Современное положение библиотек в структуре гимназий (на примере учебных заведений г. Томска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/26

Современное положение библиотек в структуре гимназий (на примере учебных заведений г. Томска)

Изучается современное состояние библиотек гимназий, трансформирующихся в библиотечно-информационные центры. Анализируется состав фонда библиотек. Рассматриваются особенности деятельности библиотек общеобразовательных учреждений на примере библиотек гимназий г. Томска. Изучается представленность библиотек гимназий в виртуальном пространстве. Основным источником статистической информации стали положения о библиотеках, открытые аналитические отчеты гимназий.

Current situation of grammar schools’ libraries (on the example of educational institutions of Tomsk).pdf Современные школьные библиотеки, к которым относятся библиотеки гимназий, продолжают двигаться по пути поиска новой модели. Прежде всего, такой моделью становится библиотека как библиотечно-информационный центр, объединяющий деятельность всех участников учебного процесса в рамках учебного учреждения. Основной задачей школьных библиотек остается обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, обслуживание учащихся, педагогов, а также родителей учащихся. В рамках решения задачи школьные библиотеки выстраивают свою деятельность: планируют выставки, мероприятия, библиотечные уроки. При этом библиотека призвана обеспечить единое информационно-коммуникативное пространство для всех участников учебного процесса. В данной статье представлен обзор библиотек гимназий г. Томска. В большинстве своем библиотеки определяются в этих учебных учреждениях как информационные центры или входят в состав медиацентров, которые включают помимо библиотеки компьютерный класс. Библиотечно-информационные центры присутствуют в гимназиях № 2, 13, 55 [1-3]. В гимназии № 26 действует информационный центр [4]. В гимназии № 6 функционирует медиацентр, включающий в себя библиотеку и медиатеку [5]. В прогимназии «Кристина» действует служба медиации [6]. Фонды библиотек включают как учебную, учебно-методическую, так и художественную литературу (табл. 1). А.А. Ляпкова Таблица 1. Основные показатели библиотек гимназий г. Томска (2016-2019 гг.) [7-20] Table 1. The main indicators of the libraries of grammar schools of Tomsk (2016-2019) Год Г имна-зия, N° Фонд Учебники Методическая литература Художественная литература 2016 2017 2 7 457 - 3 777 18 17 515 (учебно-методический фонд) 16 042 24 17 661 12 606 (вместе с методической литературой) 26 14 875 874 - 2017 2018 2 7 183 - 3 084 6 11 499 - 11 297 18 19 219 (учебно-методический фонд) 16 221 24 17 887 12 640 (вместе с методической литературой) 26 14 875 874 - 56 31 329(учебная литература) 14 128 2018 2019 2 8 713 - 3 264 6 10 888 - 5 167 13 15 711 2 116 16 223 18 20 398 (учебно-методический фонд) 15 366 24 19 185 12 823 (вместе с методической литературой) 26 14 875 874 - 55 19 176 220 - 56 - - - Характерным является то, что фонды школьных библиотек включают достаточно обширный фонд не только учебной и учебно-методической, но и художественной литературы, который иногда равен или, по крайней мере, сравним по объемам с фондом учебников. В качестве библиотечно-информационного центра библиотеки должны обеспечивать фонд медиатеки, а также ресурсы удаленного доступа. Показатели по наличию в библиотеках гимназий электронных документов очень различаются (табл. 2). Таблица 2. Количество электронных документов в фондах библиотек гимназий [7-20] Table 2. Quantity of electronic documents in the collections of grammar school libraries Г имназия, № 2 6 13 18 24 26 55 56 Количество эл. документов 91 263 518 89 (видео- и электронные носители) - 116 144 1 039 Читальные залы библиотек оснащены копировальным оборудованием, имеют