Подготовка специалистов в Институте сорабистики Лейпцигского университета как фактор сохранения этнокультурной идентичности лужицких сербов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/7

Подготовка специалистов в Институте сорабистики Лейпцигского университета как фактор сохранения этнокультурной идентичности лужицких сербов

Статья посвящена вопросам подготовки специалистов в Институте сорабистики Лейпцигского университета (Германия). На материале документов и интервью с представителями научно-образовательных, культурных и общественных организаций лужицких сербов, а также студентов института рассматриваются проблемы и перспективы серболужицкого высшего образования. Анализируется роль специального образования в области сорабистики для повышения охранительного потенциала культуры лужицких сербов и делаются выводы о необходимости соответствующей корректировки содержания образовательных программ института с учетом современной социокультурной ситуации в серболужицкой среде.

Training of specialists at the Institute of Sorbian Studies of the University of Leipzig as a factor of the preservation.pdf Сорбы (лужицкие сербы) - западнославянский народ, который с VI в. проживает в регионе Лаузиц (Лужица) в Германии (территория федеральных земель Бранденбург и Саксония). В Саксонии живут верхнелужицкие сорбы, в Бранденбурге - нижнелужицкие, или венды. Обе федеральные земли в своих законодательных документах подчеркивают необходимость и предлагают меры по охране культуры и языка лужицких сербов как этнического меньшинства. На сегодняшний день не вполне ясно, сколько всего сорбов проживает в Германии, поскольку немецкие граждане не указывают в своем удостоверении личности, к какой национальности они принадлежат. Сделанные подсчеты предполагают, что лужицких сербов в Германии около 60 000, из которых лишь небольшая часть все еще остаются активными носителями языка. Культурным центром сорбов является город Баутцен (Саксония), где располагается штаб-квартира основной культурно-общественной организации лужицких сербов «Домовина». Она объединяет всех сорбов в Германии и за ее пределами. Одним из самых известных и влиятельных лужицких сербов является премьер-министр Саксонии, представитель Христианско-демократи-ческого союза Станислав Тиллих. Несмотря на государственную поддержку, сегодня язык и культура лужицких сербов испытывают угрозу с двух сторон. Во-первых, при том, что серболужицкий язык официально признан языком автохтонного меньшинства, зачастую он не выходит за рамки отдельных культурных инициатив лужичан, а в бытовой среде звучит преимущественно в семейном общении. Во-вторых, объективных оснований для выхода языка за эти рамки на сегодня нет: по мнению исследователей, лишь малое число населения (около 8 000 человек, проживающих в основном в деревнях) разговаривают на своем родном языке [1. С. 10]. Поэтому особое место в сохранении языка и культуры малого западнославянского народа принадлежит специальным научно-образовательным учреждениям. Одним них является Институт сорабистики Лейпцигского университета, где готовят профессиональные кадры для образовательных и общественных организаций лужицких сербов. Институт является структурным подразделением филологического факультета Лейпцигского университета и был основан в 1951 г. Основателем института является Михал Навка (1885-1968) - известный серболужицкий писатель, являющийся также основоположником уже упоминавшейся культурно-общественной организации «Домовина». Задачей института является изучение верхнелужицкого и нижнелужицкого языков и их диалектов, а также культуры, литературы, исторических, этнологических и общественных вопросов серболужицкого наследия. Сегодня Институт сорабистики является единственным высшим учебным заведением в мире, который готовит сора-бистов с высшим образованием. Выпускники Института сорабистики получают научные степени бакалавра искусств, бакалавра педагогики, магистра искусств и магистра педагогики, работают педагогами, лингвистами, литературоведами, культурологами и журналистами. Преподавание в институте ведется как на верхнелужицком, так и на нижнелужицком языках. Официальный сайт института акцентирует то обстоятельство, что квалифицированные и хорошо образованные выпускники особенно востребованы в школах, образовательных центрах и других учреждениях Нижней Лужицы и Верхней Лужицы. Так, большинство родителей-серболужичан желают воспользоваться государственно гарантированным правом на занятия их детьми сорбским языком в двуязычных школах Лаузица. Институт предлагает своим студентам практикоориентированное образование, предполагающее языковую компетентность, развитие и укрепление языкового и этнического самосознания в отношении родной культуры [2]. Основную задачу Институт сорабистики видит в подготовке учителей для начальных, средних школ и гимназий. Многие студенты поступают в университет с уже имеющейся подготовкой в области серболужицкого языка, которую они прошли на уровне школы или регионального образовательного проекта «WITAJ». Однако обучение не ограничивается лишь изучением языка; большое внимание уделяется также литературоведческим и культурологическим дисциплинам. За выдающиеся учебные достижения Фонд серболу-жицкого народа предоставляет студентам ежегодные стипендии, которые служат стимулом к отличной учебе. Ряд специальных дисциплин ведут приглашенные сотрудники Серболужицкого института из г. Баутцен, что обеспечивает единство преподавательской и исследовательской деятельности. При этом в Институте сорабистики видят востребованность выпускников не только в месте традиционного проживания лужицких сербов - в регионе Лаузиц, но также в других регионах и федеральных землях Германии. Полученное гуманитарное образование позволяет взаимодействовать в качестве представителей культуры своего народа с представителями других этнических меньшинств, вырабатывая в совместной деятельности стратегии сохранения и развития собственного культурного наследия. Также обучение в институте открывает перед его выпускниками и интересные международные перспективы, поскольку интернационализация науки и бизнеса не обходит стороной и сорабистику. Так, сотрудники