Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска)

В статье на основе выработанных методических приемов проводится анализ культурной ценности архитектуры и достопримечательных мест Енисейска, что является необходимым этапом в определении материальной основы культурного капитала. Установлено, что город является памятником градостроительства, в котором сохранены ценные качества его объемно-пространственной модели, традиционной для русских поселений, развивавшихся в XVII-XIX вв. Ведущие архитектурные доминанты объединяют основные компоненты художественного образа города. Улицы исторического ядра города наиболее насыщены памятниками архитектуры и истории, ансамблями, ценными средовыми объектами.

Arhitectural cultural heritage of siberian cities in the aspect of the conceptof cultural capital (Yeniseysk).pdf Архитектурные памятники, ансамбли и достопримечательные места со-ставляют значительную часть культурного наследия сибирских городов. Сле-дуя концепции Д. Тросби, можно говорить о том, что эти недвижимые объек-ты являются носителями культурного капитала, поскольку обладают куль-турной ценностью [1. P. 3-12]. Подобно любому капиталу, культурный капи-тал может создавать поток товаров и услуг, которые будут иметь как куль-турную, так и экономическую ценность, что требуется учитывать при опре-делении стратегии развития региона. Очевидно, в данном контексте важней-шими вопросами становятся сохранение и эффективное использование куль-турного наследия, что в свою очередь требует его адекватной оценки, котораяявляется обязательным этапом при определении материальной основы куль-турного капитала и дальнейших экономических расчетов. В данной статьепроводится анализ культурной ценности архитектуры и достопримечатель-ных мест одного из сибирских городов - Енисейска. Енисейск не случайностал объектом исследования, поскольку он является одним из старейших си-бирских городов, в котором в значительной степени сохранена историческаязастройка XVIII-XIX вв. На учет органами охраны поставлено около100 зданий.Для оценки недвижимого историко-культурного наследия городов быливыработаны основные методические приемы, включающие анализ градо-строительной ситуации населенного пункта в исторической ретроспективе отего основания до современности; оценка размещения и стилевых дефиницийвертикальных доминант города; определение места застройки исследуемогопоселения в контексте общих закономерностей развития архитектуры в Си-бири и России в целом с выделением морфологических и стилевых особенно-стей; выявление ландшафтных объектов как природных достопримечатель-ных мест; формулировка сущности историко-культурного потенциала посе-ления. Работа выполнена в рамках проекта «Культурный капитал как условиеи фактор развития сибирских регионов» и программы фундаментальных ис-следований РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности Рос-сии».Анализ градостроительной ситуации в Енисейске в историческойретроспективеГород Енисейск возник как русское военно-административное поселениена главном направлении колонизации края, населенного тунгусскими племе-нами. Он был одним из 200 новых русских городов, основанных в XVI-XVII вв., отмечая собой процесс складывания централизованного Русскогогосударства, сопровождавшийся присоединением новых территорий [2. С. 4].Поселение, основанное в 1619 г. на левом берегу Енисея, было обнесено па-лисадом с тремя башнями-стрельницами. На территории первого острога,имевшего 78 саженей в длину, 200 - по периметру, располагались церковьВведения Пресвятой Богородицы, амбары, съезжая и таможенная изба, вое-водский и гостиный двор, за острогом находилась церковь Богоявления [3.С. 135]. В 1623 г. к востоку от острога рядом с местом впадения в р. Толчеюр. Абалацкой (Лазаревка) был основан женский Христорождественский мо-настырь. В 1642 г. к юго-западу от острога - мужской Спасский монастырь[4]. Оба монастыря отметили направления основных магистралей: мимо Хри-сторождественского монастыря пролегла дорога на Красноярск, мимо Спас-ского - в Маковский острог. Размещение города и монастырей следовало су-ществовавшему образцу: мужской и женский монастыри фланкировали кре-пость. Прямым аналогом и непосредственным предшественником компози-ции Енисейска можно назвать город Верхотурье, основанный в 1598 г., рядомс которым по той же схеме в 1604 г. был построен Николаевский мужскоймонастырь, а в 1621 г. - Покровский женский [5. С. 17]. Енисейск характери-зовался открытой для внешнего зрительного восприятия композицией, дос-тупной с водного пути - р. Енисей. Поселения 0 Tc(такого типа были распростраЛенина, а западная - между ул. Бабкина и Пожарным переулком. Южные ивосточные ворота острога выходили на две главные магистрали, начинав-шиеся у Богоявленской церкви. Возле южных ворот внутри острога находи-лись тюрьма, огороженная тыном, и приказная изба. В 1667 г. посад вместе сХристорождественским монастырем был огорожен стеной с шестью башня-ми. Енисейск XVII в. в системе застройки обнаруживает черты, типичные длясредневековых городов, с обязательным набором и размещением построек.