Православные периодические издания в культурном и научном пространстве России (вторая половина XIX - начало ХХ в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

Православные периодические издания в культурном и научном пространстве России (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

Рассматривается роль православных периодических изданий второй половины XIX - начала ХХ в. в культурной и научной жизни России. Охарактеризованы особенности и основные направления деятельности церковных периодических изданий, таких как «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Богословский вестник», «Православный собеседник», «Странник» и др. Издательства журналов держали своих читателей в курсе современных событий общественной и культурной жизни; занимались публикацией и распространением научных трудов историков и богословов; памятников древнерусской книжности; духовной поэзии и прозы. Православные периодические издания оставили заметный след в распространении научного знания, повышении культурного уровня читательской аудитории.

The Orthodox periodical press in cultural and scientific Russian life (the second half XIX - beginning ХХ centuries).pdf Сформировавшаяся к середине XIX в. церковная периодическая печатьиграла значительную роль в общественной жизни пореформенной России.Духовные журналы, содержащие как публицистические и художествен-ные сочинения, так и серьезные научные исследования, стали заметным яв-лением в деле религиозного просвещения в России. Должности редакторовправославных журналов в то время занимали известные церковные деятели.Если журнал издавался при духовной академии, то этот пост занимал ее рек-тор, что не могло не отразиться на высоком научном уровне изданий. Цер-ковная периодика пользовалась большой популярностью среди читающейпублики. Наряду с центральной периодической печатью во второй половинеXIX столетия стала активно развиваться и региональная епархиальная печать:появились Харьковские, Тамбовские, Воронежские, Саратовские, Калужские,Самарские, Тобольские, Томские епархиальные ведомости.Поэтому очень важно определить роль, место, значение церковных перио-дических изданий в культурном и научном пространстве. Также тема церков-ной периодической печати актуальна и в связи с возрождением в настоящеевремя православной журналистики, благодаря которому обрели вторуюжизнь многие дореволюционные издания (запрещенные после 1917 г.) и поя-вились новые.Начало публикации церковных периодических изданий относится к пер-вой четверти XIX в. В 1821 г. митрополит Санкт-Петербургский и Новгород-ский Григорий (Постников) (1784-1860) основал при Санкт-Петербургскойдуховной академии один из первых в стране духовных журналов - «Христи-анское чтение», положив тем самым начало официальной духовной журнали-стике. Намерение издавать журнал преследовало цель противостоять распро-странению в обществе мистики и масонства посредством изложения основхристианского учения. Журнал «Христианское чтение» стал первым ежеме-сячно издаваемым печатным органом православного научного сообщества.К журналу «Христианское чтение» было издано три указателя: за 1821-1842, 1821-1870 и 1871-1880 гг. Подписка на журнал принималась в Санкт-Петербургской духовной академии и за год составляла 6 рублей без доставки,с доставкой и пересылкой - 6 рублей 60 копеек. Для сравнения: в начале ХХв. железнодорожный билет первого класса до Твери из Москвы стоил 7 руб-лей 25 копеек; заработная плата учителя старших классов составляла 80-100рублей в месяц [1].Научные статьи по богословию и истории церкви, историографии и ис-точниковедению, философии, критика и библиография, материалы о совре-менной церковной жизни публиковались в рубриках «Христианская жизнь идеятельность», «Учено-богословские исследования», «Современное обозре-ние церковных дел и богословской литературы», «Новости богословской ли-тературы».