Интеграция наследия старообрядческой культуры в социокультурное пространство региона музейными средствами | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/23

Интеграция наследия старообрядческой культуры в социокультурное пространство региона музейными средствами

Трансформация национальной идентичности вследствие культурной экспансии и ве-стернизации обусловила необходимость интеграции наследия традиционной культуры в жизнь общества. Отсутствие в Сибири музеев, посвященных истории и культуре старообрядчества, инициировало процесс их создания на базе старообрядческих общин. В старообрядческих музеях, документирующих историю, культуру и традиционный быт, трансляция наследия осуществляется самими носителями религиозной традиции и с использованием репрезентационных технологий. Это обусловливает популярность музеев среди населения и высокую степень интеграции наследия в социокультурное пространство региона.

Integration of Old Believers' culture into social and cultural space of a region by means of museum work.pdf Современный культурный мир Западной Сибири состоит из разномасштабных культур, сформировавшихся на основе этнических и религиозных общностей. Одним из сложнейших культурных конгломератов является старообрядчество, оказавшее большое влияние на развитие экономического, образовательного и культурного пространства региона. С началом постсоветского периода, изменившего отношение к религии, в обществе стал возникать интерес к православию в целом и старообрядчеству в частности. В условиях поиска национального идеала актуализировался вопрос изучения культурного мира старообрядцев, позиционирующих себя как хранителей «древлего» церковного благочестия, исконно русской культуры и традиции, сумевших «воспроизвести свою самобытную культурную модель» [1. C. 4] и решить проблему социокультурной адаптации к измененным политическим и социальным условиям. Однако за многовековой период раскола в социуме сформировались определенные мифы о старообрядцах, согласно которым для них свойственны: «оппозиция государству и обществу», «отрицание достижений научно-технического прогресса», «закрытость от мира». В свете этого перед представителями этой конфессии встала задача позиционирования старообрядчества как духовного движения не только сохраняющего, но и активно популяризирующего древнерусскую культуру и традицию в современном социуме, результатом решения которой должна стать интеграция наследия старообрядчества в социокультурное пространство региона. Позиционирование как долгосрочная стратегия нацелено на трансформацию представлений социума о культурном мире и духовно-нравственных ценностях старообрядчества в сознании современного человека. Особенно актуальным это является в настоящий период времени, когда вследствие активизировавшихся «процессов вестернизации и культурной экспансии» [Там же], происходит трансформация национальной идентичности общества, которая выражается в утрате исторической памяти и нивелировании складывавшихся веками традиционных ценностей. Эти процессы являются весьма опасными, поскольку стабильность любой страны зависит от «определенной национальной идентичности, базирующейся на религии, языке, исторической памяти, исторических традициях» [2. С. 256]. С.В. Лебедев в своих рассуждениях о национальной культуре как основе национальной идентичности приходит к выводу, что «уцелеют в современном мире только те нации, которые имеют свою культурную альтернативу» [Там же]. Соответственно, одной из первостепенных задач современности является необходимость осуществления гармоничной интеграции наследия традиционной культуры в жизнь общества. С задачей интегрирования в социум истории, культуры, традиций отдельных общностей успешно справляется музей - институт социальной памяти, который осуществляет документирование и трансляцию не только материального наследия, но и норм, ценностей, характерных для той или иной нации, этноса. Именно музей как уникальная образовательная форма культуры занимается формированием образов прошлого - музейной модели действительности. Обладая аутентичной базой, он использует информационный потенциал своих собраний для интеграции наследия в культурно-образовательную сферу общества, способствуя тем самым формированию мировоззрения у широкого круга аудитории. В общественном сознании понятие «культурное наследие России» в первую очередь ассоциируется с православием - его искусством, литературой, архитектурой, духовной традицией и бытовым укладом. В музейном пространстве Западной Сибири трансляция истории, материального и нематериального наследия православия осуществляется средствами светских и церковных музеев. В светских музеях исторического и художественного профиля, демонстрирующих материальную культуру православия, музейная коммуникация выстраивается в контексте популяризации исторической и художественной ценности объектов. Для краеведческих музеев крупнейших городов Сибири (Барнаула, Кемерова, Новосибирска, Омска, Томска, Иркутска, Красноярска) традиционными являются экспозиции, в которых представлены иконы, богослужебные предметы, книги, облачения, а также временные выставки религиозной тематики. Специализированные экспозиции, посвященные православию, действуют в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), Музейно-просветительском центре духовной культуры Красноярского края. В художественных музеях региона имеются отдельные разделы экспозиций, посвященных иконописи и церковной живописи, а также вре- 1 менные выставки религиозного содержания . На документировании и трансляции историко-культурного наследия православия специализируются церковные музеи Алтайской, Кузбасской, Тобольской митрополий и Новосибирской и Томской епархий. Так, в рамках их коммуникативной деятельности осуществляется презентация истории, объектов материального наследия православия