Рецензия музейной экспозиции «#СибирьМонАмур. Наследие семей Мако и Тюменцевых» в Томском областном краеведческом музее | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/28

Рецензия музейной экспозиции «#СибирьМонАмур. Наследие семей Мако и Тюменцевых» в Томском областном краеведческом музее

В данной рецензии дается обзор выставки «#СибирьМонАмур. Наследие семей Мако и Тюменцевых». Выявлены актуальность темы и принципы архитектурно-художественного решения музейной экспозиции.

Review of the exhibition "# SibirMonAmur. The legacy of the Mako and Tyumentsev families" in the Tomsk Regional Museum.pdf Для того чтобы говорить о музейной экспозиции, обратимся к словарю музейных терминов. «Экспозиция музейная (от лат. expositio - выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры» [1]. Для экспозиции подбираются музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии, которые могут дать посетителю разнообразную информацию, возбудить чувство контакта с отраженными в них событиями, явлениями, оказать эмоциональное воздействие. С 23 августа 2019 г. в Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова (ТОКМ) была открыта новая музейная экспозиция, по-свящённая жизни и творчеству представителей двух томских семей - Мако и Тюменцевых, которая продлилась по февраль 2020 г. С середины XIX до середины XX в. члены этих семей оказывали большое влияние на культурную и научную жизнь города Томска. Выставка стала возможной благодаря отреставрированным работам из личного архива Е.Г. Мако-Тюменцевой, переданным в 1956 г. ее сестрой Ольгой. Кроме произведений изобразительного искусства впервые были представлены и другие экспонаты из указанного архива, отражающие наследие семьи Е.Г. Мако-Тюменцевой. Как говорят сами кураторы выставки, на одной выставочной площадке впервые были представлены работы всех художников семьи Мако, хранящиеся в разных музеях Томска. В рабочую группу по организации выставки входили сотрудники Томского областного краеведческого музея из разных отделов: выставочного, научно-хранительского, научно-исследовательского, культурно-образовательного и сотрудники Томского областного художественного музея (ТОХМ). Кроме того, И.П. Тюриной, научным сотрудником ТОХМ, была проведена методическая экскурсия по выставке для сотрудников ТОКМ [2]. По словам заведующей выставочным отделом, куратором выставки Поляковой Анны Сергеевны, главной идеей экспозиции было «вернуть в общественное сознание широкой массы земляков имена членов семей Мако и Тюменцевых и представить их наследие. Подчеркнуть роль Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова как хранителя истории края и потенциального хранителя семейных архивов томичей» [2]. Можно с уверенностью сказать, что главная цель достигнута. Посетители, знакомясь с данной выставкой, получат разнообразную информацию. У одних произойдет знакомство только с изобразительным материалом и декоративно-прикладным искусством, другие прочтут информационные материалы и смогут глубже понять тему. Полноценно воспринять экспозицию без помощи экскурсовода можно, но людям, которые не знакомы с результатами деятельности этих семей, будет сложно в полной мере окунуться в мир прошлых столетий и понять, как имена этих двух семей связаны друг с другом. Экскурсия рассчитана в среднем на полтора часа. Текст для экскурсии разрабатывался Евгенией Владиславовной Гоппе - старшим научным сотрудником культурно-образовательного отдела ТОКМ. Можно было воспользоваться современными технологиями и ходить по выставке с аудиогидом. Возникает много вопросов, связанных с названием выставки. Дословно «МонАмур» в переводе с французского языка - «Моя любовь». Зачем в название выставки вставлено словосочетание «Сибирь МонАмур», если можно было написать более понятно - «Сибирь - моя любовь». А.С. Полякова, дала несколько пояснений: 1) Хотелось проследить связь Сибири с Францией, с которой тесно связана биография Сержа Мако, внука Иосифа Александра Эдуарда Вильгельма Мако. Сергей Мако (1885-1953) в годы революции эмигрировал и обосновался во Франции, где и стал известен под именем Серж Мако. Хотелось бы отметить, что данная связь будет прослежена только всесторонне образованным и широко мыслящим человеком, который, пройдя по выставке, соединит увиденное с названием. 2) Хештег «#СибирьМонАмур» очень популярен на сегодняшний день. Это является одним из инструментов для привлечения гораздо больше посетителей на выставку через социальные сети. По словам экскурсовода Евгении Владиславовны Гоппе, в названии организаторы предполагали отразить любовь членов семьи к Сибири. И это действительно считывается по живописным работам и художественным фотографиям Мако и Тюменцевых. Кроме того, эта любовь прослежена в представленных гербарных листах Тюменцевых. «Выполнены они отцом [Г.