Журнал издавал материалы Санкт-Петербургской духовной академии:протоколы заседаний совета академии, списки студентов, объявления о ва-кантных кафедрах, вопросы о назначении студентов священниками, сметы насодержание академии.Еще один журнал, с 1875 г. выпускавшийся Санкт-Петербургской духов-ной академией, носил название «Церковный вестник». До 1888 г. он былофициальным органом Святейшего Синода, затем его заменили «Церковныеведомости». В качестве приложений к журналу издавалось «Полное собраниетворений св. Иоанна Златоуста» в русском переводе (с 1895 г.). В должностиредактора журнала с 1903 г. состоял профессор Санкт-Петербургской духов-ной академии А. В. Рождественский.Если «Христианское чтение» было ориентировано «на интерес тружени-ков науки», то «Церковный вестник» составлялся в соответствии «с потреб-ностями служителей церкви» [2. C. 2]. В целом программы обоих академиче-ских изданий дополняли друг друга, «содействуя, с одной стороны, служите-лям церкви в деле их многосложного и многотрудного4. Вопросы церковно-приходской практики: вопросы, возникающие усвященников при совершении церковных служб; устройство храмов и при-ходская жизнь; церковное и причтовое хозяйство и церковные доходы.5. Общественная и политическая жизнь России и Европы.6. Книжное обозрение.7. Миссионерство, старообрядчество и сектантство: миссионеры и свя-щенники писали и отправляли в духовные журналы свои заметки о старове-рах, таким образом, читатель мог ознакомиться с сюжетами их повседневнойжизни.Преимущественно публицистический характер носило «Православноеобозрение» - духовный журнал, издававшийся в Москве с 1860 по 1891 г. подредакцией священника Н. А. Сергиевского. Журнал обсуждал проекты цер-ковных реформ, события общественной жизни, знакомил публику с произве-дениями иностранной богословской литературы, философскими сочинения-ми. В «Православном обозрении» печатались сочинения А. С. Хомякова,Ф. И. Тютчева, Ю. Ф. Самарина, Ф. Г. Тернера, И. С. Аксакова, В. С. Соловь-ева, М. Д. Муретова и других авторов. Замечательны приложения к журналу:перевод книг Ветхого Завета архимандрита Макария (Глухарева); «Памятни-ки древней христианской письменности в русском переводе»; «Сочиненияхристианских апологетов»; была начата даже публикация «Апокрифическихсказаний», но это направление цензура запретила.Печаталось «Православное обозрение» в Московской университетскойтипографии М. Каткова на Страстном бульваре. Журнал выходил ежемесячнокнижками от 12 печатных листов и более, подписная цена составляла 6 руб-лей 50 копеек, а с доставкой на дом в Москве и пересылкой в другие города -7 рублей. К журналу было выпущено два указателя: за 1860-1870-е гг. (П. А.Ефремова. М., 1872) и за 1871-1886 гг. (В. В. Шахова. М., 1887).Ключевыми для «Православного обозрения» направлениями являлись:1. Церковная история, в том числе «историко-критическое обозрение сис-тем неверия, других вероисповеданий и нехристианских религий» [3. C. 3].2. Догматическое, нравственноеT2 1 Tf1., сравнительное богословие.3. Критика и библиография, «не исключая сведений о русских книгах ду-ховного содержания, выходящих за границей, и иностранных, имеющих от-ношение к русской церкви и обществу» [3. C. 50].4. Заметки «о быте и воспитании духовенства; о быте и религиозно-нравственном образовании народа; о событиях в отечественной церкви, уединоплеменных и единоверных народов и в инославных обществах; об от-крытиях науки, подтверждающих истину веры» [3. C. 50].5. Приложения, включающие сведения о правительственных реформах;распоряжения Синода; отчеты духовных училищ и семинарий; отчеты Обще-ства любителей духовного просвещения; статистические данные.