Мифологические образы пространства русской сказки | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Мифологические образы пространства русской сказки

В статье исследуется вопрос о том, что представляла собой сказка в контексте традиционных мифологических пространственно-временных знаний. Анализируются различные собирательные пространственные образы: гора, горох, яйцо, кольцо, пояс.

Mythological spase images in russian tale.pdf Русская сказка как важнейшая часть национального фольклора таит в се-бе множество мифологических смыслов, образов, неких первичных философ-ских знаний, традиционной культуры, ныне почти утраченных. Среди нихважным как для отечественной философии, так и для науки в целом являетсятрадиционное представление о пространстве и времени. Понятие и осмысле-ние важнейшего философского концепта пространства немыслимо без обра-щения к наследию рефлексивного опыта народа, как правило, отраженного вустной народной традиции. Каждому историческому периоду, каждой куль-туре свойственны свои механизмы, культурологические императивы измере-ния времени и пространства [1. C. 3]. Весомой частью жизни человека, сви-детельством его приобщенности к существующему миру является в некото-ром смысле переживание пространства. В силу этого у людей в разных исто-рических, культурных, природных и географических условиях формируютсясвои смысловые образы мира и происходящих в нем явлений. Во все временаонтологический статус пространства являлся загадкой и глобальной пробле-мой для науки. Пространство как среда обитания человека формируется имсамим, исходя из практической значимости территории, уровня ее исследо-вания. Роль современной науки, религии и философии языческого традици-онного общества выполнял, как правило, миф. Он был неким средством по-знания мира людей традиционной культуры. Миф являлся своего рода «ба-зисным коллективным представлением или же совокупностью базисных кол-лективных представлений о природе, о человеке и об устройстве и значениимира в целом» [2. C. 13]. Познание, свойственное традиционному человеку,во многом основывалось на биполярных антононимических образах, симво-лах. Чаще всего они вызывали яркие ассоциации, внушали убеждения и им-перативы в отношении человека к пространству. Большая часть этих ярчай-ших ассоциативных образов аккумулировались в сказочной и мифическойтрадиции. Вопрос о том, что представлялаВся жизнь человека - это борьба со временем. Отношение ко времени и про-странству - показатель развития культуры человека. Пространственно-временная организация русского сказочного мира отличается наличием сущно-стной бинарной позиции в различных ее проявлениях: свое - чужое, ночь - день,дом - лес, скамейка - крыльцо и т. д. Пространство формируется заданным дви-жением. Почти все герои сказок осуществляют перемещение в пространстве,порой им приходится проникать в параллельные миры. Осознание собственногомира, его сущности происходит через сравнение с иными мирами. Сказка пред-ставляет своего рода вечный двигатель движения, ее сюжет и действие не имеюткак начальной точки, так и четко определенного завершения.Русская волшебная сказка как воплощение мифопоэтического сознаниятрадиционной Руси вобрала в себя многие знания и представления, состав-ляющие основу нашего менталитета. Это знания о сущности и предназначе-нии мира, его устройства и других важнейших базовых смыслов. Среди этоготрадиционного интеллектуального богатства весьма интересными представ-ляются мифологическое осмысление и передача образов пространства в пре-красной сказительной форме. Сказка воспринимает мир как единый созна-тельный целостный организм. Человек в этом мире находится в единении сприродой. Сказка демонстрирует некое видение моделей конструкции земно-го и небесного, мирского и духовного, осязаемого и субстанционарного. Не-бо предстает как нечто неосязаемое и недоступное для человека. Небесноенерукотворное содержит в себе глубинный смысл и пустоту. Небо - источ-ник света и жизни: с неба идет дождь, с неба на землю светит солнце. Небес-ные силы природы самодостаточны и всесильны. Человек никак не можетповлиять на эти процессы. Русские сказки учат с уважением и неким благо-говением относиться к любым явлениям природы. Сказки в большом коли-честве словесных форм отражают специфику данных взаимоотношений сис-темы «природа - человек». В устном народном творчестве прочно закрепи-лась традиция запрета говорить отрицательно о силах природы. Так, вместослова «гром» употребляется «громушка» или «батюшка-громушка». Солнце всказках почти всегда выступает «солнышком» [3. C. 38-39].