К. Тюменцевым] и старшим сыном Константином (был геологом) из алтайских сборов, а также их женой и матерью Пелагеей Филипповной - в окрестностях Томска. Панорама живописных пейзажей старшей дочери и сестры Елены Тюменцевой, художественные фотопейзажи Константина и младшего брата Ростислава демонстрируют любовь к Алтаю, его природе и ко всей Сибирской земле» [3]. На выставке представлены предметы из фондов Томского областного краеведческого музея, из фондов Томского областного художественного музея, Гербария ТГУ им. П.Н. Крылова, из Государственного архива Томской области (ГАТО). Предметы соответствовали заявленной эпохе и отражали результаты творческой деятельности: живопись, рисунки, скульптура из красной глины; результаты активного увлечения путешествиями и ботаникой: гербарии и фотографии; рукописи наблюдений и предметы для метеонаблюдений в Томске. Кроме того, на выставке раскрывается любовь к собирательской деятельности: книги из собрания фундаментальной библиотеки Томского Алексеевского реального училища, которые собирал Г.К. Тюмен-цев; керамика, текстильные куклы из собрания Е.Г. Мако-Тюменцевой. Представлены копии подлинных текстовых материалов из фондов ГАТО: автобиография Г.К. Тюменцева [4]; разрешение на подданство и биографические данные Иосифа Эдуарда Мако. Музейная экспозиция располагалась в двух залах Томского областного краеведческого музея. Тематически при повествовании о наследии двух семей акценты сделаны на вкладе в культурную и научную жизнь города членов семей. Начинают и завершают экспозицию различного рода материалы, принадлежащие старейшинам семей - Иосифу Александру Эдуарду Вильгельму Мако (1816-1881) и Гавриилу Константиновичу Тюменцеву (18421931). В первом зале представлены предметы, характеризующие И.Э. Мако и его сына Александра Эдуардовича Мако (1851-1925). Также в зале находятся предметы интерьера дома И.Д. Асташева, кому принадлежало в те годы современное здание музея. У Асташева служил управляющим Мариинскими золотыми приисками И.Э. Мако. Второй зал можно было прочитать слева направо либо наоборот. При входе с левой стороны продолжался рассказ об А.Э. Мако, но уже как о главе семейства и художнике-анималисте. Далее повествование шло о его сыновьях Сергее (1885-1953) и Александре (1887-1937). Если начать рассматривать зал с правой стороны от входа, то повествование начинается с главы семейства Тюменцевых - Гаврииле Константиновиче. Далее по ходу знакомства с материалами выставки шла речь о сыне Константине и дочери Елене (18901956) Тюменцевых. И в середине зала истории этих двух семей соединялись. Александр Александрович Мако и Елена Тюменцева создали свою семью. После чего Елена носила двойную фамилию - Мако-Тюменцева. Во втором зале интересно было обыграно интерьерное пространство, в котором изначально в конструкции архитектуры были заложены четыре опорных столба посередине зала. На каждом столбе развешены живописные работы. Центральное место между столбами было занято высокой витриной, стоящей на подиуме, в которой поместили керамику, что позволяет беспрепятственно осмотреть ее со всех сторон. В основном предметы размещались в вертикальной плоскости. Живопись оформлена в багет, графические работы и фотоработы оформлены в паспарту и рамы были развешены на стенах. Большая часть фотографий К.Г. Тюменцева была помещена на электронный носитель и просматривалась с помощью специальных сенсорных терминалов. Керамика находилась в закрытом экспонировании в вертикальном положении в высокой витрине в центре второго зала. Скульптура представлена в вертикальном положении в стеклянном кубе. В горизонтальной плоскости предметы размещены в невысоких вытянутых по горизонтали витринах. В них вошли предметы автобиографического характера, гербарные листы, книги, предмет для метеорологических наблюдений. Чередование разных экспозиционных форм оборудования и представленных предметов естественно и логично переключало внимание зрителя с одного памятника на другой, создавая живую, пластичную среду. Из-за малой площади залов предметы и витрины располагались вдоль стен (предельная нагрузка экспозиции - группа из 20-25 человек). Из экспозиционного оборудования использованы витрины полного видения, горизонтальные витрины на ножках. Цвет стен в залах музея - белый. Живописные работы подсвечены дополнительными источниками холодного света, но только во втором зале. В первом зале освещение только верхнее. Нет дополнительных лампочек над горизонтальными витринами. Для моделирования архитектурно-художественного решения экспозиции использовалось электронное оборудование, в частности для имитации монтажных листов при составлении развертки стен. Для создания единой объединяющей линии в повествовании о наследии двух семей использовались иллюстрации значимых зданий, связанных с судьбами семей Мако и Тюмен-цевых. Список зданий, использованных при оформлении экспозиционного пространства, отбирался А. Поляковой по следующим принципам: 1. Это должно быть здание Томска, кроме замка Збраслав в Чехии, но по-другому нельзя представить здание, относящееся к судьбе С. Мако. 2. Здания, которые были связаны с педагогической, студенческой, трудовой жизнью членов представленных семей. 