института имеют давние прочные связи с университетами-партнерами в славянских зарубежных странах, важнейшими из которых являются кафедра славяноведения Карлова университета в Праге (Чехия), Институт славянской филологии Варшавского университета и Отдел славистики Польской академии наук (Польша), Сорабистический центр при институте славистики Львовского национального университета им. И. Франко (У краина) и Институт славяноведения РАН (Россия). В целях повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда руководство Института сорабистики несколько лет назад организовало обучение по международной программе бакалавриата «Европейские языки меньшинств» («Europаеische Minderheitensprachen»). Сероболужицкий язык представлен здесь не только в региональном, но в общеевропейском контексте, что повышает его престиж и в родном регионе. По словам руководителя института доктора филологии, профессора Эдуарда Вернера, «поскольку мы являемся единственным в Германии институтом сорабистики, мы отдаем себе отчет в особой ответственности, в том числе за то, чтобы повысить привлекательность сорбского языка в среде серболужицких подростков и юношества и мотивировать их получить образование в нашем институте» [3]. Высказывания большинства выпускников Института сорабистики подтверждают факт их высокой мотивированности овладению выбранной специальности и готовность в дальнейшем работать на благо родного народа. Так, по свидетельству Юлии Сербин, серболужичанки по происхождению, которая начала обучение сорабистике в Лейпцигском университете в 2011 г., она «с удовольствием бы стала преподавателем и в дальнейшем осталась бы в Лаузице. Шансы получить там работу по специальности очень высоки, поскольку учителя требуются повсюду» [4]. Министерство науки Саксонии, в чьем ведении находится Лейпцигский университет, в свою очередь также стремится создать привлекательные условия работы для выпускников института, приезжающих преподавать в сельских школах Лаузица. Этой же цели служат и федеральные стипендии, предоставляемые тем выпускникам, которые направляются на работу в села региона, равно как и гарантия занятости, что предполагает трудоустройство всех специалистов-преподавателей верхне- и нижнелужицкого языков. Приведенные данные свидетельствуют о том, что роль Института сораби-стики в деле подготовки квалифицированных кадров для сохранения и развития серболужицкой культуры сложно переоценить. По свидетельству представителей образовательных и общественных организаций лужицких сербов, уже сейчас в обеих федеральных землях - Бранденбурге и Саксонии - очевиден дефицит учителей серболужицкого языка. В связи с этим в последнее время предпринимаются попытки изменения требований вступительных экзаменов для абитуриентов Института сорабистики. Так, если раньше поступающий обязательно должен был владеть серболужицким языком, то с учетом сложившихся обстоятельств руководство института готово рассматривать в качестве абитуриентов и тех, кто вместо серболужицкого в какой-либо степени владеет или является носителем одного из других западнославянских, а также русского языков. Поскольку верхнелужицкий язык имеет схожесть с чешским и словацкими языками, а нижнелужицкий - с польским, очевидно, что владеющие ими легко освоят и сорбский в обоих его вариантах (см., например, [5]). В Институте сорабистики обучаются также представители других славянских государств, которые после окончания обучения остаются в Германии работать в образовательных и общественных организациях лужицких сербов. Так, например, руководителем языкового центра «WITAJ» в г. Котбус является доктор филологии Виктор Закар. Университетское лингвистическое образование он получил на родине в Македонии (г. Скопье), а затем учился в аспирантуре в Институте сорабистики. Закар защитил диссертацию по вопросам верхнелужицкого языка в его сравнении с македонским под руководством Э. Вернера. Находя общее в родном языке и в нижнелужицком, Закар подчеркивает мистический характер последнего. По его словам, необычная природа Шпреевальда, с которой издавна связаны лужицкие сербы, придает языку особый эмоциональный компонент [6]. В то же время некоторые представители серболужицких национальных организаций придерживаются точки зрения, что наличие языковой подготовки для этнических сорбов обеспечивает их большую мотивированность и осознанность в выборе будущей профессии, связанной с родным языком, в сравнении с несорбами. Это предположение, в частности, подтверждает мысль Н. Giles и Р. Johnson о том, что стремление группы индивидов к самоидентификации зависит от степени реальной или воспринимаемой этнолингвистической жизнеспособности [7]. Очевидно, что именно неоднозначность указанного обстоятельства и вызывает множество дискуссий в серболужиц-кой среде о целесообразности привлечения молодых людей несорбского происхождения в качестве абитуриентов Института сорабистики. Так, по мнению Людмилы Будар, председателя Сорбского школьного союза, «мы сначала должны сохранить носителей языка, прежде чем „сделаем сорбами" других» [5]. Таким образом, подготовка профессиональных кадров в Институте сора-бистики Лейпцигского университета на сегодняшний день имеет огромное значение для сохранения этнокультурной идентичности лужицких сербов. В условиях миграции представителей малого этноса в крупные города Германии, недостаточности защиты общественных и культурных интересов лужицких сербов на региональном и федеральном уровнях, проблем в отношениях с численно превалирующим в стране немецким населением принципиальное значение приобретает комплексность подхода к вопросам сохранения культуры этого народа. Владение серболужицким языком, знание истории и традиций своего народа, которое приобретается в образовательных учреждениях различных уровней, в том числе и в Институте сорабистики Лейпцигского университета, становится тем фактором, который сохраняет жизнеспособность и уникальность сорбской культуры. Благодаря полученному образованию культурные инициативы серболужичан дают возможность новому поколению не забывать о своих корнях и делать все возможное для того, чтобы их богатое историческое наследие было востребовано современностью.

