Кризис политики мультикультурализма сквозь призму проблем национальной идентичности на примере Швеции | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.

Кризис политики мультикультурализма сквозь призму проблем национальной идентичности на примере Швеции

В статье рассматриваются проблемы, связанные с политикой мультикультурализма в Евросоюзе на примере Швеции в контексте кризиса и трансформации так называемой шведской социально-экономической модели и усиления праворадикальных настроений в стране. Показаны случаи столкновений на националистической почве иммигрантов и местных жителей сквозь призму проблемы изменения этнического состава европейских стран в целом и ослабления толерантности как реакции со стороны общественности на рост численности иностранцев, в первую очередь выходцев из мусульманских стран.

A crisis of multiculturalism policy through the prismof national identitys problem on the example of Sweden.pdf В феврале 2011 г. лидеры ведущих государств Евросоюза заявили о про-вале политики мультикультурализма. Сначала президент Франции Н. Сарко-зи объявил о тупике в попытках ассимиляции иммигрантов, признав, что они«были слишком озабочены идентичностью того, кто приезжает в страну, иобращали недостаточно внимания на идентичность страны, которая прини-мает приезжего» [1]. Это заявление французского лидера прозвучало вслед заподобными высказываниями премьер-министра Великобритании Д. Кэмеро-на и канцлера ФРГ А. Меркель. Вряд ли эти прозвучавшие практически па-раллельно заявления можно считать случайностью.Вместе с тем и особо сенсационными их назвать нельзя. Европейскиестраны уже давно переживают кризис политики мультикультурализма, кон-цепция которой почти идеальна в теории, но на практике трудно реализуема.Ее сутью является «признание и поддержание культурной отличительности имногообразия в рамках единого национального государства» [2. С. 80]. Такое«единство в многообразии» должно способствовать мирному сосуществованиюпредставителей разных культур на территории одного государства. Растущиемиграционные потоки, сопряженные с процессами интеграции и глобализации,породили в западноевропейских странах целый ряд опасных явлений, таких какраспространение ксенофобии, преступлений на расовой почве, а также рост по-пулярности правоконсервативных организаций и партий.Обострение миграционной обстановки происходит не только во Франциии ФРГ, чьи проблемы с иммигрантами известны далеко за пределами Евро-пейского союза, но и в тех странах, которые достаточно продолжительноевремя считались наиболее благоприятными в плане заботы об иммигрантах.К таким странам в первую очередь относится Швеция. Специалисты ужедавно говорят о кризисе шведской социально-экономической модели, натрансформацию которой прямое воздействие оказывают политические про-цессы и рост популярности националистических партий и организаций.Недостаток рабочей силы в Швеции на протяжении нескольких десятиле-тий с лихвой покрывали миграционные волны. Но со временем ситуациясильно изменилась и обстановка внутри страны стала накаляться. По даннымШведского института, с 1960-х гг. численность иммигрантов выросла с 4 до20%, сейчас они составляют 1,6 млн человек из 9,3 млн всего населенияШвеции [3]. По последним данным, на территории Швеции проживает около14% иммигрантов из 23 различных стран, в сравнении с усредненным показа-телем по остальным европейским странам, составляющим 12,5% [4]. Эконо-мика Швеции уже не нуждается в дополнительных неквалифицированныхтрудовых ресурсах. Следует учитывать и тот факт, что более трети всех им-мигрантов остаются экономически пассивными, в основном ввиду незнанияшведского языка.Большинство проблем связано с иммигрантами, исповедующими ислам,практически достигшими уровня численности 400 тыс. человек. Больше всеговыходцев из Ирака - 142 тыс., на втором месте Иран - 75 тыс., затем Ливан -44 тыс., Сирия - 36 тыс. человек и еще ряд стран с более низкими показате-лями [5].Рост ксенофобских настроений в Швеции все сильнее проявляется в по-следние десятилетия, поскольку именно на этот период приходится значи-тельный рост количества иммигрантов. Увеличение их доли связано преждевсего с появлением новых конфликтных зон на территории Югославии, атакже Ближнего Востока, что объясняет значительный поток беженцев изстран этого региона. К тому же огромную роль играют процессы, напрямуюсопряженные с глобализацией, - миграция из одних государств в другие, бо-лее экономически развитые.