Библиотека в единой информационно-образовательной среде школы (по материалам сайтов общеобразовательных учреждений Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 2.

Библиотека в единой информационно-образовательной среде школы (по материалам сайтов общеобразовательных учреждений Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов)

Анализируется деятельность школьных библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области на основе изучения материалов сайтов соответствующих школ. Акцентируется роль библиотеки в информационно-образовательной среде школы и учебно-воспитательном процессе. Изучается представленная информация о структуре и составе фондов школьных библиотек, в том числе и медиатек. Рассматривается кадровый состав библиотек школ. На примере школьных библиотек села Клюквинка Верхнекетского района и села Леботер Чаинского района показывается разнообразие форм массовой и справочно-библиографической работы с читателями.

Library in the united educational and informational sphere of school(in the example of the web sites educational institu.pdf Школьная библиотека является информационным, культурным и образо-вательным учреждением. Она представляет собой важнейший элемент учеб-но-воспитательного процесса и содействует духовному и интеллектуальномуразвитию своих читателей, выполнению учебных планов школы, осуществ-лению внеклассной и внеурочной работы, а также самообразованию уча-щихся. Задачи школьных библиотек определены современным библиотеч-ным законодательством и связаны с информационным обеспечением учеб-ного и научного процессов, с повышением общекультурного и профессио-нального уровня читателей. Деятельность всех библиотек, в том числе ишкольных, также строится в соответствии со структурой информационныхзапросов читателей.Целью нашего исследования является изучение деятельности библиотекшкол Томской области. В Томской области действуют 412 школьных биб-лиотек с общим фондом свыше 7 млн томов [1. С. 70]. В соответствии с пла-ном работы нам представляется целесообразным начать исследование сВерхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области.Данные районы находятся на достаточном удалении к северу от Томска ипереживают экономический застой вследствие частичного падения уровняпроизводства. В данных условиях деятельность образовательных и культур-но-просветительских учреждений, в том числе и школьных библиотек, имеетнемаловажное значение для формирования нового поколения жителей Том-ской области.Источниками исследования для нас явились сайты школ, отражающиедеятельность библиотеки данного образовательного учреждения. В процессеработы были изучены 10 школьных сайтов Верхнекетского района, 10 - Те-гульдетского района, 15 - Чаинского района. Школьный сайт является не-отъемлемым элементом информационно-образовательной среды учебногозаведения, представляющей собой комплекс современных традиционных иэлектронных ресурсов. Данные ресурсы обеспечиваются необходимой мето-дической и технологической базой и предназначены для обучения, воспита-ния и управления качеством образования.Сайты школ Томской области имеют типовую структуру. Они созданына основе шаблонной системы управления сайтами и поддерживаются отде-лом дистанционного образования Томского областного института повыше-ния квалификации работников образования.Школьный сайт отражает работу образовательного учреждения по раз-личным направлениям: образование, воспитание, внеурочная работа, участиев проектах и конкурсах, общественно-гражданская деятельность. Стандарт-ными разделами школьных сайтов являются такие, как Визитная карточка,Новости, История школы, Комплексная программа модернизации образова-ния, Официальные документы, Администрация, Учителя, Методическая дея-тельность, Советы родителям и ученикам, Внеурочная деятельность.Школьные библиотеки, обладая разнообразными информационнымиресурсами, традиционно находятся в центре информационно-образователь-ной среды, поэтому информация о них непременно отражается на сайтеданной школы.Как выяснилось в процессе исследования, на сайтах школ указанныхрайонов не выделяется специального раздела, посвященного деятельностибиблиотеки. Вместе с тем информация о библиотеках присутствует в разделахшкольных сайтов Документы, Визитная карточка, Учителя и представляетсобой, как правило, разрозненный и несистематизированный набор сведений.