3. Здание должно быть сохранившимся по сей день [2]. В итоге в выставочных залах были представлены иллюстрации 8 зданий: Алексеевское реальное училище, Мариинская женская гимназия, особняк И.Д. Асташева, Томский областной краеведческий музей 1940-1950 гг., Научная библиотека Томского государственного университета, дом Тюмен-цевых, здание Народной библиотеки, замок Збраслав. Рис. 1. Фрагмент экспозиции. Вид первого зала Fig. 1. A fragment of the exposure. View of the first hall О важных деталях при разработке иллюстраций рассказала Татьяна Павлова, приглашенный художник. Большинство строений сохранилось до нашего времени, однако внешний вид фасадов претерпел многочисленные изменения, но, несмотря на это, здания можно увидеть на улицах Томска и по сей день. Это послужило решению важной задачи - установить связь между началом ХХ в. и посетителями выставки XXI в. Еще одна деталь - это выбор изобразительного средства для иллюстраций. Для этого изучалась графика Елены Мако-Тюменцевой [5]. Татьяна Павлова делала рисунки со старых фотографий. Каждый рисунок выполнялся перьевой ручкой и чернилами на листах формата А4, затем переводился в векторный формат и распечатывался на самоклеящейся пленке [6]. Каждая иллюстрация на стене подписана: указан современный адрес нахождения здания и его название. Иллюстрации располагались понизу стены, имели золотистый оттенок, поэтому гармонировали с общей композиционной структурой экспозиции. Рис. 2. Фрагмент экспозиции. Вид второго зала Fig. 2. A fragment of the exposure. View of the second hall В каждом зале присутствовали информативные сопроводительные тексты, которые размещались на стенах. В текстах содержались сведения из творческой биографии представленных на выставке художников семей Мако и Тюменцевых. Для иностранных посетителей вся текстовая информация была продублирована на английском языке. К каждой изобразительной работе имелась этикетка, которая включала в себя: фамилию, имя автора; название работы; технику и год исполнения. Довольно ограниченные информативно были тексты внутри витрин. В них недостаточно было фактических сведений, объясняющих роль данного экспоната для раскрытия темы экспозиции. Каждая вещь хранит в себе память о человеке, о его мастерстве. Попадая в музей, вещь становится музейным предметом и обретает свой голос в музейной экспозиции. Фонды Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова располагают бесценными реликвиями. Несмотря на столетие со дня образования музея, не все архивы до настоящего времени изучены. Так произошло и с архивом Елены Гавриловны Мако-Тюменцевой, переданным в 1956 г. Данная экспозиция стала результатом научно-исследовательской работы большого круга людей и, как уже было сказано, стала площадкой для открытий, связанных прежде всего с архивом Елены Гавриловны. Были впервые показаны отреставрированные живописные работы Елены Тюменцевой. Работы реставрировались на базе ТОКМ художником-реставратором Добрыниной Натальей Порфириевной. Научным открытием стала автобиография Гавриила Константиновича Тюменцева. Рис. 3. Фрагмент экспозиции. Вид второго зала Fig. 3. A fragment of the exposure. View of the second hall Знакомство с наследием двух семей Мако и Тюменцевых дает знание о прошлом, происходит процесс передачи опыта поколений, лучших традиций и культурных норм. Музей взаимодействует с учебными заведениями. Для передачи информации студентам использовался информационно-логический метод, который сочетался с образно-эмоциональной формой воздействия. Для полноценного восприятия выставки проводились такие экскурсии, как «Мако и Тюменцевы в томской истории», «Из истории замечательных томичей. Тюменцевы». Рис. 4. Фрагмент экспозиции. Вид второго зала Fig. 4. A fragment of the exposure. Arrangement of items in shop windows В итоге хочется отметить, что, несмотря на выявленные недочеты, музейная экспозиция показывала сформированный целостный образ, учтены особенности восприятия произведений изобразительного искусства и научно-вспомогательного материала, всё гармонично внедрено в заданную архитектурную среду. Рис. 5. Фрагмент экспозиции. Центральная часть второго зала Fig. 4. A fragment of the exposure. The central part of the second hall Кроме того, данная экспозиция удовлетворит любого посетителя, с каким уровнем бы знаний и восприятий он не пришел, она открыта для каждого. Кто-то больше заинтересуется произведениями живописи или графики, кому-то предпочтительнее будут документы, но в целом данная экспозиция выполнит свою цель и донесет информацию о наследии замечательных томских семей.