Организация и устройство мира по русским сказкам представлены весьмаинтересным образом. Сказка в некоторой степени содержит представление опервопричине всех причин, об основе основ. Идея первовещи предстает вобразе «ничто». Содержательно «ничто» - это вакуум, пустота, это то, чегонет в природе. С другой стороны, сказка, будучи кладезем поэтизированныхзнаний традиционной культуры, заставляла людей задумываться о сотворе-нии мира, о природе этого процесса и, соответственно, давала свои ответы наэти вопросы. «Ничто» в реальности нет, а в мире воображения и фантазийможет быть все что угодно. Общая концепция сотворения мира в сказках вы-глядит следующим образом. «Ничто» сравнимо с хаосом. Посредством целе-направленных действий «ничто» преобразуется в определенную материю.Сказка, вероятно, признает вселенский круговорот жизни, она является свое-образным сырьем создания упорядоченного мира.Воспринимая сказку как древнейший способ познания мира, важно пра-вильно определить смысл сказительных образов и символики. Все это даетвозможности для ее научного изучения. Набор деталей, образы в сказках по-зволяют выстроить модели создания мира как формы представления тради-ционной русской культуры. Космогенез, или творение мира, необычайно по-этизирован, насыщен глубинным сакральным смыслом и философскимиидеями. Многие русские мифы дохристианской поры как таковые до нас недошли. Представления древнерусской мифологии легли в основу созданиясказочных сюжетов, «…нашли отражение в обрядовой практике, а также впроизведениях разных фольклорных жанров: эпосе, сказке, заговорах, леген-дах, преданиях, духовных стихах, обрядовой поэзии» [4. C. 26]. Как правило,в сказках все предметы, события и действия персонажей имеют глубокий фи-лософский смысл.Одним из таких часто упоминаемых предметов в сказках являются горох,горошина и все иные производные от этого слова. Горошина - шар, фигурабез граней и неровностей. Горошина может выступать в сказках как магиче-ский предмет для начала жизни. Не случайно многие отчаявшиеся женщины внадежде обрести детей съедали горошину. Также стебли гороха в силу своихбиологических особенностей способны быстро расти. Горох воспринималсятрадиционной культурой не только как символ жизни. Одновременно это рас-тение сравнивалось и со смертью. Грани между смертью и жизнью в сказкахвесьма условны. Скорее, начало жизни и момент смерти представляются сказ-кой как единая целая система, подчеркивающая бесконечность и замкнутостьэтих процессов. Так, например, в сказке «Как дед лез на небо» показаны отно-шения земного и небесного мира. Эта сказка насыщена множеством символов,дающих основание ее трактовать как некую форму (модель) мифологическоговидения мира. Старик уронил горошину. Из неё пророс росток выше избы досамого неба. Вот по нему этот старик и взобрался на небо. Набрал он там пол-ный мешок гороха, да и уронил его прямо на старуху, чем, собственно, и убилее. Горох без плодов перестает быть живым, он умирает.Смерть произошла вследствие жизни растения (гороха). Смерть и жизнь всказке переплетаютсяВертикалью в этой системе измерения выступает система духовных цен-ностей, определяемых положительным и отрицательным вектором. Этойпрямой соответствуют женское начало, возвышенные духовные ценности иодновременно губительные смертоносные начала. Единонаправленный гори-зонтальный вектор определяет насущные жизненные ценности реального иобъяснимого мира. Реальность требует решительных и волевых действий.Рис. 1. Мир сказочного пространстваИнициативность и героеспособность свойственны данной горизонтали. Ви-димость, а не ощутимость присуща этому измерению. Горизонталь определя-ется в сказках как мужское пространство. Вместе с тем оба этих пространства(мужское и женское) взаимозависимы. Проявления мужского начала в видереализации геройского подвига во многом инициированы женским началом,сподвигающим на подвиги. Примером ярко выраженной вертикали можетслужить отождествление образа женского начала с горой. Гора - это сказоч-ный элемент, характеризующий ось земли, центр мира, эквивалент переходав параллельные миры. Гора может выступать и как способ защиты, и как не-преодолимое препятствие [5. C. 7-8].В русских волшебных сказках помимо таких образов, как гора, горошина,характеризующих устройство мира, могут также встречаться кольца, яблоки,клубки ниток, выполняющие схожие функции. Все эти предметы шарообразныи, в силу своей формы, способны передвигаться без сопротивления бесконечно.