К концу XVII в. Енисейский острог стал важным торгово-транспортнымцентром, по Енисейской дороге из Тобольска и далее на восток проезжало неменее 68% всего торгово-промышленного отпуска. Через Маковский волоксюда идут товары для всего Приангарья и Забайкалья. В городе устраиваютсяежегодные августовские ярмарки. Енисейск - центр развитого пашенногоземледелия и ремесленного производства. На базе местной руды развиваетсяплавильное и кузнечное производство [3. С. 136]. Помимо посада, к югу изападу от острога в черте современных улиц Фефелова и Худзинского, растутслободы ремесленников. К 1720 г. всех ремесленников насчитывалось в го-роде не менее 200 человек. В городе получили развитие редкие для Сибирипроизводства и ремесленные специальности, например, колокольное и часо-вое. На рынках города и среди жителей рано появились книги, сложиласьсвоя школа иконописи. Высокого мастерства достигли ювелирное дело ирезьба по кости. В городе велось свое летописание - хроники по историигорода [5. С. 17].В первую половину XVIII в. город интенсивно строится. На месте деревян-ных церквей возводятся каменные. Почти одновременно вырастают Богояв-ленский собор, Воскресенская и Преображенская церкви (последняя на местеЗнаменской), продолжая формировать речной фасад города. На возвышенностивозводится собор Спасского монастыря. В женском монастыре строится Хри-сторождественская церковь. Административный центр по-прежнему распола-гается на первоначальном месте, здесь находились воеводский двор, провин-циальная канцелярия, архив, амбар с денежной казной, пушечный сарай, тю-ремный острог. В 1722 г. выстраивается каменная полицейская контора. К вос-току от воеводского двора, намечая новый центр, в 1747-1753 гг. строят ка-менный двухэтажный гостиный двор, над его проездными воротами размещал-ся магистрат, над северными - сиротский суд. В западной части на берегу Ени-сея выстроено еще одно каменное здание («дом Евсеева»).Гравюра с рисунка Люрсениуса (ГРМ. Отдел гравюр. № 3101), сотрудни-ка отряда Г.Ф. Миллера Второй Камчатской экспедиции, в 1734 г. посетив-шей Енисейск, дает образ «изрядного города», к числу которых согласно рее-стру главного магистрата 1738 г. относились все поселения третьей категориис числом посадского населения от 500 до 1000 дворов [6. С. 11]. Перед намипредстает большой город, привольно раскинувшийся на ровной площадкеберега реки, увенчанный шпилями и шатрами крепостных башен, деревян-ных и каменных церквей. Обращает на себя внимание компактность застрой-ки, протянувшейся узкой линией вдоль реки. На крутом берегу Енисея уга-дывается центр города с площадью, на которой расположены соборная Бого-явленская церковь с колокольней и двухэтажное здание магистрата, на уров-не второго этажа опоясанное балконом, выполненное в духе веяний столич-ного барокко. По описаниям, в «старом маленьком остроге имеется каменнаяглавная церковь Богоявления... рядом с ней - старая и новая канцелярия, впервой из которых хранится архив, амбар для хранения ясачной казны, домвоеводы, караульное помещение и маленький, окруженный палисадом, пунктдля пленных» (РГАДА. Ф. 199. Портф. 526. Ч. 2. Д. 8. Л. 1; 6. С. 11-13].Если здания церквей являются традиционными для облика городской за-стройки, то городской магистрат - это новый тип зданий, появившийся вXVIII в. Когда начались преобразования в области центрального и местногоуправления и суда, городам пришлось пережить ряд изменений в строе ихжизни. По замыслу Петра I коммерц-коллегии должны были для городовстать тем, чем была ратуша, ей вручалась власть над проектируемыми маги-стратами всех городов России [7].Енисейск продолжает расти. На юге за р. Скородумом строится Барабин-ская слобода с Троицкой церковью. На северо-востоке между р. Абалацкой иЕнисеем - Каштакская слобода. В западном направлении застраивается тер-ритория между Енисеем и возвышенностью, где располагался Спасский мо-настырь, - сооружаются провиантские склады и пороховой погреб. На вос-точном выезде из города выстраивается подворье Знаменского монастыря.Протяженность города с востока на запад уже составляет около 3 верст.В 1772-1782 гг. в Барабинской слободе на месте деревянной Троицкойцеркви была воздвигнута каменная. В конце XVIII в. в Спасском монастыреразвертывается каменное строительство: над восточными воротами строитсяцерковь Захария и Елизаветы, в северной части - настоятельский корпус. Вцентре нагорной части города возводится каменная Успенская церковь. Кре-стовоздвиженская и Входоиерусалимская кладбищенские церкви были возве-дены на рубеже XVIII-XIX вв. на противоположных концах города у главныхвыездов. Одним из значительных сооружений стало здание Присутственныхмест, выстроенное в 1780-х гг.