Самым заметным событием в политическойиюне 2010 г. консерваторы приняли решение расширить парк АЭС, не согла-совывая его с противоположными данными референдума 1980 г. [6].В сложившейся ситуации «Шведские демократы» приобрели реальнуювозможность остаться и закрепиться в парламенте, поскольку представлялисобой альтернативу в выборе «Альянсом» партнера. Хотя нельзя не отметитьпроизнесенного после выборов обращения Фредерика Рейнфельдта к членамсвоей партии: «Мы не намерены сотрудничать со Шведскими демократами.Мы не поставим себя в зависимость от них» [6].«Шведские демократы» в своей программе, спекулируя на проблеме кри-зиса политики мультикультурализма, заявляли о некоем «многокультурном»мире, в котором поддерживать выходцев из развивающихся стран - нормаль-ное явление. Однако при оказании подобной помощи, по их мнению, необхо-димо придерживаться здравого смысла, а именно не позволять другим куль-турам, принесенным извне иммигрантами, укореняться в шведском обществеи превалировать над ним [7].Привлечения «Шведских демократов» к участию в правительственнойкоалиции удалось избежать, но рост популярности подобных партий не толь-ко в Швеции, но и в других странах заставляет задуматься. Несомненно, напопулярности подобного рода партий в Европе сказывается усталость корен-ного населения, пытающегося уже довольно-таки продолжительное времясделать все возможное для интеграции иммигрантов. То, что выгодно поли-тическим кругам, не всегда нравится населению, сталкивающемуся с пробле-мами на практике. Именно на этом и играют ультраправые партии. Однаконекоторые аналитики считают популярность «Шведских демократов» резуль-татом отсутствия существенных отличий между блоками правоцентристов исоциал-демократов. Так, по словам Дж. Мадстама, доктора политологии вСтокгольмском университете, «когда контраст в политике исчезает, те, ктопредлагают что-то новое, как раз могут получить голоса» [8].Основной акцент партия «Шведских демократов» ставит TD0.на сохранении иукреплении шведской идентичности и избавлении иностранного засилья«Исламское государство Ирак» назначила вознаграждение в 100 тыс. долла-ров за убийство Вилкса.Активность нацистских организаций или группировок можно проиллю-стрировать нападением на депутата городского собрания от социал-демократической партии. 22 марта 2009 г. вечером Матиас Бернхардсон воз-вращался домой, когда на него напали трое неизвестных, у одного их них былнож. Бернхардсон утверждает, что его пытались убить, а не запугать, и толь-ко чудом ему удалось вырваться [10]. Он указал на то, что уже и раньше по-лучал множество угроз. Такое «повышенное внимание» со стороны неофа-шистских группировок объясняется интенсивностью его работы, направлен-ной против депортации беженцев и в целом против расизма и фашизма [10].Это самое серьезное нападение в цепи атак, совершаемых фашистскимигруппировками в Швеции, но далеко не первое. Только за день до нападенияна Бернхардсона он и другой активист социал-демократической партии, Джо-ель Эрикссон, были подвергнуты нападению со стороны группы нацистовпосле антивоенной демонстрации в центре Стокгольма.Надо отметить, что уже опыт Второй мировой войны показал, насколькоодна нация может быть жестокой по отношению к другой. Этническая не-приязнь существует уже давно и проявляется в разных степенях от предрас-судков до геноцида. Что является источником подобного отношения к ино-странцам, пытается выяснить уже не одно поколение специалистов. Этотсложный вопрос требует комплексного подхода. Хотя не исключено, что этосложное явление имеет в своей основе простую логику, некий постулат. Чемпроще схема, тем легче она усваивается и тем дольше функционирует. Помнению многих специалистов, таких как Г. Тэджфелом, Э. Фромм, К. Юнг,А. Шютц, в основе неприязни, ксенофобии, лежит схема противопоставления«мы - они». Ее простота заключает в себе огромный потенциал - на нее влия-ют не только внешние факторы, но и психологические особенности каждогочеловека, когда он сам решает, как именно интерпретировать эту схему. Еслиже индивид не в состоянии самостоятельно определить, кто такие «чужие» икто такие «мы», ему поможет общество - так складываются стереотипы.