Ключевые слова

экспозиция, выставка, наследие, Мако, Тюменцевы, Exhibition, exposition, heritage, Mako, Tyumentsevs

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Васильченко Юлия СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университет ; Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инновацийаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры; преподаватель художественных дисциплинjuli.vasilchenko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Оформление залов выставки Сибирь МонАмур в ТОКМ. URL: https://www.behance.net/ gallery/92442537/oformlenie-zalov-vystavki-sibir-monamur-v-tokm (дата обращения: 21.02.2020).
Гоппе Е.В. Из истории замечательных томичей. Тюменцевы : блог Томского областного художественного музея. URL: https://tomskmuseum.ru/blog/b20191129/ (дата обращения: 09.01.2020).
Автобиография Гавриила Константиновича Тюменцева. URL: https://xn--90anbaj9ad0j.xn--80asehdb/documents/avtobiografiya/ (дата обращения: 09.01.2020).
Интервью с художником Анной Павловой, г. Томск, 21.02.2020. Интервьюер: Василь-ченко Ю.С.
Российская музейная энциклопедия. URL: http:// http://www.museum.ru/rme/dictio-nary.asp?38 (дата обращения: 09.02.2020).
Интервью с заведующей выставочным отделом Томского областного музея Поляковой Анной Сергеевной, г. Томск, 21, 25.02.2020. Интервьюер: Васильченко Ю.С.
 Рецензия музейной экспозиции «#СибирьМонАмур. Наследие семей Мако и Тюменцевых» в Томском областном краеведческом музее | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/28

Рецензия музейной экспозиции «#СибирьМонАмур. Наследие семей Мако и Тюменцевых» в Томском областном краеведческом музее | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 37. DOI: 10.17223/22220836/37/28