Это прежде всего сведения об объеме, структуре и составе библиотечно-го фонда, а также о количестве имеющихся периодических изданий. Доста-точно часто присутствуют сведения о наличии в школе медиатеки, котораяпредставляет собой систему фондов, содержащихПрежде всего, заслуживает внимания подробная статистическая инфор-мация о библиотечном фонде (15165 экз.), включающем медиатеку (более170 экз.). Также представлены планы работы библиотеки и библиотечногосовета школы. Подробно обозначены направления справочно-библиографи-ческой, выставочной и информационной деятельности, рассмотрены воз-можности культурно-просветительской и воспитательной работы библиоте-ки. В данном разделе помещены и графики библиотечно-библиографическихи информационных занятий для учащихся различных возрастов. Темы дан-ных занятий варьируются от «Правил знакомства с книгой» для первокласс-ников до «Формирования навыков независимого библиотечного пользовате-ля» для старшеклассников. Заслуживает внимания перечень «100 книг, кото-рые должен прочитать каждый в разные возрастные периоды». Данный пере-чень включает как отечественную, так и зарубежную литературу, начиная с пе-риода Античности и Средних веков и заканчивая современностью. Документструктурирован в соответствии с психологическими особенностями и чита-тельскими интересами младшего, среднего и старшего школьного возраста.Безусловно, такая постановка работы зависит от личности библиотекаря,его активной жизненной позиции и профессионального опыта. Библиотека-рем Клюквинской школы работает Т. А. Ивохина, закончившая Томский об-ластной колледж культуры и искусства по специальности «библиотековеде-ние». В 2010 г. она награждена благодарственным письмом главы админист-рации Верхнекетского района. Многие школьные мероприятия проводятсяею в сотрудничестве с классными руководителями (проект «С чего начина-ется Родина»), преподавателями-предметниками («Неделя физической куль-туры»), а также в тесном содружестве с руководителем краеведческогокружка школы (комплекс мероприятий к 80-летию поселка).Правовые основания деятельности школьных библиотек в обязательномпорядке отражаются в Уставе школы практически на всех рассмотренных на-ми сайтах: «…ученики имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами…». Положениями Устава также обусловлива-ются цели и задачи школьных библиотек в контексте модернизации развитияшколы и применения основных положений компетентностного подхода.Значительная роль школьной библиотеки в образовательном процессепроявляется также и в том, что библиотекарь зачастую входит в управленче-скую структуру школы наряду с администрацией, председателями учебно-методических объединений, социальными педагогами и психологами, вожа-тыми. Таким образом построено управление, например, в Леботерской [3]школе Чаинского района, Катайгинской [4], Сайгинской [5] школах Верхне-кетского района. Данная информация присутствует в таких разделах сайта, какАдминистрация, Управление школой, и зачастую представлена в виде схемы.Состав читателей школьных библиотек, как правило, стандартен: этоученики и их родители, учителя, сотрудники и администрация школы, пред-ставители местного населения. Тем не менее содержание деятельности биб-лиотек весьма разнообразно, что связано с видовым разнообразием и усло-виями работы образовательных учреждений.С целью изучения социально-демографических особенностей континген-та читателей школьных библиотек нами были проанализированы сайты раз-личных видов школ. Так, например, обучение с 1-го по 5-й класс осуществля-ют начальные общеобразовательные школы. В частности, это Бундюрская [6]школа Чаинского района, Покровоярская [7] школа Тегульдетского района.Обучение с 1-го по 9-й классы осуществляют основные общеобразовательныешколы, такие как Красногорская школа [8] Тегульдетского района, Гришкин-ская [9] школа Чаинского района, Палочкинская, Нибегинская [10, 11] школыВерхнекетского района. И наконец, с 1-го по 11-й классы обучают ребят сред-ние общеобразовательные школы, такие как Белоярская школа № 1 [12] Верх-некетского района, Подгорнская [13] школа Чаинского района, Тегульдетская[14] школа. Прежде всего данные школы различаются по количеству учени-ков, которое определяет уровень финансирования, что, несомненно, влияет науровень материально-технического обеспечения школьной библиотеки.