Ключевые слова

ethnocultural identity, professional training, Institute of Sorbian Studies of the University of Leipzig, Lusatian Serbs, профессиональная подготовка, этнокультурная идентичность, Институт сорабистики Лейпцигского университета, лужицкие сербы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Плавская Елена ЛеонидовнаНовосибирский государственный технический университеткандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и политологииplav@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Giles H., Johnson P. The role of language in ethnic group relations // Intergroup behavior. Oxford : Basil Blackwell, 1981. P. 199-243.
Elsner U. Die niedersorbische Sprache ist mystisch, naturverbunden und emotional // Lausitzer Rundschau online. 2016. 03. Mai. URL: http://www.lr-online.de/lausitz/cottbus/die-niedersorbische-sprache-ist-sehr-mystisch-naturverbunden-und-emotional_aid-3417114 (accessed: 23.11.2018).
Официальный сайт Института сорабистики Лейпцигского университета. URL: http://sorb.philol.uni-leipzig.de/institut/aufgaben-und-profil/ (дата обращения: 23.11.2018).
Официальный сайт Министерства науки, исследований и культуры Бранденбурга. URL: http://mwfk.brandenburg.de/cms/detail.php/bb1.c.501544.de (дата обращения: 23.11.2018).
Monecke N. Sorbischlehrer gesucht // Leipziger Volkszeitung. 2017. 20. April. № 92. S. 16.
Menschner U. Sind sorbische Lehrer ein Auslaufmodell? // Lausitzer Rundschau online. 2017. 02. Mai. URL: http://www.lr-online.de/lausitz/weisswasser/sind-sorbische-lehrer-ein-auslaufmo-dell_aid-4604286 (accessed: 23.11.2018).
Богомолова Т.С. Функционирование серболужицких языков на современном этапе в контексте этнической активизации // Материалы XXXX Междунар. филол. конф. Общее языкознание (14-19 марта 2011 года) / отв. ред. Н.А. Слепокурова. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2011. С. 9-15.
 Подготовка специалистов в Институте сорабистики Лейпцигского университета как фактор сохранения этнокультурной идентичности лужицких сербов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/7

Подготовка специалистов в Институте сорабистики Лейпцигского университета как фактор сохранения этнокультурной идентичности лужицких сербов | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/7