так и образовательные библиотеки, а также библиотеки других типов. Кроме того, организация полномасштабной краеведческой работы может быть эффективна, прежде всего, при осуществлении совместных усилий организаций А.А. Ляпкова 254 (учебных учреждений, музеев, архивов, административных органов), а также краеведов, писателей, коллекционеров. Для стационарных экскурсий в сельских библиотеках используются экспонаты краеведческих уголков, выставок, музеев, с помощью которых посетитель может «погрузиться» в прошлое населенного пункта, познакомиться с бытом предков, местными культурными обычаями и традициями. При этом следует отметить, что для библиотек организация подобных музеев или сбор и выставка экспонатов - привычное направление краеведческой деятельности, которое может быть подкреплено и дополнено такими материалами из фондов библиотеки, как краеведческая литература и статьи и заметки из местных СМИ, фотографиями и другими документами. В частности, в Гореловской библиотеке Чаинского района Томской области в 2016 г. в рамках реализации историко-краеведческого направления работы была организована экспозиция «Русская горница». Знакомство с традициями народной культуры осуществлялось, в том числе, с помощью экскурсий. Экскурсии (в том числе «заочные») используются также в рамках реализации экологического краеведения. В Усть-Бакчарской библиотеке с 2007 г. реализуется программа «Традиции матушки-Руси». В рамках программы, например, в 2014 г. прошла театрализованная экскурсия «Русская изба» для учащихся 3-5-х классов [6. С. 99; 7. С. 24, 35]. 2. Экскурсии, проводимые в рамках деятельности библиотеки, но за пределами ее территории. Такие экскурсии, осуществляемые библиотеками, часто носят краеведческо-литературный характер или решают вопросы развития уважительного отношения к природе края в рамках экологического направления деятельности. Особенностью библиотечных экскурсий является то, что они подкрепляются литературными и журналистскими материалами из фондов библиотеки: демонстрацией и презентацией книг авторов, цитированием отрывков из них и т.д.: «Литературные библиотечные экскурсии ориентирует читателей библиотеки на интеллектуальный культурный туризм, на изучение и сохранение исторического и духовного наследия края» [8. С. 22]. При этом решается также вопрос привлечения внимания к местным авторам, актуализации краеведческой литературы за счет использования наиболее ярких эпизодов из произведений [5; 8. С. 21]. Часто экологические экскурсии организуются сельскими библиотеками для детей. Так, Новошумиловский БДЦ проводит экскурсии «Природа вокруг нас». В рамках экскурсий дети знакомятся с местной природой, узнают о растениях, занесенных в Красную книгу Томской области [9. С. 27]. Краеведческим отделом Центральной библиотеки Тегульдетского района в рамках программы «Музейная педагогика» проводятся различные экскурсии историкокраеведческой и эколого-краеведческой направленности. Так, в 2016 г. для воспитанников детского сада была проведена автобусная экскурсия по с. Те-гульдет [9. С. 47; 10. С. 54]. Экскурсии на природе проводятся для участников экологического клуба «Экос» Берёзовской библиотеки Первомайского района [11. С. 30], экскурсии и походы организуются для детей-участников кружка «Скворушка» в д. Соколовке Молчановского района [12. С. 33], в библиотеках Бакчарского и Асиновского районов [13. С. 47, 14. С. 41]. Центральная библиотека Кожевниковского района проводит экскурсии по с. Ко-жевниково [15. С. 50]. В Бакчарском районе в рамках муниципальной про- Библиотечные экскурсии как средство развития краеведческого туризма 255 граммы «Развитие внутреннего и въездного туризма в МО «Бакчарский район» на 2014-2017 гг.», среди прочих мероприятий организована экскурсия «Бакчарский автовокзал - Бакчарский опорный пункт северного садоводства» (питомник) [16. С. 12]. 3. Виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии являются наиболее перспективными для привлечения внимания широкого круга людей, не относящихся к пользователям библиотеки. Такие экскурсии снимают барьер расстояния и не зависят от времени доступа (если только экскурсия не относится к ресурсам, получить доступ к которым можно только после регистрации в библиотеке, а не на сайте библиотеки, но сейчас библиотеки - прежде всего центральные - решают и этот вопрос, организуя такую услугу, как онлайн-регистрация в библиотеку через ее сайт). При этом виртуальные экскурсии решают сразу комплекс задач: повышение престижа библиотеки, привлечение внимания к ее фондам, популяризация чтения, распространение краеведческой информации и способствование осуществлению виртуального культурного туризма. «Виртуальная экскурсия является одним из самых зрелищных и доступных способов визуализации, существующих на сегодняшний день. Благодаря виртуальной реальности, читатель библиотеки совершает настоящее путешествие, перемещаясь из одной панорамы в другую. Данная форма работы позволяет максимально охватить большой пласт информации, связанной с конкретной персоналией, и идеально подходит для экскурсий по городам и музеям» [17. С. 425]. Кроме того, информационные технологии в рамках виртуальных экскурсий дают возможность реконструкции утраченных памятников или же «облика прошлого» мест культурных событий, знакомят с работой различных организаций (в частности, такие экскурсии имеют социализирующий потенциал в отношении детей младшего школьного возраста). При этом в виртуальной экскурсии могут быть задействованы интерактивные карты, для создания которых используются различные сервисы [18]. В качестве примеров таких экскурсий, проводимых библиотеками районов Томской области, можно привести следующие: краеведческая видео-экскурсия в Леботерской библиотеке Чаинского района, в рамках которой читались стихи местных поэтов о селе (2014 г.) [7. С. 35], виртуальные экскурсии по лучшим приусадебным участкам, которые проводятся в рамках работы клуба выходного дня «Золотая сотка» в центральной библиотеке Чаинского района [6. С. 49], виртуальная экскурсия «Здесь я родился, здесь я живу» (д. Перекоп Парабель-ского района, 2017 г.) [19. С. 42], экологическая тропа ««Люби и знай наш Томский край» (с. Старица Парабельского района, 2016 г.), организованная в рамках работы по программе «Мир вокруг нас» [20. С. 40], виртуальные экскурсии по родному краю «Литературная тропа», проводившиеся Детской библиотекой Каргасокского района в рамках экологического проекта «В путь-дорожку по родным тропинкам» (с. Каргасок, 2017 г.) [21. С. 45]. Большое значение при организации виртуальных экскурсий имеет визуализация, а также обеспечение интерактивной составляющей (сопровождение экскурсии макетами, картами, игровыми и обучающими заданиями, гиперссылками на краеведческие ресурсы, литературу и источники и т.д.).