В зависимости от социально-демографической ситуации в сельских по-селениях некоторые школы принимают весьма небольшое количество уче-ников. Так, в Чаинском районе Обская начальная школа имеет 12 учеников,Бундюрская - 8; в Тегульдетском районе Покровоярская начальная школа -3 человека, Ново-Шумиловская - 4 ученика. В данных школах дети проходятпредшкольный период, учатся с 1-го по 5-й класс и переводятся в основныеили средние школы соседних населенных пунктов. Тем не менее в каждоймалокомплектной школе существует библиотека с необходимым минимумомучебной и художественной литературы и периодики, выдающейся бесплат-но. Так, например, в Бундюрской начальной школе библиотека, находясь вздании школы (в этом здании также находятся местная администрация иклуб), выполняет одновременно и функции сельской библиотеки, что позво-ляет как школьникам, так и остальным жителям села пользоваться фондамии получать доступ к информации. Но в силу сложной кадровой, социальнойи материальной обстановки работа библиотеки ограничивается книговыда-чей имеющихся (не самых новых) документов.Заслуживает внимания тот факт, что количество потраченных нашкольную библиотеку средств зависит от количества учащихся. Так, в Ча-инском районе Усть-Бакчарская школа, где учится 156 человек, потратилав 2008/09 уч. г. на учебники 448 тыс. руб., Варгатерская (90 чел.) - 75 тыс.руб., Нижнетигинская (61 чел.) закупила учебную и справочную литературуна сумму 30 тыс. руб., Гореловская (62 чел.) - 48 тыс. руб., наконец, Чаин-ская ( 26 чел.) закупила учебники на сумму 42 тыс. руб. В этом же году вВерхнекетском районе Степановская школа (234 чел.) потратила библиотеч-ный фонд 105 тыс. руб., Катайгинская (208 чел.) - 118 тыс. руб., Палочкин-ская (34 чел.) - 14 тыс. руб.Не следует забывать и о таком источнике финансирования, как спонсор-ская помощь. В библиотеке Леботерской школы Чаинского района в 2008 г.за счет спонсорской помощи был сделан косметический ремонт. От предста-вителей партии «Единая Россия» был получен в подарок компьютер с прин-тером и оформлена подписка на 2 журнала («Семейное чтение», «Уроки иг-ры и чтения»). Библиотека Клюквинской школы Верхнекетского района по-лучила в дар от читателей 125 экземпляров книг.Ключевой информацией, используемой для изучения и характеристикибиблиотеки, являются сведения о библиотечном фонде, его объеме, структу-ре и профиле, наличии как традиционных, так и электронных документов.Практически все школьные сайты предоставляют информацию такого рода освоих библиотеках. В силу ограниченных условий финансирования при ком-плектовании школьных библиотек не всегда имеется возможность соблю-дать существующие нормативы по книгообеспеченности учащихся основнойи дополнительной учебной литературой, по актуализации и обновлениюфонда. Тем не менее прослеживается явная взаимосвязь между количествомучеников в школе и объемом библиотечного фонда. Так, например, в Те-гульдетском районе Белоярская школа № 1 обучает 737 учеников и имеетбиблиотечный фонд 31417 экз. В то же время в Катайгинской школе учатся208 учеников, а библиотечный фонд составляет 8015 экз. Наконец, в Нибе-гинской школе насчитывается 21 ученик и библиотечный фонд в 2175 экз.В результате изучения материалов школьных сайтов мы видим, что мно-гие библиотеки выделяют в структуре своих фондов учебную, художествен-ную, методическую и справочную литературу, а также периодические изда-ния, подразделяемые, в свою очередь, на журналы и газеты. Неотъемлемымиэлементами фондов являются электронные документы (на CD и DVD носи-телях), видеоматериалы, аудиоматериалы. Тематический охват фондовшкольных библиотек весьма широк, он обусловлен в первую очередь учеб-ными планами и включает в основном направления всех изучаемых предме-тов. Данный подход отвечает современным требованиям структурирования иформирования библиотечного фонда.