медиатеки (см., напр.: [8. С. 58-59]). Библиотеки гимназий выполняют в том числе рекреационную функцию. Так, в гимназии № 6 в 2018 г. открылся читальный зал «Либлбибл» повышенной комфортности, оснащенный креслами для релаксации. В читальном зале есть игры на английском и немецком языках [Там же. С. 38]. Основной общей задачей библиотек гимназий является обеспечение учебного процесса. Помимо этого, среди задач библиотек указываются: - «Удовлетворение образовательного запроса учащихся на повышенный уровень сложности обучения и получение дополнительного образования» [11]. Современное положение библиотек в структуре гимназий 281 - Создание в общеобразовательном учреждении информационнобиблиотечной среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и информационными средствами [2]. - «Формирование здорового образа жизни» [3]. - «Формирование комфортной библиотечной среды в процессе личностно-ориентированного обслуживания» [13]. - «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [18. С. 3]. Одним из самых характерных видов работы, присущих школьным библиотекам, является библиотечный урок. Т акие уроки присутствуют в планах не каждой библиотеки (ср.: [17] и [19]). Темы библиотечных уроков разнообразны: они посвящены знаменательным датам, отдельным книгам, а также связаны с учебными предметами [19]. Помимо проведения библиотечных уроков, библиотеки готовят также различные информационные продукты - презентации, библиографические списки и т.д. Взаимодействие с учащимися и педагогами осуществляется посредством выставочной деятельности. Этот метод библиотечного обслуживания способствует решению самых разных задач: привлечение к чтению, расширение кругозора, помощь в самообразовании и углублении знаний, формирование ценностей, здорового образа жизни, обеспечение патриотического воспитания и профориентационной работы. Выставки могут осуществляться как библиотекарями самостоятельно, так и предполагать тематические запросы от учителей, а также совместную подготовку выставочного материала, связанного с различными учебными предметами. Большая часть выставок посвящена знаменательным датам, праздникам, писателям и выдающимся деятелям (см., напр.: [17. С. 6-7, 19-20]). Учебные учреждения также взаимодействуют с другими библиотеками, в частности, Томской областной детско-юношеской библиотекой, Научной библиотекой Национального исследовательского Томского государственного университета, библиотеками Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска. Так, гимназия № 2 организует вместе с ТОДЮБ совместные мероприятия, а НБ ТГУ - устраивает для учащихся творческие встречи [8. С. 24]. Гимназия № 56 взаимодействует с библиотекой МИБС «Эврика». В частности, за 2018 г. на базе взаимодействия были организованы осуществление авторской программы «Люби книгу», часы общения, конкурсы и интерактивная выставка [15]. Библиотеки гимназий организовывают выставки. Так, в 2018 г. в библиотеке гимназии № 56 действовала выставка литературы о профессиях [Там же]. Библиотеки, включенные в общее коммуникациионно-информационное пространство учебного учреждения, в развивающую среду, отличаются разнообразием деятельности и осуществляют не только обеспечение литературой учебного процесса, но и взаимодействие с педагогами в процессе проведения уроков, семинаров, вебинаров, внеклассных мероприятий. Однако далеко не всегда эта деятельность отражена в виртуальном пространстве. Существуют варианты, когда страница, посвященная библиотеке учебного учреждения, содержит только локальный нормативно-правовой акт, 2g2 А.А. Ляпкова определяющий ее деятельность (положение). Видится, что библиотечноинформационные центры должны больше внимания обращать на виртуальную составляющую как наиболее актуальную в современном информационном и коммуникационном пространстве.

