Ангкор: индийские божества в камне? Исследование двух рельефных изображений (к постановке вопроса) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/3

Ангкор: индийские божества в камне? Исследование двух рельефных изображений (к постановке вопроса)

Статья посвящена изучению взаимовлияния древних индийской и кхмерской культур. Цель данной статьи - проанализировать два рельефные изображения, созданные на стенах Ангкора (храмового комплекса в Камбодже). Автором сделаны следующие выводы: данные два рельефа не похожи на хорошо известные персонажи древних индийских или кхмерских культур. Их можно предположительно рассматривать как вариации воплощений известных древнеиндийских объектов почитания, либо в этих рельефах отражены принципиально иные персонажи и ситуации, незнакомые или неописанные ранее.

Angkor: Indian gods in the stone? Research of two relief images (to statement of a question).pdf Уникальная цивилизация Индии, древнейшая и богатейшая, оказала влияние на развитие культур ряда народов. Проникновение и распространение древней индийской культуры на разных территориях осуществлялись по-разному. Во многих случаях индийские традиции приобрели выраженный доминирующий характер, в других случаях - наложили незначительный, но яркий отпечаток на культуры различных народов. Архитектурный храмовый комплекс Ангкор, расположенный в провинции Сием Рип в Камбодже, демонстрирует повсеместное присутствие элементов индийской культуры и является типичным образцом глобального ее распространения на сопредельные территории. Ангкор - один из древнейших памятников, начало возведения которого относится к XI в. В настоящее время многие его артефакты уже разрушены или исчезли, но все-таки большая часть построек и скульптурных шедевров сохранилась. На стенах и на территории храмов можно увидеть огромное количество изображений персонажей и событий, являющихся непосредственно элементами древней индийской культуры (изображения богов, эпизоды эпических произведений Махабхара-ты и пр.). Помимо этого, существенная часть созданных шедевров является исконно кхмерской, но с внушительным «оттенком» индийского влияния. На сегодняшний день многие артефакты храмового комплекса Ангкор исследованы и описаны, но, очевидно, далеко не все. К тому же многие рельефные изображения и образцы архитектурного и пластического искусства Ангкора имеют нечеткие формы, плохо сохранились и потому не всегда понятны и объяснимы. Для исследователей подобные «экспонаты» также представляют большой интерес. Полное осмысление всех артефактов Ангкора помогает ученым понять, каким образом осуществлялось проникновение древнеиндийской культуры на территорию древней Камбоджи, какова ее роль в формировании и становлении архитектурно-пластического искусства кхмеров, как проходило взаимовлияние древних культур Индии и Камбоджи. Цель данной статьи - проанализировать два рельефных изображения, созданные на стенах Ангкора и определить их происхождение и значение. На фото 1 более или менее четко видна фигура с телом человека и лицом-мордой животного (кабана, свиньи). Подобный образ известен в индийской мифологии как образ Вишну - самого популярного среди богов индуистского пантеона. Вишну упоминается в индийских эпических произведениях «Ригве-да», «Махабхарата» как одно из ведийских божеств, оссоциирующееся с солнцем, плодородием земли, горами и др. и несет с собой спасение мира от катастроф и разрушения. Вишну - исключительно благосклонное божество, бог-спаситель, бог счастья, бог мироздания и источник всего существующего [1. С. 507-508; 2. С. 325]. Он в большей степени, чем другие боги, наделен человеческими чертами, что и является основой его популярности [3. С. 653]. По верованиям индуистов, Вишну, принимая различные облики, спускался на землю, чтобы защитить и спасти мир от опасностей и угнетения. Земные воплощения («нисхождения») этого бога называются аватарами и являются основными объектами почитания в вишнуизме. В соответствии с наиболее распространенной классификацией существует 10 основных аватар Вишну - зооморфных и антропоморфных. Эти божества и герои были включены в вишнуитскую мифологию в разное время, но к XI в. они были объединены в учение об аватарах Вишну [1. С. 509; 2. С. 326]. Не рассматривая все 10 аватар, отметим, что третья аватара в классификации - вепрь (вараха, кабан) (что изображено, скорее всего, на фото). Согласно мифологии демон Хираньякша погрузил землю в глубины космического океана и украл Веды у Брахмы. Люди и боги обратились к Вишну, и тот, приняв обличье гиганского вепря, в длительном и ожесточенном бою, длящемся тысячи лет, убил демона, поднял землю клыками из океанских глубин и водрузил ее на место. Эта легенда о Вишну-вепре развивалась, вероятно, из какого-то доарийско-го первобытного культа священной свиньи, позже была распространена в некоторых слоях населения, занимавших низкое положение в обществе (где были развиты культы животных) [3. С. 55; 4. С. 49]. Воплощение