Содержание каждого из журналов имело свою специфику. К примеру,журнал «Братское слово», издававшийся при братстве св. митрополита Петрапод редакцией профессора кафедры Истории и обличения русского расколаМосковской духовной академии Николая Ивановича Субботина (1827-1905),акцентировал внимание на изучении белокриницкой иерархии. Эта тема раз-рабатывалась преимущественно самим Н. И. Субботиным и архимандритомПавлом Прусским. С редакцией журнала вели переписку бывшие староверы,некоторые из них официально входили в ее штат. На страницах журнала пуб-ликовались памятники, относящиеся как к ранней истории старообрядчества,так и к более поздним ее периодам.В церковных журналах помещался список новинок православной литера-туры, книги из этого списка читатели могли заказывать через редакцию само-го журнала. Среди книг были и издания, посвященные исследованию старо-верия. Журнал «Братское слово» своей важнейшей задачей ставил «издание ираспространение книг, содействующих обличению и ослаблению раскола» [4.С. 125]. Братство прилагало усилия к распространению книг и журналов сре-ди самих староверов.Публикуя материалы по истории старообрядчества, духовные журналыдержали своих читателей в курсе современных событий в жизни староверов.Так, в журнале «Братское слово» Н. И. Субботин вел рубрику «Летопись со-временного раскола», здесь же помещались отчеты противораскольническогобратства св. митрополита Петра, содержащие ценную информацию о жизнистарообрядчества.Помимо публикации непосредственно на страницах православных перио-дических изданий редакции журналов издавали труды церковных историкови отдельными книгами. Приходно-расходная книга братства св. митрополитаПетра содержит сведения об издании редакцией журнала «Братское слово»полемической и исторической литературы, посвященной старообрядчеству:«Беседы к глаголемому старообрядству» митрополита Филарета (Дроздова);«Истинно древняя и истинно православная Христова церковь. Изложение вотношении к глаголемому старообрядству» митрополита Григория (Постни-кова); пастырские послания митрополита Платона (Левшина); сочиненияН. И. Субботина: «Беседы о создании церкви», «Беседы с одним из поповцевавстрийского согласия», «Беседы о власти антихриста» и т. д. [5. Л. 14-24].В течение 1886 г. редакцией журнала «Братское слово» были изданы «том«материалов» и семнадцать разных книжек и листов, в общей сложности со-ставляющих до 60 000 экземпляров… Общее количество распространяемыхчастию посредством продажи, частию безвозмездно, разных книг и книжеквосходит до 426 000 экземпляров» [4. С. 135]. Книги о старообрядчестве рас-сылались по требованиям православных братств (Астраханского, Барнауль-ского, Бийского, Владимирского, Саратовского), духовных консисторий,миссионерских комитетов, а также и по требованиям частных лиц.Ежемесячный православный «учено-литературный» журнал «Странник»был основан в 1860 г. духовным писателем, магистром Санкт-Петербургскойдуховной академии, протоиреем Василием Гречулевичем (1822-1885), впо-следствии епископ Могилевский и Мстиславский.Распространялся журнал пересылкой: по России за 6 рублей, за границу за8 рублей. Авторами были духовные лица: монашествующие (как правило,подписывающие свои статьи только инициалами), приходское духовенство,преподаватели духовных семинарий и академий, светские исследователи иписатели. Писали научные и публицистические статьи для журнала и студен-ты духовных академий, нередко отнимая время от учебы, о чем с сожалениемписал в своих мемуарах ректор Московской духовной академии, протоиерейАлександр Васильевич Горский: «Слабы успехи студентов от того, что чита-ют много постороннего и занимаются посторонним, пишут в журналах ду-ховных» [6. С. 401].