Планировочная структура г. Енисейска определялась речным путем, про-ходившим поке были ликвидированы дороги старых лучевых улиц, проложенных от го-родского административного центра, обозначенного постройками острога, внаправлении Спасского монастыря. Все же четкую планировочную структурунесколько нарушали участки монастырей (например, Спасского) и кварталывдоль р. Мельничной, учитывавшие направление реки и рельеф. В настоящеевремя историческая часть города сформирована бывшей Большой улицей,проложенными параллельно ей улицами Кедровой (ул. Кирова), Успенской(ул. Рабочее-крестьянская), Ручейной (ул. Фефелова по осушенному руслур. Скородум), Крестовоздвиженской (ул. Перенсона), Новонаименованной(ул. Бограда). В центральной части города эти улицы пересекались с переул-ками - Святоградским (пер. Худзинского), проложенным от берега Енисея кСпасскому монастырю, Бассейным (ул. Бабкина), образующим поперечнуюось планировки города, Алексеевским (Партизанский пер.), идущим от Тор-говой площади (пл. Диктатуры пролетариата) перед Гостиным двором. Вконце Ручейной улицы перед восточными воротами Спасского монастырябыла разбита Спасская (Сенная) площадь, Воскресенская и Троицкая площа-ди были образованы при одноименных церквях.В застройке сибирских городов еще в XVII в. вообще и в Енисейске в ча-стности наблюдалось больше элементов правильной геометрической плани-ровки, чем в городах европейской части страны. Но все же и здесь строитель-ство велось по принципу свободной планировки, а регулировка сводиласьпреимущественно к разделению городского поселения на острог, где разме-щались главные административные и общественные здания, и посад - местогражданской застройки. Во второй половине XVII в. элементы регулярностиполучили законодательное закрепление в генеральных планах городов [8.C. 128]. В планировочном отношении выделялся центр города с главнойплощадью, формируемый общественными зданиями и церквями. Основнымкачеством планировки Енисейска до первой трети XX в. являлась системаразмещения доминант, которая являлась основой выразительного архитек-турного ансамбля города. Доминантами традиционно выступали православ-ные церкви, а также культовые сооружения других конфессий - мечеть и си-нагога, а в конце XIX в. - здания пожарного депо и мужской гимназии. По-следнее здание несколько выбивается из общего принципа сомасштабностизастройки человеку своим значительным объемом и массивностью. Оно былопоставлено с расчетом на будущее развитие города, которое было прерваноходом исторических событий: замедлением развития, переносом центра вКрасноярск, событиями советского периода.Расположение города на берегу Енисея, сложившиеся в первые годы по-сле основания композиционные узлы со зданиями и сооружениями острога,монастырями в качестве градоформирующих элементов, а также культовыездания предопределили принципы и направления развития города. Планиро-вочная структура города на протяжении XVII-XIX вв. отличалась стабильно-стью, последовательностью территориального развития.Размещение и стилевые дефиниции вертикальных доминант городаДо настоящего времени система размещения вертикальных доминант со-хранена лишь отчасти и представлена следующими сооружениями, такжеимеющими утраты в той или иной степени:1. Спасский собор Спасского мужского монастыря, 1730-1808 гг. Спасскиймужской монастырь был основан в 1642 г. (?) к юго-западу от Енисейского ост-рога, рядом с дорогой, ведущей в Маковский острог, на краю невысокой возвы-шенности, имевшей крутые склоны. Первоначально все монастырские построй-ки были деревянными [9. С. 87; 10. С. 88; 11. С. 333-345; 12. С. 329].Каменный собор имеет продольную трехчастную композицию: храм с глу-бокой полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпонованная трапезная сдвумя фланкирующими приделами (Покрова и Иоанна Предтечи) и колокольня,вытянутые по одной оси. Собор представляет собой пример провинциальнойкультовой архитектуры, это типичное произведение сибирского зодчества сере-дины XVIII в., выполненное в формах «уральского барокко». Отличительнойчертой является значительное влияние деревянной архитектуры: тип собора явноповторяет архаичные формы деревянного культового зодчества.2. Надвратная церковь Захария и Елизаветы Спасского мужского монастыря,1785-1875 гг. Основной объем каменных восточных ворот Спасского монастыряс надвратной церковью и фланкирующими двухэтажными палатками был вы-строен в 1785-1796 гг. «иждивением… архангелогородского купца ДимитрияЛобанова» [11. С. 335]. Кубический объем церкви был сдвинут от оси ворот кзападу, а трехстенная алтарная апсида выступала в один уровень с восточнымфасадом ворот. Церковь относилась к типу «малый восьмерик на четверике».