Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения

В статье предпринята попытка акцентирования роли этнического компонента в составе нематериального культурного наследия. Раскрывается проблема сохранения нематериального наследия в рамках двух междисциплинарных научных направлений - этномузеологии и этноландшафтоведения. Доминанты исследований - музей и территория / ландшафт, аккумулирующие информацию о традиционной культуре народа. Выявлены общие и различные черты названных направлений и определена их специфика в области сохранения культурного наследия.

Ethnic aspect of intangible heritage: ways of preserving.pdf На современном этапе проблема сохранения нематериального культурно-го наследия получила особое звучание в связи с процессами глобализации,стирающими и унифицирующими самобытную культуру народов.Согласно Международной конвенции об охране нематериального куль-турного наследия, принятой в 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО,нематериальное культурное наследие включает в себя обычаи, формы пред-ставления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инстру-менты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные со-обществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качест-ве части их культурного наследия [1]. Такое нематериальное культурное на-следие, находясь в тесной взаимосвязи с материальным и природным насле-дием, передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообщест-вами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия сприродой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемст-венности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия итворчеству человека [2. С. 51].Наряду с термином «нематериальное» наследие («non-material») в зару-бежной литературе часто употребляется термин «неосязаемое» («intangible»),подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предмет-ной форме.Понятие нематериального наследия включает в себя как объекты насле-дия, так и способы наследования и социальные механизмы передачи тради-ции. Из перечня объектов, причисляемых к нематериальному культурномунаследию, вытекает этнокультурная и экологическая направленность данногоявления.Цель исследования выявить - способы сохранения нематериального на-следия, а именно его этнокультурной составляющей как одной из доминант-ных в составе наследия.В связи с этим следует выделить два наиболее популярных и в опреде-ленной степени схожих направления в презервации нематериального куль-турного наследия - музеефикацию и концепцию территории, или культурно-го ландшафта. По причине того, что в культурном наследии особую роль иг-рает культура народа, данные направления разрабатываются в рамках теорий,лежащих в плоскоскости «этно» - этномузеологии и этноландшафтоведения,ориентированных на сохранение традиционной культуры, народов, и в част-ности элементов нематериального наследия.Этномузеология - большой и сложный раздел на стыке музееведения иэтнографии, оформленный в особое научное направление - вспомогательнуюисторическую дисциплину, изучающую как теоретические, так и практиче-ские проблемы, одна часть которых тесным образом связана с этнографиче-ской наукой, другая имеет специфический музейный характер [3. C. 111].Музеефикацию, как одно из практических направлений в этномузеологии,можно с полным правом назвать действенным способом сохранения и пере-дачи культурных традиций народа. Именно поэтому музей на современномэтапе выступает в качестве хранителя и транслятора той информации, кото-рая раньше аккумулировалась в семье и передавалась из поколения в поколе-ние. Подтверждением тому служит признание музея Международным сове-том музеев (ИКОМ) средством выживания малочисленных этнических группи предотвращения процесса гомогенизации культуры [4. С. 44]. Согласно«Российской музейной энциклопедии» музеефикация - это направление му-зейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-куль-турных или природных объектов в объекты музейного показа с целью макси-мального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, худо-жественной ценности. Как правило, данный термин употребляется по отно-шению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематери-ального наследия [5].При музеефикации нематериального культурного наследиявающий музей прежде всего как форму, нацеленную на решение актуальныхпроблем местного сообщества. Под термином «музей под открытым небом»принято понимать музейный комплекс под открытым небом, ретроспек-тивно фрагментарно реконструирующий в хронологическом отрезке исто-рическую среду музеефицируемой территории. Существует следующая клас-сификация подобных музеев:- «Музеи-резерваты, формируемые на основе реконструируемой истори-ческой среды на историческом месте;- Музеи транслоцированного типа (трансляторы), фрагментарно реконст-руирующие историческую среду на новом месте с использованием памятни-ков-оригиналов истории и архитектуры;- Музеи-реконструкции - музейные комплексы, моделирующие истори-ческую среду полностью за счет новоделов на историческом месте или наином месте, не связанном с моделируемой исторической средой» [6].К последнему типу музеев относятся этномузеи, или этнопарки. Такиемузеи по своей сути имеют этнографическую ориентацию и создаются в мес-тах компактного проживания небольших этнических групп с целью сохране-ния традиционной культуры и образа жизни местного сообщества. Функцио-нально близким этномузею, но преимущественно более популярным на Запа-де является экомузей. Специфика его заключается прежде всего в том, чтооснову его деятельности составляют сохранение и использование всех видовнаследия, а также связь с хозяйственной и культурной деятельностью мест-ного населения, наличие четко зафиксированной социальной миссии, широ-кое понимание культурного и природного наследия, в качестве которого вы-ступает вся территория проживания данного социума.