Начиная с октября 1880 г. журнал издавался в соответствии со следующейпрограммой:1. Богословские статьи и исследования по истории, литературе, филосо-фии, филологии, например: «Православие в Остзейском крае в текущем сто-летии» М. Куплетского [7. С. 48-55]; «Арсений Мациевич как обличительраскола» И. Морошкина [7. С. 60-98]; «Первоклассный Кирилло-Белозерскиймонастырь (1397-1897)» А. Лебедева [8. С. 79-89].2. Непубликовавшиеся ранее материалы по русской церковной истории,например: «Воспоминание о высокопреосвященном Филарете, митрополитеКиевском и Галицком» Е. Остромысленского [9. С. 8-19]; «Записки о. Фео-фана, архимандрита Кирилло-Новозерского монастыря» [9. С. 33-58].3. Беседы, поучения, слова и речи известнейших проповедников.4. Статьи публицистического характера, посвященные различным событи-ям церковной жизни.5. Очерки, рассказы, описания, знакомящие с укладом и строем церковнойжизни, рассказы «из области религиозного строя и нравственных отношенийнашего духовенства, общества и простого народа» [10. С. 415].6. Хроника церковно-административных распоряжений и указов и епархи-альной жизни.7. «Иностранное обозрение»: важнейшие явления текущей церковно-религиозной жизни христианского мира за рубежом.8. Обзор русских духовных журналов и епархиальных ведомостей с усло-виями подписки и доставки.9. Обзор светских журналов, газет, книг с условиями подписки и доставки.10. Библиографические и критические статьи о книгах духовного содер-жания, а также о важнейших произведениях иностранной богословской лите-ратуры.11. Книжная летопись: ежемесячный указатель всех выходящих русскихкниг духовного содержания; краткие отзывы о новых книгах.В журнале «Странник» печатались литературные труды - духовная поэзияи проза, рассказы о паломничествах, что обеспечивало высокий спрос на не-го. В каждом из журналов отводилосьНаучные исследования были представлены в данном журнале в меньшейстепени, но тем не менее публиковались исторические сочинения профессоракафедры древней церковной истории Московской духовной академииА. П. Лебедева «Монофизитство и IV Вселенский собор. Халкидонский собор451 года» [12. С. 64-90]; «Состояние константинопольской церкви в XIII ве-ке» И. Зенькевича [13. С. 39-75]; «Тяжелое испытание. Исторический очерквремени татарского ига» В. Маркова [14. С. 50-60].Журнал «Душеполезное чтение» содержал официальные материалы, по-учения на праздничные дни и дни Великого поста, обсуждение нравственныхвопросов, письма духовных лиц, жития святых и публицистические очерки,им посвященные: «Чудеса св. Димитрия, митрополита Ростовского» М. Тол-стого [15. С. 370-377]; «Служитель правды (По случаю 600-летия со дняблаженной кончины св. Прокопия, Христа ради юродивого 1303- 1903 гг.)»Д. Введенского [14. С. 402-414]; «Преподобный Серафим, саровский чудо-творец» Н. Левитского [14. С. 522-543].В соответствии с названием журнала значительную его часть составлялирассказы, обращенные к сфере нравственности, подобные очерку Д. Введен-ского «Два поучительных памятника седой древности» [14. С. 74-83]. Авторсопоставляет город Помпеи и катакомбы первых христиан - «незримый ла-биринт подземных галерей, где жили и умирали, где страдали и верили, гдемолились первые борцы новой веры» [14. С. 75]. Помпеи и катакомбы нахо-дились рядом, а какие разные судьбы! - «назидательны итоги жизни людейдвух направлений: христиан, с их верою и любовию ко Христу, и развращен-ных Помпеян, с их стремлением к культурному прогрессу, с их крайним обо-жанием человеческой красоты и страстей» [14. С. 75].Еще одним центром православной периодической печати стала Казань. Настраницах «Православного собеседника», выходившего с 1855 г., сосредото-чивалась научная и литературная деятельность Казанской духовной ака-демии.«Православный собеседник» издавался ежемесячно объемом в 8-10 пе-чатных листов. Каждый номер делился на две части. В первойВ связи с перенесением в Казанскую духовную академию рукописей Со-ловецкого монастыря появилась возможность публикации в «Православномсобеседнике» исторических памятников, относящихся к истории старообряд-чества и полемике с ним: «Проскинитарии» Арсения Суханова [18. C. 25-128], «Список исповедания и обращения Ивана Ларионова от раскольников кЦеркви и вере православной» [19. C. 158-160]. Значительный вклад в публи-кацию старообрядческих книжных памятников внес профессор кафедры ис-тории и обличения русского раскола Казанской духовной академии НиколайИванович Ивановский (1840-1913), активно сотрудничавший с редакциейжурнала.