Существует множество теорий и предположений относительно причинысуществования схемы «мы - они». Американский антрополог Э. Бекер, опи-раясь на работы З. Фрейда, О. Ранка и С.О. Кьеркегора, вывел теорию о том,что, по сути, в основе ксенофобии лежит страх жизни и страх смерти. Людибоятся жизни, поскольку не знают, что их ждет в будущем, но они боятся исмерти, совершенно не понимая, что она собой представляет. Стремление кминимизации страха жизни проявляется в неизбежной сепарации и индиви-дуализации на протяжении всей жизни. Минимизация страха смерти находитвыход во внутреннем стремлении к единению, слиянию и зависимости [11].Само наличие смерти вызывало бы у людей дикий ужас, если бы не сущест-вовало амортизирующих механизмов. Общество само по себе такой меха-низм, но одного его было бы недостаточно, поэтому индивидуумы стали соз-давать между собой сети, в основе которых лежала идея. Самой крупной та-кой сетью стала культура, через нее индивидуумы получили возможностьсформировать смысл жизни. Психология человека устроена так, что неиз-бежность конца не так страшна, если жизнь имела смысл.По мнению Бекера, «чужаков» воспринимают как угрозу, потому что ониявляются носителями другой культуры, которая может подорвать «их собст-венную культуру», а значит, и смысл жизни. Страх потерять смысл сущест-вования отражается на «чужаках» в виде явной неприязни или агрессии [12].Существует еще один подход к пониманию причин возникновения ксе-нофобии. Он основывается на вымещении недовольства самим собой на ок-ружающую среду. В научных кругах этот феномен называется фрустрация -перенос внутренних переживаний индивидуума на внешнюю среду в видеагрессии, это выплеск негативных ощущений на предмет, зачастую никак несвязанный с истинным источником переживаний. В общественных кругахэтот феномен более известен как поиск «козла отпущения», название про-изошло от традиции древних евреев переносить все свои грехи на специальновыбранное животное (козла), которое впоследствии изгоняли из населенногопункта в пустыню. Карл Юнг объяснял подобную агрессию в связи с кон-фликтом Я и ЭГО. Основанное на инстинктах ЭГО требует того, что усред-ненному состоянию человеческого сознания Я не позволяет сделать мораль-ный контроль, исходящий от СВЕРХ Я. Это конфликтное состояние внутрииндивидуума Юнг назвал «тенью», именно она и проявляет агрессию на объ-екты из внешней среды, основываясь лишь на недовольстве индивидуумасамим собой [11].Некоторые теории объясняют возникновение ксенофобии воспитаниемчеловека - то, в какой семье родился, в каком районе рос, в какую школу хо-дил, какие у него были друзья [12]. Все это, несомненно, играет большуюроль, но нельзя забывать о том, что любые предрассудки, неприязни и фобиинаиболее ярко начинают себя проявлять именно в критические моменты дляобщества. На примере Швеции этот феномен очень четко прослеживается.После Второй мировой войны экономика Швеции начала бурно развиваться,не хватало рабочих рук, поэтому первая волна иммигрантов пришлась какнельзя кстати. С начала 1990-х гг. шведская экономикаполитики самих государств. Иногда правительства предпочитают не афиши-ровать подобные дела или стараются частично смазать картину. Причина та-ких действий - боязнь нагнетания обстановки. Некоторые правозащитникиутверждают [14], что даже в случае виновности иммигранта в преступлениине следует акцентировать внимание на его происхождении, поскольку этолишь в очередной раз обострит ситуацию и предоставит крайне правым пар-тиям, а также различным националистским организациям и обществам ис-пользовать подобные данные в своих целях.Агентство Европейского союза по защите основных прав человека (FRA)опубликовало в 2008 г. ежегодный доклад, представляющий собой статисти-ческие данные по официально зарегистрированным преступлениям на расо-вой почве в 12 странах Европейского союза за 2000-2007 гг. Однако даже этиданные носят относительный характер ввиду различия методик и периодиза-ции. В одних странах подсчет ввелся лишь по преступлениям, а в другихвключались также и сообщения о преступлениях, жалобы или правонаруше-ния. Временной промежуток, охватываемый исследованиями, в некоторыхстранах начинался с 2001 или 2002 г. Согласно этому докладу количествопреступлений растет, за исключением Чехии: с 2000 по 2007 г. в Дании на43,2 %, в Австрии на 11,7 %, во Франции на 20,4%, в Финляндии на 6,7 % и вШвеции на 0,8 % [15].