Моральные кодексы как феномен культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Моральные кодексы как феномен культуры

В статье рассмотрены роль и значение моральных кодексов в жизни общества, раскрыт механизм функционирования этого культурного феномена; охарактеризованы типовые структурные элементы кодексов; представлена история становления и развития моральных кодексов, позволяющая выделить его характерные черты, точнее определить природу и место в организации межличностных отношений; проанализированы современные образцы моральной кодификации. Цель данного исследования - сформулировать фундаментальные положения для научно обоснованной кодификации современных нравственных коммуникаций.

The moral codes as a cultural phenomenon.pdf В современной ситуации культурного плюрализма важно найти коорди-наты, на основе которых выстроится эффективное межличностное взаимо-действие. Одним из возможных способов неформальной социальной регуля-ции являются моральные кодексы. Новые моральные своды - компромиссмежду жесткой моральной директивой и полной свободой действий, что вы-ражается в попытке синтеза достижений классической и постклассическойкультуры. При этом образуется пространство для проявления творческихинициатив и не нарушаются границы общеморальных принципов. Неизмен-ная иерархическая структура задает интенциональность поведению, а вариа-тивность осуществления моральных установок способствует лучшему ихукоренению. Этот подход видится особенно продуктивным в «эпоху пере-мен», когда возникает необходимость в скорейшей культурной адаптации безполного разрыва с традициями.В то же время многие современные моральные кодексы лишены прочногофундаментального основания - теоретической базы. Создатели их зачастуюимеют неверное представление об их сущности, что препятствует успешномувнедрению в жизнь. Только глубокое осмысление позволяет выстроить мето-дологическую основу создания кодексов, проследить особенности функцио-нирования, выработанные в ходе многовекового развития. Cозидательныйпотенциал моральных кодексов можно в полной мере реализовать лишь сучетом осознания их структурной и историко-культурной специфики.Моральный кодекс - сложное образование, в составе которого выделяют-ся принципы, абстрагирующие в себе наиболее существенные черты всегопрескриптивного содержания морали; ценности - объекты и явления, высту-пающие как значимые в жизни общества и отдельных групп, особое местосреди которых занимает идея о должном - идеал, а также нормы, выступаю-щие культурным механизмом закрепления и контроля в отношении реализа-ции определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жиз-ненно важных нужд людей или поддержания совместности их существова-ния. Данная структура не была присуща моральным кодексам изначально: входе исторического развития они претерпели значительные изменения какморфологического, так и функционального характера. Краткое ретроспек-тивное рассмотрение моральных кодексов является необходимой ступеньюна пути к пониманию их сущности. Это связано с тем, что новые образцыморальной кодификации во многом наследуют традиции прежних эпох, ви-доизменяя и актуализируя их в рамках современности.Фундирование социальных взаимодействий посредством моральных ко-дексов характерно прежде всего для традиционных типов культуры. Так,первые образцы моральной кодификации, созданные в Древнем мире, отли-чаются аморфностью (слияние права - морали - религии), каузальностью иконсерватизмом; они носят всеобщий характер. С ростом общественнойдифференциации и закреплением ее в жесткой форме они становятся отраже-нием мировидения определенной социальной группы. Происходит постепен-ный отказ от «технических» регламентаций поведения в пользу ключевогопонятия «корпоративной чести». Переход от ситуационного мышления кпредставлению о единых принципах жизни - важнейшее событие в историиморальной кодификации - случается в эпоху Средневековья. Для закрытогообщества с низкой степенью социальной мобильности кодекс является важ-нейшим способом регуляции, так как триедино воплощает всю историю: со-держание его обусловлено прошлым, определяет настоящее и ориентируетчеловека на будущее.В эпоху Нового времени рушатся границы сословий, начинается процессатомизации общества. Отношения между людьми выстраиваются на основеновой рациональности и целесообразности. Возникает концепт законода-тельной нормативной кодификации, призванной обеспечить справедливостьв рамках функционирования государственной системы, и качественно инаяструктура общества. Ключевым термином для ее обозначения становится«корпоративность». Но если прежде под корпорацией понималась стабильнаявертикальная иерархическая структура, теперь это динамичное и сетевое об-разование. Провозглашая исчерпанность традиции, ХХ в. в очередной разявляет ее повторяемость в ином ключе. Вновь возникает необходимость об-ращения к различным формам моральной кодификации.