В «Православном собеседнике» печатались переводы творений святых от-цов: Оригена, Игнатия Богоносца, Феофилакта Болгарского; деяния семиВселенских и десяти поместных соборов. В «Православном собеседнике»впервые был опубликован «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого,творения преподобного Максима Грека, «Стоглав». Публиковались и источ-ники, созданные в старообрядческой среде, например воспоминания старове-ров, присоединившихся к единоверию или православию.Издательская деятельность активно велась и в Киеве. В 1837 г. при акаде-мии стал выходить журнал «Воскресное чтение», а в 1860 г. началось издание«Трудов Киевской духовной академии», на страницах которых публикова-лись богословские, церковно-исторические и церковно-правовые исследова-ния. В этом издании помещались выполненные преподавателями академиипереводы творений святого Иринея Лионского и западных отцов церкви Тер-туллиана, святого Ипполита, святого Киприана Карфагенского, блаженногоАвгустина, блаженного Иеронима.Киевская духовная семинария занималась изданием журнала иного на-правления, уникального в своем роде. Журнал «Руководство для сельскихпастырей» выпускался еженедельно начиная с 1 марта 1860 г. Подписка нанего принималась в редакции при Киевской духовной семинарии и составля-ла 4 рубля без пересылки и 5 рублей с пересылкой.Определяющее направление журнала - практические советы, поэтому ос-новное содержание журнала составляли советы и наставления для сельскихсвященников; статьи и материалы по праву, школьному образованию, меди-цине, сельскому хозяйству; проповеди и рекомендации по их составлению;духовно-нравственные статьи. Например: «Экзегетические заметки для пас-тырей-проповедников» [20. С. 45-55]; «Домашняя беседа священника с при-хожанами по окончании уборки хлеба» [20. С. 56-69]; «О правах и преиму-ществах священнослужительских сыновей по новому законоположению»А. Луканина [20. С. 112-127]; «Правила относительно наложения церковнойепитимии» [20. С. 245-254]; «Исповедь глухих» А. Попова [21. С. 382-384];«Попечение пастыря Церкви о больных» [21. С. 151-156] и т. д.Достаточно редко появлялись в выпусках журнала научные статьи, обще-ственные проблемы обсуждались также нечасто. В «Руководстве для сель-ских пастырей» помещались материалы из центральной («Богословскийвестник», «Странник», «Христианское чтение») и региональной периодиче-ской печати (Харьковские, Самарские, Тобольские, Воронежские епархиаль-ные ведомости).Интересны материалы, посвященные роли истории в проповеднической ипросветительской деятельности приходского священника. Основная мысльстатьи А. Гассиева «О пригодности для пастыря исторических бесед в деленародного образования» такова: «Нравственная истина, как и религиознаявообще, сильнее укрепляется в сознании и становится действеннее тогда, ко-гда представляется в связи с историей» [22. С. 155].А. Гассиев подчеркивает, что история полна живых, образных примеров,которые могут «содействовать едва ли не гораздо больше развитию нравст-венного сознания, добрых чувств и добрых жизненных стремлений, чем по-учение, или беседа, о теоретической истине христианского вероучения и нра-воучения, если эта истина не облечена в форму образности, развитием ея вжизни того или другого лица» [22. С. 147]. Таким образом, рассказы о собы-тиях и лицах истории помимо того, что интересны сами по себе, способныстать «могучим педагогическим средством» для проповедей [22. С. 147].По замечанию историка В. Цыпина, одним из лучших церковных перио-дических изданий начала ХХ столетия был выходивший при Московской ду-ховной академии «Богословский вестник», преемственно заменивший изда-ваемые с 1843 г. «Прибавления к творениям святых отцов» [23. С. 208].