Статистика по преступлениям, совершенным на почве крайне правогоэкстремизма, велась в четырех странах. В Германии и Австрии число такихпреступлений за период с 2000 по 2007 г. возросло соответственно на 9,8%(за период с 2001 по 2007 г.) и 1,2 %, во Франции и Швеции снизилось, хотя впоследней снижение было незначительным - всего на 1,5 % [15].Только шесть стран ЕС собирали статистику по преступлениям на почвеантисемитизма. За период с 2001 по 2007 г. в наибольшей степени число пре-ступлений антисемитов возросло в Австрии (105,9 %), далее следуют Фран-ция (47,6 %), Великобритания (12,1 %), Нидерланды (11,7 %), Швеция (2 %),Германия (0,4 %) [15].Авторы доклада отмечают прогресс в ведении учета преступлений на ра-совой почве и фактоврон. Наиболее ярко отражают такого рода отношения к немусульманкам вы-сказывания ливанского шейха Фэйз Мохаммеда и исламского муфтия Шахи-да Муфти. В Сиднее в марте 2005 г. на специальной лекции Фэйз Мохаммедзаявил, что женщины, которые носят облегающую одежду, сами провоциру-ют мужчин на насилие [16].Либерально настроенные правительственные круги и часть интеллиген-ции считают недопустимым любую дискриминацию иммигрантов по религи-озному принципу. Любопытно, например, что профессор антропологии Уни-верситета Осло (Норвегия), Унни Викан также считает, что норвежские жен-щины сами виноваты в том, что мусульмане находят их манеру одеватьсяпровокационной и что женщинам следует приспосабливаться к мультикуль-турному обществу, в котором они живут [16]. Однако такой подход не отра-жает сложность проблемы. Уважение чужих традиций, несомненно, один изнаиболее эффективных способов поддержания стабильности в мультикуль-турном обществе. Однако не следует забывать, что без ответного уважения состороны иммигрантов уважение, проявляемое правительством и обществомпринимающей страны, превращается в потакание, что лишь осложняет об-становку.Убийства на расовой почве также обостряют отношения в обществе.Справедливо будет отметить, что либерально настроенные средства массовойинформации предпочитают отражать преступления, совершенные по отно-шению к иммигрантам, а не наоборот. Как показало нашумевшее убийствосемнадцатилетнего Даниэля Вретстрема на автобусной остановке в 2000 г. вгороде Салем, Швеция [17], такие преступления вовсе не миф. Даниэль былжестоко избит мультирасовой группой, состоявшей из 15 человек во главе сХаледом Одехом, которой в итоге и убил подростка. Одех был приговорен постатье «непредумышленное убийство» к психиатрическому лечению, пройдякурс лечения, Халед вышел на свободу. Наказание остальных соучастниковубийства оказалось еще более мягким - трое приговорены к сорока часамсоциальных работ, двое к штрафу в 1800 шведских крон [18].Многие подобные преступления не находят отражения в средствах мас-совой информации. Чаще всего умалчивается этническая принадлежностьпреступников, мотивация подобной «неогласки» заключается в предотвра-щении разжигания расовой ненависти. Однако подобные меры носят двоякийхарактер. С одной стороны, замалчивание позволяет избежать заострениявнимания общественности именно на этническом аспекте, что должно сохра-нить обстановку относительно спокойной. С другой стороны, характернойчертой любого общества является взаимосвязанность всех его членов, поэто-му со СМИ или без информация просочится во все слои населения. Вред отнее ничуть не меньший, чем от сведений, отраженных в СМИ. Во-первых,информация может достигнуть своих конечных пунктов (граждан) в значи-тельно приукрашенном виде, что отнюдь не улучшит взаимопонимание меж-ду коренным населением и иммигрантами. Во-вторых, понимание общест-венностью того факта, что правительство скрывает, очень опасно. Со сторо-ны может показаться, что власти пытаются укрыть иммигрантов, вернее ихпреступные проявления, в ущерб интересам общества. Порожденные такойполитикой недовольства могут привести к серьезным изменениям в самомправительстве. Например, на выборах в парламент граждане могут поддер-жать партию правого крыла и т. п.Следует упомянуть и о преступлениях, связанных с иммигрантами, такназываемые «убийства чести». Преступления такого рода совершаются средисамих иммигрантов. Почвой для «убийств чести» является столкновение тра-диционализма иммигрантов и свободы самовыражения принимающих евро-пейских стран. Подобные инциденты демонстрируют абсолютное отторже-ние характеристик системы, т.