Вишну в вепре по-разному описывается в разных текстах и передается тремя основными изображениями, воплощающими: вепря земли (Бхувараху), вепря жертвоприношения (Яджнявараху) и вепря конца света (Пралаявараху). Вепрь земли (Бхувараха) изображается в виде существа с головой вепря и туловищем человека. Голова вепря должна быть наклонена, что символизирует его прикосновение к богине земли. Правая нога обычно слегка согнута и стоит на капюшоне змея Адишеши. Последнего должна сопровождать его супруга. У изображения четыре руки. Две из них держат раковину и метательный диск. Одна из левых рук поддерживает богиню земли, которая восседает на правой ноге этого воплощения Вишну. Другая правая рука обнимает богиню земли за талию. Сама богиня обычно декорирована цветами и украшениями. Она сидит или стоит на правой ноге бога. Ее лицо приподнято и обращено к богу с выражением радости. Это изображение вепря может варьироваться. Он может держать в двух руках булаву и лотос и поддерживать богиню земли своим клыком. Одна из его ног может стоять на змее, а другая -на черепахе [3. С. 655]. Фото 1. (Фото автора) Foto 1. (Author's photo) Вепрь жертвоприношения (Яджнявараха) должен сидеть в позе льва, но с опущенной правой ногой. В двух из четырех его рук должны находиться раковина и метательный диск. Справа от него должна сидеть его супруга Лакшми. Ее правая нога также опущена. В левой руке она держит лотос. При этом правая рука отдыхает на лотосе. Слева от него должна находиться богиня земли. Ее левая нога обычно опущена вниз. Ее лицо повернуто к богу и выражает изумление. Вепрь конца света (Пралаявараха) также сидит в позе льва с опущенной правой ногой. Изображение обычно имеет четыре руки, две из которых держат раковину и метательный диск. Правая передняя рука находится в позиции защиты. Левая передняя рука лежит на постаменте. Богиня земли восседает в той же позе, что и вепрь. Помимо трех описанных изображений Вишну, известно еще одно его описание: Вишну держит в руках раковину (для сообщения всему миру о своих победах), диск (победоносное орудие, данное ему Индрой), булаву (символ его силы) и (в Камбодже) маленький мяч (символизирующий землю) [5. Р. 17]. В литературе можно встретить некоторые изображения аватары Вепря, например, фото 2, 3. Фото 2. Скульптура Вишну-вепря (Вишну в обличье кабана. Скульптура выполнена из камня, XII в. [6. С. 44]) Foto 2. Vishnu - wild boar sculpture (Vishnu as a wild boar. Sculpture is made from the stone. XII centure) Фото 3. Варахаватара [7. С. 99] Foto 3. Varakhavatar image Видно, что мифологический вепрь данных фото и рисунков сильно отличается от нашего фото 1. Сравнивая и анализируя представленные выше фото 1, описания, фото и рисунки Вишну-вепря, можно отметить следующее: 1) Ни одно из описаний, ни фото, ни рисунки Вишну-вепря не соответствует фото 1. На фото, конечно, плохо видны мелкие детали оформления, тем более, если они полуисчезнувшие, разрушенные, стертые. Но, несмотря на эти погрешности, все-таки можно понять, что полного соответствия между известными образами Вишну-вепря и существа (божества), изображенного на фото, нет. Схожи лишь отдельные черты: туловище человека, морда вепря, три (вероятно, изначально четыре) руки. 2) Некоторые крупные и неплохо сохранившиеся детали рельефа кажутся не совсем понятными: - фигура напоминает туловище женщины в женской одежде. Известно, что в камбоджийской иконографии Вишну изображался в юбке (доангкор-ский период, V - нач. VI в.) Но в данном случае, помимо юбки, фигура имеет слишком женственные формы; - морда вепря касается морды существа, похожего на змея Шешу или на корову? Но ни в одном описании аватары Вепря мы не находим указания на присутствие этих животных рядом с Вишну. Несмотря на множество неясных, не имеющих четкой интерпретации деталей рельефа, можно сделать некоторые предположения относительно его происхождения и сути. В частности, не исключено, что: 1) фигура на фото - это кхмерская интерпретация (вариация) древнеиндийского божества Вишну; 2) изображение является исконно кхмерским божеством, но воплощающим в себе в том числе некоторые черты индийского бога Вишну; 3) сфотографированное божество вообще не имеет отношения к Вишну и к древнеиндийскому пантеону богов; 4) данный образ является элементом исключительно кхмерской культуры и его семантику следует искать в недрах именно кхмерской культуры; 5) на фото запечатлен не рельеф аватары Вишну, а апсары с лицом-мордой животного; 6) мы видим некое божество с лицом-мордой Анубиса, а не вепря. Все вышесказанное свидетельствует о том, что данный рельеф, безусловно, привлекателен как культурный артефакт, демонстрирующий древнеиндийские мифологические черты. Но точнее определить его происхождение и значение можно после более детального исследования. Еще одно изображение представляется интересным (фото 4). Фото 4. (Фото автора) Foto 4. (Author's photo) На фото видно, что божество имеет туловище женщины, три головы (четвертая может быть не видна), четыре руки. Допускаем три трактовки этого рельефа. 