Статья посвящена вопросам подготовки специалистов в Институте сорабистики Лейпцигского университета (Германия). На материале документов и интервью с представителями научно-образовательных, культурных и общественных организаций лужицких сербов, а также студентов института рассматриваются проблемы и перспективы серболужицкого высшего образования. Анализируется роль специального образования в области сорабистики для повышения охранительного потенциала культуры лужицких сербов и делаются выводы о необходимости соответствующей корректировки содержания образовательных программ института с учетом современной социокультурной ситуации в серболужицкой среде.
Training of specialists at the Institute of Sorbian Studies of the University of Leipzig as a factor of the preservation.pdf Сорбы (лужицкие сербы) - западнославянский народ, который с VI в. проживает в регионе Лаузиц (Лужица) в Германии (территория федеральных земель Бранденбург и Саксония). В Саксонии живут верхнелужицкие сорбы, в Бранденбурге - нижнелужицкие, или венды. Обе федеральные земли в своих законодательных документах подчеркивают необходимость и предлагают меры по охране культуры и языка лужицких сербов как этнического меньшинства. На сегодняшний день не вполне ясно, сколько всего сорбов проживает в Германии, поскольку немецкие граждане не указывают в своем удостоверении личности, к какой национальности они принадлежат. Сделанные подсчеты предполагают, что лужицких сербов в Германии около 60 000, из которых лишь небольшая часть все еще остаются активными носителями языка. Культурным центром сорбов является город Баутцен (Саксония), где располагается штаб-квартира основной культурно-общественной организации лужицких сербов «Домовина». Она объединяет всех сорбов в Германии и за ее пределами. Одним из самых известных и влиятельных лужицких сербов является премьер-министр Саксонии, представитель Христианско-демократи-ческого союза Станислав Тиллих. Несмотря на государственную поддержку, сегодня язык и культура лужицких сербов испытывают угрозу с двух сторон. Во-первых, при том, что серболужицкий язык официально признан языком автохтонного меньшинства, зачастую он не выходит за рамки отдельных культурных инициатив лужичан, а в бытовой среде звучит преимущественно в семейном общении. Во-вторых, объективных оснований для выхода языка за эти рамки на сегодня нет: по мнению исследователей, лишь малое число населения (около 8 000 человек, проживающих в основном в деревнях) разговаривают на своем родном языке [1. С. 10]. Поэтому особое место в сохранении языка и культуры малого западнославянского народа принадлежит специальным научно-образовательным учреждениям. Одним них является Институт сорабистики Лейпцигского университета, где готовят профессиональные кадры для образовательных и общественных организаций лужицких сербов. Институт является структурным подразделением филологического факультета Лейпцигского университета и был основан в 1951 г. Основателем института является Михал Навка (1885-1968) - известный серболужицкий писатель, являющийся также основоположником уже упоминавшейся культурно-общественной организации «Домовина». Задачей института является изучение верхнелужицкого и нижнелужицкого языков и их диалектов, а также культуры, литературы, исторических, этнологических и общественных вопросов серболужицкого наследия. Сегодня Институт сорабистики является единственным высшим учебным заведением в мире, который готовит сора-бистов с высшим образованием. Выпускники Института сорабистики получают научные степени бакалавра искусств, бакалавра педагогики, магистра искусств и магистра педагогики, работают педагогами, лингвистами, литературоведами, культурологами и журналистами. Преподавание в институте ведется как на верхнелужицком, так и на нижнелужицком языках. Официальный сайт института акцентирует то обстоятельство, что квалифицированные и хорошо образованные выпускники особенно востребованы в школах, образовательных центрах и других учреждениях Нижней Лужицы и Верхней Лужицы. Так, большинство родителей-серболужичан желают воспользоваться государственно гарантированным правом на занятия их детьми сорбским языком в двуязычных школах Лаузица. Институт предлагает своим студентам практикоориентированное образование, предполагающее языковую компетентность, развитие и укрепление языкового и этнического самосознания в отношении родной культуры [2]. Основную задачу Институт сорабистики видит в подготовке учителей для начальных, средних школ и гимназий. Многие