Формирование первоначального фонда Научной библиотеки Томского государственного университета сквозь призму концепции «Университетская исследовательская библиотека» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 2.

Формирование первоначального фонда Научной библиотеки Томского государственного университета сквозь призму концепции «Университетская исследовательская библиотека»

Применительно к историческим реалиям Научной библиотеки Томского государственного университета рассматривается концепция «университетская исследовательская библиотека». Сопоставляются типологические признаки исследовательской библиотеки, выделяемые современным немецким ученым Б. Фабианом, и основы концептуального подхода устроителя Томского университета В. М. Флоринского к формированию университетской библиотеки и ее предназначению.

Formation of the initial fund of the scientific library of the Tomsk state university in the light of the «University re.pdf 1. Понятие «исследовательская библиотека»и ее основные «идеальные» аспектыУниверситетская библиотека, как и сам университет, рожденный каксредневековая корпорация и сохранивший в целом неизменной свою суть иструктуру, возникает в эпоху Средневековья, обретает определенную зре-лость в эпоху Просвещения и, получив новый импульс в реформационномXIX в., продолжает свое поступательное развитие и на стадии становленияинформационного общества.За свою многовековую историю многие европейские университеты при-обрели большой и бесценный опыт, позволивший молодым университетскимдержавам использовать все лучшее, передовое и значимое для собственныхпоисков в области университетского библиотечного строительства. Так, Рос-сия, открыв первый свой университет в XVIII в., уже спустя столетие смогласоздать на далеких окраинах, в сибирском краю первоклассное по своей на-учной и социально ориентированной атмосфере университетское простран-ство. Роль университетской библиотеки в становлении и расцвете универси-тетского знания и университетской жизни, технологические инновации иболее глубинные, связанные со сменой ментальных парадигм процессы - всеэто возможно и необходимо постигать в процессе изучения феномена уни-верситета и его информационно-документного пространства.Чрезвычайно востребованным и вызывающим особый интерес в средеотечественных теоретиков и практиков библиотечного дела является евро-пейский опыт в области создания исследовательской библиотеки. Историясовременной исследовательской библиотеки берет свое начало в XVIII в., аее прообразом является библиотека Геттингенского университета, основан-ная в 1737 г. Именно тогда и была предпринята попытка создать для ученыхне просто хранилище литературы, но библиотеку, рассчитанную по объемуфондов и их своеобразию на удовлетворение потребностей научной деятель-ности. По своей концепции эта библиотека была универсальной; ее фондывключали в себя практически все материалы по дисциплинам, важным длясвоего времени. Создание такой библиотеки способствовало проведениюнаучных исследований, изданию трудов профессоров университета.Проблема формирования и развития исследовательских библиотек, кото-рые рассматриваются как научные библиотеки, сориентированные на обслу-живание исследователей в области гуманитарных наук, становится весьмаактуальной в последние годы, хотя такой ракурс изучения вопроса для рос-сийского библиотековедения не совсем привычен. Между тем понятие «ис-следовательская библиотека», отсутствовавшее на шкале библиотечных ти-пов, представляется весьма интересным для осмысления современной типо-логии библиотек страны.Понятие «исследовательская библиотека» появилось в российском биб-лиотековедении в начале 1990-х гг., и одним из первых этот термин исполь-зовал Б. В. Володин в статье «Российские региональные библиотечные цен-тры: типологический аспект» [1]. Появившиеся в нашей стране работы поэтой теме, в частности А. А. Колгановой, Е. И. Березкиной и др., выявилинеобходимость дальнейшего изучения типологии исследовательских биб-лиотек. Появление данного понятия в работах российских библиотековедов,как отмечает Б.В. Володин, «обусловлено обращением к опыту тех стран, гдебиблиотеки, обладающие большими коллекциями уникальных изданий, тра-диционно выделяют в особую группу. Сам термин представляет собой не чтоиное, как русский перевод английского понятия «reseach library», выразитьсуть которого понятием «научная библиотека» не представляется правомер-ным» [2. С. 13].В европейской практике под исследовательской библиотекой понимаетсясегодня (независимо от ведомственного подчинения) библиотека, имеющаяисторически значимый фонд не менее 100 тыс. единиц хранения, обладаю-щая квалифицированным персоналом и необходимым техническим оснаще-нием как для хранения фонда, так и для проведения исследований. Предме-том таких исследований является, как правило, не только книжный фонд, нои собственно библиотека с ее историей и методами работы.Практикуются также исследования, проводимые совместно с учеными,работающими с фондом библиотеки в процессе их собственных изысканий.