Церковь Захария и Елизаветы была редким образцом культовой архитектурыСибири XVIII в. - местной «енисейской школы», отличающейся своеобразнымбарочным украшением фасадов. Подобный декор использовался и для некото-рых других построек округи (например, полуразрушенная ныне церковь вд. Кежма Богучанского р-на Красноярскогозицию: полукруглая алтарная апсида, кафоликон, широтно скомпонованная тра-пезная с двумя фланкирующими приделами и колокольня вытянуты по однойоси. Храм относится к типу «восьмерик на четверике». Наружное убранствохрама было выполнено в пышных формах «уральского барокко». Богоявленскийхрам представлял один из лучших барочных образцов сибирского зодчества,характерного для XVIII в., отличался своеобразным композиционным решением,насыщенностью и великолепием декора. Он занимал центральное место в пано-раме города, возвышаясь над берегом Енисея.5. Воскресенская церковь, 1735-1877 гг. Церковь каменная, построена наместе деревянной, стоявшей в северо-восточном углу Енисейского острога, наберегу Енисея, в месте впадения в Енисей реки Мельничной. Постройка произ-водилась посадским человеком И. Щукиным на пожертвования жителей Ени-сейска и других городов (ГАКК. Ф. 179. Оп. 1. Д. 1, 3, 7, 10. Ф. 812. Оп. 1.Д. 82. Л. 16-18). Церковь имела традиционную двухчастную композицию.Храм относился к типу «восьмерик на четверике». Здание Воскресенскойцеркви представляет собой образец одного из лучших произведений сибирско-го зодчества, выполненный в формах «уральского барокко» второй четвертиXVIII в. Его месторасположение играет важную роль в градостроительной си-туации, он замыкает панораму центральной части города с востока.6. Троицкая церковь, 1772-1782 гг. Открытие Троицкого прихода в пер-вой половине XVIII в. связано с расширением города в южном направлении.Каменная церковь была выстроена на месте деревянной, посреди площади.Новая церковь служила ориентиром при прокладывании Крестовоздвижен-ской улицы (современная улица Перенсона) - пятой продольной магистралигорода (после Большой (ул. Ленина), Кедровой (Кирова), Успенской (Рабоче-Крестьянская), Ручейной (Фефелова) по регулярному плану последней чет-верти XVIII в. Расположение Троицкой церкви по отношению к фронтальновыстроившимся по берегу Енисея Богоявленскому собору, Преображенской иВоскресенской церквям определило поперечную глубинную перспективу вцентре плоской панорамы города [14. С. 125]. Церковь имела продольнуютрехчастную композицию: храм с полукруглой алтарной апсидой, широтнорасположенная трапезная с двумя фланкирующими приделами и колокольня,вытянутые по одной оси. Храм относился к типу «восьмерик на четверике»,перекрывался сомкнутым сводом с парусами в углах, несущими диагональ-ные грани светового барабана, увенчанного главкой на тонкой шейке. Троиц-кая церковь была образцом для проекта церкви Покрова в Красноярске и яв-лялась одним из ранних произведений енисейской школы. Она отличаетсянасыщенностью и стилистическим единством наружного убранства фасадов,пластической выразительностью и острой трактовкой форм.7. Успенская церковь, 1793-1843 гг. В 1747 г. в связи со строительствомкаменной Преображенской церкви около Гостиного двора ранее расположен-ную там деревянную Знаменскую церковь перенесли за пределы города нагородское кладбище, расположенное на возвышенности по Ачинскому трак-ту. К концу XVIII в. вся местность вокруг кладбища была заселена и превра-тилась в «нагорную» часть города, было открыто новое кладбище, располо-женное дальше к юго-западу, а бывшая кладбищеская церковь стала приход-ской. Тогда же енисейскими купцами Е.С. и П.С. Трескиными была начатапостройка каменного храма [14. С. 104-139]. Успенская церковь, возведеннаяна рубеже XVIII-XIX вв., отражает происходившее в это время приобщениесибирского зодчества к общим стилистическим тенденциям русской архитек-туры, тяготеющим к классицизму. Своеобразие «сибирского барокко» сохра-няется только в форме оконных обрамлений. Здание церкви служит крайнимзападным ориентиром в панораме города.В настоящее время утрачено пять храмов и две часовни:1. Двухэтажная каменная церковь Рождества Христова Христорождест-венского (Иверского) женского монастыря, 1755-1820 гг., находившаяся нар. Мельничной и устье р. Лазаревки [15. С. 136].2. Двухэтажная каменная Преображенская церковь, строившаяся в 1747-1779 гг. и находившаяся на набережной Енисея к востоку от Богоявленскогособора на базарной площади. Имела название Гостинодворской, так как на-ходилась близ гостиного двора.3. Одноэтажная каменная кладбищенская Входоиерусалимская церковь,1801 г., - «Абалакская», так как находилась на восточной стороне города,носившей название Абалак, при въезде в город.4. Каменная кладбищенская Крестовоздвиженская церковь, 1794 г., сто-явшая на западной стороне города, носившей название Севостьянка.5. Домовая церковь в тюремном замке, 1864 г., находившаяся в каменномздании на западной стороне города, за военными казармами у пороховыхподвалов.6. Каменная часовня в честь свт. Николая, в кузнечных рядах, недалеко отХристорождественской церкви, к приходу которой она относилась.7. Каменная часовня в честь старца Даниила, 1859 г., во дворе Иверскогомонастыря.