студенты поступают в университет с уже имеющейся подготовкой в области серболужицкого языка, которую они прошли на уровне школы или регионального образовательного проекта «WITAJ». Однако обучение не ограничивается лишь изучением языка; большое внимание уделяется также литературоведческим и культурологическим дисциплинам. За выдающиеся учебные достижения Фонд серболу-жицкого народа предоставляет студентам ежегодные стипендии, которые служат стимулом к отличной учебе. Ряд специальных дисциплин ведут приглашенные сотрудники Серболужицкого института из г. Баутцен, что обеспечивает единство преподавательской и исследовательской деятельности. При этом в Институте сорабистики видят востребованность выпускников не только в месте традиционного проживания лужицких сербов - в регионе Лаузиц, но также в других регионах и федеральных землях Германии. Полученное гуманитарное образование позволяет взаимодействовать в качестве представителей культуры своего народа с представителями других этнических меньшинств, вырабатывая в совместной деятельности стратегии сохранения и развития собственного культурного наследия. Также обучение в институте открывает перед его выпускниками и интересные международные перспективы, поскольку интернационализация науки и бизнеса не обходит стороной и сорабистику. Так, сотрудники института имеют давние прочные связи с университетами-партнерами в славянских зарубежных странах, важнейшими из которых являются кафедра славяноведения Карлова университета в Праге (Чехия), Институт славянской филологии Варшавского университета и Отдел славистики Польской академии наук (Польша), Сорабистический центр при институте славистики Львовского национального университета им. И. Франко (У краина) и Институт славяноведения РАН (Россия). В целях повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда руководство Института сорабистики несколько лет назад организовало обучение по международной программе бакалавриата «Европейские языки меньшинств» («Europаеische Minderheitensprachen»). Сероболужицкий язык представлен здесь не только в региональном, но в общеевропейском контексте, что повышает его престиж и в родном регионе. По словам руководителя института доктора филологии, профессора Эдуарда Вернера, «поскольку мы являемся единственным в Германии институтом сорабистики, мы отдаем себе отчет в особой ответственности, в том числе за то, чтобы повысить привлекательность сорбского языка в среде серболужицких подростков и юношества и мотивировать их получить образование в нашем институте» [3]. Высказывания большинства выпускников Института сорабистики подтверждают факт их высокой мотивированности овладению выбранной специальности и готовность в дальнейшем работать на благо родного народа. Так, по свидетельству Юлии Сербин, серболужичанки по происхождению, которая начала обучение сорабистике в Лейпцигском университете в 2011 г., она «с удовольствием бы стала преподавателем и в дальнейшем осталась бы в Лаузице. Шансы получить там работу по специальности очень высоки, поскольку учителя требуются повсюду» [4]. Министерство науки Саксонии, в чьем ведении находится Лейпцигский университет, в свою очередь также стремится создать привлекательные условия работы для выпускников института, приезжающих преподавать в сельских школах Лаузица. Этой же цели служат и федеральные стипендии, предоставляемые тем выпускникам, которые направляются на работу в села региона, равно как и гарантия занятости, что предполагает трудоустройство всех специалистов-преподавателей верхне- и нижнелужицкого языков. Приведенные данные свидетельствуют о том, что роль Института сораби-стики в деле подготовки квалифицированных кадров для сохранения и развития серболужицкой культуры сложно переоценить. По свидетельству представителей образовательных и общественных организаций лужицких сербов, уже сейчас в обеих федеральных землях - Бранденбурге и Саксонии - очевиден дефицит учителей серболужицкого языка. В связи с этим в последнее время предпринимаются попытки изменения требований вступительных экзаменов для абитуриентов Института сорабистики. Так, если раньше поступающий обязательно должен был владеть серболужицким языком, то с учетом сложившихся обстоятельств руководство института готово рассматривать в качестве абитуриентов и тех, кто вместо серболужицкого в какой-либо степени владеет или является носителем одного из других западнославянских, а также русского языков. Поскольку верхнелужицкий язык имеет схожесть с чешским и словацкими языками, а