и духовно-нравственных ценностей Русской православной церкви (РПЦ)33. Православную историю и традицию, материальное и нематериальное наследие, вероучение, соответствующее каноническим правилам, изложенным в Номоканоне, постановлениях Поместных Соборов Русской православной церкви, принятых до церковной реформы XVII в., постановления Соборов Русской православной старообрядческой церкви, принятыми после церковной реформы XVII в., документируют и сохраняют старообрядческие общины. Долгосрочная стратегия Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) по позиционированию старообрядчества как открытого духовного движения, нацеленного на популяризацию древнерусской культуры и традиции в современном социуме, инициировала актуализацию музеев старообрядческой культуры. На современном этапе в музейном пространстве Сибири действуют Музей истории старообрядчества Сибири (г. Новосибирск, Новосибирская область); Музей Уймонской долины (старообрядчества) (с. Верх-Уймон, Республика Алтай); Музей-усадьба старообрядческой культуры «Причумышье» (с. Залесово, Алтайский край); Музей истории и культуры старообрядцев (с. Тарбагатай, Республика Бурятия); Церковный музей древлеправославия при храме Рождества Христова Сибирской епархии Русской древлеправославной церкви (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия); в процессе создания находится музей Покровской общины (г. Барнаул, Алтайский край). Миссией этих музеев является интеграция наследия культурного мира старообрядчества в современное социокультурное пространство. Потребность в появлении этих музеев не случайна и обусловлена тем, что, несмотря на значительное количество в экспозициях и фондах светских музеев и церковных музеев ведомства РПЦ объектов наследия старообрядческой религиозной традиции, история и культура старообрядчества не являются предметом музейной коммуникации, а их интерпретацию осуществляют люди, не принадлежащие к этой конфессии. Если проводить аналогию между музеями старообрядческой культуры и церковными музеями ведомства РПЦ, то можно констатировать, во-первых, фактически идентичный тематический состав фондов. Это коллекции иконописи, богослужебных предметов, церковной утвари, богослужебных книг, церковной пластики, церковных тканей, предметов быта и др. Во-вторых, реализацию традиционных образовательно-просветительных и рекреационных форм коммуникативной деятельности (экскурсии, лекции, музейные уроки, праздники, фольклорные фестивали и др.). Различие между эти двумя группами музеев заключается в базе их создания, принадлежности к квалификационным группам, а в ряде случаев - в использовании более широкого спектра форм музейной коммуникации. Если церковные музеи ведомства РПЦ создаются на базе семинарий, епархиальных управлений, церквей и принадлежат к группе комплексных историко-краеведческих музеев, то музеи ведомства РПСЦ преимущественно создаются на базе старообрядческих общин и церквей и представлены группой историко-краеведческих (Музей истории старообрядчества Сибири, музей Покровской общины, музей при храме Рождества Христова Сибирской епархии Русской древлеправославной церкви) и историко-бытовых музеев (Музей истории и культуры старообрядцев в Тарбагатае, Музей Уймонской долины, музей-усадьба старообрядческой культуры «Причумышье»). Во всех историко-краеведческих музеях представлены коллекции иконописи (иконы Спасителя, иконы Богородичные, иконы святых и праздников) и церковного литья (складни деисусные, складни праздничные, богородичные; отдельные литые иконы, в том числе и нательные, с просечным литьем, с эмалями; напрестольные и нательные кресты) и церковная утварь (евхаристические наборы, кадила, дикирии-трикирии, венцы, дароносицы, водосвят-ные чаши и др.). В состав книжного собрания этих музеев традиционно входят певческие, богослужебные и поучительные старопечатные книги и рукописи. В экспозициях представлены такие издания, как Минеи (общие, месячные, праздничные), толковый Апокалипсис, Апостол, Псалтирь, Евангелие служебное, Ирмос. Так, в экспозиции новосибирского музея имеются гектографические издания начала ХХ в., рукописная книга гуслицкого письма, книги топорного письма [4], а в экспозиции музея при храме Рождества Христова присутствуют дораскольное Евангелие (1614 г.), Цветная триодь (XVIII в.) [5]. Несомненный интерес посетителей всегда вызывает церковное облачение. Достаточно полной коллекций располагает новосибирский музей, выставляющий священническое, архиерейское и иноческое облачения. Уникальным экспонатом комплекса является архиерейская митра дораскольной формы (сер. XIX в.) из собрания Рогожской слободы. Она выполнена в виде шапки с овчинной натуральной опушкой и декорирована литыми иконами со славянской вязью [4]. В новосибирском музее и помимо прочего представлены традиционные костюмы староверов Алтая и Забайкалья, лестовки со «вставленными свитками с Исусовой молитвой» [4], а в церковном музее древлеправославия выставлена традиционная одежда семейских женщин [5]. История старообрядчества отражена в тематических комплексах новосибирского музея и выставочных проектах формирующегося барнаульского музея. Вниманию посетителей предлагается информация, посвященная протопопу Аввакуму и путям его сибирских ссылок в 1660-х гг.; Митрополии Московской и всея Руси; истории Новониколаевской белокриницкой старообрядческой общины и ее современному состоянию; судьбам сибирских старообрядческих архиереев конца XIX в. и по 30-е гг. XX в. [4]. Спецификой новосибирского музея является наличие тематического комплекса, посвященного известной отшельнице Агафье Карповне Лыковой. Особый интерес представляют Словарь языка старообрядки А.К. Лыковой: письменная речь в 2-х томах, копия ее письма (2017) президенту В.