Элементы нематериального наследия в рамках музеефикации могут бытьвоссозданы и актуализированы в музее путем музейной интерпретации, на-учной реконструкции и ревитализации. Музейная интерпретация так илииначе присутствует на всех этапах музейной работы, представляя собойсложный, многоуровневый процесс истолкования объектов нематериальногонаследия в контексте музейного собрания, музейной экспозиции либо музей-ного дискурса в целом. Зачастую музейная интерпретация служит почвой дляследующего этапа - научно обоснованной реконструкции. В случае с немате-риальным наследием реконструкция представляет собой моделирование ут-раченных элементов с целью получения информации об их функционирова-нии. Здесь в роли носителей традиции могут выступать сотрудники музея,члены музейных клубов и кружков, посетители. Заключительным этапом вмузейной работе с нематериальным наследием является ревитализация, т.е.«оживление». Уникальность данного метода заключается в восстановленииспособности объектов нематериального наследия к функционированию и са-мовоспроизведению, будучи включенными в состав «живого музея». Пере-численные методы могут быть взяты в комплексе либо по отдельности какавтономные направления внутри музеефикации. Их эффективность при рабо-те с нематериальным культурным наследием в музее определяется достаточ-ной сохранностью свидетельств жизнедеятельности культуры народа. Приэтом возникает вопрос о степени аутентичности того или иного конструкта,верификация которого возможна, правда, лишь исследователем.Об особой роли музея в сохранении нематериального культурного насле-дия свидетельствует создание первого музея сохранения нематериальногокультурного наследия в Харбине, в провинции Хэйлунцзян, в 2010 г. Данныйфакт указывает на устойчивую взаимосвязь музея и нематериального насле-дия, появившуюся в результате изменения традиционных механизмов пере-дачи информации, аккумулируемой в семье, на музеефикацию.Таким образом, музеефикация, а вместе с ней музейная интерпретация,реконструкция и ревитализация сохраняют, формируют и актуализируют не-материальное наследие в музейном пространстве, выступая в качестве транс-лятора социальной памяти.Из вышесказанного следует, что музеефикация нематериального насле-дия представляется как технология новой этничности, поскольку традиция,как основной элемент трансляции, замещается новыми методами передачиинформации, основанными на музейных принципах. Другими словами, му-зеефикация противопоставляется традиции как способу непосредственнойпреемственности, предполагает свободный отбор элементов прошлого и ихцеленаправленное включение в современную культуру.Теперь перейдем к следующему направлению сохранения нематериаль-ного наследия - концепции территорий ландшафтов. Данная теория разраба-тывается в работах Ю.А. Веденина и его коллег по Российскому НИИ куль-турного и природного наследия, основной идеей которого является поддер-жание гармоничной взаимосвязи культурного и природного наследия на оп-ределенной территории и сохраняемое в виде комплексных историко-культурных и природных образований, являющихся носителями историче-ской памяти, связанных с местами, хранящими в себе материальные и нема-териальные свидетельства исторической памяти, - памятники архитектуры,археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источни-ки. К свидетельствам исторической памяти относятся разнообразные объектыи предметы, а также природные и антропогенные, указывающие на связьландшафта с историческими событиями, определившими судьбу страны, на-родов, ее населяющих, их культуру, а также с жизнью великих людей, внес-ших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случаеобъектом наследия становится сам культурный ландшафт. Ю.А. Веденин оп-ределяет культурный ландшафт «как целостную и территориально-локализованную совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного влиянияприродных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей [7. С. 6].В рамках концепции исследователями Института наследия предложеныследующие понятия: «историко-культурный ландшафт» и «уникальные исто-рико-культурные и природные территории». Историко-культурный ланд-шафт, являющийся частью культурного ландшафта, представляет собой ис-торически сложившийся природно-культурный территориальный комплекс,сохранивший аутентичные признаки (природные, материальные, менталь-ные) и признанный современным обществом как объект культурного и при-родного наследия. Уникальные историко-культурные и природные террито-рии признаны формой сохранения и актуализации наследия на основе выде-ления территорий, содержащих большое число памятников, представляющихважный фактор развития и самоидентификации местного социума и рассмат-риваемых как значимый экономический ресурс территории. К уникальнымисторико-культурным и природным территориям относят исторические посе-ления городского и сельского типа, исторические центры крупных городов,монастырские и усадебные комплексы, территории мертвых городов, архео-логические территории, а также этноэкологические районы проживания ма-лочисленных народов.В свою очередь, изучение историко-культурной и природной территорииопределенного этноса получило свое развитие в сравнительно новом меж-дисциплинарном направлении на стыке этнографии и культурной геогра-фии - этноландшафтоведении. На непосредственную взаимосвязь культурынарода и среды обитания указывал Э.С. Маркарян, выделяя три подсистемы:природно-экологическую, общественно-экологическую и социорегулятивную[8. С. 64], включая, таким образом, природную среду обитания в понятиекультуры. Ю.В. Бромлей, выделяя характерные признаки этноса, отмечал,что этнические свойства, такие как язык культура, сознание, формируютсятолько в соответствующих условиях - территориальных, природных, соци-ально-экономических, государственно-правовых [9]. В.Н. Калуцков иА.А. Иванова понимают под культурным ландшафтом «культуру этническогосообщества, сформировавшуюся в определенных природно-географическихусловиях, взятую в её целостности», наиболее полно отражая при этом сутьэтнокультурной концепции ландшафта [10]. Следовательно, одной из формпрезентации нематериального наследия, в составе которого содержится этни-ческая компонента, является культурный ландшафт.Специфика работы с нематериальным культурным наследием, включен-ным в состав территории, заключается в применении географических мето-дов, таких, например, как картографирование наследия. Кроме этого, такжеиспользуются интерпретациясходных механизмах - фиксации аутентичного материала и создании рекон-струкций. В основе каждого из способов (музеефикации или ландшафтнойконцепции) лежит понимание ценности территории с включенным в его со-став культурным и прежде всего этнокультурным наследием.