Кроме того, в городе находились культовые здания других конфессий -существующая ныне мечеть, возведенная в конце XIX в., и синагога, утра-ченная в 1930-е гг.К началу XX в. в Енисейске шесть храмов формировали речной фасад го-рода, они были расположены в непосредственной близости к берегу Енисея,что, несомненно, связано со значимостью водного пути для города. Осталь-ные создавали «глубинность» композиции, отмечая узловые элементы за-стройки и ландшафтапостроен первый этаж, второй не имел потолков и отделки, достроен был в1827 г. [9. С. 337-338]. Здание является примером жилой монастырской по-стройки XVIII в., выполнено в традициях гражданских построек «енисейскойшколы».2. Настоятельский корпус Христорождественского (Иверского) женскогомонастыря. 1822 г. (ГАКК. Ф. 812. Оп. 1. Д. 732). Каменное здание настоятель-ского корпуса располагалось в центре территории монастыря. Здание являетсяпримером типичного общественного здания первой трети XVIII в., выполненно-го по образцовому проекту 1820-х гг. в формах позднего классицизма, отличает-ся свободным асимметричным решением внутренней планировки.3. Корпус братских келий Христорождественского (Иверского) женскогомонастыря, 1830-е гг. - каменное полутораэтажное здание, вытянутое в пла-не, располагалось в северо-западном углу монастырской территории. Являет-ся примером жилого монастырского здания, выполненного в формах поздне-го классицизма по образцовому проекту.Отвечая времени своего возведения, каждое из них имеет стилистическиеособенности, характерные для определенной эпохи. Учитывая то, что онилибо несут черты местной школы, либо соответствуют принципам образцо-вых проектов, но имеющих свои характерные формы, а также то, что во мно-гих других сибирских городах подобных зданий уже нет, можно сказать, чтоони являются уникальными образцами зодчества.К наиболее ранним жилым и общественным зданиям города можно отне-сти следующие:1. Дом воеводы, 1722 г. Здание построено в связи с учреждением в 1718 г.Енисейской провинции. Это было первое каменное здание в городе. Оноупоминается С.Г. Гмелиным, посетившим Енисейск в 1734 г. [16. Ч. 1]. Наплане города второй половины XVIII в. показан воеводский двор, распола-гавшийся к югу от Богоявленского собора. В конце 1860-х гг. в здании раз-местилась пожарная часть [13. С. 89]. Воеводский дом представляет собойадминистративное здание Петровской эпохи и является одним из ранних иредких памятников гражданской архитектуры Сибири.2. Дом 262>5.Евсеевазано с первоначальным проектированием деревянного здания магистрата, очем говорят чертежи 1754-1757 гг. [7. С. 29-56]. В конце 1820-х гг. город-ской голова А.Г. Кобычев надстраивает третий этаж. Здание неоднократнострадало от пожаров. После пожара 1869 г. архитектор отказался его восста-навливать из-за значительности разрушений. Тем не менее оно было отре-монтировано к 1871 г. и продолжало служить помещением думы. В 1883 г. попредложению енисейского купца Н. Скорнякова в среднем этаже здания былустроен общественный краеведческий музей на основе коллекций А. Кытма-нова и Н. Мартьянова [13. С. 217, 574, 583, 587]. В архитектурном решениифасада оригинальные и нарядные черты «сибирского барокко» сочетались сострогими стилевыми особенностями позднего классицизма. Здание входило висторическое ядро города.4. Дом Грязнова, вторая половина XVIII в. Точная дата возведения зданиянеизвестна, но по стилистике оно близко к сооружениям Енисейска, постро-енным в последней четверти XVIII в. - зданию присутственных мест и на-стоятельскому корпусу Спасского монастыря. Впервые оно показано на пла-не города 1797 г. [13. С. 352, 375, 574]. Каменное двухэтажное здание крытовальмовой кровлей. К средней части западного фасада примыкало каменноекрыльцо. Дом Грязнова - великолепный образец здания городской усадебнойархитектуры Сибири второй половины XVIII в., в котором воплощены чертыбарокко в местной трактовке. Отличается красотой конструктивного решенияи нарядностью убранства фасадов.5. Здание Присутственных мест, 1780-е гг., является примером граждан-ской архитектуры Сибири последней четверти XVIII в., представляющимредкий образец местного варианта барокко, воплощенного в административ-ном здании. Отличается своеобразной выразительной обработкой фасадов ввиде плоских многоярусных филенок в сочетании с угловыми лопатками иобрамлениями наличников.В XIX в. кроме жилых, общественных, торговых зданий появляются по-стройки лечебного, промышленного, учебного назначения:1. Дом Козицына начала XIX в. является .0011 одним из ранних примеров ряпичным купеческим особняком эпохи позднего классицизма, выстроеннымпо образцовому проекту. Для Енисейска он представляет собой уникальныйпример архитектурной композиции небольшого особняка с мезонином и пор-тиком, распространенной в городах среднерусской провинции, но редковстречающейся в Сибири. Вместе с примыкающей к фасаду оградой и воро-тами входит в ансамбль исторической застройки городского центра.5. Флигель А.