е. отказ от стопроцентной интеграции в при-нимающей стране. «Убийства чести» не столь широко известны, нежелиубийства на расовой почве. Пример гибели двадцатишестилетней шведскойиммигрантки курдского происхождения получил широкий резонанс по при-чине широкой огласки в средствах массовой информации. Фадиме Сахиндалбыла убита своим отцом из-за ее отказа от соблюдения курдских традиций.Фадиме хотела выйти замуж за шведа, что было неприемлемо для ее отца игрозило страшным позором для всей семьи [19]. После убийства отец Фадимесдался полиции. «Убийства чести» встречаются гораздо реже ввиду проявле-ния уступчивости хотя бы одной из сторон. К примеру, если бы шведскийгражданин согласился принять ислам, то убийства, возможно, удалось быизбежать. Злую шутку с Фадиме сыграла и попытка сделать ее семейные раз-ногласия общественным достоянием, через которую она пыталась внести из-менения в существующую традиционную систему взглядов, но огласка в гла-зах ее отца способствовала лишь еще большему позору семьи.Несомненно, преступники - это всего лишь часть всех иммигрантов. Тех,кто способен совершить убийство или насилие, существует достаточно у лю-бого этноса. Жестокость - это одна из черт человеческой натуры, но кто-томожет ею управлять, а кто-то нет. Поэтому обвинять всех иммигрантов в аг-рессии будет не просто неверно, а даже не дальновидно.Общество как система обречено на проявление реакций на происходящиев нем события, но интенсивностьтого чтобы произошел всплеск, необходима накаленная обстановка, котораяможет выражаться в острых дебатах, столкновениях позиций общественностии правительства по наиболее болезненным вопросам. В последнее время вбольшинстве европейских стран все чаще поднимаются темы, связанные смультикультурализмом.Ярчайшим примером сильной реакции на столкновение культурно-религиозных различий стала публикация члена управления Бундесбанк, экс-сенатора по финансовым вопросам в сенате Берлина, члена социал-демократической партии Тилом Саррацином книги «Германия самоликвиди-руется». За некоторые свои высказывания, приведенные в этой книге, ТилоСаррацин был обвинен в разжигании национальной ненависти и даже фа-шизме. Так, например, за высказывание «я был бы счастлив, если бы Герма-нию наводнили восточноевропейские евреи, чей IQ на 15% выше, чем в сред-нем по ФРГ» [20], Саррацин был поставлен генеральным секретарем Цен-трального совета евреев Германии Штефаном Крамером в один ряд с Гитле-ром, Герингом и Геббельсом, заметив, что они были бы ему благодарны. Ктому же Крамер заявил, что автор скандальной книги действует в соответст-вии с идейными установками национал-социализма [21].Главная мысль работы Саррацина заключается в том, что плохо контро-лируемая и массированная иммиграция мусульман серьезно угрожает даль-нейшему существованию Германии как немецкого государства. Сам Сарра-цин неоднократно указывал на то, что его работа не носит характера расовойдискриминации [22], а является лишь демонстрацией модели развития гер-манского общества в недалеком будущем, когда при условии, что уровеньрождаемости среди немецкого населения не начнет расти, уже к 2100 г. коли-чество мусульман достигнет 35 миллионов [23]. Главной проблемой Сарацинсчитает отсутствие среди иммигрантов мусульман желания интегрироватьсяв немецкое общество. Он указывает на то, что мусульманские дети плохоучатся в школе, значительная доля взрослых не знает и не желаетХарактерными оказались результаты социального опроса, проведенногонемецким агентством DPA, согласно которым 51 % опрошенных согласилисьс утверждением Тило Саррацина, что турецкие и арабские мигранты не хотятлибо просто не способны интегрироваться в немецкое общество. Против ут-верждения были всего 39 %, большинство из которых являлись представите-лями партии «Зеленых», а сторонники идей Саррацина оказались в основномиз СДПГ, ХДС/ХСС, СВДП и «Левых» [25].Другой известный пример бурной реакции - серия скандалов в европей-ских странах, связанных с появлением карикатур на пророка Мухаммеда воскорбительных для мусульман формах. Первый инцидент произошел в Да-нии, когда 30 сентября 2005 г. датской газетой «Jyllands-Posten» было опуб-ликовано двенадцать карикатур, изображающих пророка Мухаммеда. Мусуль-манские представители отреагировали не сразу, только через три месяца затишьянесколько имамов во главе с бывшим беженцем Абу Либаном посетили рядарабских стран с целью обратить их внимание на отношение к мусульманам вДании. Имамами в качестве примера были взяты статьи, имеющие антимусуль-манское содержание, вышеупомянутые карикатуры и карикатуры, взятые из сво-бодного датского Интернета. К примеру, одна из карикатур изображает пророкаМухаммеда в виде бородатой свиньи, на другой карикатуре с подписью «Му-хаммед-педофил» пророк разрывает на части девочек.