Моральные устремления в современной жизни должны сообразовыватьсяс меняющимися условиями, все большей специализацией общественных ин-ститутов, принимать новые формы, образовывать новые конгломераты, по-зволяющие им оставаться востребованными и не терять своего значения. Воснове каждого кодекса должны лежать общие моральные установки. Какимибы специфичными не были нравственные требования к представителям тойили иной социальной группы, они всегда будут иметь соответствующий ана-лог в общечеловеческой морали. Только в этом случае люди, призванные егоисполнять, смогут придерживаться одинакового образа мыслей и находитьправильный выход из проблемных ситуаций. Это позволит избежать излиш-ней детализации документа, сводящей его к изложению механически вы-ученных правил. Одним из обязательных пунктов, отличающих современныйкодекс от исторических предшественников, является положение о необходи-мости постоянной его модификации. Принятие кодекса - лишь отправнаяточка для его дальнейшего обсуждения и усовершенствования. Наличие по-добного документа служит основой для выработки каждым человеком собст-венных моральных принципов, сообразующихся с интересами социума. Рас-смотрим два примера из практики современной отечественной кодификации,противоречащих вышеизложенным тезисам.Первый пример - Типовой кодекс этики и служебного поведения госу-дарственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих[1] (далее Кодекс). Данный документ состоит из десяти статей, определяю-щих общие положения (предмет, цель и сферу действия Кодекса); в неговключены также основные принципы и правила, которых должны придержи-ваться служащие, в том числе требования к антикоррупционному поведению;собственно этические правила и, наконец, санкции, связанные с ответствен-ностью за нарушение Кодекса. Анализ Кодекса позволяет выделить ряд егохарактерных черт.Во-первых, несмотря на то, что Кодекс назван этическим, собственно во-просам морали в нем посвящено только две статьи, не затрагивающие осно-вополагающих основ человеческого поведения. Зато закреплен, например,запрет на «курение во время служебных совещаний, бесед, иного служебногообщения с гражданами». Возможных причин для такого упущения две. Пер-вая - составители Кодекса автоматически приравнивают личную моральслужащего к общечеловеческой, не сомневаясь в высоте и силе их нравст-венных принципов, помогающих нести службу. Позиция довольно спорная: всвое время на Руси одними из лучших «государевых людей» были опрични-ки, которые безупречно несли свою службу, но, мягко говоря, не обладаливысокоморальными качествами. Вторая причина кроется в понимании про-фессиональной морали как некой изолированной и абсолютизированной сфе-ры. Это вызывает негативное отношение к Кодексу, так как данный документвоспринимается обществом как очередная попытка госаппарата возвыситьсебя над электоратом.Во-вторых, лейтмотив документа - борьба с коррупцией: пандемия еепрочно захватила госструктурыпункт исключает свободу выбора индивида, а следовательно, саму возмож-ность осуществления моральной регуляции.Представленный Кодекс можно охарактеризовать как этико-правовойкомплекс. Фактически он находится на границе моральной и юридическойсфер регулирования, так как во многом дублирует принятые на федеральномуровне акты, в частности Закон «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации». При этом неизбежен вопрос о целесообразности еговнедрения в условиях существования аналогичных законодательно закреп-ленных инструкций.Характерная черта существующей в нашей стране традиции теоретиче-ского осмысления вопросов морали и права и практического их внедрения -доминирование моральных принципов, в том числе и в служебной деятельно-сти. Профессионализм всегда отождествлялся с высокими нравственнымикачествами личности. Подобная позиция неизменно приводила к росту само-уважения лиц, занимающих определенные должности, и повышению их ав-торитета в обществе. Понимание этого необходимо донести и до современ-ных госслужащих: этому могла бы способствовать несколько иная редакцияизданного Кодекса.Второй пример современного этапа развития моральных кодексов - «го-родские» кодексы, задача которых - обеспечить переходный этап в становле-нии новой модели нравственности, задать координаты межличностных ком-муникаций. Разработка их ведется в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, Ли-пецке, Нижнем Новгороде, Анапе и других городах России. На первый взглядих появление свидетельствует о совершении очередного витка истории, когдана смену постмодерну с его вседозволенностью приходит «неоклассика», сединой для всех системой ценностных ориентиров. Однако детальное рас-смотрение свидетельствует об обратном. Прибавляясь к уже существующим,такие кодексы не всегда соответствуют своей функции, противоречат единст-ву целого. Так, уничтожив прошлое, культура рождает загадочных химер со-временности>ѕґ", нареченных новыми патриархами философии симулякрами.Последние бывают достаточно убедительны и вполне «каноничны» по сво-ему исполнению. Они опираются на респектабельную родословную мораль-ных кодексов, но суть их совершенно иная. Об этом свидетельствуют не-сколько факторов, характеризующих «городские» кодексы.