1) Можно предположить, что здесь изображено одно из главных божеств индуизма - Брахма. Он является владыкой творения, творцом. Он также является безличным высшим непознаваемым принципом Вселенной, из сущности которого все исходит и куда все возвращается; он бестелесен, нерожден, не имеет ни начала, ни конца. Согласно мифологии, Брахма имеет четыре лика, представляющих четыре качества земли. Четыре лика смотрят в четыре стороны. Его считают богом мудрости. В одной руке он держит Веды, книгу мудрости и научения. Он также держит в одной из своих рук нить жемчуга для счета времени или жертвенную ложку, которая является символом духовной природы. Четвертая рука обычно поднята для благословения каждого. Иногда Брахму изображают несущим воду в кувшине для того, чтобы показать, что вселенная произошла из воды. Также Брахма может быть изображен на колеснице, запряженной семью лебедями, которые представляют семь миров, либо сидящим на лотосе, который произрастает из пупа Вишну. Здесь лотос представляет землю. Брахма может изображаться стоящим или восседающим в позе лотоса в колеснице. Его атрибутами могут быть жезл, ритуальная чаша для подношений, стрела, нитка четок [7. С. 86-88; 4. С. 36; 8. С. 195] (см. рисунки). [7. С. 87 Фото 5. Брахма Foto 5. Brakhma [4. С. 35] 2) Не исключено, что здесь изображено другое божество - Тримурти - один из самых важных объектов почитания в индуизме. Тримурти -триединый образ, символизирующий сотворение мира, его существование и гибель. Три фазы традиционной индуистской космогонии были отожествлены с тремя божествами: Брахмой, Вишну и Шивой [9. С. 240]. В концепции «Тримурти» воплощена наиболее общая модель поклонения богам. Суть ее состоит в том, что три высших божества пантеона рассматриваются в качестве основных манифестаций Абсолюта (Брахмана): как проявление творческого начала в мире (Брахма), разрушительного (Шива) и охранительного (Вишну). Культ Брахмы, по-видимому, и в древности не получил значительного распространения. Зато Шива и Вишну приобрели чрезвычайную популярность. В более поздних философских работах триаду рассматривали как воплощение трех гунн (качеств). Брахма воплощает гуну раджас (страстность, активность, деятельность), Вишну - гуну саттва (ясность, уравновешенность, сознательность), Шива - гуну тамас (пассивность, бессознательность, инертность). В некоторых современных трактовках триада дополняется новым персонажем: Брахма, Вишну и Шива в ипостаси единого бога с двумя лицами, к которым присоединяется богиня Шакти. При этом наполнении триады Брахма отождествляется с богом созидания [3. С. 46-47]. Создание Тримурти практически означало наступление принципиально нового этапа в истории индуизма - перехода от «параллельного» существования его главных течений к их своеобразному синтезу (фото 6). Фото 6. Тримурти [7. С. 87] Foto 6. Trimurti 3) Не исключено, что здесь мы видим Вишну, который может изображаться с тремя головами, принадлежащими трем богам индуистской троицы -Тримурти. Подобное изображение можно посмотреть на фото 7. На нашем изображении божество представлено несколько иначе, чем в представленных описаниях и на рисунках. Отдельные детали кажутся непонятными, например: что держит божество в руках? Можно предположить, что, возможно, раковину. Также неясно, почему фигура именно женская. Опираясь на все вышесказанное, пока трудно точно сказать, что именно за божество изображено на фото. Лишь подробное изучение самого изображения и литературы, посвященной индийской и кхмерской культурам, позволит точнее сказать о том, что здесь изображено и каким образом данный образ появился на стенах кхмерского Ангкора. Фото 7. Трехликий Вишну [7. С. 95] Foto 5. Vishnu with three faces Вывод 1. Многое из уникальной культуры древней Индии, Камбоджи, Азии в целом на сегодняшний день известно, проанализировано, зафиксировано. Но также многое еще остается непонятным. Об этом свидетельствует рассмотрение двух фрагментов рельефа, изображенных на стенах Ангкора в Камбодже и представленных здесь. 2. Данные два изображения очень похожи на описанные и хорошо известные воплощения индуистских божеств. Но все-таки нет оснований говорить об их полной идентичности. Можно предположить, что на этих фотографиях мы видим либо просто иные вариации воплощений известных древнеиндийских объектов почитания, либо здесь отражены принципиально другие персонажи и ситуации, незнакомые или неописанные ранее. В любом случае данные артефакты интересны, вызывают ряд вопросов и нуждаются в дальнейшем исследовании. 3. Более внимательное изучение в целом древних индийской и кхмерской культур, и представленных двух изображений, в частности, поможет выявить истоки и пути появления указанных рельефных изображений в храмовом комплексе Ангкор, определить их значение и роль в культуре древних кхмеров и позволит понять особенности взаимовлияния уникальных культур Индии и Камбоджи.