Таким образом, создаются условия и необходимые предпосылки для глубо-кой интеграции библиотеки и университетского сообщества, развития все-стороннего и полного их взаимодействия. Как писал в начале XX в. Адольффон Харнек, «здоровье и процветание науки зависит в первую очередь отталанта ученых; они для нас являются даром природы, сотворить их мы неможем. Но следующим фактором являются научные учреждения, в числекоторых библиотеки занимают ведущее место. В них - все результаты лю-бой работы, они являются одновременно и хранилищами, и мастерскими иинструментами науки» (цит. по: [3. С. 23]).Концепция исследовательской библиотеки, несмотря на определеннуюусловность и неоформленность термина, позволяет по-новому посмотреть намногие библиотеки, имеющие уникальные фонды и «нетипичных читате-лей». Основные положения концепции исследовательской библиотеки былисформулированы в работах известного немецкого ученого Б. Фабиана, ипрежде всего в его монографии «Книга, библиотека и гуманитарные научныеисследования», изданной в 1996 г. в России [3].Б. Фабиан, излагая свой взгляд на понимание природы исследователь-ской библиотеки, анализирует характерные особенности ее функциони-рования и выделяет в качестве основных следующие шесть типологиче-ских признаков:1. Исследовательская библиотека - место работы, прежде всего, исследо-вателя-гуманитария. Именно в библиотеке читатель-гуманитарий обеспеченнужной ему литературой и первичными источниками, в то же время это ме-сто хранения результата его исследовательской работы.2. Одно из главных условий организации исследовательской библиотеки -наличие уникальных, исторически ценных фондов и обеспечение по отно-шению к ним преемственности в компетентности.3. Исследовательская библиотека является исследовательской лаборато-рией гуманитария, поэтому необходимо создание надлежащих условий дляего работы.4. Необходимость обеспечения квалифицированными кадрами. Фабианвводит понятие «библиотекарь-исследователь», и главное требование к нему -идеальное знание фонда библиотеки. Библиотекаря-исследователя можносчитать исследователем в полном смысле этого слова, так как по отношениюк читателю-исследователю он становится его коллегой и помощником, ока-зывая всяческое содействие исследованиям последнего.5. В исследовательской библиотеке, которая по природе своей являетсябезабонементной, книгу не отсылают читателю (имеется в виду по МБА), априглашают читателя прийти к книге.6. Библиотекарь-исследователь при этом может и должен вести само-стоятельные исследования, так как научная работа - это составная и обяза-тельная часть работы исследовательской библиотеки.Сформулированные Б. Фабианом основные типологические признакиисследовательской библиотеки представляются весьма обоснованными имогут быть взяты за основу при постановке и анализе проблемы становленияНаучной библиотеки ТГУ как исследовательскойРоссийской империи суждено было стать одним из наиболее значимых иавторитетных в своем отечестве. Уникальным при этом был историческийопыт развития Императорского Томского университета, чья библиотека на-чала формироваться еще до открытия самого учреждения.Общеизвестно, что богатство всякой библиотеки составляют ее фонды.История создания и формирования библиотеки Императорского Томскогоуниверситета тесно связана с именем его устроителя Василия МарковичаФлоринского. Именно он, невзирая на сложность самого процесса формиро-вания фондов, был настойчив и неутомим в приобретении новых собраний,отдельных томов и самых разнообразных видов печатной продукции.Первые шаги в этом направлении были предприняты В. М. Флоринским,когда он принимал активное участие в работе комиссии по выбору города, вкотором надлежало открыть первый Сибирский университет. В 1877-78 г.В. М. Флоринский составил «Проект предложения к пожертвователям длясобрания библиотеки Сибирского университета», в котором обосновалпринципы и подходы по формированию ее книжного фонда [4]. Этот Проектможно назвать программным документом. Университетская библиотека рас-сматривалась в общем контексте функционирования университета как егонеотъемлемая часть.Флоринский ставил задачу создания хорошо организованной библиотекикак важной составной части университета. Он считал, что «для всякогоучебного учреждения библиотека составляет необходимейшее пособие -источник духовной силы, без которого немыслима ученая жизнь. Эта по-требность делается неотложною и незаменимою при открытии предпола-гающегося Томского университета, так как в сибирской глуши университетбудет единственным источником света и разума, а его библиотека единст-венным литературным пособием при его ученых трудах [4. C. 86].По глубокому убеждению В. М. Флоринского, универсальность высту-пала необходимой и безусловной характеристикой фонда будущей библио-теки. «В столичных университетах ученый исследователь всегда имеет воз-можность отыскать литературныеОсобое внимание в «Проекте…» Флоринский уделил и вопросам форми-рования коллекции «Сибирика», так как считал, что «нужно надеяться, чтоТомский университет, как учреждение не только учебное, но и ученое с ака-демической функцией, будет служить центром научного исследования Си-бири по всем царствам природы, по истории и этнографии ее жителей. По-этому, прежде всего, он должен обладать собранием сочинений, прямо отно-сящихся до этого края» [4. С. 88].