В. Путину, а также фотографии ее заимки [4]. Историко-бытовые музеи ориентированы на документирование и трансляцию повседневной среды человека, его быт. В таких музеях, размещенных в усадьбах, домах, экспонируются преимущественно вещественные источники. Старообрядческие историко-бытовые музеи посвящены повседневной культуре старообрядцев. Музеи располагаются в крестьянских избах и воссоздают атмосферу крестьянского жилища, бытового уклада, крестьянского труда, мужских и женских ремесел. В Музее истории и культуры старообрядцев в Тарбагатае при экспонировании применяется систематический и ансамблевый методы экспонирования. В музее представлены систематические коллекции керамических изделий (кринки, кувшины, дуршлаг), утюгов, прялок и самопрях, самоваров, чугу-нов. Достаточно широко освещены сельскохозяйственные орудия труда («плуги и бороны, деревянные вялы, серпы для жатвы, цепы для обмолота колосьев, веялка, кожемялка, кузнечные меха») и разносезонная одежда се-мейских Забайкалья («сарафаны, запоны, рубахи, кички, кокошники и платки; тулупы, шубы, курмушки») [6]. При помощи ансамблевого метода воссозданы отдельные фрагменты крестьянского жилища (кухня, горница) [6]. Экспозиционное пространство Музея Уймонской долины реконструирует среду крестьянского дома начала ХХ в. Элементы интерьера избы и горницы (двери, печь, полати), а также мебель (шкафы, сундуки, люлька) декорированы традиционной алтайской росписью. В избе тематически объединены предметы утвари, а в горнице - образцы рукоделия (ткачество, вышивка, лоскутное шитье, тряпичная кукла) [7]. Аналогичная тематическая структура экспозиции характерна и для музея-усадьбы старообрядческой культуры «Причумышье», в котором также представлен типичный набор экспонатов, отражающих повседневную культуру крестьянского быта. Вместе с тем данный музей специфичен, поскольку относится к категории средовых музеев [8]. Миссией средового музея является музеефикация историко-культурной среды со всеми ее составляющими. Эти музеи осуществляют документирование материального и нематериального наследия, «сохранение или восстановление взаимосвязей между элементами среды и элементами нематериального наследия» [9]. Их коммуникативная деятельность базируется на активном участии жителей в трансляции их традиций, ремесел, трудовых навыков, форм досуга, кухни. Средовой музей, осуществляя трансляцию традиционных ценностей и культуры, играет важную роль в формировании национальной идентичности и мировоззренческих идеалов. Музей-усадьба старообрядческой культуры «Причумышье» (2017) «располагается в доме, который был на протяжении более чем ста лет родовым „гнездом" 6 поколений семьи старожилов-старообрядцев Кадниковых. В усадьбе сохранилась аутентичная коллекция домашней утвари, мебели, орудий труда, обуви» [10. С. 248]. Хорошая степень сохранности элементов усадьбы обусловила возможность создания средового музея и актуализации на его базе народных ремесел и фольклорных традиций. Актуализация наследия протекает более эффективно, если осуществляется средствами музейной репрезентации. Так, в программе музейно-педаго-гической деятельности музея «Причумышье» присутствуют традиционные формы, такие как экскурсии и музейные уроки («Из истории быта старожилов Залесово», «В гостях у прабабушки»). Однако наиболее востребованными аудиторией являются те формы, которые позволяют посетителю принанять активное участие в освоении наследия. Одними из наиболее популярных являются «событийные праздники с элементами театрализации музейного пространства» («Кузьминки», «Пасха Красная»), «гастрономические» экскурсии с возможностью продегустировать блюда русской кухни, приготовленные в настоящей русской печи («Матушка - русская печь», «Русский самовар, или русское чаепитие» и пр.), мастер-классы по ткачеству [10. С. 248249]. В перспективе музея проведение мастер-классов по плетению из бересты, резьбы по дереву, вышивке, плетению поясов. Сами представители старообрядческих общин считают, что музейная коммуникация «является действенным способом осуществления межпоколенческого взаимодействия, передачи обычаев, опыта, образа жизни, картины мира старожилов-старообрядцев» [Там же. С. 249]. Прочие музеи также используют репрезентационные технологии в реализации коммуникативной деятельности. Так, например, в практике Музея истории старообрядчества Сибири осуществляется организация интерактивных выставок: театрализованные выставки традиционного костюма, сопровождаемые дефиле и фотосессией, выставка «Старообрядческий лубок» с экспонатами из Сибири, Москвы и Эстонии. Также музей организует праздники с ярмарками, народными играми и выступлениями фольклорных ансамблей [11]. Выступление фольклорных ансамблей проводится и в Тарбагатае [6]. Музей Уймонской долины (старообрядчества) знакомит посетителей с устной народной традицией и организует экскурсии, в том числе и в центр старообрядческих народных промыслов с. Мульта. На современном этапе трансляция наследия старообрядческой культуры сопряжена с рядом трудностей, таких как отсутствие у части посетителей социального опыта, позволяющего адекватно воспринять модели дистанцированного прошлого, стереотипы мышления, фальсификация исторических фактов в предшествующие периоды. Музей как образовательная форма культуры обладает интегративными возможностями, позволяющими актуализировать в социуме историю, мировооззренческие идеалы, традиционную культуру старообрядчества. Идейная составляющая музейной коммуникации (старообрядчество - духовное движение, сохранившее самобытную культурную модель, являющуюся основой национальной идентичности), использование репрезентационных технологий, осуществление коммуникативной деятельности самими носителями религиозной традиции позволяют посетителям переосмыслить историческую реальность и приблизиться к ценностно-смысловому содержанию наследия старообрядчества, способствуя тем самым его интеграции в жизнь общества и освоению.