Ключевые слова

нематериальное культурное наследие, этническая компонента, этномузеология, этноландшафтоведение, intangible cultural heritage, ethnic constituent element, etnomuseology, theory of etnic landscape

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курьянова Татьяна СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыtatyana_kuryanov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. / ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // URL: www. unesco. org/ bpi/ rus/ pdf/03-82-Russe.pdf (дата обращения: 01.02.2012).
Информационный бюллетень ИКОМ. 2004. № 2. С. 51.
Станюкович Т.В. Этнографическое музееведение // Свод этнографических понятий и терминов. М., 1988. С. 111-112.
XX Генеральная ассамблея ИКОМ. Барселона, 6 июля 2001 г. // Информ. бюл. ИКОМ в России. М. : Просвещение, 2001. С. 14.
Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http:// www. museum. ru/rme/dictionary.asp?85 (дата обращения: 01.02.2012).
Тихонов В.В. Особенности музеефикации архитектурно-этнографических комплексов Предбайкалья : дис. … канд. культурол. наук. Кемерово, 2004. 197 c.
Веденин Ю. А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия / Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова // Изв. РАН. Сер. геогр. 2001. № 1. С. 6-14.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. : Мысль, 1983. 286 с.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.
Калуцков В.Н. Культурный ландшафт Русского Севера : монография / В.Н. Калуцков, А.А. Иванова. М. : РосНИИ природного и культурного наследия, 1998.
 Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Этнический аспект нематериального наследия: способы сохранения | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Полнотекстовая версия