Таким образом, концепция В. М. Флоринского вполне соотносится сизложенной спустя десятилетия теорией Фабиана. Именно обеспеченностьисследователя необходимой ему литературой и источниками в виде уни-кальных, исторически ценных фондов становится наиважнейшей задачейВ. М. Флоринского при создании и формировании первоначального фондабиблиотеки Томского университета.Первые книжные собрания, среди которых находились родовая библио-тека Строганова и часть библиотеки князей Голицыных, уже весной 1880 г.были привезены в Томск из Петербурга. Начиная с 1880 г. ежегодно в лет-ний период Василий Маркович приезжал в Томск и руководил как всемиделами по возведению комплекса зданий университета, так и строительствомобщежития для студентов, вопросами приобретения оборудования, нагляд-ных пособий, организацией музеев. При этом он лично занимался разборомкниг, уже поступавших для университетской библиотеки.В своей речи, произнесенной при закладке университета 26 августа1880 г., В. М. Флоринский подчеркнул необходимость дальнейшего «воз-можно большего обогащения библиотеки», которая бы способствовала нетолько обучению будущих студентов, но и подвигла профессоров к созда-нию новых научных трудов «на пользу страны, давно ожидающей ученойразработки своих естественных и научных богатств» [5. С. 9]. Следует отме-тить, что он сам приложил немало усилий для того, чтобы создать такуюбиблиотеку. К открытию Томского университета в 1888 г. первоначальныйфонд его библиотеки составлял уже более 96 тысяч томов.День открытия университета стал торжественным не только для томи-чей, но и для всей Сибири. В. М. Флоринский, выступивший с речью на от-крытии уже и как попечитель Западно-Сибирского учебного округа, сказал:«Стройный организм всякого учебного заведения составляется из двух взаи-модействующих сил, - из корпорации учащих и из учащихся. Обе эти поло-вины связаны между собою самыми тесными узами, родственными по суще-ству, одинаковыми по стремлениям. Профессора - это старшие члены семьи,современные деятели и руководители; студенты - это молодое поколение,которому предстоит подготовка к будущей деятельности, к замене, в своёвремя, старших членов, к продолжению общего великого и бесконечно рус-ского дела. Общность духовных интересов учащих и учащихся, естественно,требует полной гармонии между теми и другими, единства взглядов истремлений. Только при этом условии может быть мир и спокойствие вблизкой семье и полное преуспеяние в выполнении общих задач» [6. С. 6].Именно В. М. Флоринский поставил задачу создания хорошо организо-ванной библиотеки, которая будет являться составной и важной частью уни-верситета, источником духовной силы, без которого немыслима ученаяжизнь. Благодаря усилиям В. М. Флоринского удалось сформировать нетолько первоначальный фонд университетской библиотеки, но и определитьее дальнейшее развитие. Роль и значение В. М. Флоринского в созданииуниверситетской библиотеки неотделимы от общего контекста историифункционирования университета в последующее десятилетие после его от-крытия.Направление, заданное Флоринским, было продолжено первыми библио-текарями - С. К. Кузнецовым, затем Н. В. Миницким и А. И. Милютиным.Библиотекарь отвечал за сохранность, комплектование и организацию фон-дов, библиографическую работу. Как известно, запросы читателей, а в дан-ном случае - профессоров, научных сотрудников и студентов, являются од-ним из барометров образовательной, общественной и научной жизни уни-верситетского сообщества, и библиотека обязана их удовлетворять. Иссле-довательской библиотеке, по Фабиану, присущи черты научной лабораториигуманитария. Усилиями библиотекарей, руководства Томского университетабыли созданы все условия для превращения библиотеки в исследователь-скую лабораторию.Процесс формирования библиотеки Томского университета как универ-ситетской исследовательской библиотеки, концептуальная основа которогобыла разработана В.М Флоринским еще на первом этапе развития библиоте-ки университета и формирования ее фонда, в настоящее время получает своедальнейшее реальное воплощение. Это связано с развитием исследователь-ского процесса, в который уже в течение не одного десятилетия вносят свойзаметный вклад библиотекари-исследователи. Их самостоятельные исследо-вания, научная работа в целом являются весомым подтверждением практи-ческого воплощения одного из важнейших критериев исследовательскойбиблиотеки, указанных Фабианом.Таким образом, концептуальный подход В. М. Флоринского, положен-ный в основу формирования и развития библиотеки старейшего сибирскогоуниверситета, в теории и практике своего воплощения оказался вполне со-звучным современной теории исследовательской библиотеки.