Г. Кобычева, первая треть XIX в., представляет собой ха-рактерный элемент городской купеческой усадьбы, выполненной в стилисти-ке позднего классицизма, представляет сохранившуюся часть застройки го-рода по берегу р. Мельничной.6. Дом П.И. Кытманова, вторая четверть XIX в., - типичный купеческийособняк, выполненный в формах позднего классицизма по одному из образ-цовых проектов 1830-х гг. Вместе с оградой и воротами входит в ансамбльисторической застройки городского центра.7. Дом и лавки Баландина, вторая четверть XIX в., располагались напро-тив Торговой площади и гостиного двора. Каменные строения лавок перво-начально принадлежали дочери титулярного советника Попова, затем пере-шли к купцу Щеголеву. Приехавшие в 1847 г. Ф. Баландин и его племянникА.С. Баландин приобретают «место с каменными лавками» и выстраиваютпримыкающий к лавкам каменный двухэтажный дом [13. С. 289, 320, 353,405, 510]. Здания выполнены в формах позднего классицизма, что характернодля первой половины XIX в. Крупный купеческий особняк с примыкающимторговым помещением является характерным образцом исторической за-стройки сибирского города.8. Дом и дворовые постройки И.П. Кытманова, 1858-1861 гг. Известныйенисейский купец и золотопромышленник И.П. Кытманов начал постройкусвоего дома в 1858 г., полностью строительство было закончено в 1861 г. [13.С. 369, 386]. Здание является примером становления архитектурной эклекти-ки, вместе с дворовыми постройками, оградой и воротами образует ансамбльгородской купеческой усадьбы второй половины XIX в.9. Дом и пакгауз М. Бородкина, вторая половина XIX в. - здания провин-циальной городской застройки второй половины XIX в., выполненные вформах раннего этапа архитектурной эклектики, вместе с пристройками, ог-радой и воротами образуют ансамбль доходного дома. Здание пакгауза - яр-кий образец купеческой хозяйственной постройки.10. Здание городской богадельни, 1865 г., построено енисейским купцомМарамыгиным [13. С. 425]. Оно является примером небольшого лечебногозаведения русской провинции XIX в. Декоративное оформление оконныхпроемов традиционно для русской деревянной архитектуры - наличники спрофилированными сандриками и плоскими треугольными фронтонами, по-доконные доски опираются на плоские консольки.11. Дом Дементьевых, 1860-е гг., - небольшой купеческий особняк, вы-полненный в формах позднего классицизма с привнесением элементов архи-тектурной эклектики, отличается удачно найденными пропорциями объемно-пространственного решения.12. Дом Тонконоговых, 1860-е гг., - типичный доходный дом провинци-ального города, отличается тонкостью применения лепнины в оформлениифасадов, входит в ансамбль застройки городского центра.13. Дом Флеера, 1860-е гг., - распространенный тип торгового здания сжилым верхним этажом и фасадом, выполненным в формах архитектурнойэклектики, демонстрирует богатую пластику декора фасадов при ограничен-ном наборе приемов, служит важным звеном в ансамбле городского центра.14. Дом Востротина, 1860-1870-е гг., выполнен в развитых формах эклек-тики, отличается богатой пластикой и служит украшением береговой за-стройки города.15. Дом Савельева, 1860-1870-е гг., - пример торгового здания с жилымверхним этажом. Его фасад выполнен в развитых формах архитектурной эк-лектики. Здание входит в ансамбль городского центра.16. Дом и лавка Захарова, 1860-1870-е гг., - типичное торговое здание сжилым верхним этажом. Фасад выполнен в формах архитектурной эклекти-ки. Входит в ансамбль городского центра.17. Здание мужской гимназии, 1878-1886 гг. Здание стало в тот периодсамым высоким в городе, поскольку был надстроен третий этаж. Архитекту-ра гимназии показывает черты эклектики, вместе с тем для нее характернырасчлененность объема, строгость и регулярность решения фасадов. Оно яв-ляется важным звеном в застройке центральной части города.18. Дом и дворовые постройки Коновалова, 1880-е гг., - пример городскойзастройки, для которой характерны логичность размещения на участке, что при-дает особую функциональность ансамблю купеческого двора. Фасад каменногодома симметричен и строг, выполнен в формах архитектурной эклектики.19. Дом Елтышева, 1880-е гг., отличается компактностью композицион-ного решения, подчеркнутого намеренным возвращением к формам класси-цизма в наружном убранстве фасадов, что говорит о внедрении в архитектур-ную практику Енисейска стилистических мотивов «историзма». Входит вансамбль исторической застройки береговой линии р. Мельничной.20. Дом Пигасова, вторая половина XIX в., - пример мещанского особня-ка, сочетающего небольшие размеры и простоту композиционного решения сбогатой пластикой фасадов, выполненных в развитых формах архитектурнойэклектики.21. Дом Кузнецова, вторая половина XIX в. Нижний этаж выполнен изкирпича, перекрыт сводами. Второй этаж деревянный, обшит тесом и ошту-катурен. На втором этаже устроена угловая остекленная веранда. Дом Кузне-цова - пример купеческого