Ключевые слова

representation, integration, museums at Old Believers' communities, historical and cultural heritage, позиционирование, интеграция, историко-культурное наследие, музеи старообрядческих общин, традиционная культура

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Полякова Елена АлександровнаБарнаульский юридический институт МВД России; Алтайский государственный институт культурыдоктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии; профессор кафедры музеологии и документоведенияelena2873@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Емельянов А.Н. [Интервью] / Интервью с заведующей Музеем истории старообрядчества Сибири 7 августа 2018 г. вела Е.А. Полякова // Личный архив Е.А. Поляковой.
Баумтрог Н.Н., Баумтрог В.Э., Петров Д.А. Актуализация историко-культурного наследия старожилов-старообрядцев в образовательной деятельности музея-усадьбы «Причумышье» // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 248-249.
Музей истории старообрядчества Сибири. Материалы экспозиций.
Церковный музей древлеправославия // Путеводитель по Бурятии. URL: https://bu-ryatia.drugiegoroda.ru/attractions/44314-cerkovnyj-muzej-drevlepravoslaviya/ (дата обращения: 01.05.2019).
Музей старообрядцев в Тарбагатае // Путеводитель по Бурятии. URL: https://bu-ryatia.drugiegoroda.ru/attractions/16781-muzej-staroobryadcev-v-tarbagatae/ (дата обращения: 04.04.2019).
Музей Уймонской долины (старообрядчества). Материалы экспозиций.
Музей-усадьба старообрядческой культуры «Причумышье». Материалы экспозиций.
Российская музейная энциклопедия. Словарь музейных терминов. URL: http://www.mu-seum.ru/rme/dictionary.asp?144 (дата обращения: 20.04.2019).
Полякова Е.А. История светских и церковных педагогических музеев Западной Сибири как образовательной формы культуры (вторая половина XIX - начало XXI века). Барнаул : АГИК, 2018. 282 с.
Куприянова И.В. Старообрядчество Алтая в условиях радикальной трансформации российского общества (конец XIX - первая треть XX века) : автореф. дис.. д-ра ист. наук. Барнаул, 2018. 53 с.
Лебедев С.В. Глокализация и «возврат этничности» в век глобализации // Мир науки, культуры, образования. 2018. 2 (69). С. 255-256.
 Интеграция наследия старообрядческой культуры в социокультурное пространство региона музейными средствами | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/23

Интеграция наследия старообрядческой культуры в социокультурное пространство региона музейными средствами | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/23