После этой поездки в арабских странах прокатилась волна массовых про-тестов, были отозваны послы из Ирака, Саудовской Аравии, произошли на-падения на датские посольства в Индонезии, Ливане, Ираке и Сирии, были от-менены все туры в Египет, Марокко и еще ряд стран Ближнего Востока [26].Автору одной из наиболее противоречивых работ, изображающей проро-ка Мухаммеда с тюрбаном в виде бомбы на голове, Курту Вестергаарду при-шлось покинуть свой дом в целях собственной безопасности. В 2007 г. дат-ской спецслужбе PET стало известно об организации покушения на Вестер-гаарда, и ему настоятельноВ условиях актуализации ситуации «инаковости» возникает вполне пра-вомерный вопрос об исчерпанности ресурсов толерантности, которую евро-пейские страны представляют как одно из главных достижений мультикуль-турной политики. По сути, февральское заявление президента ФранцииН. Саркози - это признание наличия серьезных долговременных трудностей впроцессе включения иммигрантов в принимающее сообщество и в вопросеопределения национальной и европейской идентичности. Трансформацияшведской социально-экономической модели в сторону ужесточения социаль-ной политики уже сейчас высвечивает все болевые точки шведской политикимультикультурализма. Усиление ксенофобии, рост влияния и популярностиправорадикальных партий и организаций явно требует координации усилийвсех заинтересованных сторон в ЕС по выработке действенных мер по инте-грации представителей разных культур внутри одного государства. Пока жемы наблюдаем, как в условиях экономических кризисов (например, МЭК2008 г.) обостряются проблемы на рынке труда и в отношениях иммигрантови принимающих сообществ; нестабильность на Ближнем Востоке отражаетсяна миграционных волнах и миграционной политике (последние события вЛивии привели к наплыву ливийских беженцев в бывшую метрополию -Италию). Остается нерешенным вопрос о достижении «золотой середины»между соблюдением индивидуальных прав и свобод личности, сохранениемсвоей культуры, этнической принадлежности иммигрантами, с одной сторо-ны, и соблюдением ими юридических норм и традиций принимающего со-общества - с другой.В Швеции, как и в других странах ЕС, пока не найдена эффективнаяформула такого баланса, что, однако, не должно означать отказа от политикимультикультурализма, скорее, она требует уточнения ее целей в изменив-шихся социально-экономических и политических условиях в стране и кор-ректировки с учетом происходящих процессов в Евросоюзе в целом.

Ключевые слова

иммигранты, Швеция, мультикультурализм, ксенофобия, толерантность, immigrants, Sweden, multiculturalism, xenophobia, tolerance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хахалкина Елена ВладимировнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультетаkev394@rambler.ru
Тёркина Кристина ВикторовнаТомский государственный университетбакалавр международных отношений кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультетаmanzanaazul@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

Автора карикатуры на пророка Мухаммеда выгнали жить на улицу [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2008/02/20/westergaard (дата обращения: 20.07.2011).
Тюрин Ю. Скандал по-датски [Электронный ресурс]. URL: http://www. apn.ru/ publications/ article1770.htm (дата обращения: 20.07.2011).
Матковский И. Тило Сарацин. Биография [Электронный ресурс]. URL: http://www. peoples.ru/state/politics/thilo_sarrazin (дата обращения: 20.07.2011).
Дрожжин С. Тило Саррацина зовут к себе неонацисты. Скандал вокруг книги «Германия самоликвидируется» активизировал политическую жизнь страны. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stoletie.ru/politika/tilo_sarracina_zovut_k_sebe_neonacisty_2010-09-30.htm (дата обращения: 20.07.2011).
Банк Германии отправил Тило Саррацина в отставку за «расистские высказывания» [Электронный ресурс]. URL: www.jewish.ru/news/world/2010/09/news994288750.php (дата обращения: 20.07.2011).