Постоянные процессы рождения и смерти в сказках представлены как жизнь вдвижении и развитии. Мир самодостаточен, самоорганизуем и, следовательно,живой. Пространство в сказках образуется волшебными способами: оно ткется,куется, разворачивается, прядется. Всеми действиями героев руководит мотивсознательной производящей деятельности. В сказках герои, выполняющие дан-ные действия, как правило, или мастера своего дела и выполняют чей-либо заказ,или заняты данным ремеслом без целевой установки.Одним из распространенных образов создания пространственной моделивыступает ремесло ткача. Весьма подробно об этом сказано в сказке «Царев-на-лягушка». Прядение, ткачество чаще всего ассоциируется с женским ру-коделием, что глубоко символично. Женщина - создатель жизни и организа-тор пространства. В сказке задание по изготовлению рубахи выполняетсялягушкой ночью, во тьме, что придает данному занятию сакральность и смы-словую значимость. Ночь - темнота, некая пустота (что сравнимо с хаосом), вкоторой и происходит все действие по сотворению мира. Сырьем в изготов-лении служили различные вещи, уже отслужившие и ненужные лоскутки,паутинки и пр. Процесс упорядочивания и создания в сказке имеет высокуюэстетическую направленность. Вещи, созданные из «хаоса» Царевной-лягушкой, самые красивые. На них изображены солнце, луна, звезды, горы.Иными словами, лягушка запечатлела пространственные образы на куске ма-терии, обусловив высокие эстетические начала своего творения.Также женская сущность миросоздающей силы подчеркнута в указаниина способность лягушки к превращению, обращению к силам природы: вет-ру, воде [6. C. 78]. Сама лягушка как создание земноводное глубоко мистиче-ское и загадочное животное. Оно символизирует своим существованием пе-реход между различными мирами: земным и водным, житейским и сакраль-ным. Это подтверждает биологический фактор способности лягушки жить вводе и на земле. Вероятно, эта особенность и отмечена в сказке чудеснымипревращениями лягушки в прекрасную девушку. Поражает в сказках фактнеслучайности и целевой установки в поведении героев и олицетворении сживотными. Лягушка в болоте как будто ждала принца, копила энергию. В еепоследующих действиях отсутствует, как правило, удивление, а превалируютсознательность и целеполагание. Все это также свидетельствует о сотворениимира как об объективном, упорядоченном и организованном мифологиче-ском процессе.Русская волшебная сказка, как и мифы многих народов, вобрала пред-ставления «мирового яйца» и близких ему образов. В сказочных сюжетахяйцо, как правило, имеет золотую окраску, что подчеркивает значимостьпроисходящего. Яйцо может означать и жизнь, и смерть, например «смертьКощея находилась в яйце». Яйцо как собирательный образ и модель упоря-доченного перемещаемого внутреннего пространства представлена в сказке«о трех царствах - медном, серебряном и золотом». Герой этой волшебнойистории отправился в подземный мир и встретил там трех царевен подземно-го царства. Каждая из них за проявленный подвиг подарила ему по яйцу.Вернувшись из этого загадочного путешествия, герой обнаружил, что из по-даренных подземными царицами яиц разворачиваются все три царства. Идеямирового яйца свидетельствует о вселенской упорядоченной, самооргани-зующейся, воспроизводимой и перемещаемой системе. Пространство внут-ренней жизни яйца замкнуто сознательно для гармоничной жизни зародыша.Но дальнейшая жизнь в процессе роста невозможна в скорлупе так же, как инезависимое существование сказочных подземных царств, ограниченных не-драми земли. Свобода ассоциируется с птицей, которая не привязана к опре-деленному пространству. Стать птицей, получить свободу полета, быть неза-висимым от определенного места можно только пройдя стадию яйца. Этосравнимо с жизненным циклом бесконечно развивающейся материи. Яйцотакже символизирует круговорот, возобновляемость и гармоничность мира.Яйцо представляет собой форму, близкую к окружности. Замкнутость,цикличность связаны с предсказуемостью и последовательностью, сравнимыс бесконечностью. Возможно, яйцо в сказках представлено золотым, так каконо тем самым указывает на символ единения и сплетения любящих сердец -золотое кольцо. В сказках и в фольклоре в целом потерять кольцо всегда счи-талось плохой приметой. Нарушенная гармония вела к потере устоявшихсясвязей и возможности свершения непредвиденного. Поэтому в сказках героипосредством своих действий стремятся не нарушать столь важных связей,«не размыкать окружность». Об этом свидетельствуют образы кольца, ок-ружности, используемые в традиционном русском одеянии. Например, такойатрибут одежды, как пояс, использовался в качестве амулета, оберегающеголюдей от злых чар: «Распоясаться даже без умысла значило отказаться отлюдского мира, отдать себя во власть нечисти. Пояс с себя снимали колдуныпри чаровании, разбойники, идя на грабеж» [7. C. 8].