нижнелужицкий - с польским, очевидно, что владеющие ими легко освоят и сорбский в обоих его вариантах (см., например, [5]). В Институте сорабистики обучаются также представители других славянских государств, которые после окончания обучения остаются в Германии работать в образовательных и общественных организациях лужицких сербов. Так, например, руководителем языкового центра «WITAJ» в г. Котбус является доктор филологии Виктор Закар. Университетское лингвистическое образование он получил на родине в Македонии (г. Скопье), а затем учился в аспирантуре в Институте сорабистики. Закар защитил диссертацию по вопросам верхнелужицкого языка в его сравнении с македонским под руководством Э. Вернера. Находя общее в родном языке и в нижнелужицком, Закар подчеркивает мистический характер последнего. По его словам, необычная природа Шпреевальда, с которой издавна связаны лужицкие сербы, придает языку особый эмоциональный компонент [6]. В то же время некоторые представители серболужицких национальных организаций придерживаются точки зрения, что наличие языковой подготовки для этнических сорбов обеспечивает их большую мотивированность и осознанность в выборе будущей профессии, связанной с родным языком, в сравнении с несорбами. Это предположение, в частности, подтверждает мысль Н. Giles и Р. Johnson о том, что стремление группы индивидов к самоидентификации зависит от степени реальной или воспринимаемой этнолингвистической жизнеспособности [7]. Очевидно, что именно неоднозначность указанного обстоятельства и вызывает множество дискуссий в серболужиц-кой среде о целесообразности привлечения молодых людей несорбского происхождения в качестве абитуриентов Института сорабистики. Так, по мнению Людмилы Будар, председателя Сорбского школьного союза, «мы сначала должны сохранить носителей языка, прежде чем „сделаем сорбами" других» [5]. Таким образом, подготовка профессиональных кадров в Институте сора-бистики Лейпцигского университета на сегодняшний день имеет огромное значение для сохранения этнокультурной идентичности лужицких сербов. В условиях миграции представителей малого этноса в крупные города Германии, недостаточности защиты общественных и культурных интересов лужицких сербов на региональном и федеральном уровнях, проблем в отношениях с численно превалирующим в стране немецким населением принципиальное значение приобретает комплексность подхода к вопросам сохранения культуры этого народа. Владение серболужицким языком, знание истории и традиций своего народа, которое приобретается в образовательных учреждениях различных уровней, в том числе и в Институте сорабистики Лейпцигского университета, становится тем фактором, который сохраняет жизнеспособность и уникальность сорбской культуры. Благодаря полученному образованию культурные инициативы серболужичан дают возможность новому поколению не забывать о своих корнях и делать все возможное для того, чтобы их богатое историческое наследие было востребовано современностью.
Плавская Елена Леонидовна | Новосибирский государственный технический университет | кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и политологии | plav@inbox.ru |
Giles H., Johnson P. The role of language in ethnic group relations // Intergroup behavior. Oxford : Basil Blackwell, 1981. P. 199-243.
Elsner U. Die niedersorbische Sprache ist mystisch, naturverbunden und emotional // Lausitzer Rundschau online. 2016. 03. Mai. URL: http://www.lr-online.de/lausitz/cottbus/die-niedersorbische-sprache-ist-sehr-mystisch-naturverbunden-und-emotional_aid-3417114 (accessed: 23.11.2018).
Официальный сайт Института сорабистики Лейпцигского университета. URL: http://sorb.philol.uni-leipzig.de/institut/aufgaben-und-profil/ (дата обращения: 23.11.2018).
Официальный сайт Министерства науки, исследований и культуры Бранденбурга. URL: http://mwfk.brandenburg.de/cms/detail.php/bb1.c.501544.de (дата обращения: 23.11.2018).
Monecke N. Sorbischlehrer gesucht // Leipziger Volkszeitung. 2017. 20. April. № 92. S. 16.
Menschner U. Sind sorbische Lehrer ein Auslaufmodell? // Lausitzer Rundschau online. 2017. 02. Mai. URL: http://www.lr-online.de/lausitz/weisswasser/sind-sorbische-lehrer-ein-auslaufmo-dell_aid-4604286 (accessed: 23.11.2018).
Богомолова Т.С. Функционирование серболужицких языков на современном этапе в контексте этнической активизации // Материалы XXXX Междунар. филол. конф. Общее языкознание (14-19 марта 2011 года) / отв. ред. Н.А. Слепокурова. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2011. С. 9-15.