В первую очередь наличие формы без содержания. Создание кодексовневозможно без четкого понимания их сущности, без методологической ос-новы написания. Иначе неизбежна мозаичность форм и неоднозначностьвосприятия. Кодексы превращаются в подробную техническую инструкциюпо «формированию стереотипов положительного поведения» или же в изло-жение интересов его авторов, противоречащее принципу всеобщности. Так, кпримеру, создан проект Кодекса томича [3], который разработан одной изприродоохранных организаций Томской области. В нем описаны правилавзаимоотношения человека с окружающей средой, но не отражена историко-культурная специфика города.Во-вторых, для «городских» кодексов характерно мультиплицирование итиражирование без отражения территориальной специфики. Часто они обез-личены и с успехом могут быть отнесены к любому месту. Стремление ока-заться в авангарде культурной жизни страны становится первоочередным.Создание кодекса превращается в дань моде. Это сказывается на качестверазрабатываемых документов: пункты, включаемые в состав кодексов, вызы-вают множество нареканий. Например, прописанная в проекте Кодекса лип-чанина «необходимость не выходить на улицы города в спортивной одежде, атакже парандже и другой нетрадиционной национальной одежде и разгова-ривать в общественных местах только на русском языке» [4] противоречит нетолько праву любого человека на культурную самоидентификацию, но издравому смыслу. В «городских» кодексах встречается немало недоразуме-ний, способных вызвать очень серьезные последствия - вплоть до разжига-ния межнациональной вражды. Поэтому необходим очень серьезный много-аспектный анализ создаваемых документов.В-третьих, очевидно отсутствие адекватных мер по внедрению кодексов вжизнь. Прежде моральные кодексы были направлены на закрепление сло-жившихся в повседневной жизни норм и правил. Теперь же многие из нихстали той платформой, на которой эти правила должны вырабатываться.Произошла ошибка. Следствие стало причиной, цель - средством. Неудачипрактической реализации кодексов обусловлены именно этим переворотом,вызвавшим подмену оснований. Кодекс может служить лишь дополнитель-ной мотивацией для человека, в сознании которого закреплены определенныенравственные нормы, но самостоятельно не способствует их выработке. Про-цесс морально-нравственного воспитания не может свершиться в одночасье.Чтобы он произошел, нужны последовательные выверенные действия. Безних создание подобных уложений никоим образом не скажется на повыше-нии морального уровня населения.Существование наряду с общегородскими сводами поведения профес-сиональных, корпоративных, национальных кодексов приводит к путанице.При отсутствии в обществе объективных критериев добра и зла, высокихидеалов, четкой иерархической структурыТаким образом, с одной стороны, создание и внедрение в жизнь мораль-но-этических кодексов - это положительный фактор, так как само явлениекодификации является неизменным атрибутом культурного развития общест-ва. С другой же стороны, неумелое и необоснованное претворение кодексов вжизнь может свести на нет весь их прогрессивный потенциал, превратить впустые декларации, лишенные творческого ядра, повлечь за собой необрати-мые последствия. Подобное противоречие должно быть преодолено путемизначально глубокого теоретического изучения данного феномена как частисовременной культуры, учета многовекового опыта составления и внедрениякодексов, обязательного обоснования декларируемых положений, исходя изобщеморальных принципов.

Ключевые слова

мораль, моральный кодекс, моральная кодификация, morality, the moral codes, the moral codification

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черепанова Мария ВладимировнаНациональный исследовательский Томский политехнический университетаспирант, ассистент кафедры философии гуманитарного факультетаNadir87@inbox.ru
Этштейн Мэри ЗольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры теории и истории культуры Института искусств и культурыEmeri_@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

О проекте Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации. URL: http://w
Франк С.Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. 511 с.
Кодекс томича [Электронный ресурс] // Официальный сайт Законодательной Думы Томской области. URL: http://duma.tomsk.ru/page/14588/ (дата обращения: 9.08.2011).
«Кодекс липчанина» депутаты вернули на доработку [Электронный ресурс] // Липецкий информационно-справочный портал. URL: http://gorod48.ru/associations/news-39048.html (дата обращения: 09.08.2011).
Браткова А. Кодекс киевлянина выдадут с паспортом [Электронный ресурс] // Сегодня- Киев. URL: http://www.segodnya.ua/news/14163398.html (дата обращения: 01.08.2011).
 Моральные кодексы как феномен культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Моральные кодексы как феномен культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Полнотекстовая версия