Ключевые слова

сельские библиотеки, краеведческая работа библиотеки, библиотечные экскурсии, краеведческий туризм, Rural library, local history library work, library review, historical tourism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ляпкова Анна АлексеевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыanna_lyapkova@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности МБУК «Бакчарская МЦБС» за 2016 г. / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Бакчарская межпоселенческая централизованная библиотечная система». Бакчар, 2017. 120 с.
Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности библиотек Молчанов-ской МЦБС / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Молчановская межпоселенческая централизованная библиотечная система»; сост. Н.В. Самарина. Молчаново, 2018. 86 с.
Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности МАУ «ЦБС Первомайского района» за 2017 г. / Муниципальное автономное учреждение «Централизованная библиотечная система Первомайского района»; сост. Л.Ю. Пермякова. Первомайское, 2018. 82 с.
Информационный отчет МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» за 2017 г. / Муниципальное казенное учреждение «Тегульдетская районная централизованная библиотечная система»; сост. Т.А. Чурикова. Тегульдет, 2018. 71 с.
Информационный отчет Муниципального казенного учреждения «Тегульдетская районная централизованная библиотечная система» за 2016 год / сост. Т.А. Чурикова. Тегульдет, 2017. 64 с.
Курилова И. По местам литературного прошлого : библиотечные экскурсии // Библиотечное дело. 2014. № 9 (219). С. 21-22.
Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности библиотек Чаинской ЦБС / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района»; сост. Н.Ф. Ощепкова. Подгорное, 2015. 66 с.
Информационно-аналитический обзор о состоянии и деятельности библиотек Чаинской ЦБС / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района»; сост. Н.Ф. Ощепкова. Подгорное, 2017. 139 с.
Печеная А.В. Массовая работа современных университетских библиотек // Научные и технические библиотеки. 2013. № 8. С. 9-16.
Щербак Н.Л. Экскурсии как форма библиотечного обслуживания в российской национальной библиотеке // Национальная библиотека. 2015. № 1(4). С. 54-57.
Молодцова А.В. Экскурсия по селу: новое направление краеведческой работы // Библиотечное дело. 2008. № 9. С. 10-12.
Библиотека и краеведческий туризм : современные подходы : метод. рек. / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. ; Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина, науч.-метод. отд. ; сост. Н.В. Аверьянова, ред. И.С. Мажурова, отв. за вып. Л.Н. Патрина. Тамбов, 2017. 35 с.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р [Электронный ресурс] / Ростуризм. Электрон. дан. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/ otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/ (дата обращения: 07.07.2018).
Информационно-аналитический обзор деятельности Муниципального бюджетного учреждения «Асиновская межпоселенческая централизованная библиотечная система» за 2017 г. / Муниципальное бюджетное учреждение «Асиновская межпоселенческая централизованная библиотечная система»; сост. Н.Н. Финогеева; ред. Н.М. Кириллова, Л.А. Голубева. Асино, 2018. 142 с.
Информационно-аналитический обзор о состоянии и деятельности Муниципального казенного учреждения «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевни-ковского района» за 2017 г. / МКУ «МЦБС Кожевниковского района»; сост. Н.Е. Буценко. Ко-жевниково, 2018. 107 с.
Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности МБУК «Бакчарская МЦБС» за 2017 г. / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Бакчарская межпоселенческая централизованная библиотечная система»; сост. Т.П. Зайцева. Бакчар, 2018. 133 с.
Ситнова А.Д., Авдеева К.Н. Современные библиотечные формы продвижения краеведческой литературы массовому читателю. Виртуальная экскурсия «Город Горького» к 150-летию со дня рождения М. Горького // Карповские чтения : сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. «Проблемы региональной фольклористики и исторического краеведения (VII Карповские чтения), Арзамас, 19-20 октября 2017 г. Арзамас: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2017. С. 424-426.
Баркова И.В. Виртуальное краеведение для детей // Библиография и книговедение. 2016. № 3(404). С. 66-72.
Обзор деятельности библиотек Парабельского района за 2017 г. / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района; сост. К.В. Красикова. Парабель, 2018. 98 с.
Обзор деятельности библиотек Парабельского района за 2016 г. / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района; сост. К.В. Красикова. Парабель, 2016. 80 с.
Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности библиотек Каргасокского района за 2017 г. / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Каргасокская центральная районная библиотека»; сост. И.В. Сурдеева. Каргасок, 2018. 98 с.
 Библиотечные экскурсии как средство развития краеведческого туризма (на примере деятельности библиотек районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/26

Библиотечные экскурсии как средство развития краеведческого туризма (на примере деятельности библиотек районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2019. № 34. DOI: 10.17223/22220836/34/26