Ключевые слова

architectural-plastic art, ancient cultures, Cambodia, India, архитектурно-пластическое искусство, древние культуры, Индия, Камбоджа

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Колесникова Светлана ЮрьевнаСибирский государственный медицинский университетдоктор культурологии, профессор кафедры иностранных языковSvetlana_kolesnikova_64@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ульциферов О.Г. Культурное наследие Индии. М. : АСТ : Восток-Запад, 2005. 875 с.
Беди А. Боги и богини Индии. М. : Фолиум-М, 2001. 128 с.
Jacques С. Ancient Angkor. Books guides. 2012. 239 p.
Боги и мифы Индии. М. : Арт-Родник, 2003. 64 с.
Символы буддизма, индуизма, тантризма. М. : Изд-во АДЕ «Золотой век», 1999. Кн. XII. 232 с. (Серия «Символы»).
Боги, брахманы, люди. М. : Гл. ред. восточ. лит. изд-ва «Наука», 1969. 416 с.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. М. : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. 495 с.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. СПб. : Алетейя, 2001. 810 с.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М. : Гл. ред. восточ. лит. изд-ва «Наука», 1977. 616 с.
 Ангкор: индийские божества в камне? Исследование двух рельефных изображений (к постановке вопроса) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/3

Ангкор: индийские божества в камне? Исследование двух рельефных изображений (к постановке вопроса) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/3