Ключевые слова

школьные библиотеки, библиотеки гимназий, библиотечно информационные центры, публичный информационно-аналитический доклад, school libraries, grammar schools’ libraries, library-informational centers

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ляпкова Анна АлексеевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыanna_lyapkova@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Локальные акты // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Русская классическая гимназия № 2» : официальный сайт. URL: http://gim2.tomsk.ru/locflnie_akti (дата обращения: 20.04.2020).
Библиотечно-информационный центр // Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13» : официальный сайт. URL: https://gim13.tomsk.ru/библиотечно-информационный-центр/ (дата обращения: 20.04.2020).
БИЦ // МАОУ «Гимназия № 55 им. Е.Г. Вёрсткиной» : официальный сайт. URL: http://gymn55.ru/about/procuring/bic (дата обращения: 20.04.2020).
Информационный центр // Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 26». URL: http://www.gim26.tomsk.ru/galery/galery3 (дата обращения: 20.04.2020).
Медиацентр // МАОУ «Гимназия № 6» г. Томска : официальный сайт. URL: http://gim6tomsk.ru/ pasport-mediatsentra (дата обращения: 20.04.2020).
Структура и органы управления ОО // МБОУ «Прогимназия «Кристина» : официальный сайт. Электрон. дан. URL: http://rdkristina.tomsk.ru/about/contacts/ (дата обращения: 20.04.2020).
Открытый информационно-аналитический (публичный) доклад о состоянии и результатах деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Русская классическая гимназия № 2» за 2018/19 учебный год. Томск, 2019. URL: http://gim2.tomsk.ru/publichniy_doklad (дата обращения: 20.04.2020).
Отчет о самообследовании Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 6» г. Томска за 2018 год. Томск, 2019. URL: http://gim6tomsk.ru/ images/official/otcheti_o_samoobsledovanii/otchet_o_samoobsledovanii_2018.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
Отчет о самообследовании Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 6» г. Томска за 2017 год. Томск, 2018. URL: http://gim6tomsk.ru/ images/official/otcheti_o_samoobsledovanii/otchet_o_samoobsledovanii_2017.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ «Гимназии № 13» г. Томска // МАОУ «Гимназия № 13» г. Томска : официальный сайт. URL: https://gim13.tomsk.ru/материально-техническое-обеспечение/ (дата обращения: 20.04.2020).
Библиотека // МАОУ «Гимназия № 18» : официальный сайт. URL: http://gimnaziya18. tomsk.ru/biblioteka.html (дата обращения: 20.04.2020).
Отчет о самообследовании Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 18» г. Томска за 2019 год. Томск, 2020. URL: http://gimnaziya18.tomsk.ru/ images/Документы_и_фото/ФГОС/Самообследование_за_2019_год.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
Библиотека гимназии // МАОУ «Гимназия № 24 им. М.В. Октябрьской» г. Томска : официальный сайт. URL: http://gim24.tomsk.ru/page/biblioteka-gimnazii-24 (дата обращения: 20.04.2020).
Отчет о самообследовании Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназии № 26» г. Томска за 2018 год. Томск, 2019. URL: http://gim26.tomsk.ru/ files/img/file/Samoobsledovanie%20-%202018-1.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
Результаты самообследования : Краткий анализ образовательного процесса МАОУ «Гимназии № 56» г. Томска : 2017/18 учебный год // МАОУ «Гимназия № 56» : официальный сайт. URL: http://gimn56.tsu.ru/index.php?page=35 (дата обращения: 20.04.2020).
Глушакова Е.В. Характеристика структурного подразделения // Гимназия № 6 г. Томска : официальный сайт. Томск, 2012. URL: http://gim6tomsk.ru/pasport-mediatsentra/kharakte-ristika-strukturnogo-podrazdeleniya (дата обращения: 20.04.2020).
План работы библиотечно-информационного центра (БИЦ) МАОУ «Гимназии № 55 им. Е.Г. Вёрсткиной» на 2019/20 учебный год // МАОУ «Гимназия № 55 им. Е.Г. Вёрсткиной» : официальный сайт. Томск, 2019. URL: http://gymn55.ru/about/procuring/bic (дата обращения: 20.04.2020).
Положение о библиотеке МАОУ «Гимназия № 6» г. Томска // МАОУ «Гимназия № 6» г. Томска : официальный сайт. URL: http://gim6tomsk.ru/pasport-mediatsentra/polozhenie-obiblioteke-maou-gimnaziya-6-g-tomska (дата обращения: 20.04.2020).
Анализ работы библиотеки в 2018/19 уч. году // Гимназия № 56: официальный сайт. URL: http://gimn56.tsu.ru/index.php?page=4 (дата обращения: 20.04.2020).
Годовой план работы библиотеки на 2019/20 уч. год // Гимназия № 56: официальный сайт. URL:http://gimn56.tsu.ru/index.php?page=4 (дата обращения: 20.04.2020).
 Современное положение библиотек в структуре гимназий (на примере учебных заведений г. Томска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/26

Современное положение библиотек в структуре гимназий (на примере учебных заведений г. Томска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 39. DOI: 10.17223/22220836/39/26