«Богословский вестник», ежемесячное издание Московской духовнойакадемии, начал издаваться с 1892 г. по инициативе ректора академии архи-мандрита Антония Храповицкого (1863-1936). Журнал печатался в типогра-фии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Библиотекарем Московской духов-ной академии К. М. Поповым было составлено два указателя к «Богослов-скому вестнику»: за 1892-1901 и 1902-1911 гг.Рубрики журнала охватывали весь круг наук, изучаемых в духовных ака-демиях: «Священное писание», «Патрология», «Основное богословие и хри-стианская апологетика», «Догматическое богословие», «Нравственное бого-словие», «Сравнительное богословие», «Общая церковная история», «Исто-рия русской православной церкви», «История старообрядчества», «Литургика и церковная археологияЖурналы были доступны для читателей, они выписывались представите-лями городского и сельского белого духовенства, приходами и братствами,духовными школами; библиотеки также активно пополняли свои фонды пе-риодическими изданиями. Духовная поэзия, проза, рассказы о паломниче-ских путешествиях - все это, несомненно, обогащало духовный мир и повы-шало культурный уровень читателя.На страницах православных журналов обсуждались актуальные вопросы,связанные с образованием, государственными реформами, давались практи-ческие советы для священников, миссионеров. Благодаря православным жур-налам читатель мог познакомиться с событиями общественной жизни в Рос-сии и за рубежом и, пусть порой через призму критики, с учением и жизньюпредставителей других конфессий. Из периодических изданий читатель могузнать многое, к примеру, о жизни староверов разных регионов: ЦентральнойРоссии, Поволжья, Урала, Сибири. Еще одно важнейшее направление дея-тельности духовных журналов - публикация источников по истории русскойправославной церкви, уникальных памятников древнерусской письменности,научных трудов позволило накапливать и сохранять культурное и научноенаследие, перенести его из духовных академий непосредственно к читателю.Безусловно, у православных периодических изданий были и свои минусы:некритическая официальная просамодержавная позиция церкви ослабляла ихроль в читательской среде интеллигенции - основного потребителя печатнойпродукции.Проделанная редакторами журналов работа заслуживает внимания и ува-жения: отличаясь серьезностью, основательностью, полнотой суждений исведений, духовные журналы способствовали знакомству читателей с собы-тиями общественной, научной, культурной жизни России. В настоящее времяправославные периодические издания представляют собой ценный, но доста-точно слабо изученный исторический источник. Между тем пресса, при ус-ловии правильной источниковедческой критики, может служить значимымкомплексным источником, допускающим разработку на ее основе практиче-ски любых тем и сюжетов.

Ключевые слова

православные периодические издания, культура, историческая наука, orthodox periodical press, culture, historical science

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Пядышев Д. Цены и жалования в царской России в начале ХХ века / [Электронный ресурс]. URL: http://www.talers.ru (дата обращения : 2.02.2011).
От редакции // Церковный вестник. 1888. № 1. С. 1-5.
Православное обозрение. 1863. Т. 10.
Отчет по Братству св. Петра митрополита за 1886 год // Братское слово. 1887. № 2. С. 125-138.
Приходно-расходная книга 1872-1893 гг. // Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 1363. Оп. 1. Д. 1.
Неизданные места из «Дневника» А. В. Горского // Богословский вестник. 1914. № 10- 11. С. 367-423.
Странник. 1885. Т. 3.
Странник. 1885. Т. 3.
Странник. 1862. Т. 1
Странник. 1885. Т. 2.
Садовский А. Женщина-хлыстовка // Странник. 1897. Т. 2. С. 101-110.
Душеполезное чтение. 1875. Ч. 2.
 Православные периодические издания в культурном и научном пространстве России (вторая половина XIX - начало ХХ в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

Православные периодические издания в культурном и научном пространстве России (вторая половина XIX - начало ХХ в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

Полнотекстовая версия