Ключевые слова

Научная библиотека Томского государственного университета, исследовательская библиотека, В. М. Флоринский, Б. Фабиан, the Scientific library of Tomsk state university, research library, V. M. Florinsky, B. Fabian

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жеравина Ольга АлександровнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыtoledo@mail.tomsknet.ru
Колосова Галина ИосифовнаТомский государственный университетзаведующая отделом рукописей и книжных памятников Научной библиотекиork_2003@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Володин Б. Ф. Российские региональные библиотечные центры: типологический аспект // Универсальная научная библиотека в регионе : перспективы развития. Л., 1991. С. 11-50.
Володин Б. Ф. Исследовательская библиотека и ее библиотекарь // Читатель исследовательской библиотеки. М., 1999. С. 13-30.
Фабиан Б. Книга, библиотека и гуманитарные научные исследования. СПб. : БАН, 1996.
Флоринский В. М. Проект предложения к пожертвователям для собрания библиотеки Сибирского университета // Из истории книжных фондов библиотеки Томского университета. Томск, 1998. Вып. 3. С. 86-88.
Флоринский В. М. Речь, произнесенная при закладке Сибирского университета, 26 августа 1880 г. Томск, 1880. 12 с.
Флоринский В. М. Речь попечителя западносибирского учебного округа // Открытие Императорского Томского университета. Томск, 1888. С. 6-7.
 Формирование первоначального фонда Научной библиотеки Томского государственного университета сквозь призму концепции «Университетская исследовательская библиотека» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 2.

Формирование первоначального фонда Научной библиотеки Томского государственного университета сквозь призму концепции «Университетская исследовательская библиотека» | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 2.

Полнотекстовая версия