особняка, выделяющийся сложностью сводчатыхконструкций, изяществом классических форм в наружном убранстве дере-вянного этажа в стилистике «историзма».22. Дом Урушева, 1890-е гг., - каменное одноэтажное здание с цокольнымэтажом, вытянутое в глубину двора. Небольшой по размерам мещанский особ-няк выделяется роскошным убранством фасада, рельефностью использованныхформ, что характерно для позднего периода архитектурной эклектики.23. Здание типографии Дементьева, 1890-е гг., - пример промышленнойархитектуры конца XIX в. Здание выполнено в поздних формах архитектур-ной эклектики, сочетающих «ренессанс» с «русским стилем»: четкая ритмикадлинного фасада наряду с членением по вертикали совмещена с «кокошни-ками» и пирамидальными башенками. Здание является важным звеном ан-самбля береговой застройки города по Енисею.24. Здание аптеки, конец XIX - начало XX в. В здании размещались апте-ка и квартира городского врача. Пример здания, сочетающего жилые и обще-ственные функции. Выполнено в поздних формах архитектурной эклектики,выраженной в воспроизведении «готического» стиля, что позволяет отнестиего к стилистике «историзма». Благодаря своему ключевому расположениюна возвышенном месте открывает застройку нагорной части города.Круг назначения возведенных в XIX в. построек значительно расширил-ся, стилистика зданий соответствовала общему ходу развития образногостроя архитектуры того периода - от классицизма к развитой эклектике, чтоговорит о чуткости застройщиков и архитекторов Енисейска к общим тен-денциям архитектурной моды наряду с оригинальным воплощением местныхособенностей. Особое место уделяется деревянной архитектуре. Не раз слу-чавшиеся пожары погубили постройки раннего периода существования горо-да, однако сохранились здания, появившиеся после пожара 1879 г. Деревян-ные дома горожан Щукина, Тонконогова, Борзецовой, Калашникова и др.,датированные второй половиной XIX в., - деревянные особняки, как правило,полутора-двухэтажные, являются образцами зданий периода архитектурнойэклектики, для которых характерен выразительный декор фасадов. Большин-ство деревянных домов конца XIX в. сохраняют традиционные конструктив-ные, планировочные и декоративные приемы народного зодчества, такие какрубка в лапу, в охряпку и обло, устройство кровли, планировка по типу пяти-стенка, связи, крестовой связи, богатство резьбы наличников. Часть из нихследует принципам декора каменных зданий - устройство пилястр с капите-лями, лопаток по углам, узорчатого фриза. Амбар Грязнова, конец XIX - на-чало XX в., - редкий пример хозяйственной постройки, отличающейся круп-ными размерами, столбчатой конструкцией фундамента, а также функцио-нальностью внутренней планировки и организации вентиляции продухами скозырьками.XX в. привносит новый стиль - модерн, в Енисейске появляется здание,полностью соответствующее данному направлению в архитектуре, - в 1909 г.строится каменный дом А.М. Бородкина. Представляет собой торговое зда-ние, которое отличается четкой симметрией всех элементов фасада, включаяразмещение круглых арок окон второго этажа, трактованных в виде раковин,что характерно для этого стиля. Все оформление фасада отвечает признакаммодерна. Здание примыкает к дому Флеера и образует важное звено в за-стройке городского центра.Выявленные ландшафтные объекты как природныедостопримечательные местаНатурными исследованиями выявлены следующие ландшафтные объектыгорода, имеющие природную, историческую, эстетическую ценность:Река Енисей, пойма реки.Река Мельничная, долина реки.Левый берег Енисея на протяжении его течения по городу как место рас-крытия значимых панорам с остатками береговых укреплений.Место впадения р. Мельничной в Енисей.Улица Ручейная на месте осушенного русла р. Скородум.Возвышенность и озеленение территории Спасского монастыря с памят-ником Т.И. Худзинскому.Возвышенность и озеленение территории рядом с Успенской церковью собелиском на братской могиле погибших в 1919 г., спуск к ул. Большой.Озеленение территории мемориала павшим в годы Великой Отечествен-ной войны.Озеленение пл. Диктатуры пролетариата, бывшей Базарной.Историко-культурный потенциал ЕнисейскаИсторико-культурный потенциал Енисейска формируется исходя из сле-дующих положений:1. В Енисейске сохранились следы самобытной русской градостроитель-ной культуры, уходящей корнями в историческое прошлое Сибири и Россиив целом.2. Характерными чертами города остались основные параметры объемно-пространственной модели, появившейся с момента основания города вXVII в. и развивавшейся в течение XVIII-XIX вв., основными компонентамикоторой являются ландшафт с включением рек Енисея, Мельничной, бывше-го русла р. Скородум, система вертикальных доминант и застройка, имеющаяисторическую ценность, отражающую стилевое развитие русской архитекту-ры в условиях динамично развивавшегося сибирского города, являвшегосяадминистративным и торговым центром.3. Структурно-композиционная организация