Тило Саррацина оставили в социал-демократической партии Германии [Электронный ресурс]. URL: http:// www.news.nswap.info/?p=64441 (дата обращения: 20.07.2011).
Демьянов А. Правдоруб и провокатор. Член правления Федерального банка ФРГ посетовал на тупых мигрантов [Электронный ресурс]. URL: http://www. lenta.ru/ articles/ 2009/ 10/ 13/sarrazin (дата обращения: 20.07.2011).
Скандальная книга Тило Сарацина [Электронный ресурс]. URL: http:// www. liveinternet. ru/ users/3644131/post134785559 (дата обращения: 20.07.2011).
Панюшкин В. Есть повесть печальнее [Электронный ресурс]. URL: http // www. gazeta. ru/column/panushkin/159019.shtml (дата обращения: 20.07.2011).
Шендерович В. Социализм без ярлыков: Швеция (ч. 2) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.badnews.org.ru/news/socializm_bez_jarlykov_shvecija_chast_2/2011-02-28-6821 (дата обращения: 20.07.2011).
Преступления антифашистов против шведского народа [Электронный ресурс]. URL: http:// www.owl.pp.ru/ipb/txt/index.php/t22030.html (дата обращения: 20.07.2011).
Лапкин Ш. Мусульманское насилие в странах Запада [Электронный ресурс]. URL: http:// www.orien.byethost13.com/west14.htm (дата обращения: 20.07.2011).
Ксенофобия в Европе (обзор ежегодного доклада FRA) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.contur.kz/node/591 (дата обращения: 20.07.2011).
Дарбишир Х. Международные нормы, правила и декларации, влияющие на средства массовой информации в Европе: Критический анализ [Электронный ресурс]. URL: http:// www. medialaw.ru/article10/6/3/1.htm (дата обращения: 20.07.2011).
Бурмистров П., Великовский Д. Шведы испугались мусульман. Почему европейцы голосуют за ультраправых // Русский репортер. 2010. № 38. С. 166.
Ирвин Я. «Экзистенциальная психотерапия» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.heatpsy.narod.ru/07/death.html (дата обращения: 20.07.2011).
Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Психология ксенофобии [Электронный ресурс]. URL: http:// www.diagora.ru/article_ksenofobia.php (дата обращения: 20.07.2011).
City councillor Mattias Bernhardsson viciously assaulted by Nazis [Электронный ресурс]. URL: http://www.socialistworld.net/eng/2009/03/2402.html (дата обращения: 20.07.2011).
Две сенсации выборов в Швеции [Электронный ресурс]. URL: http:// www.armnews.eu/ ?act=news&id=385/ (дата обращения : 20.07.2011).
Шведский политик: «Мусульмане являются нашей величайшей иностранной угрозой» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sverigedemokraterna.se/info/ (дата обращения: 20.07.2011).
Info om Sverigedemokraterna. Официальный сайт партии «Шведские Демократы» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sverigedemokraterna.se/info/ (дата обращения: 20.07.2011).
Фредeн Ю. Выборы в Швеции: драма без ясной развязки [Электронный ресурс]. URL: http://www.sweden.se/ru/Start/Work-live/Reading/No-clear-winner-in-Swedish-cliffhanger-election/ (дата обращения : 20.07.2011).
Плещунов Ф.О. Ислам в Швеции: кризис интеграционной и миграционной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/28-04-10b.htm (дата обращения : 20.07.2011).
Общие данные о Швеции: брошюра Шведского института [Электронный ресурс]. URL: http://www.si.se (дата обращения : 20.07.2011).
Густафссон Б. Современный опыт Швеции в области международной миграции: проблемы и исследования // Журнал исследований социальной политики. Т. 1 (2). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/898/627/1219/Gustaffson_Opit_Shvecii.PDF (дата обращения: 20.07.2011).
Низамова Л.Р. Российские и западные трактовки мультикультурализма // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 80-89.
Трещанин Д. «Мультикультурализм - это тупиковая стратегия» [Электронный ресурс]. URL: www.svpressa.ru/society/article/38872 (дата обращения : 20.07.2011).
 Кризис политики мультикультурализма сквозь призму проблем национальной идентичности на примере Швеции | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.

Кризис политики мультикультурализма сквозь призму проблем национальной идентичности на примере Швеции | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.