Современную библиотеку трудно представить без компьютеров, позво-ляющих рационализировать и качественно улучшить информационную дея-тельность. К сожалению, немногие библиотеки из числа изученных имеютсобственную технику - это библиотеки Леботерской, Подгорнской школ вЧаинском районе, Тегульдетской школы, Клюквинской и Катайгинскойшкол в Верхнекетском районе (по 1-2 компьютера).Гораздо большее количество библиотек, имея в фондах электронные имультимедийные документы, использует для их воспроизведения техникуобщешкольной принадлежности. Так, практически в каждой школе имеютсякомпьютерные классы в достаточном количестве, доступ как к сети Интер-нет, так и к локальной школьной сети, а также всевозможная оргтехника:принтеры, факсы, сканеры, цифровые видеокамеры и фотоаппараты, ноутбу-ки, DVD-проигрыватели, видеомагнитофоны.В Публичных информационно-аналитических докладах школ по итогамработы отражаются как наличие техники, так и информационно-техноло-гическая компетентность библиотекарей. Так, например, в Публичном док-ладе за 2009/10 уч. г. школы села Подгорное Чаинского района говорится:«…библиотекари владеют компьютерной грамотностью на хорошем пользо-вательском уровне, используют в работе компьютерные обучающие про-граммы… Для всех школьников доступны электронные учебники…» [13].Формы работы школьных библиотек определяются учебными и инфор-мационными потребностями читателей, а также возможностями библиотекии профессиональным опытом библиотекаря. Сведения о множестве различ-ных библиотечных мероприятий мы видим на сайтах школ села КлюквинкаВерхнекетского района и села Леботер Чаинского района. Так, например,отражаются постоянные и временные тематические выставки: «Уголок читате-ля», «Готовимся к экзаменам», «К 115-й годовщине со дня рождения С. А. Есе-нина», «Унылая пора, очей очарованье…», «Дорога к звездам» и др. Выпус-каются тематические стенгазеты: «И помнит мир спасенный…», «Молодаягвардия». Также проводятся совместные с учителями мероприятия, такие каквыставки детского творчества, недели детской книги, литературные виктори-ны (например, «Знакомые незнакомцы»), тематические олимпиады (например,«Герои нашей страны»). Большой любовью читателей пользуются конкурсычтецов и тематические праздничные театрализованные мероприятия, такие как«Экологическое поле чудес», «Коляда», «Декада русского языка», «Самоварвскипел!». Заслуживает самого пристального внимания информация о заняти-ях читательских клубов по интересам: «Книжкина больница», «Сударушка».Несомненно, данные библиотеки могут являться положительным примером иисточником бесценного опыта в организации массовой работы с читателями.Потребность в подобной деятельности школьной библиотеки достаточновысока, это проявляется также и в пожеланиях к библиотекарям, представ-ленных на сайте Красногорской школы Тегульдетского района: «…учителямначальных классов необходимо усилить работу по улучшению качества чте-ния, использовать более действенные приемы работы, привлечь библиотеч-ных работников. В настоящее время библиотекарь мало работает над заинте-ресованностью учащихся в чтении, в школе не проводятся библиотечныемероприятия…» [8].Ключевой фигурой в деятельности школьной библиотеки является ее со-трудник, библиотекарь. От его профессиональных и личностных качеств, отуровня и качества образования, от заинтересованности в работе зависит нетолько качество и количество библиотечной работы, но и привлекательностьобраза библиотеки в глазах читателей.Так, можно отметить опыт работы библиотекаря школы села ЛеботерВерхнекетского района И. А. Башагуровой, которая является победителемрайонного конкурса библиотекарей в 2008 г., а также награждена Почетнойграмотой департамента образования Томской области. И. А. Башагурова,имея среднее специальное образование, является вдохновителем и организа-тором многих детских проектов и библиотечных конкурсов. Также ею осу-ществляется руководство проектами: «Живая история села Леботер», «Куль-турное наследие».Вместе с тем в процессе исследования выяснилось, что в качестве со-трудников школьных библиотек преимущественно работают совместители -учителя экономики, религиозной культуры, дошкольного образования. Какправило, в этих случаях деятельность библиотеки на сайте школы представ-лена только минимально необходимыми статистическими данными и не рас-полагает подробным описанием направлений, форм и методов работы. От-сюда можно предположить, что должностные обязанности библиотекарядостаточно обширны и для поддержания должного качества и объема работыв библиотеке необходима отдельная квалифицированная штатная единица.