города связана с неодно-значной трактовкой взаимодействия застройки и ландшафта: с одной сторо-ны, наблюдается связь кварталов города с природным ландшафтом в видевписанности в природное окружение, а с другой - отстраненность от негоосновных массивов кварталов. Для застройки характерна многоплановость,визуальная взаимосвязь кварталов города, когда здания на улице можно уви-деть, находясь на параллельной улице через открывающиеся проемы за-стройки. Размещение застройки отражает основные тенденции развития рус-ских поселений, противопоставляющих рукотворную «вторую природу» -архитектуру - и ландшафт.4. Система размещения архитектурных доминант, начавшая складыватьсяс начала основания города, представляет собой пример стройной и логичноймногоплановой городской вертикальной структуры, связанной с ландшафт-ными особенностями. Традиционным элементом является визуальная связьдоминант.5. Енисейск, как и ряд других уральских и сибирских городов, напримерВерхотурье, Томск, Тобольск, - традиционный приречный город с вырази-тельными панорамами.6. В городе два архитектурных центра - Спасский монастырь и ось вдольреки, на которую нанизан ряд храмов.7. Компактность исторической застройки города с высокой степенью на-сыщенности сохранившихся высокохудожественных памятников архитекту-ры и городских ансамблей.8. Наличие памятных мест, мемориалов, ландшафтных объектов.9. Связь истории города с выдающимися личностями российской истории(землепроходцы П. Албычев, Ч. Рукин, воеводы П. Полибин, А. Пашков, ос-новательница женского монастыря Параскева Племянникова, купцы А.Г. иА.А. Кобычевы, П. Трескин, Баландин, протопоп Аввакум, П. и А. Кытмано-вы, декабристы Якубович, Фонвизин, епископ Иннокентий Иркутский, ста-рец Даниил, хирург и епископ В.Ф. Войно-Ясенецкий, деятели русских рево-люций и др.). Примечательно, что для многих зданий сохранена память об ихвладельцах.На основании проведенного анализа недвижимых объектов культурногонаследия Енисейска можно заключить, что основными чертами, характери-зующими архитектурных носителей культурного капитала, являются сле-дующие.Город Енисейск - целостное образование, выступающее памятником гра-достроительства, в котором в основном сохранены ценные качества его объ-емно-пространственной модели, традиционной для русских поселений, раз-вивавшихся в XVII-XIX вв.Историческое ядро города в основном сохраняет развившиеся параметрыи взаимосвязи модели, в которой ведущие архитектурные доминанты объе-диняют основные компоненты художественного образа города, включая про-странство р. Енисея и его притоков, исторической рядовой застройки. Улицыисторического ядра города наиболее насыщены памятниками архитектуры иистории, ансамблями, ценным

Ключевые слова

культурный капитал, культурное наследие, памятники архитектуры, достопримечательные места, сultural capital, cultural heritage, historical monuments, places of interes

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Майничева Анна ЮрьевнаИнститут археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)доктор исторических наук, заместитель заведующего отделом музееведенияannmaini@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Trosbi D. Cultural capital // Journal of Cultural Economics. 1999. № 23. P. 3-12.
Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII вв. М. : Стройиздат, 1989. 216 с.
Резун Д.Я. Летопись сибирских городов / Д.Я. Резун, Р.С. Васильевский. Новосибирск : Кн. изд-во, 1989. 303 с.
Фаст Г. Енисейск православный. Красноярск : Енисейский благовест, 1994. 239 с.
Двойникова Е.В. К вопросу об охранном зонировании территории исторического города Верхотурье (формирование объемно-пространственной модели г. Верхотурья как средневекового русского города) // Археологические и исторические исследования г. Верхотурья. Екат
Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. Новосибирск : Наука, 1991. 141 с.
Курилов В.Н. Освоение Сибири : Сохранение и трансформация русской культуры в XVII - начале XX вв. / В.Н. Курилов, А.А. Люцидарская, А.Ю. Майничева. Новосибирск : ПрепрессСтудио, 2005 / Майничева А.Ю. Гл. 2 : Формирование жилой среды в сибирских селениях X
Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX в. Новосибирск : Наука, 1974. 252 с.
Амвросий. История Российской иерархии. М., 1812. Ч. 4.
Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей. СПб., 1819.
Афанасий. Сведение об Енисейском мужеском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С. 333-345.
Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. 2. С. 329.
Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594-1893 гг.// ЕГКМ. ОФ. Д. 7746.
Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916,
Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. М., 1833. С. 136.
Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств Природы. СПб., 1782. Ч. 1.
 Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 1 (5).

Полнотекстовая версия