Очень часто пространство в сказках ассоциируется с дорогой. Дорога, какправило, неведома и полна неожиданностей. Она полна испытаний для герояи требует от него проявления смелости. Образ пути странствий несет в себесказочную романтику и одновременно тягость лишений. Идея вечного пути,вероятно, ассоциируется и с государственной политикой объединительногопроцесса, и с бесконечными военными походами в борьбе с «недругами»,воспевает безграничность русских земель. Существование в течение долгоговремени сухопутного государства, не имеющегоно важны как сам собой созданный, вскормленный природой, обществом ди-дактико-педагогический материал. Он может «…служить прекрасным воспи-тателем чувств гуманизма, патриотизма, интернационализма, миролюбия,высокой нравственности и духовности» [11. C. 3].Сказки всегда являлись духовной защитой русской культуры в тяжелыеисторические периоды. Сказки учат восхищаться эстетическим обустройст-вом земного мира, природой. Они единят человека и природу, выступаютсвоего рода путеводителем и руководством этико-моральных установок всистеме «природа - человек». При этом подчеркивается приоритет и первен-ство именно природы как нерукотворного и судьбоносного в жизни самогочеловека. Сказки являют собой чудо. Неграмотный народ выступал кладеземсамобытной, традиционной культуры. Видя в сказках неповторимость и уни-кальность, крестьяне всеми силами поддерживали и развивали этот вид ис-кусства. При всей своей простоте сказки содержат многие посылы и пробле-мы, имеющие глубинный философский смысл. Образы формируемого ска-зочного пространства исходили из концепции мифологической архитектони-ки мира. Сказки объясняли предназначение людей, силу и могущество при-роды, природных явлений доступными и высокохудожественными средства-ми. Они воспевали своими пространственными образами целостность, един-ство мира природы и человека. Помимо всего прочего, сказки закрепляли всебе основы этико-моральных установок, являлись воплощением свободо-мыслия и истинного сознания народа.

Ключевые слова

сказка, пространство, миф, гора, яйцо, кольцо, пояс, мифологическое сознание, традиционная культура, tale, space, myth, mountain, egg, ring, belt, mythological consciousness, traditional culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суслов Андрей АлександровичТомский университет систем управления и радиоэлектроникиаспирант кафедры культурологии и социологии гуманитарного факультетаas8282@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Красильникова М.Б. Проблема соотношения времени и вечности в русской духовной культуре рубежа XIX-XX вв. : автореф. дис. … канд. филос. наук. Барнаул, 2004. 26 с.
Казалупенко Д.П. Мифопоэтическое восприятие и миф : принципы взаимодействия и проявления в культуре // Вопросы культурологии. 2009. № 6. С. 12-16.
Порядина Р.Н. Духовный мир в образах пространства // Картины русского мира : пространственные модели в языке и тексте. Томск, 2007. С. 38-39.
Русская мифология: энцикл. М. : Эксмо, 2007. 784 с.
Харитонова Е.В. Репрезентация русской ментальности в сказках П.П. Бажова : автореф. дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2004. 28 с.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М. : Гослитиздат. 1957. 514 с.
Серов С.Я. Сказки для взрослых и детей // Толстой А.Н. Сказки. М., 1984. С. 5-18.
Баринов В.А. Культурно-историческое своеобразие России в творческом наследии И.А. Ильина (к 125-летию со дня рождения) / В.А. Баринов, К.В. Баринова // Вопросы культурологии. 2008. № 5. С. 19-25.
Латова Н.В. Чему учит сказка? (о российской ментальности) // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 180-191.
Мельникова А.А. Русская ментальность в структуре языка : отражение базовых смыслов // Вопросы культурологии. 2009. № 9. С. 13-15.
Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М. : Знание, 1988. 64 с.
 Мифологические образы пространства русской сказки | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Мифологические образы пространства русской сказки | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Полнотекстовая версия