Отрадно также, что в процессе работы большинство библиотекарей актив-но взаимодействуют с районными и сельскими библиотеками, что позволяетрасширить границы возможностей даже небольшой школьной библиотеки.Таким образом, в результате изучения сайтов школ Верхнекетского, Те-гульдетского и Чаинского районов Томской области мы выявили значитель-ный массив информации о школьных библиотеках. Количество и качестводанной информации находится в прямой зависимости не только от материаль-но-технического уровня школы, но и от профессионального мастерства биб-лиотекаря. Это лишний раз указывает на то, что у библиотекарей Томской об-ласти должна быть возможность не только краткосрочного повышения квали-фикации, но и получения качественного профессионального образования.Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что наличие на сайтешколы информации о библиотеке, а также структура и содержание даннойинформации показывают не только высокую значимость школьных библио-тек в процессе образования и воспитания молодого поколения, но и под-тверждают, что библиотека школы занимает одно из ведущих мест в инфор-мационно-образовательной среде учебного заведения.

Ключевые слова

библиотечное дело, школьные сайты, школьные библиотеки, библиотечные фонды, медиатеки, библиотечные кадры, работа с читателями, Томская область, Librarianship, rural libraries, school libraries, Tomsk region, school web sites, librarian funds, librarians, visitors, research

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Масяйкина Евгения АнатольевнаТомский государственный университеткандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культурыeamasyaikina@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Никиенко О. Г. Библиотечное дело // Энциклопедия Томской области. Томск, 2008. Т. 1. С. 69-70.
МОУ «Клюквинская СОШ» Верхнекетского района : официальный сайт.- URL : http : // ver-klschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Леботёрская ООШ» Чаинского района : официальный сайт. URL : http : // chain-lebschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Катайгинская СОШ» Верхнекетского района: официальный сайт. URL : http : // ver-katschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Сайгинская СОШ» Верхнекетского района : официальный сайт. URL : http : // ver-saigschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Бундюрская НОШ» Чаинского района : официальный сайт. URL : http : // chain-bunschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Покровоярская НОШ» Тегульдетского района : официальный сайт. URL : http : // teg-pyaschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Красногорская ООШ» Тегульдетского района : официальный сайт. URL : http : // teg-kgschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Гришкинская ООШ» Чаинского района : официальный сайт. URL : http : // chain-grschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Палочкинская ООШ» Верхнекетского района : официальный сайт. URL : http : // ver-palschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Нибегинская ООШ» Верхнекетского района : официальный сайт. URL : http : // ver-nibschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Белоярская СОШ №1» Верхнекетского района : официальный сайт. URL : http : // ver-belschool1.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Подгорнская СОШ» Чаинского района : официальный сайт. URL : http : // chain-podschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
МОУ «Тегульдетская СОШ» Тегульдетского района : официальный сайт. URL : http : // teg-tgsschool.edu.tomsk.ru / (дата обращения 14.05.2011).
 Библиотека в единой информационно-образовательной среде школы (по материалам сайтов общеобразовательных учреждений Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 2.

Библиотека в единой информационно-образовательной среде школы (по материалам сайтов общеобразовательных учреждений Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 2.

Полнотекстовая версия